Государственное и муниципальное управление в системе научных знаний

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:20, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является исследование государственного и муниципального управления в системе научных знаний с позиции системного подхода к управлению. Поставленная цель требует решения следующих задач:
- изучить понятие и предмет государственного и муниципального управления;
- определить эволюцию государственного и муниципального управления как научной и учебной дисциплины;
исследовать правовые основы государственного и муниципального управления;
- выявить общие признаки государственного и муниципального управления.

Содержание

1.Введение.....................................................................................................3-4
2. Глава 1. Государственное и муниципальное управление как предмет изучения.
§1.1. Понятие и предмет государственного и муниципального управления.........................................................................................5-10
§1.2. Эволюция государственного и муниципального управления как учебной и научной дисциплины в России....................................11-17
3. Глава 2. Государственное и муниципальное управление как система и источники его изучения
§2.1. Правовые основы системы государственного и муниципального управления.........................................................................................18-21
§2.2. Признаки, общие для государственного и муниципального управления..........................................................................................22- 32
4. Заключение................................................................................................33-34
5. Список используемой литературы.........................................................35

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 192.50 Кб (Скачать)

              Таким образом, компетенция органов государственной власти - это совокупность предметов их ведения и полномочий; полномочия этих ор­ганов - совокупность их прав и обязанностей.

              Следует отметить, что полномочия законодательных (представитель­ных) и исполнительных органов власти устанавливаются также федераль­ными законами, что должно обеспечивать их единство для всех террито­риальных образований: субъектов Российской Федерации и местного самоуправления соответственно[10].

              Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ предусматриваются только основные полномочия законодательного (представительного) (ст. 5) и высшего исполнительного (ст. 21) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, При этом организационно-правовая форма высшего исполнительного органа субъекта Федерации не определяется. Такой исторически сложившейся органи­зационно-правовой формой высшего исполнительного органа государствен­ной власти в республиках Российской Федерации является правитель­ство. В краях и областях, в соответствии с ранее действующим законом о краевых, областных Советах народных депутатов и краевых, областных администрациях, были созданы администрации, возглавляемые глава­ми администрации.

              В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и испол­нительных органов государственной власти субъектов Российской Феде­рации» в субъекте Российской Федерации устанавливается система ор­ганов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным орга­ном государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государствен­ной власти субъекта Российской Федерации (п.1 ст. 17).

              В п. 1 ст. 21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ указывается, что высший исполнительный орган государствен­ной власти субъекта Российской Федерации участвует в проведении еди­ной государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Но высший исполнительный орган государственной власти субъекта федерации прово­дит единую политику через сформированные им соответствующие орга­ны исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции дан­ного субъекта федерации, которые, видимо, он и наделяет полномочия­ми. Естественно, эти полномочия носят субъективный характер, так как не установлены федеральным законодательством, что вызывает сомнение в возможности реализации единой государственной политики на основе субъективно установленных полномочий органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эффективная реализация единой государственной политики может осуществляться только на ос­нове полномочий органов исполнительной власти, установленных феде­ральным законодательством.

              Таким образом, право законотворческой деятельности принадлежит всем ветвям государственной власти: Президенту РФ (при участии Государственно-правового управления, Администрации Президента и Совета безопасности), членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, Правительству, региональным законодательным органам власти, Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному судам РФ.

              Правовая база местного самоуправления подробно регламентирована Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

              Муниципальное управление является важной частью социальной и политической системы общества и одним из важнейших элементов и признаков демократического государства, что отражено в Конституции РФ. В ст. 3 Конституции сказано: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§2.2. Признаки, общие для государственного

и муниципального управления

 

              К общим признакам государственного и муниципального управления относятся[11]:

- единство методов и основных функций социального управле­ния на всех уровнях государственного и муниципального управле­ния: федеральном, субъектов Федерации, муниципальных образова­ний. Единство методов управления вытекает из единства их мотивационной основы.

              Единство основных функций социального управления (планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование) опре­деляется единством процесса управления на всех его уровнях, который проявляется в единстве этапов осуществления управленческого цикла, каждый из которых выполняется посредством реализации соответствую­щей основной функции;

-  единство общих и частных функций государственного и муни­ципального управления и образуемых на основе их реализации про­цессов управления на каждом уровне управления. Эта закономерность вытекает из единства полномочий органов государственного и муници­пального управления, определяемых федеральными законами для каж­дого уровня управления;

-  оптимальное соотношение централизации и децентрализации полномочий органов государственного и муниципального управле­ния. Эта закономерность определяется разнообразием условий объектов государственного и муниципального управления.

              Практическая реали­зация этой закономерности заключается, во-первых, в передаче феде­ральными органами исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации части своих полномочий последним, если это не противоречит Конституции Россий­ской Федерации.

              Во-вторых, в передаче органами исполнительной влас­ти субъектов российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти части своих полномочий им.

              В-треть­их, в наделении органов местного самоуправления отдельными государ­ственными полномочиями федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. При этом реализация переданных полномочий контролируется государством в соответствии с условиями и порядком контроля, определяемыми соответственно федеральными зако­нами и законами субъектов Российской Федерации.

              В-четвертых, в пе­редаче полномочий органов местного самоуправления органами террито­риального общественного самоуправления.

              К общим принципам государственного и муниципального управле­ния относятся[12]:

1. Верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, изданных в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Народовластия.

3. Ответственности.

4.  Обеспечение прав и свобод человека и гражданина.

5.  Разделения властей.

6.  Федерализма.

7.  Демократического централизма.

8.  Сочетания централизации и децентрализации управления.

9. Гласности.

10. Законности.

11. Функционально-отраслевой.

12. Линейно-функциональный.

13. Сочетание единоначалия и коллегиальности.

14. Ситуационного управления.

15. Программно-целевой.

16. Плановости.

17. Научности.

18. Делегирования полномочий.

              Принцип верховенства Конституции РФ, феде­ральных конституционных законов и федеральных законов, изданных в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает, что в случаях расхожде­ния законов субъектов Российской Федерации с Конституцией Рос­сийской Федерации и федеральными законами действуют Конститу­ция и федеральные законы. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта федерации.

              Принцип народовластья устанавливает, что источником государ­ственной власти в России является ее народ, волю которого реализу­ют представительные и исполнительные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления.

              Принцип ответственности требует установления четкой ответствен­ности должностных лиц и органов государственного и муниципаль­ного управления за невыполнение или некачественное и несвоевре­менное выполнение возложенных на них полномочий.

              Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина тре­бует от должностных лиц и работников органов государственного и муниципального управления неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Рос­сийской Федерации.

              Сущность принципа разделения властей заключается в необходи­мости разделения государственной власти на законодательную, ис­полнительную и судебную.

              Поскольку государственная власть в Российской Федерации, источ­ником которой является народ, едина и неделима, как и сам народ, то под принципом разделения властей следует понимать разделение еди­ной власти на отдельные ее функции. Принцип разделения властей име­ет долгую историю.

              В Конституции Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в ст. 10, в которой указывается: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законо­дательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, ис­полнительной и судебной власти самостоятельны».

              Другими словами, государственная власть в России разделяется на три власти, осуществляемые тремя органами власти.

              Принцип разделения властей действует и в самом законодательном органе власти, разделяя его на верхнюю и нижнюю палаты, что имеет место в основном в федеративных государствах.

              Сущность принципа федерализма заключается в обеспечении территориально-политического единства Российской Федерации в соче­тании с децентрализацией государственной власти на основе консти­туционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами госу­дарственной власти субъектов Российской Федерации при обеспече­нии равноправия субъектов Федерации между собой в их отношении с федеральными органами власти.

              В соответствии с этим принципом органы государственной власти образуются на двух уровнях: федеральном и субъектов Российской Феде­рации.

              Принцип демократического централизма является важнейшим прин­ципом государственного и муниципального управления, определяющим содержание, формы и методы деятельности органов управления, руково­дителей и исполнителей на всех уровнях управления.

              Из принципа демократического централизма вытекает принцип сочетания централизации и децентрализации государственного и муниципального управления. Его сущность заключается в обеспече­нии согласования государственных и местных интересов посредством четкого разделения компетенции федеральных органов государствен­ного управления, органов государственного управления субъектов Российской Федерации и органов муниципального управления.

              Принцип гласности в государственном и муниципальном управ­лении имеет решающее значение. Этот принцип обеспечивает защиту общества от проявлений вседозволенности и безнаказанности орга­нов государственного и муниципального управления, а также долж­ностных лиц. Принцип гласности в государственном и муниципаль­ном управлении требует обеспечения информированности граждан, доступности обсуждения важнейших государственных и муниципаль­ных вопросов, компетентного участия населения в принятии управ­ленческих решений на основе изучения и учета общественного мне­ния.

              В государственном и муниципальном управлении принцип гласности является способом осуществления прямой и обратной связи между орга­нами управления и населением. Реализация принципа гласности обеспе­чивает рост активности граждан в оценке, подборе и выдвижении кад­ров в органы управления.

              Реализация принципа гласности в управлении тесно связана с зако­ном участия граждан в государственном и муниципальном управлении, обеспечивая включение широких слоев граждан в государственное и муниципальное управление, особенно в случаях необходимости открыто­го, всестороннего обсуждения и принятия важных управленческих ре­шений.

              Принцип законности означает, что государственное и муниципаль­ное управление, с одной стороны, является подзаконным, т.е. все действия, совершаемые органами управления в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, должны строго основывать­ся на законодательных актах; с другой стороны, органы управления создаются на основе законов.

              Принцип законности требует от органов государственного и муници­пального управления точного, единообразного выполнения законов, осу­ществления этими органами только таких управленческих действий, которые соответствовали бы содержанию государственной воли, выражен­ной в законах; принятия управленческих решений по вопросам, отнесен­ным законом к компетенции данного органа, в установленном порядке и в определенной форме.

Информация о работе Государственное и муниципальное управление в системе научных знаний