Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2012 в 18:20, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование государственного и муниципального управления в системе научных знаний с позиции системного подхода к управлению. Поставленная цель требует решения следующих задач:
- изучить понятие и предмет государственного и муниципального управления;
- определить эволюцию государственного и муниципального управления как научной и учебной дисциплины;
исследовать правовые основы государственного и муниципального управления;
- выявить общие признаки государственного и муниципального управления.
1.Введение.....................................................................................................3-4
2. Глава 1. Государственное и муниципальное управление как предмет изучения.
§1.1. Понятие и предмет государственного и муниципального управления.........................................................................................5-10
§1.2. Эволюция государственного и муниципального управления как учебной и научной дисциплины в России....................................11-17
3. Глава 2. Государственное и муниципальное управление как система и источники его изучения
§2.1. Правовые основы системы государственного и муниципального управления.........................................................................................18-21
§2.2. Признаки, общие для государственного и муниципального управления..........................................................................................22- 32
4. Заключение................................................................................................33-34
5. Список используемой литературы.........................................................35
Таким образом, компетенция органов государственной власти - это совокупность предметов их ведения и полномочий; полномочия этих органов - совокупность их прав и обязанностей.
Следует отметить, что полномочия законодательных (представительных) и исполнительных органов власти устанавливаются также федеральными законами, что должно обеспечивать их единство для всех территориальных образований: субъектов Российской Федерации и местного самоуправления соответственно[10].
Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. №184-ФЗ предусматриваются только основные полномочия законодательного (представительного) (ст. 5) и высшего исполнительного (ст. 21) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, При этом организационно-правовая форма высшего исполнительного органа субъекта Федерации не определяется. Такой исторически сложившейся организационно-правовой формой высшего исполнительного органа государственной власти в республиках Российской Федерации является правительство. В краях и областях, в соответствии с ранее действующим законом о краевых, областных Советах народных депутатов и краевых, областных администрациях, были созданы администрации, возглавляемые главами администрации.
В соответствии с федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в субъекте Российской Федерации устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации (п.1 ст. 17).
В п. 1 ст. 21 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ указывается, что высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации участвует в проведении единой государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии. Но высший исполнительный орган государственной власти субъекта федерации проводит единую политику через сформированные им соответствующие органы исполнительной власти отраслевой и межотраслевой компетенции данного субъекта федерации, которые, видимо, он и наделяет полномочиями. Естественно, эти полномочия носят субъективный характер, так как не установлены федеральным законодательством, что вызывает сомнение в возможности реализации единой государственной политики на основе субъективно установленных полномочий органов исполнительной власти субъектов Федерации. Эффективная реализация единой государственной политики может осуществляться только на основе полномочий органов исполнительной власти, установленных федеральным законодательством.
Таким образом, право законотворческой деятельности принадлежит всем ветвям государственной власти: Президенту РФ (при участии Государственно-правового управления, Администрации Президента и Совета безопасности), членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, Правительству, региональным законодательным органам власти, Конституционному, Верховному и Высшему Арбитражному судам РФ.
Правовая база местного самоуправления подробно регламентирована Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Муниципальное управление является важной частью социальной и политической системы общества и одним из важнейших элементов и признаков демократического государства, что отражено в Конституции РФ. В ст. 3 Конституции сказано: «Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления».
§2.2. Признаки, общие для государственного
и муниципального управления
К общим признакам государственного и муниципального управления относятся[11]:
- единство методов и основных функций социального управления на всех уровнях государственного и муниципального управления: федеральном, субъектов Федерации, муниципальных образований. Единство методов управления вытекает из единства их мотивационной основы.
Единство основных функций социального управления (планирование, организация, контроль и учет, регулирование и координирование) определяется единством процесса управления на всех его уровнях, который проявляется в единстве этапов осуществления управленческого цикла, каждый из которых выполняется посредством реализации соответствующей основной функции;
- единство общих и частных функций государственного и муниципального управления и образуемых на основе их реализации процессов управления на каждом уровне управления. Эта закономерность вытекает из единства полномочий органов государственного и муниципального управления, определяемых федеральными законами для каждого уровня управления;
- оптимальное соотношение централизации и децентрализации полномочий органов государственного и муниципального управления. Эта закономерность определяется разнообразием условий объектов государственного и муниципального управления.
Практическая реализация этой закономерности заключается, во-первых, в передаче федеральными органами исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации части своих полномочий последним, если это не противоречит Конституции Российской Федерации.
Во-вторых, в передаче органами исполнительной власти субъектов российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти части своих полномочий им.
В-третьих, в наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств. При этом реализация переданных полномочий контролируется государством в соответствии с условиями и порядком контроля, определяемыми соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В-четвертых, в передаче полномочий органов местного самоуправления органами территориального общественного самоуправления.
К общим принципам государственного и муниципального управления относятся[12]:
1. Верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, изданных в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Народовластия.
3. Ответственности.
4. Обеспечение прав и свобод человека и гражданина.
5. Разделения властей.
6. Федерализма.
7. Демократического централизма.
8. Сочетания централизации и децентрализации управления.
9. Гласности.
10. Законности.
11. Функционально-отраслевой.
12. Линейно-функциональный.
13. Сочетание единоначалия и коллегиальности.
14. Ситуационного управления.
15. Программно-целевой.
16. Плановости.
17. Научности.
18. Делегирования полномочий.
Принцип верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, изданных в пределах ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации означает, что в случаях расхождения законов субъектов Российской Федерации с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами действуют Конституция и федеральные законы. В случае противоречия между федеральным законом и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, изданным вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта федерации.
Принцип народовластья устанавливает, что источником государственной власти в России является ее народ, волю которого реализуют представительные и исполнительные органы государственной власти, а также органы местного самоуправления.
Принцип ответственности требует установления четкой ответственности должностных лиц и органов государственного и муниципального управления за невыполнение или некачественное и несвоевременное выполнение возложенных на них полномочий.
Принцип обеспечения прав и свобод человека и гражданина требует от должностных лиц и работников органов государственного и муниципального управления неукоснительного соблюдения прав и свобод человека и гражданина, установленных Конституцией Российской Федерации.
Сущность принципа разделения властей заключается в необходимости разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Поскольку государственная власть в Российской Федерации, источником которой является народ, едина и неделима, как и сам народ, то под принципом разделения властей следует понимать разделение единой власти на отдельные ее функции. Принцип разделения властей имеет долгую историю.
В Конституции Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в ст. 10, в которой указывается: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны».
Другими словами, государственная власть в России разделяется на три власти, осуществляемые тремя органами власти.
Принцип разделения властей действует и в самом законодательном органе власти, разделяя его на верхнюю и нижнюю палаты, что имеет место в основном в федеративных государствах.
Сущность принципа федерализма заключается в обеспечении территориально-политического единства Российской Федерации в сочетании с децентрализацией государственной власти на основе конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации при обеспечении равноправия субъектов Федерации между собой в их отношении с федеральными органами власти.
В соответствии с этим принципом органы государственной власти образуются на двух уровнях: федеральном и субъектов Российской Федерации.
Принцип демократического централизма является важнейшим принципом государственного и муниципального управления, определяющим содержание, формы и методы деятельности органов управления, руководителей и исполнителей на всех уровнях управления.
Из принципа демократического централизма вытекает принцип сочетания централизации и децентрализации государственного и муниципального управления. Его сущность заключается в обеспечении согласования государственных и местных интересов посредством четкого разделения компетенции федеральных органов государственного управления, органов государственного управления субъектов Российской Федерации и органов муниципального управления.
Принцип гласности в государственном и муниципальном управлении имеет решающее значение. Этот принцип обеспечивает защиту общества от проявлений вседозволенности и безнаказанности органов государственного и муниципального управления, а также должностных лиц. Принцип гласности в государственном и муниципальном управлении требует обеспечения информированности граждан, доступности обсуждения важнейших государственных и муниципальных вопросов, компетентного участия населения в принятии управленческих решений на основе изучения и учета общественного мнения.
В государственном и муниципальном управлении принцип гласности является способом осуществления прямой и обратной связи между органами управления и населением. Реализация принципа гласности обеспечивает рост активности граждан в оценке, подборе и выдвижении кадров в органы управления.
Реализация принципа гласности в управлении тесно связана с законом участия граждан в государственном и муниципальном управлении, обеспечивая включение широких слоев граждан в государственное и муниципальное управление, особенно в случаях необходимости открытого, всестороннего обсуждения и принятия важных управленческих решений.
Принцип законности означает, что государственное и муниципальное управление, с одной стороны, является подзаконным, т.е. все действия, совершаемые органами управления в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, должны строго основываться на законодательных актах; с другой стороны, органы управления создаются на основе законов.
Принцип законности требует от органов государственного и муниципального управления точного, единообразного выполнения законов, осуществления этими органами только таких управленческих действий, которые соответствовали бы содержанию государственной воли, выраженной в законах; принятия управленческих решений по вопросам, отнесенным законом к компетенции данного органа, в установленном порядке и в определенной форме.
Информация о работе Государственное и муниципальное управление в системе научных знаний