Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:01, автореферат
Актуальность темы исследования. Одной из наиболее серьезных проблем российских регионов является слабое развитие жилищно-коммунального хозяйства. Развитие экономики страны, повышение ее конкурентоспособности невозможно без развития регионов. Именно синергетический эффект от экономического роста отдельных регионов способен повысить конкурентоспособность страны в целом.
Жилищно-коммунальное хозяйство – стратегически важное направление деятельности, обеспечивающее население жизненно важными услугами, создающее условия безопасного и комфортного проживания, оказывающее определенное влияние на социальную стабильность общества.
3. Разработка целевых индикаторов, используемых жилищно-коммунальном хозяйстве на примере «Комплексной программы строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г.Ростова-на-Дону и Юго -Запада Ростовской области».
Развитие института государственно-частного партнерства должно осуществляться в регионах в соответствии с их специализацией. При этом объединяющим все субъекты РФ представляется развитие сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства, что позволяет рассматривать ее как наиболее весомую компоненту институционального обеспечения ГЧП.
В работе показано и проиллюстрировано на развитии жилищно-коммунальных объектах инфраструктуры города Ростова-на-Дону, что модернизация института государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере имеет важное значение для функционирования муниципальных образований в режиме стабильности и обеспечения благополучия проживающего населения.
Далее отмечено, что среди ограничителей социально-экономического развития в части жилищного строительства в городе Ростове-на-Дону и на всей территории Ростовской агломерации, влияющих на социальную обстановку является состояние централизованной системы водоснабжения и канализации. Таким образом, целесообразно развитие этой системы, обладающей мультипликативным эффектом для региональной экономики и была обоснована разработка и дальнейшая реализация «Комплексной программы строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области». Необходимость такой программы подтверждается высоким уровнем заинтересованности городской и областной администрации в улучшении качества оказываемых услуг водоснабжения и водоотведения. Реализация данной программы поможет достичь следующих целей: - обеспечение надлежащего питьевого водоснабжения для г. Ростова-на-Дону и сельских поселений юго-запада Ростовской области в соответствии с нормативными требованиями Российской Федерации;
- повысить качество воды;
- обеспечение условий для устойчивого жилищного и промышленного развития в г. Ростове-на-Дону и юго-западных районах Ростовской области на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
- улучшить качество жизни населения;
- создать более тысячи дополнительных рабочих мест;
- повысить привлечение инвестиций в регион;
- создать предпосылки для развития туризма;
Стоимость проекта более 33,4 млрд. рублей, финансируемый в 2007-2021 годах (рисунок 2).
Рисунок 2-Источники финансирования проекта11
В настоящее время водоканал города Ростова-на-Дону помимо мегаполиса снабжает водой жителей Аксая и Батайска. В настоящее время осуществляется первый этап реализации программы «Развитие инфраструктуры водоснабжения и водоотведения города Ростова-на-Дону», срок реализации-2007–2011 г.
Программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения Ростова и юго-запада Ростовской области является одним из глобальных документов, определяющих дальнейшее развитие этих городов и окрестных территорий.
Реализация проекта происходит в 3 этапа (таблица 2).
Таблица 2 - Три этапа реализации проекта, млн. руб12.
. |
Всего |
Инвестиционный фонд |
Бюджет субъекта |
Бюджет муниципального образования |
Собственные средства инвестора |
Всего |
33470,77 |
6660,29 |
2018,5 |
249,48 |
24542,5 |
I этап 2007 2008 2009 2010 2011годы |
13724,28 |
6660,29
515,31 1694,29 2406,72 2043,97 |
2018,5 |
249,48 |
4796,01 |
II этап 2012-2016 годы |
9601,09 |
- |
- |
- |
9601,09 |
III этап 2017-2021 годы |
10145,4 |
- |
- |
- |
10145,4 |
Для понимания сущности применяемого механизма государственно-частного партнерства, предлагается рассмотреть схему привлечения долгосрочного финансирования в проект (рисунок 3).
Рисунок 3-Схема привлечения долгосрочного финансирования проекта13
Для жителей Ростова-на-Дону реализация этих инвестиционных проектов скажется на значительном улучшении качества жизни. По оценкам проектировщиков, срок службы новых коммуникаций составит около 50 лет.
Благодаря надежности
и высокой ремонтопригодности
новые водоводы и объекты жилищ
Вместе с тем, развитие невозможно без достижения эксплуатационной надежности существующей инфраструктуры, поэтому задачи реконструкции и технического обновления сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения решались в процессе реализации в первую очередь.
Компоненты Проекта «Комплексная программа строительства и реконструкции объектов водоснабжения и водоотведения г. Ростова-на-Дону и юго-запада Ростовской области» представляют собой логически обоснованный комплекс мероприятий по поддержанию и развитию инфраструктуры, сбалансированный с планами перспективного развития города, и обоснованы с точки зрения достижения целевых индикаторов.
Мультипликативный эффект от развития инфраструктурных отраслей вообще, инженерной инфраструктуры в частности, для обеспечения трансформации развития жилищно-коммунальной сферы превращает ее в наиболее целесообразную сферу совместного инвестирования государства и бизнеса.
В заключении диссертационного исследования отражены основные выводы, полученные в ходе проведенного исследования.
ПЕРЕЧЕНЬ НАУЧНЫХ ПУБЛИКАЦИЙ ПО ТЕМЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК
1. Зданевич У.А., Анопченко Т.Ю. Ростов-на-Дону: варианты развития города. Формирование сценариев социально-экономического развития крупного города ( на примере города Ростова-на-Дону) // Российское предпринимательство. 2010. № 1(2). С. 169 -174 (0,3 п.л/0,25 п.л..).
2. Зданевич У.А. Применение государственно-частного партнерства как эффективного механизма развития жилищно-коммунальной сферы Ростовской области // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2010. № 16 (73). С.37-42 (0,5 п.л.).
3. Зданевич У.А. Методика выбора направлений социально- экономического развития региона с использованием механизма государственно-частного партнерства // TERRA ECONOMICUS Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2010. Том 8 номер 4 часть 2. С. 164- 172 (0,5 п.л)
Публикации в других изданиях
4. Зданевич У.А. Функционирование инвестиционной программы на уровне Ворошиловского района г. Ростова-на-Дону// Экономические и институциональные исследования: Альманах научных трудов. Вып.3(23).-Ростов н\Д: Изд-во ЮФУ.– 2007.– С.20–28 (0,5 п. л.).
5. Зданевич У.А., Анопченко Т.Ю. Основные факторы становления и развития инновационно - производственного комплекса крупного города (на примере г. Ростова-на-Дону)// Современные тенденции развития теории и практики управления в России и за рубежом. Сборник докладов и тезисов Всероссийской научно–практической конференции.– Ставрополь: СевКавГТУ,2009.С.396-399 (0,3 п.л./0,2 п.л.).
6. Зданевич У.А. Основные направления привлечения инвестиций в Ростовскую область// Экономика, экология и общество России в 21- м столетии: сборник научных трудов 11-й Международной научно-практической конференции. Ч.1.–СПб.: Изд-во Политехн. Ун-та.-2009.-С.196-203 (0,4 п.л.).
7. Зданевич У.А. Формирование
благоприятного
( на примере г. Ростова-на-Дону)
8. Зданевич У.А. Формирование
стратегии и концепции
9. Зданевич У.А. Потенциальные ри
Печать цифровая. Бумага офсетная. Гарнитура «Таймс».
Формат 60х84/16. Объем 1,0уч.-изд.-л.
Заказ № 2668. Тираж 100 экз.
Отпечатано в КМЦ «КОПИЦЕНТР»
344006, г. Ростов-на-Дону, ул. Суворова, 19, тел. 247-34-88
2 Бачаров В.В. О моделях государственно-частного партнерства в сфере инвестиционной деятельности. – М.: «Дело», 2004; Бруссер П.А., Рожкова С. Государственно-частное партнерство – новый механизм привлечения инвестиций// Рынок ценных бумаг. - 2007. – №2; Воротников А.В. Региональные центры ГЧП - новые возможности развития// Бюджет. – 2009 - № 7; Игнатюк Н.А. Государственно-частное партнерство в России// Право и экономика. – 2006. - №8.
3
Айрапетян М.С. Зарубежный опыт использования
государственно-частного партнерства//www.ppp-russia.
4
Варнавский В.Г. Государственно-частное
партнерство как альтернатива приватизации
в инфраструктурном комплексе// Проблемы
теории и практики управления. – 2004. - №2;
Власов М.В. Государственно-частное партнерство:
политико-правовой аспект// Власть. – 2006.
- №7; Вилисов М.В. Государственно-частное
партнерство: экономико-правовой аспект// http://www.Rusrand.ru/vlast/
5 Анопченко Т.Ю. Социально-экономический и инвестиционный потенциал региона// Современные тенденции развития теории и практики управления отечественными предприятиями. Материалы всероссийской научно-практической конференции, посвященной 10-летию образования кафедры Менеджмента СевКавГТУ.10-15 декабря 2007 года; Никитаева А.Ю. Система взаимодействия государства и бизнеса в региональной экономике: концептуальный подход и инструментарные составляющие// Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2006. - Т. 4. № 3; Атлас социально-экономического развития Юга России/ под ред. А.Г. Дружинина. М.: Вузовская книга,2011-144 с.; Никитаева А.Ю. Стратегии и механизмы взаимодействия государства и бизнеса в регионах России// Региональная экономика: теория и практика. - 2007. - № 9 (48); Тяглов С.Г., Колычева Ж.Я. Модернизация государственной поддержки малого предпринимательства в системе региональной экономики: монография / С.Г. Тяглов, Ж.Я. Колычева.-М.: Вузовская книга, 2011. – 224 с.
6 Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М.: Дело, 2005.
7 Крекотнев С.В., Иванов О.А. Государственно-частное партнерство в реализации национальных проектов и программ// Проблемы теории и практики управления. - 2006. - №9.
8 Мартусевич Р.А. Государственно-частное партнерство в коммунальном хозяйстве. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2006.
9 Составлена автором по следующему источнику: Дорошенко Д. Государственно–частное партнерство как способ стимулирования инвестиционного развития в России // Финансовый бизнес. – 2006. - №1. – С.17-21.
10 Составлен автором по следующим источникам: