Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 17:01, автореферат
Актуальность темы исследования. Одной из наиболее серьезных проблем российских регионов является слабое развитие жилищно-коммунального хозяйства. Развитие экономики страны, повышение ее конкурентоспособности невозможно без развития регионов. Именно синергетический эффект от экономического роста отдельных регионов способен повысить конкурентоспособность страны в целом.
Жилищно-коммунальное хозяйство – стратегически важное направление деятельности, обеспечивающее население жизненно важными услугами, создающее условия безопасного и комфортного проживания, оказывающее определенное влияние на социальную стабильность общества.
Теоретическая значимость диссертационного исследования состоит в необходимости выявления причин недостаточно эффективной интеграции потенциала государственного и частного секторов в сфере услуг, а также в обосновании теоретико-методологических подходов и разработке инструментариев развития государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ.
Практическая значимость работы состоит в возможности ее использования для:
- совершенствование законодательной базы российской экономики в целях создания благоприятного климата, способствующего развитию ГЧП;
- использования в научно-
- внедрение в работу « ОАО ПО Водоканал города Ростова-на-Дону»;
- использование результатов
работы Администрацией города
Ростова-на-Дону и
Апробация результатов исследования. По результатам исследования было опубликовано 9 научных работ общим объемом 3,5 п.л., в том числе 3 научных статьи в изданиях, рекомендованных ВАК РФ (1,5 п.л.).
Структура и объем работы. Диссертационная работа включает в себя введение, три главы, состоящих из 8 параграфов, заключения, списка использованных источников, приложений. Работа изложена на 157 листах и сопровождена 28 таблицами, 16 рисунками и 5 приложениями.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Во введении диссертационной работы обоснована актуальность темы исследования, определены объект, предмет, научная новизна и практическая значимость работы.
1.Выявлены сущностно-содержательные особенности института государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве.
В работе доказано, что интересы корпоративного бизнеса в реализации масштабных инвестиционных проектов в жилищно-коммунальном хозяйстве пересекаются с возрастающими общественными потребностями. Этот факт, с одной стороны, характеризует заинтересованность властей в совместном финансировании подобных проектов (недостаточность возможностей государственного (бюджетного) финансирования у региона) - с другой стороны, софинансирование позволит осуществить государственный контроль за реализацией стратегии в жилищно-коммунальной сфере.
Таким образом, ГЧП выгодно и частным компаниям, которые извлекают доход от инвестиций, и государству, поскольку проекты ГЧП имеют значительный социальный эффект при одновременной экономии бюджетных средств и направлены на реализацию общественных интересов.
Далее в работе проанализированы теоретические подходы к сущностно-содержательным особенностям феномена государственно-частного партнерства и были выделены его идентификационные признаки в условиях современной региональной экономики:
1. ГЧП предполагает официальные отношения договоренности между государственными и частными участниками экономического процесса, которые фиксируются нормативно-правовыми документами и регламентами, в частности в них должны быть отражены институциональные основы его реализации в условиях совершенствования механизма развития жилищно-коммунальной сферы;
2. Органы государственного и муниципального управления (ОГМУ) рассматриваются не только несущими регулятивную функцию, но и равноправными участниками инвестирования крупных проектов совместно с представителями частного капитала;
3. ГЧП присущ характер совместных действий, когда государство и частный инвестор совместно привлекают ресурсы, принимают решения в процессе финансирования и управления проектом.
Таким образом, определение государственно-частного партнерства в контексте рассматриваемой диссертации понимается как совместная и согласованная деятельность государства и частного бизнеса, направленная на повышение развития жилищно-коммунального хозяйства при разделении возможных экономических и социальных рисков и ответственности между участниками данного партнерства.
На основе осмысления особенностей института государственно-частного партнерства в жилищно-коммунальной сфере в работе отмечены его преимущества для участников процесса его реализации в практику (таблица 1).
Таблица 1 - Преимущества государственно-частного
партнерства для государства и частного сектора9
Преимущества для государства: |
Преимущества для частного сектора: |
- Повышение бюджетной и социально-экономической эффективности реализации проектов; - привлечение частных инвестиций для реализации инфраструктурных проектов; - снижение социально-экономических рисков при осуществлении крупных инвестиционных проектов; - привлечение управленческого и интеллектуального капитала частного сектора; - снижение бюджетных затрат на реализацию проектов. |
- Протекционизм и содействие государства в реализации масштабных инвестиционных проектов с большими экономическими результатами и существенными социально-экономическими рисками; - государственные гарантии для инвестиционных проектов и возможности их софинансирования; - возможность привлечения субсидий и других финансовых инструментов для долгосрочного инвестирования; - долевое участие и долевая ответственность за реализацию инвестиционных проектов. |
2. Предложена концепция развития института государственно-частного партнерства в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Понимание функциональной роли института государственно-частного партнерства, при реализации стратегии развития жилищно-коммунального хозяйства, состоит в теоретическом обосновании и практическом подтверждении научной позиции автора, согласно которой совершенствование процедур совмещения государственных интересов и интересов крупных частных инвесторов ориентировано на эффективное развитие сферы услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Далее в работе аргументировано, что без формирования собственной (внутренней) инфраструктуры ГЧП, содержащей конкретные его институты не возможно эффективное использование партнерства в жилищно-коммунальном хозяйстве.
Структура ГЧП должна опираться на следующие элементы:
- государственное организационно-управленческое обеспечение - специальный орган государственного управления в контуре ГЧП;
- финансовое обеспечение - финансовые структуры, встроенные в контур отношений ГЧП и обслуживающие финансовые потоки, возникающие в этом контуре, а также потоки между контуром ГЧП и внешней средой. В мировой практике имеются разнообразные схемы подключения к осуществлению проектов ГЧП различных страховых компаний, государственных и частных инвестиционных фондов и так далее. Они отработаны в международных финансовых организациях, таких, как, например, Всемирный банк, Европейский банк реконструкции и развития и прочие;
- системно-интегральное обеспечение - структуры, выполняющие функции системного интегратора при разработке и реализации масштабных проектов формата ГЧП, предполагающих вовлечение нескольких государственных ведомств. Это, как правило, отбираемые на конкурсной основе негосударственные коммерческие организации, сознающие свою социальную миссию и обладающие многолетним опытом успешного взаимодействия с государственными структурами в разработке и реализации масштабных и долгосрочных проектов;
- консалтинговое обеспечение - разветвленная сеть консалтинговых компаний, обеспечивающих независимую экспертизу и обоснованные рекомендации по выбору и применению адекватных механизмов ГЧП при реализации проектов ГЧП в каждом конкретном случае, а также их правовое обоснование и сопровождение. Отметим особую важность этого элемента ГЧП, поскольку даже в развитых странах со сложившейся рыночной экономикой, где давно уже сформировалось четкое правовое поле для применения различных форм ГЧП, существует обширный рынок консалтинговых услуг, ориентированный конкретно на ГЧП, функционируют десятки фирм, специализирующихся на предоставлении для государственного сектора консалтинговой поддержки процедур создания и функционирования государственно-частных партнерств, а также оказание помощи в технической, финансовой и юридической экспертизе при разработке и сопровождении реализации проектов ГЧП;
- информационное обеспечение - создание специальной информационно- правовой сети, обслуживающей проекты ГЧП и обеспечивающей формирование адекватного и привлекательного облика этих проектов в соответствии с их социальной значимостью и степенью воздействия на общественные интересы. Этот ресурс может включать, например, в открытом доступе электронную базу данных по проектам ГЧП, находящимся на различных стадиях реализации, систему мониторинга и информационного освещения хода реализации проектов ГЧП, открытый правовой портал в сети Интернет, содержащий структурированную базу законодательных и нормативных документов, регулирующих вопросы ГЧП, периодическое издание, освещающее актуальные вопросы развития ГЧП в России и за рубежом, и так далее;
- институциональное обеспечение - образование нового некоммерческого института (ассоциации, лиги или иного подобного образования), объединяющего на началах добровольного членства частные компании, выступающие партнерами государства при реализации различных крупномасштабных проектов;
- кадровое обеспечение - создание системы подготовки специалистов по управлению проектами ГЧП. Для этого необходимо создать или аккредитовать в установленном порядке из числа существующих учебный центр профессионального дополнительного образования, разработать учебные программы и курсы, системы и порядок сертификации и аттестации обучаемых и тому подобное;
- общественное обеспечение - создание действенных механизмов, обеспечивающих встраивание интересов "третьей стороны" ГЧП (непосредственных потребителей товаров и услуг, производимых в рамках проектов ГЧП) в систему принятия и реализации решений в рамках ГЧП.
В результате разработки и анализа направлений развития жилищно-коммунальной сферы формируется несколько исходных вариантов инвестиционных проектов и возникает задача выбора перспективных направлений для дальнейшей проработки. В связи с этим автор предлагает алгоритм отбора наиболее важных проектов, используемый в регионах с помощью механизма ГЧП (рисунок 1).
Следующие основополагающие положения алгоритма отражены в диссертации:
1.Логически исходным моментом методики является определение приоритетов развития жилищно-коммунальной сферы. С позиции региональных интересов на сегодняшний день главным приоритетом является повышение качества жизни населения.
2. Поскольку главная цель (повышение качества жизни населения) носит обобщающий характер, то она требует детализации, построения дерева целей развития сферы ЖКХ с оценкой их относительной важности и определения целевых показателей. Соответственно, разрабатываемые направления развития приобретают приоритетность.
3. При выборе перспективных направлений развития отраслей жилищно-коммунальной инфраструктуры руководство вынуждено постоянно принимать управленческие решения из множества альтернатив. В выборе наиболее оптимального решения важнейшую роль играет своевременная и точная информация. Информационная система позволит оперативно собирать, обрабатывать и консолидировать фактические данные, необходимые для выбора перспективных направлений развития жилищно-коммунальной сферы региона. Созданная информационная система включает показатели макроэкономического развития, показатели развития отраслей жилищно-коммунальной инфраструктуры, диагностику текущей ситуации на предприятиях.
4. В современных условиях отрасли жилищно-коммунальной инфраструктуры не могут работать эффективно, если бюджетирование не синхронизировано с динамикой развития отраслей. Формирование и согласование бюджета — наиболее трудоемкая часть методики. Кроме инвестиционного бюджета необходимо разработать бюджет движения денежных средств, который позволит оценить, сколько денежных средств и в каком периоде потребуется отраслям жилищно-коммунального хозяйства.
5. Цель определения направлений появляется в тех случаях, когда имеется набор проектов, каждый из которых является наиболее экономически и социально эффективным. Если инвестиционный бюджет ограничен, то определяется набор направлений, которые обеспечивают максимум полезности с учетом разнокачественных свойств (надежность функционирования жилищно-коммунального хозяйства, число развиваемых объектов, обеспеченность услугами). Кроме этого, оптимизация направлений развития жилищно-коммунального хозяйства осуществляется по критериям: минимум срока реализации проекта, минимум ежегодных расходов и потерь.
6. При постановке задач оптимального выбора направлений развития отраслей жилищно-коммунальной сферы в ряде случаев чисто экономические критерии оптимальности (прибыль, объем выпуска) оказываются неприемлемыми. В роли критерия выбора предлагается использовать показатель полезности результатов, получаемый в результате выбранного направления и при условии минимальных затрат на его реализацию.
7. Подход к определению эффективности направлений развития жилищно-коммунальной инфраструктуры предполагает учет и оценку всего комплекса результатов, которые они могут вызвать, как положительных, так и отрицательных. Это позволит предвидеть эффекты и последствия программ.
Рисунок 1 - Схема участия ГЧП в реализации приоритетного инвестирования направлений развития жилищно-коммунального хозяйства.10