Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:05, реферат
Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму. Среди других работ Спенсера — «Человек и государство», «Философия и религия», «Природа и реальность религии», «Надлежащие границы государственной власти», «Образование умственное, моральное и физическое», «Факты и комментарии», «Эссе: научные, политические и философские», «Данные этики», «Справедливость».
Спенсер начинает с семьи, брака, проблем воспитания (домашние институты),
воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до
моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследует
изменение внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального
прогресса.
Следующий тип социальных институтов Спенсер обозначил как обрядовые, или
церемониальные. Последние призваны регулировать повседневное поведение
людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т.п. Обрядовые институты возникают
раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент
социальной организации, особое, и часто гипертрофированное, развитие они
получают в милитаризованном обществе.
Третий тип институтов - политические. Их появление Спенсер связывал с
переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был
убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении
политической организации
и классовой структуры
результате завоевания одних народов другими, а как следствие подчинения
внутренней организации общества задачам войны. Война разделила первобытные
труппы на вождей (руководителей) и пассивных исполнителей их воли, на воинов и
крестьян, способствовала росту имущественного неравенства, потребовала создания
политических институтов, т. е. центральных органов власти, армии, полиции, суда
и т.п. На основе традиции формировалось право, укрепление института
собственности привело к появлению налоговой системы. Общность функций, которые
выполняет любая политическая организация, порождает сходство социального
устройства различных обществ. Война и труд - те силы, которые создают
государство, причем на начальных этапах роль насилия и военных конфликтов была
решающей, так как потребность обороны или завоевания больше всего сплачивает и
дисциплинируют общество. В последующем объединяющей силой становятся
общественное производство, разделение труда, прямое насилие уступает место
внутреннему самоограничению.
Спенсер был сторонником
государства в современном обществе, поскольку сильное государство неизбежно
ведет к ограничению индивидуальной свободы.
Следующий тип – церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества.
Речь идет не о религиозных институтах, а именно о церкви. Функции духовенства
восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты жрецов способствовали
войны. Постепенно эта каста создает организацию, контролирующую определенные
сферы общественной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования.
Завершают типологию профессиональные промышленные институты, возникающие
на основе разделения труда. Первые (гильдии, цеха, профессиональные союзы)
консолидируют группы людей по профессиональным занятиям, вторые поддерживают -
производственную структуру общества. Значение этих институтов возрастает по
мере перехода от военизированных обществ к индустриальным. Промышленные
институты принимают на себя все большую часть общественных функций, регулируют
трудовые отношения; Спенсер был воинствующим противником социализма. Попытки
глобального планирования он
называл «социалистической
прогресс предполагает, по Спенсеру, постепенное совершенствование человеческой
природы, в то время как социализм требует невозможного и приводит к еще
большему социальному неравенству. Тем не менее, считает Спенсер, европейская
цивилизация будет вынуждена пройти через очищающую школу социализма.
Теория социальных институтов Спенсера представляла попытку системного
исследования общества. Все институты общества составляют единое целое,
функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого
разделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеется
определенный уровень согласованности в деятельности основных институтов, в
противном случае начинается регресс или распад “социального организма».
Каждый социальный институт
призван удовлетворять
потребность и не подменять другие институты. Расширение полномочий
государства, по мнению Спенсера, потому и опасно, что подрывает естественное
разделение функций между институтами общества, нарушает состояние равновесия
в «социальном организме».
Концепция институтов воспроизводит образ общества по аналогии с биологическим
организмом. Спенсер, по-видимому, осознавал условность такой аналогии, но
постоянно пользовался сравнениями типа: «кровяные частицы уподобляются
деньгам», «различные части социального организма, подобно различным частям
индивидуального организма, борются между собой за пищу и получают большее или
меньшее количество ее, смотря по большей или меньшей своей деятельности».
Спенсер подчеркивал не столько материальное сходство, сколько сходство
принципов системной организации, стремился соединить организм, растворяющий
индивида в обществе, со своим крайним индивидуализмом буржуазного либерала.
Это противоречие было источником всех его теоретических трудностей и
компромиссов. Спенсер склонялся к признанию общества как особого бытия,
указывал на то, что основные его свойства воспроизводятся во времени и
пространстве, несмотря на смену поколений.
III. Общество, как “социальный организм”
Спенсер потратил много усилий, определяя специфические черты «социального
организма» и выявлял общие системные принципы, делающие его похожим на
биологические системы:
1. Общество, как и биологический организм, наращивает массу (численности
населения, материальные ресурсы и др.):
2. Как и в биологической эволюции, рост массы приводит к усложнению структуры.
3. Усложнение структуры сопровождается дифференцаицией функций, выполняемых
отдельными частями.
4. в обоих случаях имеет
место постепенное усиление
взаимодействия частей.
5. Как и в биологических организмах, целое всегда более устойчиво, чем
отдельные части, стабильность обеспечивается сохранением функций и структур.
Спенсер не только уподоблял общество организму, но и свою биологию наполнял
социологическими аналогиями. Спенсер в своей теории использует термин
«надорганизм», подчеркивает автономию индивида, Спенсер резко критикует
органицизм, обращая внимание на существенные различия социального и
биологического организма:
1.В отличие от биологического организма, образующего “тело”, имеющего
конкретную форму, элементы общества рассеяны в пространстве и обладают
значительно большей автономией.
2. Эта пространственная рассеянность элементов делает необходимой
символическую коммуникацию.
3. В обществе нет единого органа, концентрирующего способность чувствовать и
мыслить.
4. Общество отличает
5.Но главное в том, что в биологическом организме части служат для целого, в
то время как в обществе целое существует ради частей. Общество, по Спенсеру,
существует для блага своих членов, а не члены его существуют для блага
общества.
Особенность органицизма Спенсера состояла в том, что он пытался сохранить за
индивидом автономию, не поглощая человека системой. «Это объединение
органицизма с номинализмом составляло наибольшую теоретическую трудность
социологии Спенсера.
Спенсер критиковал упрощенные однолинейные схемы развития, но, как и другие
эволюционисты, главной задачей считал исследование этапов развития общества.
Методология Спенсера включает
классификацию и типологию
процессов. Классификация располагает все общество по шкале сложности
структуры и функциональной организации от «малого простого агрегата» до
«большого агрегата». На начальном этапе общество характеризуется
преобладанием непосредственных связей между индивидами, отсутствием
специальных органов управления и т. д. По мере развития формируется сложная
структура, социальная иерархия; включение индивида в общество опосредовано
принадлежностью к меньшим общностям (род, каста и др.).
Различая два главных типа общества- воинственный и промышенный – Спенсер
видел существенное различие в двух типах борьбы за существование; в первом
случае речь идет о военных конфликтах и истреблении или порабощении
побежденного победителем.
Военное общество подчиняет внутреннюю организацию целям борьбы за выживание
или агрессии. Классическим примером такого общества Спенсер считал Спарту.
Для военного общества характерны доминирование коллективных целей над
индивидуальными, жесткая организация и система принуждения, иерархическая
структура управления, господство военной касты, наследование власти, высокий
уровень сплоченности, дисциплины, религиозность сознания и др. Военные
институты распространяют влияние на все сферы общественной жизни, поощряют
воспитание патриотизма, лояльности, конформизма, готовности к
самопожертвованию. Военизированные общества создают эффективно
функционирующую систему, которая, однако, мало приспособлена к социальным
изменениям. Такие общества консервативны, и в этом главная причина гибели
могущественных милитаристских государств и империй.
Промышленное общество характеризуется противоположными признаками. Реально
такие общества только начинают формироваться (Англия и др.), но многие их
черты можно предсказать. Спенсер рисует картины будущего промышленного
общества, впечатляющую глубиной научного предвидения. В новом обществе
управление децентрализовано и строится на принципах самоорганизации и
самоуправления, широкое распространение получают различные неформальные
объединения, подчинение индивида государству заменяется охраной прав
человека, позитивное управление уступает место негативному (по принципу «Все,
что не запрещено, разрешено»), единство идеологии сменится плюрализмом,
вознаграждаться будет не должность, а труд, общества станут открытыми для
международного сотрудничества, восприимчивым к инновациям, сословное право
сменится гражданским, сфера общественного контроля будет ограничена, а
область частной жизни станет шире и др.
Здесь борьба за существование представляется главным образом как промышленная
конкуренция, где побеждает “сильнейший” в отношениях усердия, способностей и т.
п., т. е. в области интеллектуальных и
моральных качеств. Такого рода борьба является благом для всего общества, а не
только для победителя, так как в результате растет интеллектуальный и моральный
уровень общества в целом, объем общественного богатства. И наоборот,
альтернативой такого естественного отбора является выживание и процветание
«слабейших», т. е. людей с
низшими интеллектуально-
что ведет к деградации всего общества.
Спенсер был противником
«обязательной
государственного
сторонником благотворительности, как частного дела, задача которого —
«смягчать, поскольку это совместимо с другими целями, несправедливость
природы». Он был критиком социализма, представляющем собой
«поощрение худших за счет лучших» и ведущего к росту бюрократического
аппарата, ведающего распределением и перераспределением. Всякое вмешательство в
естественный ход событий, тем более социальное планирование, по мнению
Спенсера, приводит лишь к биологическому вырождению. Критиковал он и
колониальную экспансию, поскольку она ведет к усилению государственной
бюрократии. В то же время он был сторонноком равенства, понимаемого как равная
свобода индивидов и равенство перед законом. Он был противником вмешательства
государства в экономическую и частную жизнь, считая правительство неизбежным
злом». Но вместе с тем он доказывал усиление значения управленческих функций в
современном обществе и первостепенную роль государства в защите прав его
граждан.
Совокупность факторов эволюции Спенсер делит на «первичные» и «вторичные». К
первым относит факторы географической среды, биологическую и психическую
конституцию индивида. Ко вторым – то, что Гегель назвал «второй природой».
Хотя действие привычных факторов сохраняется на протяжении всей эволюции
общества, в ходе ее продвижения возрастает и становится решающей роль «второй
природы», т.е. культуры. К первичным (природным) свойствам человека
добавляются качества, связанные с участием в общественной жизни. Однако эта
плодотворная идея не получила развития, так как противоречила
антиисторическим установкам эволюционизма, в соответствии с которыми истории
как таковой не существует вообще, а есть лишь логика вечных законов эволюции,
не допускающих волевого вмешательства.
Таким образом, Спенсер является основоположником органической школы в