Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Февраля 2013 в 15:05, реферат
Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму. Среди других работ Спенсера — «Человек и государство», «Философия и религия», «Природа и реальность религии», «Надлежащие границы государственной власти», «Образование умственное, моральное и физическое», «Факты и комментарии», «Эссе: научные, политические и философские», «Данные этики», «Справедливость».
Герберт Спенсер
Спенсер Герберт (1820-1903 гг)
Английский философ и социолог. Родился 27 апреля 1820 г. в Дерби (графство Дербишир) в семье учителя. Отказался от предложения получить образование в Кембридже (впоследствии отказался от должности профессора в лондонском Юниверсити-колледже и от членства в Королевском обществе). Был учителем, железнодорожным служащим, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Льюисом, Т. Гексли, Дж.С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом.
В 1853 г. получил наследство и смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой.
В 1858 г. Спенсер составил план сочинения, ставшего главным трудом его жизни, «Системы синтетической философии», которое должно было включать 10 томов. В серию также вошли: «Принципы биологии», «Принципы психологии», «Принципы социологии», «Принципы этики». Наибольшую научную ценность представляют его исследования по социологии, в том числе два других его трактата: «Социальная статика» и «Социологические исследования», а также восемь томов> содержащие систематизированные социологические данные, «Описательная социология».
Спенсер — основатель «органической школы» в социологии. Общество, с его точки зрения, — это эволюционирующий организм, подобный живому организму. Среди других работ Спенсера — «Человек и государство», «Философия и религия», «Природа и реальность религии», «Надлежащие границы государственной власти», «Образование умственное, моральное и физическое», «Факты и комментарии», «Эссе: научные, политические и философские», «Данные этики», «Справедливость».
В «Автобиографии» перед нами предстает ультраиндивидуалист по характеру и происхождению, человек, отличающийся необычайной самодисциплиной и трудолюбием, однако почти лишенный чувства юмора и романтических устремлений.
Умер Спенсер в Брайтоне 8 декабря 1903 г
Реферат на тему «Герберт Спенсер»
Введение
Герберт Спенсер (родился 27 апреля 1820 года в Дерби, умер 8 декабря 1903
года в Брайтоне), английский философ и социолог, один из родоначальников
позитивизма. Работал техником, затем инженером на железной дороге (1837-1841
гг.), затем сотрудничал в журнале «Экономист» (1848-1853 гг.). Большую часть
жизни провёл как «кабинетный учёный». Плодовитый и разнообразный, он был
глубоко знаком с современными ему научными достижениями в математике и
естествознании. Самостоятельно достиг высшего технического образования, смог
подняться до уровня учёного-энциклопедиста, оставив значительное наследие в
науке.
На основе изучения развития органического мира Спенсер на семь лет раньше
Дарвина пришел к идее существования эволюции в биологическом мире и
сформировал принципы естественного отбора и борьбы за выживание в мире
природы. Он много времени уделял взаимосвязи природы и общества. Основываясь
на научных фактах и данных, Спенсер распространил идею эволюции на все без
исключения явления и процессы в природе и обществе — космические, химические,
биологические и социальные. Спенсер считал, что даже психология и культура
естественны по происхождению и поэтому все естественное и природное
развивается по законам природы, а следовательно— эволюции. Общество, будучи
формой природного бытия, подчиняется тем же законам эволюции. Анализ
органической природы для Спенсера явился одной из методологических основ
исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры
общества как особого организма и идеи эволюции — определили тот факт, что
Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма
и эволюционизма. Эволюционная теория Герберта Спенсера — одна из
популярнейших теорий в 19 в.
Творчество Спенсера оказало большое влияние на интеллектуальную атмосферу той
эпохи. Теоретические взгляды формировались главным образом под влиянием
достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Основной
труд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал в себя: «Основные начала»
(1962), «Основная биология»
(1864-1867), «Основания психологии» (1870-
трехтомный труд «Основания социологии» (1876-1896), «Социология, как предмет
изучения» (1903), «Основания этики» (1879-1893).
Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход , получивший
впоследствии название общей теории систем, и применять его к человеческому
обществу. В своих исследованиях
он сочетал структурно-
эволюционный анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью
, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящей от них
.
Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и
понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем.
Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом,
как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь
сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия,
рассматривая «сверхорганичес
кий» организм, т. е. как специфическую
организацию.
1. Характеристика
эволюционного процесса
Эволюция любого объекта характеризуется переходом от бессвязности к
связности, от однородного к разнородному, от неопределенности к
определенности. Спенсер предлагает следующее определение центрального понятия
своей философской системы: «Эволюция есть интеграция вещества, которая
сопровождается рассеянием движения и в течение которой вещество переходит из
состояния неопределенной, бессвязной однородности в состояние определенной
связной однородности, а сохраненное веществом движение претерпевает
аналогичное превращение». Предел, за который эволюция не может перейти, -
равновесие системы.
В случае нарушения равновесия начинается распад, который со временем переходит в
новый эволюционный процесс. Все, что с
уществует, проходит через этот цикл развития и
Аналогия с биологическим организмом сказалась и на трактовке идеи эволюции
Спенсера. В теории эволюции он выделил две стороны: интеграцию и
дифференциацию:
Ø интеграция — в объединении индивидов в группы (органы по
аналогии с биологическим организмом), каждый из которых выполняет свойственные
ей функции. Общество возникает как объединение индивидов в связи с ростом
численности или постепенным слиянием маленьких владений в крупные феодальные,
из которых вырастают провинции, королевства, империи.
Ø дифференциация заключается в движении от однородного к
разнородному, в усложнении строения. Первобытное общество — простое и
однородное. Но в последствии возникают новые социальные функции, происходит
разделение труда, происходит дальнейшая разнородность структуры и функций, что
приводит к возникновению другого более сложного типа общества.
Спенсер рассматривал эволюцию как единство этих двух процессов. Также,
преобразуя однородное в неоднородное, эволюция обуславливает возникновение
Солнечной системы, планет, в частности Земли, и затем появление человека и
общества. Эволюция проходит три фазы: неорганическую, органическую и
сверхорганическую. Фазы — это основные этапы эволюции, проходят определенные
периоды развития. Неорганическая фаза — это возникновение и развитие
космических систем, органическая фаза — возникновение и развитие
растительного и животного мира, сверхорганическая — возникновение и развитие
человека и общества. Самые интересные элементы эволюционной теории Спенсера
связаны с анализом сверхорганической эволюции.
Все они подчиняются общим законам. Однако специфические законы высших фаз не
могут быть сведены к законам низших фаз. Так, в
надорганической эволюции выступают явления, которые не встречаются в
неорганическом и органическом мире. Общество - часть природы, и в этом смысле
такой же естественный объект, как и любой другой, оно не создано искусственно,
в результате «общественного договора” или божественной воли.
По словам Спенсера , человек в естественном состоянии «в значительной мере
антисоциален». Человек становится социальным существом в ходе длительной
эволюции первобытных сообществ, в надорганические социальные системы. Главным
фактором социогенеза он считает численный рост
популяции, потребовавшийся для выживания и
приспособления социальной организации, которая в свою очередь способствовала
выработке и развитию социальных чувств, интеллекта,
трудовых навыков. Суть и содержание этой естественной эволюции - социализация
человека.
Будучи противником теории свободы воли, Спенсер
вместе с тем был непоколебимым сторонником идеи
свободы индивида как ценности. С его точки зрения общество существует для блага
своих членов, а не наоборот. Условием успешного социального развития он считал
принципы «равной свободы» индивидов, ограниченной лишь свободой других
индивидов; равного влияния всех индивидов и социальных слоев на принятие
политических решений; свободной конкуренции.
Спенсер уделяет значительное внимание обоснованию самой возможности
социологии, как науки, подвергает критике многочисленные аргументы ее
противников. Социология возможна уже потому, что общество - часть природы и
подчиняется закону «естественной причинности». Спенсер опровергает не только
теологические представления об обществе, но и теоретиков «свободной воли»,
философов, приписывавших решающую роль в истории «выдающимся мыслителям»,
«общественному договору», выдвигавших на первый план субъективные факторы или
указывающие на отсутствие повторяемости в общественной жизни.
Сам термин «социология» благодаря Спенсеру был
«реабилитирован» и получил второе рождение. Если
раньше он был неразрывно
связан с политико-религиозно-
изобретателя, то, начиная со Спенсера, он стал рассматриваться как обозначающий
науку об обществе независимо от того, каково социальное, политическое,
религиозное мировоззрение социального ученого.
Биология для Спенсера играла роль научно-методологического прецедента; из нее он
черпал гипотезы, методы доказательства, проверки выводов и т.
д. Биологические аналогии он сравнивал со
строительными лесами, от которых за ненадобностью отказываются по окончании
строительства.
Задача социологии, по Спенсеру, - изучение типичных массовых
явлений, социальных фактов, раскрывающих действие всеобщих законов эволюции,
процессов, совершающихся независимо от воли отдельных личностей, их
индивидуальных свойств и субъективных намерений. Этим социология отличается от
истории, которую интересуют конкретные факты. Отрицание социологии, утвер
ждает Спенсер, часто происходит от смешений двух групп явлений: массов
ых, типичных, повторяющихся и индивидуальных, случайных, единичных.
Размышляя о специфике социологии. Спенсер выделяет
объективные и субъективные
трудности социального
факты нельзя измерить с помощью приборов, наблюдать под микроскопом. Их можно
установить лишь опосредованно,
путем сравнения множества
факты для Спенсера – это такие явления, в которых проявляются эволюционные
процессы, например дифференциация структуры и
функций, усложнение политической организации и т. п.
Спенсер не предлагает четких
критериев объективности
Обобщая исследовательскую практику, он тщательно перечисляет возможные
трудности, растянутость социальных явлений во времени, что затрудняет
установление причинно-
, трудности отделения фактов от оценок свидетелей исторических событий,
влияние стереотипов массового сознания, в том числе сословных и классовых
предрассудков, чувств, эмоций.
2. Концепция социальных
По Спенсеру, социальные институты - это механизмы самоорганизации совместной
жизни людей. Социальные институты обеспечивают превращение асоциального по
природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным
действиям. Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений
или «общественных договоров» как ответ на рост численности популяции; согласно
общему закону - прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации
функций. Социальные институты – органы самоорганизации и управления, а так как
основное свойство любого организма - взаимодействие его частей, то главная
задача социологии состоит в изучении синхронного
взаимодействия социальных институтов. Идея социальных институтов как
структурных элементов общества оформилась задолго до Спенсера, но он превратил
ее в целостную концепцию, оказавшую значительное влияние на развитие
проблематики и методов социологии.