Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2011 в 17:40, реферат
Актуальность работы: данная тема актуальна в наше время, так как социологические идеи Георга Зиммеля используют современные ученые для решения сегодняшних проблем в обществе.
Цель работы: показать, как можно применять социологические взгляды Георга Зиммеля к анализу современных явлений из повседневной жизни.
Введение......................................................................................................................3
1.Творческий и жизненный путь Георга Зиммеля………………………………4-7
2.Формальная социология……………………………………………………….8-14
3.Философия жизни и культуры………………………………………………15-19
Заключение………………………………………………………………………….20
Список сносок……………………………………………………………………….21-22
Список использованной литературы………………………………………………23
В
философии Зиммеля можно
В этическом аспекте, наиболее популярном, связываемом обычно с ницшеанством, философия жизни выглядит, как призыв отождествить себя с жизнью, отбросив все искусственное, дав полную свободу ее творческому потоку. Здоровый жизненный инстинкт направлен на рост, накопление, реализацию сил, возрастание творческой мощи.
Растительность, животный мир, физиологические инстинкты - это лишь низшее основание жизни, которая достигает апогея в человеке, одухотворенном и обогащенном культурой. Величие целей, сила мысли, чистота сердечных побуждений, способность создавать прекрасное - вот в чем проявляется цвет жизни. "Этика жизни" несовместима ни с благодушным гедонизмом, ни с самоотречением и смирением. И чувственные наслаждения, и жесткая дисциплина возможны и даже необходимы тому, кто овладел искусством жизни, твердо встал на путь саморазвития. Но социальные формы, равно как и догматически понятые ценности не должны подавлять жизнь, которая находится в вечном движении и ни на чем не успокаивается.[22,стр.200]
В философском аспекте жизнь оказывается наиболее "смыслоемким" понятием, преодолевающим старые философские антитезы. Жизнь есть единство субъективного и объективного, материального и духовного, ставшего и становящегося, природного и культурного, бренного и вечного. Жизнь достигает своего апогея в человеке. В нем она максимально одухотворяется, становится сверхприродной и приобретает космические масштабы. В человеке скрещиваются все потоки жизни и бытия. В нем жизнь движется "изнутри во вне", то есть превращается в творчество "субъективной культуры". И "извне во внутрь", становясь "субъективной культурой". Жизнь есть череда противоречивых переживаний, в которых сливаются бытие и сознание. Таких, как любовь, страх, вражда, долг, вина, покаяние. Культура - это религия, наука, философия, мораль, искусство. Но жизнь - бесконечна, бессмертна, незавершаема. Культура же - конечна, бренна, стремится стать законченной и совершенной.
В каких-то узловых моментах культура и жизнь, форма и содержание - совпадают. Хаос жизни становится порядком в культуре. Но как только система культурных форм перестает вмещать в себя новые приливы жизненных сил, она омертвевает, трескается, превращается в руину. Жизнь имеет огромную потребность в культуре. Только в ней она видит цель своего движения. Но существует глубокая и непреходящая вражда между жизненно-творческим, душевным процессом и объективными формами культуры. Жизнь всегда стремится вперед. Человек талантливый, проницательный, овладевший искусством жизни, постоянно меняет свою стратегию. Овладевая новыми формами культуры, он старается удержаться в "центре своей личности", сочетая пластичность и устойчивость. Но широкие массы ведут себя иначе. Они ждут реформ, революций, новых философских концепций, в которых откроется, наконец, одинаковая для всех истина и которые приведут жизнь в окончательный порядок. Однако проходит немного времени и культурная форма, только что казавшаяся совершенном, становится тесной и разрушается.[23,стр.209]
Зиммель отмечает, что борьба жизни и культуры впервые была ясно продемонстрирована Марксом на примере истории мирового хозяйства. Экономические силы создают соответствующие им формы производственных отношений, идеологий, перерастают их, заменяют новыми. Но экономические силы - лишь часть жизненных сил. Культура стремится охватить единой идеей все "жизненное пространство". Типические черты каждой большой эпохи проступают, по Зиммелю, в ее центральной идее, в которой реальное, должное и идеальное - сливается.
Зиммель говорит: история достигла такого пункта, когда обычный в прошлом механизм смены одной формы культуры другой - больше не действует. Жизнь, желая освободиться от всяких форм, стремится к недостижимому. Взамен утопии стихийно льющейся свободной жизни, Зиммель предлагает создать культуру, которая будет всегда и для всех духовно-содержательным, личностно-значимым формотворческим процессом. "Все пространство жизни должно наполниться культурным содержанием, мыслями и чувствами, действиями и судьбами, и все они будут проникнуты тем своеобразным единством смирения и гордости, напряжения и мирного покоя, активности и созерцания, которое можно назвать религиозным. Жизнь с таким содержанием будет иметь абсолютную ценность, раньше принадлежавшую только отдельным ее образованиям". Желая проиллюстрировать сказанное, Зиммель приводит стихи Ангелуса Силезиуса:
Святой, когда он пьет,
Не меньше Богу угождает,
Чем когда псалмы поет".[24,стр.213]
Заключение
В заключение данной работы хотелось бы подвести некоторые итоги. В начале данной работы рассказывается о творческом и жизненном пути Георга Зиммеля, который был полон трудностей и препятствий.
Георг
Зиммель сформулировал
относительно устойчивые и повторяющиеся формы межчеловеческих взаимодействий.
Также в моей работе я описала философию жизни и культуры Георга Зиммеля.
Георг
Зиммель внес существенный
В целом
исследуемый материал очень интересен
по той причине, что его можно
наблюдать в жизни. И это еще раз говорит
о том, что исследования Георга Зиммеля
всегда применимы и актуальны.
Список сносок.
[1,стр. 235]: Р.Е.Гергилов. «Российская социология в Германии (конец XIX - начало XX вв.) // Социологические исследования».
[2,стр.304]: Ионин Л.Г. «Георг Зиммель – социолог».
[3,стр.237]: Р.Е.Гергилов. «Российская социология в Германии (конец XIX - начало XX вв.) // Социологические исследования».
[4,стр.240]: Р.Е.Гергилов. «Российская социология в Германии (конец XIX - начало XX вв.) // Социологические исследования».
[5,стр. 245]: Р.Е.Гергилов. «Российская социология в Германии (конец XIX - начало XX вв.) // Социологические исследования».
[6,стр.305]: Ионин Л.Г. «Георг Зиммель – социолог».
[7,стр.306]: Ионин Л.Г. «Георг Зиммель – социолог».
[8,стр.309]: И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич. «Западная теоретическая социология. Формальная социология Г. Зиммеля».
[9,стр 311]: И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич. «Западная теоретическая социология. Формальная социология Г. Зиммеля».
[10,стр.320]: И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич. «Западная теоретическая социология. Формальная социология Г. Зиммеля».
[11,стр.120]: Левин Д. «Некоторые ключевые проблемы в работах Зиммеля» // социологический журнал.
[12,стр.135]: Левин Д. «Некоторые ключевые проблемы в работах Зиммеля» // социологический журнал.
[13]: http://toska19.narod.ru(24.04.
[14,стр.140]: Левин Д. «Некоторые ключевые проблемы в работах Зиммеля» // социологический журнал.
[15]: http://terme.ru(21.04.2010)
[16]: http://terme.ru(21.04.2010)
[17]: http://terme.ru(21.04.2010)
[18]: http://frazochka.ru (24.04.2010)
[19,стр.163]: Соколов Э.В. «Георг Зиммель: философия культуры».
[20,стр.175]: Соколов Э.В. «Георг Зиммель: философия культуры».
[21,стр.177]: Соколов Э.В. «Георг Зиммель: философия культуры».
[22,стр.200]:
Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая
теория в
ее преемственности и изменении.
[23,стр.209]:
Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая
теория в
ее преемственности и изменении.
[24,стр.213]:
Беккер Г., Бесков А. Современная социологическая
теория в
ее преемственности и изменении.
Список
использованной литературы
1.Левин Д. «Некоторые ключевые проблемы в работах Зиммеля» // социологический журнал. 1994 год.
2.Ионин Л.Г. Георг Зиммель - социолог. 1981.
3. И. А. Громов, А. Ю. Мацкевич. «Западная теоретическая социология. Формальная социология Г. Зиммеля».
4. http://frazochka.ru (24.04.2010)
5. Соколов Э.В. «Георг Зиммель: философия культуры».
6. http://toska19.narod.ru(24.04.
7.http://terme.ru(21.04.2010)
8.Р.Е.Гергилов. «Российская социология в Германии (конец XIX - начало XX вв.) // Социологические исследования» 2007год.
9.Беккер
Г., Бесков А. Современная социологическая
теория в
ее преемственности и изменении.