Гендерный аспект коммуникативного поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

По-разному говорят не только представители разных культур, но еще и мужчины и женщины. Общение между мужчиной и женщиной – это тоже своего рода межкультурное общение. “Утверждение о мужчинах и женщинах
как абсолютно одинаковых людях изначальноневерно. Прежде всего, и те и другие – люди, личности, обладающие равными возможностями, правами и свободами.

Работа содержит 1 файл

Курсач махов1.docx

— 54.35 Кб (Скачать)

      Исследователи определили, что женщины рассматривают  изображения иначе, чем мужчины, что те и другие фиксируют внимание на разных элементах изображения. Однако, несмотря на значительные индивидуально-типологические различия в восприятии изображений, общим оказывается активный характер восприятия. Психологами установлено, что восприятие происходит последовательно  и носит поэлементный характер. Поэлементность «прочтения» особенно четко проявляется  там, где изображение соседствует  с текстом и поэтому не может  быть воспринято сразу и одновременно. Для восприятия рекламного сообщения  небезразлично, какое число элементов  входит в изображение.

      Цвет  в рекламе вызывает различные  эмоции и ассоциации у мужчин и  женщин. Считается, что цветная реклама воздействует сильнее, чем черно-белая, потому что повышает очевидность достоинств, представленных товаров. Она заставляет человека эмоционально воспринимать предметы, облегчает узнавание и может, благодаря символическому содержанию воздействовать на подсознание. Конечно же, для достижения поставленных целей, содержание и цвет должны действовать согласованно. Серьезной проблемой для создателей рекламы является правильность выбора, так как различные цвета могут восприниматься мужчиной и женщиной по-разному. Отдельно взятые цвета в сочетаниях между собой выражают совершенно особые значения, основывающиеся на полученном опыте и ведущие к ассоциациям.

      По  данной проблематике было проведено  исследование, суть которого состояла в выявлении глубинного отношения  российской аудитории к цвету  в рекламе разных стран. Для эксперимента выбрали образцы рекламы автомобилей, изготовленные в разных странах: России, США, Германии и Японии. В  конце концов были получены семантические  пространства мужчин и женщин, позволившие  выявить структуру восприятия цвета; определить, как воспринимаются российской аудиторией образцы рекламы разных стран и какой, из предложенных образцов ближе к «идеальной рекламе».

      При формировании образа американской рекламы  насыщенный красный цвет сыграл основную роль. Психологические портреты у  мужчин и женщин получились разными. Для мужчин в «американской» рекламе  красный цвет сочетается с серьезностью, движением, индивидуализмом. А для  женщин — с чем-то темным, резким, большим, сильным, т. е. образ этой рекламы  — пугающий. Интересно, что синий  цвет присутствует в данной рекламе  в том же объеме, что и красный, но его роль не была отмечена. Вероятно, это связано с тем, что красный  оттенок был более насыщенным, чем синий. Насыщенность цвета оказывает  большее воздействие на эмоции, чем  оттенок.

      Психологический портрет японской рекламы получился  у мужчин и женщин похожим. На первое место обе группы ставят четкость. При этом для мужчин важнее такие  параметры, как «красивая», «приятная», «гладкая», а для женщин — «серьезная», «надежная», «мужская», «гармоничная». Интересно, что в представлении  женщин реклама носит мужской  характер. Мужчины видят эту рекламу  также серьезной, гармоничной и  реальной, а женщины — красивой, индивидуальной, традиционной. Следует  заметить, что здесь автомобиль показан  в движении, в отличие от предыдущего  рисунка. Однако в этой рекламе преобладают  холодные, спокойные тона: голубой, серебристый, темно-серый, не вызывающие раздражения, но также и не связанные  с движением, что делает ее образ  более четким, привлекательным и  серьезным, хотя и традиционным.

      Психологический портрет российской рекламы выглядит положительным и у мужчин, и  у женщин. Среди наиболее важных характеристик у обеих групп  оказалась безопасность. Вероятно, на это повлияли насыщенный синий  фон и статичность автомобиля. В понимании мужчин данная реклама  яркая, четкая, реальная, а в понимании  женщин — добрая, мягкая, красивая. Следует заметить, что обе группы не выделили такую характеристику, как серьезность.

      В немецкой рекламе обе группы на первое место ставят такие характеристики, как желтый и яркий. В представлении  мужчин и женщин эта реклама приятная, радующая, гармоничная. В психологическом  портрете данного образца у обеих  групп появляется новая характеристика: «явная». Мужчины добавляют к  этому «простая» и «индивидуальная», а женщины — «комфортная» и  «теплая». В данной рекламе доминирует насыщенный желтый цвет, который способен создать ощущение радости, солнечного тепла, что и проявилось в психологическом  портрете обеих групп. Как и в  японской рекламе, машина показана в  движении, и желтый оттенок это  подчеркивает, так как считается  активным цветом.

      Если  сравнить психологический портрет  «идеальной рекламы» с портретами тестируемой  рекламы, то она ближе всего к  японскому и немецкому образцам.

      При создании рекламы необходимо учитывать  особенность гендерного восприятия различных составляющих рекламного обращения, таких как цвет, изображение, текст. 

      Глава 2. Гендерный аспект коммуникативного поведения.

      Особенности деловой гендерной коммуникации

      «Совместный труд мужчин и женщин – это огромный шаг вперед, но вместе с тем и огромная проблема, требующая решения.»

Дж.Грэй

      Общение с противоположным полом представляет трудность для людей начиная  с самого раннего возраста. Уже  маленькие дети понимают, что мальчик  с девочкой разговаривают не так, как мальчик с мальчиком или  девочка с девочкой. Есть целый  ряд очень важных объективных  причин, которые приводят к проблемам  в общении между мужчинами  и женщинами. Знать эти причины  и предвидеть их последствия должен любой грамотный человек. Эти  причины связаны прежде всего  с теми объективными «природными» различиями между мужчинами и женщинами, которые сформировались в ходе эволюции человека и отражаются в их поведении  и общении.

      Природа создала мужчин и женщин неодинаковыми. Мужчины умирают раньше женщин, так  как получают больше травм и ранений, больше подвержены воздействию стрессов – это результат характерного для мужчины интенсивного контакта с окружающей средой, потребности  активного воздействия на среду, заложенной в мужском характере.

      Мужчины и женщины обладают специфическими особенностями врожденной мимики и  жестикуляции. Например, кулак –  мужской жест, женщины его показывать не умеют или показывают очень  смешно. Мужчины и женщины по-разному  совершают многие физические действия. Например, мужчины обычно зажигают спичку движением к себе, а женщины  – от себя; гасят спичку мужчины  обычно, подув на нее, а женщины  размахивают горящей спичкой  в воздухе.

      Мужчины и женщины по-разному направляют взгляд на предметы. Если попросить  женщину взглянуть на ногти, она  обычно сжимает пальцы в кулак  и смотрит на ногти, держа пальцы согнутыми. Мужчины чаще смотрят  на ногти сверху, распрямив пальцы. Если попросить женщину взглянуть  на потолок, она обычно слегка приподнимает подбородок и поднимает взгляд вверх, мужчины же обычно просто задирают голову и т.д.

      По  сравнению с женщинами, мужчины  плохо приспосабливаются к изменениям окружающей среды, особенно если эти  изменения происходят быстро и внезапно. Установлено, что если мужчину и  женщину внезапно переместить в  зону сильного холода, женский организм сразу начнет формировать жировую  прослойку для защиты от холода, а мужской организм к этому  неспособен. Чтобы выжить в неблагоприятной  обстановке, мужчине надо не приспосабливаться  к среде, а активно взаимодействовать  со средой, изменять ее, чтобы выжить.

      При любом изменении ситуации женщина  осваивается гораздо быстрее, демонстрируя при этом консервативную стратегию: стремление приспособиться, адаптироваться к изменившимся условиям. Мужчина  же демонстрирует активную стратегию: он старается активно воздействовать на окружающую среду, обстоятельства, изменить их в соответствии со своим  планом, со своими представлениями  и намерениями.

      Мужская стратегия инерционна: мужчина очень  настойчив в своем стремлении достичь поставленной цели и гораздо  неохотнее, чем женщина, отказывается от своих планов даже тогда, когда  уже ясно, что осуществить план не удастся. Мужчину трудно «запустить», но и труднее остановить.

      Мужчина в общении с другими людьми демонстрирует стратегию настойчивости, женщина более склонна реализовать  стратегию уступчивости. Мужчина  всегда настроен на то, чтобы что-то предпринять. Женщина, не знающая, что  делать, часто говорит мужчине  фразу типа: «Ты же мужчина, придумай что-нибудь».

      У мужчин и женщин различается общая  ориентация личности. Исследования показывают, что у 75% мужчин и женщин ориентация в жизни оказывается практически  противоположной.

Сравните:

мужчины женщины
Профессиональная  деловитость Домовитость
Влечение  к коллективу Влечение  к семье
Влечение  к политике, науке, искусству Влечение  к учебе

      Для мужчины работа и познание внешнего мира – это основной ориентир, именно этой сфере он хочет посвятить основное время. Женщина же ориентирована на семью и пополнение знаний, поэтому обычно девочки учатся лучше мальчиков.

      Коммуникативная грамотность как раз и предполагает, что мужчины должны знать и  учитывать особенности женского поведения и общения, а женщины  – мужского. Необходимо разговаривать  на языке, понятном партнеру. Это означает, что женщина должна стремиться говорить с мужчиной на «мужском», понятном ему  языке, а мужчина с женщиной –  на «женском». Встречное движение обеспечит  эффективное общение и коммуникативный  успех.

      Мужчина добивается признания на работе, когда  он делает нечто, свидетельствующее  о его компетенции и умении. Заявляя о своих способностях и подтверждая их, он поднимает  себя в глазах коллег, но если он терпит неудачу, то подрывает свою репутацию. Когда мужчина заключает сделку, разрабатывает успешный план, достигает  намеченной цели, зарабатывает некую  сумму денег, завершает проект или  преодолевает затруднение, получаемое им признание определяется тем, насколько  значительна была стоящая перед  ним цель, какую прибыль он получил, насколько серьезные трудности  преодолел. Небольшие достижения приносят небольшое количество очков, небольшие  потери приводят к небольшой их утрате. Именно таким образом мужчины  оценивают себя и других по уровню профессионализма и достижениям.

      Женщины достигают признания по-другому. Женщина поднимается в глазах подруг, проявляя заботу, участие и  преданность. Успех определяется не широтой жестов, а постоянством. Значение имеют не масштабы, а глубина  личного неравнодушия. Важен не результат, а те мысли, соображения и намерения, которые вами двигали. Компетентность и достижения для женщин – далеко не самое главное.

      Чтобы преуспеть в отношениях с женщинами, мужчине необходимо учитывать эту  разницу в оценках. Условно говоря, женщины начисляют по очку за каждое проявление участия – не важно, насколько  оно значительно. Практически это  означает, что много малых дел  принесут мужчине больше, чем одно большое.

      Очень часто бывает так, что новый руководитель-мужчина  добивается более эффективной работы фирмы, но при этом напрочь отвращает  от себя всех работающих там женщин. Очень скоро они либо увольняются, либо отказываются с ним работать. Эффективность эффективностью, но неприязнь  со стороны женщин приводит к росту  напряженности, что не лучшим образом  сказывается на производительности труда и удовлетворению от работы. Работая бок о бок с женщинами, мужчины достигнут гораздо больших  успехов, если станут помнить о необходимости  поднимать себя в их глазах, способствуя  взаимоподдержке и взаимоуважению.

      Мужчины используют общение прежде всего  для того, чтобы решить какую-то проблему, добиться намеченной цели. Общение  для женщин – это тоже способ решения проблем, но еще и средство снизить напряженность, почувствовать  себя лучше, установить эмоциональные  связи для укрепления взаимоотношений, создать творческую атмосферу, открыть  что-то новое.

Информация о работе Гендерный аспект коммуникативного поведения