Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 23:45, курсовая работа
в работе рассматривается гендерный аспект важной части современной жизни как вождение автомобиля.
1. Введение
2. Глава I. Истоки стереотипов, их место в обществе
2.1. Стереотипные роли и ожидание тех или иных форм поведения от мужчин и женщин
3. Глава II. Гендерный стереотип: женщина – водитель?
3.1. Исторический экскурс
3.2. Существование проблемы гендерного характера
3.3. Подходы в изучении данной проблемы.
4. Глава III. Правовая сторона вопроса и инфраструктура.
4.1. Права человека как основа антидискриминационной практики.
4.2. Организации, занимающиеся решением проблемы.
5. Заключение.
6. Список литературы.
Если посмотреть на эту ситуацию на федеральном уровне, то видно, что статья 19 посвящена принципу равноправия и раскрывает его конкретные значения. Часть 1 статьи определяет равноправие как равенство всех перед законом и судом. Часть 2 статьи определяет равноправие как равенство человека и гражданина в обладании правами и свободами. Здесь сформулирована обязанность государства гарантировать это равенство независимо как от природных свойств человека, так и от его общественных черт. Смысл части 2 статьи также и в том, что в ней учитываются разнообразные свойства человека. Человеческое достоинство тем самым получает правовую защиту от дискриминации в соответствии со ст.2 Всеобщей декларации прав человека, ст.2 Международных пактов о правах человека и ст.14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Перечисление свойств личности, по поводу которых запрещается дискриминация, не является исчерпывающим. И наконец, часть 3 ст.19 Конституции определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы, что соответствует ст.3 Международного пакта о гражданских и политических правах. Часть 3 ст.19 указывает также на равные возможности мужчины и женщины для реализации своих прав.
И так как сейчас наше государство ведет политику демократизации, то и этот политический аспект не может не отражаться на решении проблемы, затронутой в данной работе.
При этом если заглянуть в правила дорожного движения, то там мы встречаем только термин «водитель» без каких-либо пояснений , стало быть, и нет никакого разделения по половому признаку.
Все
это показывает, что на правовом
уровне не существует никакой половой
дискриминации. Однако в обществе, на
бытовом уровне, мы не можем не заметить,
как проявляется гендерное стереотипное
мышление.
При этом не секрет, что из-за такой напряженной атмосферы на дороге, у женщин возникают некоторые трудности. Разрешить существующие противоречия, конечно, очень трудно, однако помочь женщинам с адаптацией возможно. Этим и занимаются различные женские организации, которые борются за равенство полов, за права женщин.
Сегодня правила поведения на дороге — это не секрет, диктуют мужчины, вследствие этого женщине сегодня значительно сложнее совершать маневры и достигать определенных необходимых ей точек. Не пропустят, подрежут… Вероятно, надо ломать стереотип у всех и только тогда мы сможем приблизиться к ориентирам, заложенным в Федеральной целевой программе на 2006-2012 гг., и добиться снижения аварийности в 1,5 раза. Пока же за 2 года действия ФЦП эффекта нет, хотя государство предпринимает серьезные шаги: оснащает службы ДПС новыми автомобилями, ужесточает штрафы. Вероятно, эффект может быть достигнут не только в результате карательных действий, но и в более тесной консолидации водительской массы под знаменем соблюдения ПДД. Профессиональные союзы автомобилистов во всем мире являются серьезным подспорьем власти в решении дорожных проблем.
Есть
такие объединения и в
В частности, рассматривая данные учреждения в Саратове, меня привлекла женская лига « Инициатива», деятельность которой я бы и хотела рассмотреть.
Женская лига "Инициатива" - саратовская общественная организация. Лига является коллективным членом Консорциуома женских неправительственных организаций СНГ-США и Ассоциации неправительственных женских организаций, которая возникла на основе Независимого Женского Форума.
410030, Саратов, ул. Горького, 42
Телефон: (8452)724424 - раб., (8452)269446 - дом.
tnk@renet.ru
Данная общественная организация основана в 1995. Число участниц - 35
Участницы организации:
Катаева Татьяна Юрьевна - председатель
Гарзанова Ирина Александровна, Грекова Ольга Сергеевна, Ишмаева Елена Геннадьевна, Лысенко Ольга Николаевна, Полтавская Нина Федоровна, Попова Нина Семеновна, Скомаровская Елена Петровна, Третьякова Нина Александровна, Фокеева Ольга Константиновна.
Сфера интересов:
Лига
ведёт оперативный обмен
Именно эта концепция играет большую роль в разрешении проблемы дискриминации женщин за рулем. Этот вопрос входит в круг интересов Женской Лиги “Инициативы“ в качестве повышения социальной роли женщин в обществе.
Основные направления деятельности:
- информирование общественности о новостях в женском Движении,
- связь
с женскими организациями
- создание
Базы Данных общественных
- просветительская деятельность, проведение семинаров и тренингов;
- разработка
и реализация социальных
- популяризация
женского литературного и
- организация художественных выставок, проведение литературных вечеров.
Проведенные семинары:
В рамках проведенного семинара "Общение и разрешение конфликтов" была проведена работа с женщинами, которые управляли автомобилем и пытались адаптироваться на дороге.
Также для решения проблемы положения женщин на дороге существуют различные тренинги, например тренинги «Леди-Драйв: Актив» и «Леди-Новичок». Для женщин с разным водительским стажем. Обе программы состоят из трех этапов. Они позволят освоить и отработать все необходимые для водителя навыки, получить теоретические знания, которые вы сразу можете применять на практике
Приобретенный
опыт подарит не только владение автомобилем,
но и бесценный психологический
настрой, благодаря которому женщина
будет прекрасно себя чувствовать
на дороге. Руководитель Центра и ведущий
тренер команды «Драйв Класс» - Илона
Накутис – один из самых известных автоспортсменов
России, кому, как ни ей знать и понимать
все проблемы женщин-водителей.
Статистика как главный аргумент.
И, пожалуй, самым главным фактом, который говорит о несостоятельности стереотипа женщина – водитель, является статистика. Она показывает, что по отношению к количеству выданных водительских прав женщины хотя и имеют больше мелких аварий и нарушений, но на их счету гораздо меньше серьезных ДТП. Опыт разбирательств прокуратурой свидетельствует о том, что на каждые 240 дорожных происшествий с серьезным ущербом для здоровья только одно происходит по вине женщины. По другим данным женщины являются причиной происшествий со смертельным исходом только в 3% случаев. Значительно меньшее число всякого рода дорожно-транспортных происшествий у женщин-водителей происходит из-за алкогольного опьянения. Также, по данным «Центра исследований Европейского страхового альянса», из 221 опрошенного мужчины-водителя 56,1% попадали в аварии, а из 79 опрошенных женщин – только 39,2%. Кроме того, представительницы слабого пола становятся, как правило, участницами мелких ДТП, тогда как мужчины – более тяжелых аварий, с большими убытками и нередко с человеческими жертвами.
И около $ 990 составляет средний ущерб от ДТП с участием женщин-водителей, что на $210 меньше, чем у мужчин.
Как правило, женщинам в Европе страхование автомобиля обходится дешевле, чем мужчинам: считается, что представительницы слабого пола более дисциплинированны и внимательны на дороге. В некоторых странах тарифы по программам автострахования зависят от пола страхователя. В большинстве западных стран на стоимость страхового полиса, кроме прочих факторов, влияет также пол застрахованного. В частности, в Испании, Франции, Англии, Италии и Австрии автостраховка для женщины будет стоить на 10-15% дешевле, чем для мужчины
Оказывается, в Старом свете женщины более дисциплинированы, реже превышают скорость, почти никогда не ездят в пьяном виде и вообще стараются всегда соблюдать правила дорожного движения. Причем, опыт показывает, что самыми законопослушными являются водительницы, совсем недавно получившие права. А вот юноши, которые только-только начали ездить за рулем, очень часто лихачат и доказывают всем окружающим свою крутизну, что, разумеется, нередко приводит к довольно серьезным авариям.
Однако в России ситуация несколько иная, передает ИА «Regnum». Российские страховые компании пока не дают девушкам скидки, а кое-где их считают даже более опасными водителями. Почему-то российские женщины, которые любят останавливать на скаку коня и гулять по горящему дому, попадают в аварии чаще мужчин. Причем, разница получается весьма существенной. По статистике страховых компаний, ДТП происходят с водителями-женщинами с частотой 96,35%, а вот мужчины попадают в аварии с частотой 70,75%. Но при этом есть одна очень важная особенность – девушки обычно участвуют в небольших авариях. Представители страховых компаний даже выделили главные проблемы женщин за рулем – как правило, ДТП с дамами происходят из-за того, что они не соблюдают правила перестроения и маневрирования на дороге. А вот мужчины попадают в ДТП в основном из-за несоблюдения скоростного режима.18
Конечно,
дама, вцепившаяся в руль, вызывает
в водителях едкую ухмылку
и со стороны выглядит в крайней
степени неуверенно. Однако это совсем
не означает, что она плохой водитель
и у нее не получается сделать
тот маневр, который она задумала.
Такое поведение может
Таким образом, советская гендерная система, с одной стороны, поощряла женщин на работу и образование, предоставляя возможность получать профессию, самостоятельно работать и зарабатывать на жизнь. Эмансипация женщин происходила в направлении гендерной десегрегации сферы занятости в условиях нехватки мужской рабочей силы. Женское участие в экономическом развитии, техническом прогрессе, в том числе и освоении автомобилизма выступало частью советского гендерного контракта, который предусматривал эмансипацию женщин, их высокую степень участия в экономике, одновременно с женственностью и материнством.
Женщина-эмансипе – это был не единственный образ женщины, пропагандировавшийся в советское время. СМИ представляют противоположные образы женщин: индустриальный и романтический. Советская власть пропагандировала женственность и материнство, программируя общество на гендерную дискриминацию, на соблюдение основного советского гендерного контракта «работающая мать».
Символический смысл образа женщины за рулем транспортного средства, с одной стороны, подчеркивал эмансипацию и технический прогресс, улучшение жизненного уровня, а с другой – указывал на вторичность ее значимости. На то, что женщина вторична в мире водителей, указывал образ женщины как менее опытного водителя, допускающего казусы, ошибки, как смешного водителя. На пропагандистских изображениях сталинского времени и в позднесоветской рекламе машин на экспорт возникает изящно-романтичный образ женщины-шофера. Имеет смысл говорить о двойственности образа «женщины за рулем»: во-первых, трудящаяся на производстве, в сельском хозяйстве, на фронте и в тылу, проявляющая силу, умение, сноровку, во-вторых, образ романтичный, женственный, но в то же время, но в чем-то чужеродный, забавный… В этом проявляются противоречия гендерной системы советского периода.