Гендерные стереотипы: женщина-водитель

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

в работе рассматривается гендерный аспект важной части современной жизни как вождение автомобиля.

Содержание

1. Введение
2. Глава I. Истоки стереотипов, их место в обществе
2.1. Стереотипные роли и ожидание тех или иных форм поведения от мужчин и женщин
3. Глава II. Гендерный стереотип: женщина – водитель?
3.1. Исторический экскурс
3.2. Существование проблемы гендерного характера
3.3. Подходы в изучении данной проблемы.
4. Глава III. Правовая сторона вопроса и инфраструктура.
4.1. Права человека как основа антидискриминационной практики.
4.2. Организации, занимающиеся решением проблемы.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

РГР. Гендерные стереотипы - Женщина водитель..docx

— 83.97 Кб (Скачать)

     Если  посмотреть на эту ситуацию на федеральном  уровне, то видно, что статья 19 посвящена принципу равноправия и раскрывает его конкретные значения. Часть 1 статьи определяет равноправие как равенство всех перед законом и судом.  Часть 2 статьи определяет равноправие как равенство человека и гражданина в обладании правами и свободами. Здесь сформулирована обязанность государства гарантировать это равенство независимо как от природных свойств человека, так и от его общественных черт. Смысл части 2 статьи также и в том, что в ней учитываются разнообразные свойства человека. Человеческое достоинство тем самым получает правовую защиту от дискриминации в соответствии со ст.2 Всеобщей декларации прав человека, ст.2 Международных пактов о правах человека и ст.14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Перечисление свойств личности, по поводу которых запрещается дискриминация, не является исчерпывающим. И наконец, часть 3 ст.19 Конституции определяет, что мужчина и женщина имеют равные права и свободы, что соответствует ст.3 Международного пакта о гражданских и политических правах. Часть 3 ст.19 указывает также на равные возможности мужчины и женщины для реализации своих прав.

     И так как сейчас наше государство  ведет политику демократизации, то и этот политический аспект не может  не отражаться на решении проблемы, затронутой в данной работе.

     При этом если заглянуть в правила  дорожного движения, то там мы встречаем  только термин «водитель» без каких-либо пояснений , стало быть, и нет никакого разделения по половому признаку.

   Все это показывает, что на правовом уровне не существует никакой половой  дискриминации. Однако в обществе, на бытовом уровне, мы не можем не заметить, как проявляется гендерное стереотипное мышление.  
 

  • Организации, занимающиеся решением проблем гендерной тематики

     При этом не секрет, что из-за такой напряженной  атмосферы  на дороге, у женщин возникают  некоторые трудности. Разрешить  существующие противоречия, конечно, очень  трудно, однако помочь женщинам с адаптацией возможно. Этим и занимаются различные  женские организации, которые борются  за равенство полов, за права женщин.

     Сегодня правила поведения на дороге — это не секрет, диктуют мужчины, вследствие этого женщине сегодня значительно сложнее совершать маневры и достигать определенных необходимых ей точек. Не пропустят, подрежут… Вероятно, надо ломать стереотип у всех и только тогда мы сможем приблизиться к ориентирам, заложенным в Федеральной целевой программе на 2006-2012 гг., и добиться снижения аварийности в 1,5 раза. Пока же за 2 года действия ФЦП эффекта нет, хотя государство предпринимает серьезные шаги: оснащает службы ДПС новыми автомобилями, ужесточает штрафы. Вероятно, эффект может быть достигнут не только в результате карательных действий, но и в более тесной консолидации водительской массы под знаменем соблюдения ПДД. Профессиональные союзы автомобилистов во всем мире являются серьезным подспорьем власти в решении дорожных проблем.

     Есть  такие объединения и в Хабаровске. Особенно заметен клуб «Автоледи», который очень эффективно действует с 2000 года. Под эгидой этого союза женщин-автомобилистов не только планомерно решаются проблемы женщин, связанные с эксплуатацией автомобиля, но и регулярно проводятся соревнования по многим автомобильным дисциплинам. Но главная тема, внимание на которой акцентирует своей деятельностью клуб «Автоледи»: женщина сегодня равноправный участник дорожного движения, к мнению которого необходимо прислушиваться.

    В частности, рассматривая данные учреждения в Саратове, меня привлекла женская  лига « Инициатива», деятельность которой  я бы и хотела рассмотреть.

  Женская лига "Инициатива" - саратовская общественная организация. Лига является коллективным членом Консорциуома женских неправительственных организаций СНГ-США и Ассоциации неправительственных женских организаций, которая возникла на основе Независимого Женского Форума. 

410030, Саратов,  ул. Горького, 42

Телефон: (8452)724424 - раб., (8452)269446 - дом.

tnk@renet.ru

Данная  общественная организация основана в 1995. Число участниц - 35

Участницы организации:

Катаева Татьяна Юрьевна - председатель

Гарзанова Ирина Александровна, Грекова Ольга Сергеевна, Ишмаева Елена Геннадьевна, Лысенко Ольга Николаевна, Полтавская Нина Федоровна, Попова Нина Семеновна, Скомаровская Елена Петровна, Третьякова Нина Александровна, Фокеева Ольга Константиновна.

Сфера интересов:

  • Занятость и безработица;
  • Издательская деятельность;
  • Информационное обеспечение женского движения;
  • Искусство;
  • Образование, образовательные программы;
  • Повышение социальной роли женщин;
  • Политика;
  • Предпринимательство;

     Лига  ведёт оперативный обмен информацией  с Информационным Центром Независимого Женского Форума и другими общественными  организациями России и зарубежных стран. В 2000 г. Женская лига "Инициатива" получила гранд от Канадского Фонда Поддержки Российских Женщин для реализации проекта "Взаимодействие властных структур и общественных организаций Саратовской области" Действуем сообща: взаимодействие в разработке концепции закона о равных правах и равных возможностях мужчин и женщин".

     Именно  эта концепция играет большую  роль в разрешении проблемы дискриминации  женщин за рулем. Этот вопрос входит в  круг  интересов Женской Лиги  “Инициативы“ в качестве повышения  социальной роли женщин в обществе.

     Основные  направления деятельности: 

- информирование  общественности о новостях в  женском Движении,

- связь  с женскими организациями России  и зарубежных стран,  

- создание  Базы Данных общественных организаций; 

- просветительская деятельность, проведение семинаров и тренингов;

- разработка  и реализация социальных программ;

- популяризация  женского литературного и художественного  творчества,

- организация  художественных выставок, проведение  литературных вечеров.

Проведенные семинары: 

  1. "Общение и разрешение конфликтов". Совместно с Консорциумом, для женских организаций Саратова и области.
  2. Межрегиональный семинар "Женщины в политике". Совместно с Консорциумом и НДИ, приняли участие представители 10 городов.
  3. "Экология души". Совместно с самарским.благотворительно-просветительным обществом "Озарение", для общественных организаций Саратова.
  4. Межрегиональный семинар "Информационное обеспечение женского Движения в России сегодня". Совместно с Женской информационной сетью (Москва), приняли участие представители 7 городов.

     В рамках проведенного семинара "Общение  и разрешение конфликтов" была проведена  работа  с женщинами, которые управляли  автомобилем и пытались адаптироваться на дороге.

     Также для решения проблемы  положения  женщин на дороге существуют различные  тренинги, например тренинги  «Леди-Драйв: Актив»  и «Леди-Новичок». Для  женщин с разным водительским стажем. Обе программы состоят из трех этапов.  Они позволят освоить  и отработать все необходимые  для водителя навыки, получить теоретические  знания, которые вы сразу можете применять на практике

     Приобретенный опыт подарит не только владение автомобилем, но и бесценный психологический  настрой, благодаря которому женщина  будет прекрасно себя чувствовать  на дороге. Руководитель Центра и ведущий  тренер команды «Драйв Класс» - Илона Накутис – один из самых известных автоспортсменов России, кому, как ни ей знать и понимать все проблемы женщин-водителей. 

    Статистика  как главный аргумент.

     И, пожалуй, самым главным фактом, который  говорит о несостоятельности  стереотипа  женщина – водитель, является статистика. Она показывает, что по отношению к количеству выданных водительских прав женщины хотя и имеют больше мелких аварий и нарушений, но на их счету гораздо меньше серьезных ДТП. Опыт разбирательств прокуратурой свидетельствует о том, что на каждые 240 дорожных происшествий с серьезным ущербом для здоровья только одно происходит по вине женщины. По другим данным женщины являются причиной происшествий со смертельным исходом только в 3% случаев. Значительно меньшее число всякого рода дорожно-транспортных происшествий у женщин-водителей происходит из-за алкогольного опьянения. Также, по данным «Центра исследований Европейского страхового альянса», из 221 опрошенного мужчины-водителя 56,1% попадали в аварии, а из 79 опрошенных женщин – только 39,2%. Кроме того, представительницы слабого пола становятся, как правило, участницами мелких ДТП, тогда как мужчины – более тяжелых аварий, с большими убытками и нередко с человеческими жертвами.

     И около $ 990 составляет средний ущерб  от ДТП с участием женщин-водителей, что на $210 меньше, чем у мужчин.

  • Особенности исследования проблемы и подходов к решению проблем в международной практике.

     Как правило, женщинам в Европе страхование  автомобиля обходится дешевле, чем  мужчинам: считается, что представительницы  слабого пола более дисциплинированны  и внимательны на дороге. В некоторых  странах тарифы по программам автострахования зависят от пола страхователя. В большинстве западных стран на стоимость страхового полиса, кроме прочих факторов, влияет также пол застрахованного. В частности, в Испании, Франции, Англии, Италии и Австрии автостраховка для женщины будет стоить на 10-15% дешевле, чем для мужчины

     Оказывается, в Старом свете женщины более  дисциплинированы, реже превышают скорость, почти никогда не ездят в пьяном виде и вообще стараются всегда соблюдать  правила дорожного движения. Причем, опыт показывает, что самыми законопослушными являются водительницы, совсем недавно  получившие права. А вот юноши, которые  только-только начали ездить за рулем, очень часто лихачат и доказывают всем окружающим свою крутизну, что, разумеется, нередко приводит к довольно серьезным авариям. 

     Однако  в России ситуация несколько иная, передает ИА «Regnum». Российские страховые компании пока не дают девушкам скидки, а кое-где их считают даже более опасными водителями. Почему-то российские женщины, которые любят останавливать на скаку коня и гулять по горящему дому, попадают в аварии чаще мужчин. Причем, разница получается весьма существенной. По статистике страховых компаний, ДТП происходят с водителями-женщинами с частотой 96,35%, а вот мужчины попадают в аварии с частотой 70,75%. Но при этом есть одна очень важная особенность – девушки обычно участвуют в небольших авариях. Представители страховых компаний даже выделили главные проблемы женщин за рулем – как правило, ДТП с дамами происходят из-за того, что они не соблюдают правила перестроения и маневрирования на дороге. А вот мужчины попадают в ДТП в основном из-за несоблюдения скоростного режима.18

    Конечно, дама, вцепившаяся в руль, вызывает в водителях едкую ухмылку  и со стороны выглядит в крайней  степени неуверенно. Однако это совсем не означает, что она плохой водитель и у нее не получается сделать  тот маневр, который она задумала. Такое поведение может объясняться в том числе и тем, что она просто бдительно ведет себя на дороге, боясь упустить малейшую деталь в неконтролируемом потоке машин. Что же касается сильного пола, то редкий мужчина способен признаться в том, что он - слабый водитель. По статистике, всего 2 % водителей выразили сомнения в своей способности повторно пройти на отлично стандартный экзамен по программе автошколы. А на деле все оказывается совершенно иначе: по результатам проведенного в 15 странах Европы тестирования мужчин-водителей со стажем выяснилось, что более половины из них не в состоянии правильно ответить на вопросы, связанные с правилами дорожного движения, а уж тем более относящиеся к технической стороне вождения.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

     Таким образом, советская гендерная система, с одной стороны, поощряла женщин на работу и образование, предоставляя возможность получать профессию, самостоятельно работать и зарабатывать на жизнь. Эмансипация женщин происходила в направлении гендерной десегрегации сферы занятости в условиях нехватки мужской рабочей силы. Женское участие в экономическом развитии, техническом прогрессе, в том числе и освоении автомобилизма выступало частью советского гендерного контракта, который предусматривал эмансипацию женщин, их высокую степень участия в экономике, одновременно с женственностью и материнством.

     Женщина-эмансипе – это был не единственный образ женщины, пропагандировавшийся в советское время. СМИ представляют противоположные образы женщин: индустриальный и романтический. Советская власть пропагандировала женственность и материнство, программируя общество на гендерную дискриминацию, на соблюдение основного советского гендерного контракта «работающая мать».

     Символический смысл образа женщины за рулем  транспортного средства, с одной  стороны, подчеркивал эмансипацию  и технический прогресс, улучшение  жизненного уровня, а с другой –  указывал на вторичность ее значимости. На то, что женщина вторична в  мире водителей, указывал образ женщины  как менее опытного водителя, допускающего казусы, ошибки, как смешного водителя. На пропагандистских изображениях сталинского  времени и в позднесоветской рекламе машин на экспорт возникает изящно-романтичный образ женщины-шофера. Имеет смысл говорить о двойственности образа «женщины за рулем»: во-первых, трудящаяся на производстве, в сельском хозяйстве, на фронте и в тылу, проявляющая силу, умение, сноровку, во-вторых, образ романтичный, женственный, но в то же время, но в чем-то чужеродный, забавный… В этом проявляются противоречия гендерной системы советского периода.

Информация о работе Гендерные стереотипы: женщина-водитель