Гендерные стереотипы: женщина-водитель

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2011 в 23:45, курсовая работа

Описание работы

в работе рассматривается гендерный аспект важной части современной жизни как вождение автомобиля.

Содержание

1. Введение
2. Глава I. Истоки стереотипов, их место в обществе
2.1. Стереотипные роли и ожидание тех или иных форм поведения от мужчин и женщин
3. Глава II. Гендерный стереотип: женщина – водитель?
3.1. Исторический экскурс
3.2. Существование проблемы гендерного характера
3.3. Подходы в изучении данной проблемы.
4. Глава III. Правовая сторона вопроса и инфраструктура.
4.1. Права человека как основа антидискриминационной практики.
4.2. Организации, занимающиеся решением проблемы.
5. Заключение.
6. Список литературы.

Работа содержит 1 файл

РГР. Гендерные стереотипы - Женщина водитель..docx

— 83.97 Кб (Скачать)

    При этом наклеивание ярлыков усиливает  отклонение. В связи с этим проводилось  исследование психологических качеств женщин, придерживающихся стереотипа о существовании женского стиля вождения и женщин, отрицающих подобный стереотип. На выборке студенток-психологов были выделены две группы с ярко выраженным наличием и отсутствием стереотипа соответственно. В этих группах было проведено исследование следующих качеств испытуемых: объема восприятия, объема кратковременной памяти, переключаемости и распределения внимания. Подверженность гендерным стереотипам выявлялась при помощи разработанной анкеты.

    Исследование  принесло следующие результаты. Выявлены значимые различия между подгруппами по использованным показателям восприятия, памяти, внимания. Наличие у женщины гендерных стереотипов крайне отрицательно сказывается на успешности ее вождения. Все начинающие автомобилисты сталкиваются с определенными трудностями в освоении автомобиля. Однако женщины, придерживающиеся стереотипа о несостоятельности женщины как водителя, достаточно быстро пасуют перед этими трудностями, легко убеждая себя в своей несостоятельности, тем самым личным опытом подтверждая стереотип. Этому способствует отношение со стороны многих других более опытных или более агрессивно настроенных участников дорожного движения, демонстрирующих свое крайне отрицательное отношение к женщине за рулем. Женщины же, не придерживающиеся стереотипа, упорно и тщательно осваивают навыки вождения, а к возникающим трудностям относятся как к неизбежным, но реально преодолимым для водителя-новичка, независимо от его половой принадлежности.

    Таким образом, наклеивание ярлыков на начинающих автомобилисток приводит к  тому, что они чувствуют себя неувереннее  за рулем, тем происходит вторичное отклонение.  

  • Разнообразные подходы к решению  гендерной проблемы

    В рамках эксклюзии – инклюзии и дискриминации – антидискриминационнной практики проблему положения женщин на дороге можно рассматривать как итог действующих факторов таких как предрассудки, стереотипы и отрицательные установки мужчин по поводу вождения женщин.

    Бытует  мнение, что женщины в силу своей  технической необразованности не могут управлять автомобилем, потому как не способны в экстренном случае ее починить. Одной из главных особенностей «женского стиля» считается техническая безграмотность женщин. Существует мнение, что женщины не имеют представление о самых элементарных принципах конструкции автомобиля и совершенно беспомощны в решении самых элементарных технических вопросов. Также женской особенностью признается неумение читать карту и плохое ориентирование на местности.

    При этом  мужчины испытывают нетерпимость, которая направлена на игнорирование и ущемление потребностей и прав, как отдельной женщины, так и группы людей. Внутри этой социальной проблемы можно выделить социальное неравенство, выраженное в том, что даже в семьях, где существует достаточное количество денежных средств на покупку автомобиля для женской половины, все равно не стоит вопрос о получении  машины для мамы или жены.

    Эксклюзия в этом контексте это ограничение социальной активности, то есть вождения автомобиля, женщин до их исключения из общественной жизни вследствие барьера реализации социальных и гражданских прав человека.

     Дискриминация женщин-водителей лежит в основе данного проблемы.

     Все эти понятии относятся к негативным. К позитивным – понятия социальной справедливости, антидискриминационной практики, инклюзии и толерантности. Именно эти меры должно быть применены относительно данной проблемы. 

     Социальная  справедливость здесь рассматривается как система сдержек и противовесок в ситуации разделения на мужчин-водителей и женщин-водителей, которая позволяет обеспечить равный доступ к пользованию автомобилем при равных условиях.

     Антидискриминационная практика должна быть направлена на преодоление дискриминации женщин за рулем. В основе этой практики лежат понятия толерантности и инклюзии, то есть включения женщин в общественно-полезную деятельность, в которой у них повысится престиж.

     При этом должна проводится соответствующая работа, как с мужчинами, так и с женщинами, в которых будут разъяснены права человека.

     Также существует междисциплинарный подход, включающий в себя политико-правовой подход, экономический, социологический и психологический. И рассматривая понятия эксклюзии-инклюзии и дискриминации-антидискриминации, мы можем проследить, как эти понятия трансформируются.

подходы

               понятия

толерантность Дискриминация эксклюзия
Политико-правовой Толерантность -это признание группы женщин и ее права отличаться; терпимость по отношению к женщинам на дороге; общество -основной регулятор отношений. Дискриминация существует как система пережитков, которые исчезают с течением времени. Дискриминация -ущемление прав женщин в пользу мужчин. Существует единый источник дискриминации - социальное неравенство на дороге Социальная эксклюзия - неосуществление или ограничение гражданских прав женщин. Причина эксклюзии - ущемление права участвовать в общественной жизни, / водить машину/
Экономический неспособность успешно участвовать в экономической, социальной и культурной жизни, а  также, по ряду характеристик, отчуждение и дистанцирование от основного хода общественной жизни
Социологический признака социального  меньшинства используются комплексные показатели, такие как психологические установки тех, кто исключается из общественной жизни, и социальный статус этих людей. «социальное меньшинство», которое дискриминируются, то есть женщины за рулем риск эксклюзии присутствует в крупных городах, то есть   у женщин в мегаполисах больше шансов стать дискриминируемыми
Психологический трудно  выделить различие в понимании таких феноменов, как дискриминация, нетерпимость, эксклюзия. Все они идентифицируются со стереотипами, предрассудками, склонностью человека к стигматизации.
 

   Компаративный метод ассоциируется со сравнением решения проблем в разных странах. Мне кажется, что наиболее показательным в рассматриваемом мною случае будет ретроспективный метод. Ретроспективный анализ показывает, что сравнение прежней и современной социальной политики не существует вне сопоставления с международными нормами и опытом других стран. Изменение происходит под влиянием не только внутренних преобразований, но и мировых тенденций. К примеру, мы можем проследить, как менялся образ женщины во времена СССР под влиянием  европейских стран. 

  • Потребность управлять… автомобилем

     На  самом деле несколько негативное отношение к женщинам за рулем  со стороны мужчин вполне объяснимо  с точки зрения психолога. Причина  — глубоко в бессознательном. У подавляющего большинства мужчин руль ассоциируется с властью; чего стоит само слово «управление». И допустить, чтобы женщина управляла мужчиной, мужчины не могут ни за что. Более того, иной мужчина бессознательно чувствует себя оскорбленным, если даже в чужой машине видит водителя женского пола. Особенно если этот водитель идет на обгон. Упрямый мужчина нарушит всевозможные правила, поедет по тротуарам, но не даст себя обогнать женщине.

    Однако  невозможно запретить женщине сесть  за руль. В главную очередь это  будет ущемлять ее права и ее потребности. Если вспомнить Ильзу Арльт, то она выделяла несколько классов потребностей в частности тепло, пища, забота о теле, медицинская помощь, профилактика аварий и первая помощь, одежда, жилье, отдых, семейная жизнь, образование, безопасность, обучение ремеслу (экономическая эффективность), умственное развитие (мораль, этика, религия). При этом проблему, которую я рассматриваю  в своей расчетно-графической работе, мы можем отнести к одному из классов потребностей, выделяемых Арльт. Скорее всего, это- обучение ремеслу. А стало быть, для решения и удовлетворения данной потребности женщине требуется ресурс. В данном случае -  это автомобиль. И так как эти потребности характерны и для мужчин,  и для женщин, то  и решаться они должны одинаково.

  • Функционалистский, критический и герменевтический подходы

   В рамках функционалистского  подхода проблема негативного отношения со стороны мужчин к женщинам-водителям и ее решение тормозится некими  дисфункциями внешнего и внутреннего характера.

   Стопорит  работу по искоренению этого гендерного стереотипа нежелание осознать и  понять мужской половиной населения  факта того, что женщина – полноправный член  движения. Свое отрицание данного  момента они обосновывают, тем, что  женщина на дороге создает большое  количество аварий.  Однако данный момент не совсем корректен, так как статистика говорит об обратном положении дел. При этом данную позицию можно  толковать как явную функцию  общества, в то время как латентной функцией общества будет желание быть единственными водителями на дороге, чтобы  управление было сконцентрировано лишь в руках мужчин.

   Также можно рассмотреть политику государства  по данной проблеме. Явными функциями  будет желание помочь женщинам, помочь им в адаптации на дороге, а латентной  функцией будет стремление продемонстрировать соответствие государственной политики международным нормам социального права.

   Следующий подход – критический подход.  В соответствии с этим подходом каждая социальная проблема  стремится поддержать status quo, удержать или захватить власть и наиболее выгодное положение в стратификационной системе. Он происходит из теорий конфликта и действия. В контексте данного подхода проблема положения женщин на дороге рассматривается  как борьба различных групп, в данном случае мужчин и женщин, за соблюдение собственных интересов. При этом интересы каждой из групп уникальны по своей сущности.  И требование юридически подкрепляемого права на уникальные интересы есть базовая часть данного подхода.

   И наконец, заключительный подход это  герменевтический. Герменевтическая традиция, сложившаяся в 1960-х годах благодаря исследованиям И.Гофмана  и М.Поланьи , обращается к стихийно развивающемуся человеческому опыту, который формируется в виде повседневного знания.17 Именно опыт управления автомобилем и играет огромную роль, так как только у начинающих автомобилисток есть неуверенность, вызванная подобающим отношением мужчин к женщине за рулем. Данный подход  очень важен для социальных работников, которые работают с женщинами так как эта модель необходима там, где «величайшую важность приобретают проблемы равенства, соблюдения прав и нон-дискриминации». 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА III

Правовые  основы и инфраструктура

  • Права человека как основа антидискриминационной практики

     На  самом деле, если рассмотреть правовую основу  этого вопроса, то существование  стереотипов невозможно. Подробно эту  нестыковку мы можем увидеть в  следующей таблице. Например, согласно ст.1 Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин от 18 декабря 1979г. понятие «дискриминация в отношении женщин» означает любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослабление или сводит на нет признание, пользование или осуществление женщинами, независимо от их семейного положения, на основе равноправия мужчин и женщин, прав человека и основных свобод в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой другой области. Исторически принцип равноправия мужчины и

Название  закона; Постановления Цитата Отражение в  ргр
Конституция РФ Глава 2. Права  и свободы человека и гражданина. Статья 19 « 1. Все равны  перед законом и судом.

2. Государство  гарантирует равенство прав и  свобод человека и гражданина  независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного  и должностного положения, места  жительства, отношения к религии,  убеждений, принадлежности к общественным  объединениям, а также других  обстоятельств. Запрещаются любые  формы ограничения прав граждан  по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина  и женщина имеют равные права  и свободы и равные возможности  для их реализации.»

В частности  часть третья указывает на равноправие  мужчин и женщин, то есть женщина  имеет такие же права на управление транспортным средством, как и мужчина.
Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин Статья 14. «<...> пользоваться надлежащими условиями жизни, особенно жилищными условиями, санитарными услугами, электро- и водоснабжением, а также транспортом и средствами связи». В данной конвенции  подчеркивается ликвидация дискриминации  женщин. Гендерное равенство отражается также и в использовании транспортом, что и является темой моей ргр
Концепция улучшения положения  женщин в Российской Федерации  «<...> права женщин являются неотъемлемой частью общих прав человека. Полное и равноправное участие женщин в политической, экономической, социальной и культурной жизни на федеральном, региональном и международном уровнях должно стать главной целью государственной политики в области улучшения положения женщин в Российской Федерации». Идет  речь о соблюдении прав женщин на всех законодательных уровнях и об их участии в социальной и культурной жизни, к которому можно отнести  и управление автомобилем.
 
 
 

женщины достаточно прочно утвердился в нашем  общественном сознании. Вместе с тем  в период становления нового общества положение женщины особенно уязвимо. Международные ориентиры в указанной  Конвенции определяют особую опасность  ограничения доступа женщины  к здравоохранению, образованию, профессиональной подготовке и росту, возможностям для  трудоустройства, стандартам питания  и др. В современных условиях государство  обязано с помощью законодательства, управленческой деятельности и суда предотвращать возможные случаи дискриминации женщины. А в статье 14 данной конвенции предусмотрено  «равноправное пользование надлежащими условиями жизни, особенно жилищными условиями, санитарными услугами, электро- и водоснабжением, а также транспортом и средствами связи», что и пресекает по своей сути существование гендерного стереотипа.

Информация о работе Гендерные стереотипы: женщина-водитель