Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2011 в 14:40, курсовая работа
Цель исследования выявить существующие гендерные противоречия между, создаваемыми рекламой, полоролевыми стереотипами и их отражением в сознании людей.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть понятие «гендерные противоречия»;
- исследовать особенности создания гендерных образов в рекламе;
- изучить гендерные особенности восприятия современной рекламы.
- определить степень влияния, создаваемых рекламой гендерных стереотипов на молодежь;
Введение…………………………………………………………………………..5
1 Гендерные противоречия как феномен современного общества
1.1 Сущность и характеристика понятия «гендерные противоречия»…………………………………………………………….9
1.2 Гендерные особенности восприятия современной рекламы………13
2 Гендерный аспект рекламы
2.1 Формирование гендерных моделей (полоролевого поведения) поведения через рекламу…………………………………………………17
2.2 Гендерные стереотипы в сознании молодежи (на примере студентов КубГТУ)…………………………………………………………………...23
Заключение………………………………………………………………………34
Список использованных источников…………………………………………..35
Приложение
Содержание
Введение…………………………………………………………
1
Гендерные противоречия как
1.1
Сущность и характеристика
1.2 Гендерные особенности восприятия современной рекламы………13
2 Гендерный аспект рекламы
2.1 Формирование
гендерных моделей (
2.2 Гендерные
стереотипы в сознании молодежи
(на примере студентов КубГТУ)…
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………..35
Приложение А Программа социологического исследования………………..37
Приложение
Б Анкета…………………………………………………………
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в то, что в современном мире социально-психологическое воздействие рекламы на человека огромно. Именно она, по сути, формирует вкусы и предпочтения людей. Проникая во все сферы общества, реклама активно воздействует на его социальные институты и оказывает значительное влияние на социальное поведение живущих в нем людей. Реклама передает не только информацию о товарах, изделиях, услугах, рынках, но и об общественных, политических и других типах отношений в обществе, в том числе и межличностных взаимоотношениях мужчин и женщин, которые в ней, как правило, стереотипизированы и упрощены. Реклама и маркетинг не только отражают существующую культуру отношений между полами, но создают ее. С помощью гендерных образов, созданных рекламой, закрепляются гендерные роли, которые ограничивают жизненные возможности и выбор людей.
Поэтому выявление тех
Степень научной разработанности. В 1968 году, Робертом Столлером было введено понятие гендер, в отличие от своих предшественников Столлер выделил понятия sex как биологический пол, и gender как пол социальный.
Лорвер Джуди таже рассматривал понятие гендер и выделил несколько различных вариаций его значения.
Понятие "гендер" было введено в русский язык в начале 1990-х г. Посадской Анастасией. В своих трудах она анализировала проблему гендерных противоречий с точки зрения российского общества.
Проблемы «гендера», особенности становления гендерных различий
нашли свое отражение в работах Р.Ангера. В работах И.С. Кона рассматривались половые различия в психофизиологической сфере.
В России проблема гендера изучалась такими авторами, как В.В. Абраменкова, которая исследовала полоролевую дифференциацию в семье. М.Ю. Арутюнян изучала отношения между супругами в зависимости от характера распределения ролей в семье. Ю.Е. Алёшина и Е.В. Лекторская исследовали, закономерности возникновения и протекания ролевого конфликта у работающих женщин. А.Е. Дударева исследовала влияние гендерных стереотипов на создание рекламных роликов. М.В. Томская занималась изучением восприятия рекламных текстов в зависимости от пола.
Объектом исследования выступают гендерные противоречия.
Предметом являются гендерные противоречия в рекламной деятельности.
Цель исследования выявить существующие гендерные противоречия между, создаваемыми рекламой, полоролевыми стереотипами и их отражением в сознании людей.
Задачами исследования являются:
- рассмотреть понятие «гендерные противоречия»;
- исследовать особенности создания гендерных образов в рекламе;
- изучить гендерные особенности восприятия современной рекламы.
-
определить степень влияния,
Гипотеза исследования: существующие в рекламе образы мужчин и женщин являются гипертрофированными, и различия между мужчинами и женщинами подчёркиваются в гораздо большей степени, чем они существуют в действительности.
Теоретическую основу исследования составили работы Е.И.Агафонова [1]; И.В. Грошева [7], [8]; Дударевой А.М. [10].
Методологическую основу исследования составили принципы объективности и научности.
Решение поставленных задач
Эмпирическую базу исследования составил опрос студентов КубГТУ, групп 09-Г-СЦ2 и 09-А-АД3, проводившийся 23.05.2011. В исследовании приняло участие 49 человек в возрасте от 18 до 20 лет.
Научная новизна заключается в том, что было проведено анкетирование студентов Кубанского технологического университета, в результате которого были выявлены существующие у них гендерные стереотипы.
Практическая значимость заключается
в том, что данные могут быть использованы
для дальнейшей разработки данной проблемы.
1 Гендерные противоречия
как феномен современного
общества
1.1 Сущность и социологическая
характеристика понятия
«гендерные противоречия»
Гендерные противоречия (англ. gender, от лат. genus «род») − это различия в поведении человека в зависимости от его пола. Ученые выделяют физический пол (по англ. sex) и социальный пол (по англ. – gender), который вслед за англо-американской терминологией часто именуют как «гендер». Если sex обозначает биологическое разделение на мужчин и женщин, то gender отражает разделение женственности и мужественности. Понятие социального пола концентрирует внимание на социально сконструированных различиях между мужчинами и женщинами. В современной западной социологии этот термин отражает не индивидуальную идентификацию и личностные характеристики, но культурные стереотипы и идеалы маскулинности и феминности, половое разделение труда в социальных институтах и организациях [4]. Понятие гендер означает социальный пол, определяемый совокупностью социальных и культурных норм, которые общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола [17, с. 25].
Таким образом, гендерные
Категория социального пола (гендера)
описывает не индивидуальные
особенности, а
– биологический пол, учет первичных и вторичных признаков, типичных для мужчин и для женщин;
− гендерная
− гендерные идеалы –
− гендерная роль - набор ожидаемых образцов поведения (норм) для мужчин и женщин. Дифференциация гендерных ролей проявляется в половозрастном разделении труда, системе половой стратификации, в специфических процессах половой социализации, через которую эти отношения воспроизводятся и предаются из поколения в поколение [15];
− гендерная идентичность - чувство самотождественности, собственной истинности, полноценности, сопричастности миру и другим людям. Чувство обретения, адекватности и стабильности владения личности, собственным Я независимо от изменений последнего и ситуации; способность личности к полноценному решению задач, встающих перед ней на каждом этапе развития. Гендерная идентичность определяется как единство самосознания и поведения индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли [11, с. 438].
Гендерная идентичность
В исследовании В.И. Москаленко были выявлены
факторы негативно влияющие на формирование
гендерной идентичности:
1) нарушения идентификации
с образом родителей в результате усвоения
детьми дисгармоничных наставлений маскулинности-феминности
в семье;
2) разрыв между
поколениями в сфере профессиональной
деятельности, что особенно влияет на
воспитание мальчиков, в которых могут
возникать трудности в выборе идеала-образца-образа
человека, которого можно было бы следовать;
3) формирование эмансипационных
установок у женщин средствами массовой
информации, которые акцентируют внимание
на их достижениях женщин в традиционно
мужских видах труда или спорта и этим
они могут иногда приводить к маскулинизации
поведения девушек;
4) ошибки родителей в сфере социально-полового
контроля за поведением детей, что проявляется
в различных формах ограничения общения
со сверстниками своего пола, которое
в подростковом возрасте, как правило,
имеет своим следствием «эффект бумеранга»
[16].
По существу гендер – это
социокультурное поле, т.е. относительно
автономный участок
Информация о работе Гендерные противоречия в рекламной деятельности