Гендерные проблемы в российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление гендерных проблем профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.

Задачи курсовой работы:

1) выявить основные теоретико-методологические подходы к изучению положения и роли женщины в обществе, проследить эволюцию этих подходов;

2) комплексно изучить карьерный рост женщин-госслужащих, женские стратегии и стиль управления на руководящих должностях;

3) обозначить объективные и субъективные трудности на пути профессиональной самореализации женщин - госслужащих, выявить степень их удовлетворения результатами своей деятельности, уровень их профессионального самочувствия;

4) определить и обозначить роль органов государственной власти в формировании гендерно-адаптируемой политики в сфере государственной службы;

5) выяснить степень влияния подобной политики по отношению к женщинам - государственным служащим на изменение гендерных стереотипов относительно современной роли женщины в обществе в целом.

Объект курсовой работы - гендерные проблемы профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.

Предмет курсовой работы - профессиональная карьера женщин государственных служащих, уровень их профессионального самочувствия и факторы, обусловливающие их оптимизацию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1 Гендерный подход к исследованию карьеры женщин в сфере государственного управления……………………………………………........7

1.Историко-социологические основы гендерного исследования социальных явлений……………………………………………………7
2.Профессиональная самореализация и карьерный рост: понятие и содержание…………………………………………………………….10
3.Карьерный рост женщин в органах государственной власти: возможности и барьеры………………………………………………12
Глава 2 Профессиональная карьера женщин в органах государственной власти в России…………………………………………………………..........16

2.1 Влияние макросоциальных факторов на карьерный рост женщин

в органах государственной власти в России……………………..16

2.2 Социологический анализ особенностей профессиональной

самореализации женщин в органах государственного и

муниципального управления………………………………………20

2.3 Влияние гендерно-адаптируемой политики органов

государственного управления на карьерную мотивацию женщин-

госслужащих………………………………………………………..22

Глава 3 Пути формирования активной гендерно-направленной политики

в органах государственной власти………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

    «В настоящее время активное привлечение женщин на руководящие посты в государственное управление проблематично. Необходимо уменьшить барьеры на пути карьерного роста женщин, преодолевая гендерные стереотипы, оценивая функциональную значимость человека независимо от пола» [2, С.59].

Заключение 

    Проблема  участия женщин в работе органов  власти требует большого внимания. У российских женщин, если они хотят  изменить свое положение, стать полноценными гражданами своей страны, есть для этого реальные возможности, необходимый опыт, большой потенциал.

    В современном демократическом обществе женщины выражают стремление с помощью  профессии и определенной должности  добиться полноценной насыщенной жизни, реализовать желание быть признанными и нужными не по биологической природе, а по социально приобретенным профессиональным характеристикам – добиться высокого социального статуса за счет личных талантов и заслуг.

    На  государственной службе в настоящий  момент продолжает наблюдаться гендерная асимметрия, отражающая скрытую дискриминацию женщин в сфере управления. Она проявляется, прежде всего, в распределении женщин и мужчин по должностным позициям. Если в низших и средних звеньях доля женщин в аппарате управления значительна, то представительство женщин на высшем уровне крайне мало.

    Скрытая дискриминация воспроизводится  в политике найма и продвижения  и отражает гендерные предпочтения работодателей.

    Женщины-госслужащие  гораздо дольше делают карьеру, чем  мужчины, им приходится больше работать, иметь больше опыта, активнее добиваться поставленных целей.

    Среди факторов, влияющих на карьерный настрой  женщин в системе государственной  службы, необходимо назвать следующие: особенности социализации, высшее профессиональное образование, личная мотивация, гендерная политика органов государственного управления, гендерная компетентность руководителя, активная работа средств массовой информации по изменению общественного мнения относительно роли и места женщины в современном обществе.

    Меры  политического и организационного характера, изменение традиционной социализации и преодоление гендерных  стереотипов на уровне сознания мужчин и женщин должны способствовать установлению в нашем обществе справедливой и  сбалансированной модели участия женщин в управлении государством на всех уровнях власти.

    Соответствующие в нашем обществе социально-исторические моральные нормы продолжают отдавать приоритет и завышать ценность инвестиций женщин, прежде всего в сферу частной  жизни.

    Со  стороны общества в этом плане наблюдается слабое стимулирование женщин на достижение карьеры и статусного признания.

    Российская  культура и мировоззрение в целом  во многом еще не стали индивидуалистическими  и демократическими, в которых  достижения и независимость отдельной личности оценивается достаточно высоко.

    В связи с этим сохраняется более  жесткое следование отдельного индивида нормам и ценностям коллективистского  общества и, в частности, гендерным  традициям и стереотипам.

    Вертикаль власти и ее авторитет остаются важными особенностями и характеристиками переходного этапа развития нашей страны. В связи с этим, гендерная политика и в государстве, и в регионах во многом зависит от гендерной просвещенности и компетентности лидеров и руководителей высоких рангов в сфере государственного управления: от того, насколько серьезно будет организована работа по поддержке и выдвижению женщин на высокие государственные должности и посты, найдут ли конкретные меры отражение в законодательных актах и будет ли осуществляться поддержка гендерно-адаптируемой политики средствами массовой информации, способными наиболее активно влиять на массовое сознание и мировосприятие людей в наше время.

    Только  при комплексном подходе и  влиянии на этот процесс на микро- и макросоциальном уровне: со стороны кадровых служб органов государственного управления, целенаправленной организованной информационной политики, работы институтов образования по повышению уровня гендерной просвещенности граждан вообще, и госслужащих (будущих и работающих в этой системе), в частности, возможны определенные сдвиги в сознании общества и, что важно, в самовосприятии самих женщин в направлении оптимизации и активизации их жизненных устремлений и профессиональной самореализации.

    В свою очередь, женщины способны привнести  в работу органов государственного управления такие востребованные ею профессиональные и личностные качества, как высокая работоспособность, ответственность, требовательность к себе, гибкость, креативность, потребность и способность постоянного самосовершенствования.

    Высокая оценка профессиональных заслуг женщин-госслужащих  в виде достойного карьерного, должностного роста, доверия к ним со стороны  руководства органов государственного управления и общества будут стимулировать  профессиональное развитие самих женщин и повысит эффективность, гуманистическую направленность и демократизм института государственной службы в целом. 
 
 
 
 
 
 
 

Список  литературы 

  1. Аксенова  Е.А. Управление персоналом в системе  государственной службы: Учеб. пособие / Е.А. Аксенова, Т.Ю. Базаров, Х.А. Беков и др. [Текст] – М.: ИПК госслужбы, 1997. – 224 с.
  2. Актуальные проблемы реформирования государственной службы РФ. [Текст] – М.: Изд-во РАГС, 2003. – 100 с.
  3. Антонова В.К. Женщины в системе государственной службы РФ: проблемы равных и разных возможностей / В.К. Антонова [Текст] – Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2000. – 100 с.
  4. Берн Ш. Гендерная психология / Ш. Берн [Текст] – СПб.: прайм – ЕВРОЗНАК, 2002. – 320 с.
  5. Гвоздева Е.С. Штрихи к портрету женщин-менеджеров / Е.С. Гвоздева, В.И. Герчиков [Текст] // Социологические исследования. 2000. № 11. С. 36-44
  6. Деркач А.А. Психологические характеристики госслужащих регионального управления и их личностно профессиональное развитие / А.А. Деркач, В.М. Дьяков [Текст] – М.: РАГС, 1996. – 237 с.
  7. Женщина новой России: Какая она? Как живет? К чему стремится? / Под ред. М.К. Горшкова [Текст] – М.: РОССПЭН, 2002. – 168 с.
  8. Жорникова Е.Н. Личностные факторы профессиональной карьеры женщин в налоговой системе / Е.Н. Жорникова [Текст] – М., 2003. – 170 с.
  9. Здравомыслова Е.А. Социология гендерных отношений и гендерный подход в социологии / Е.А. Здравомыслова, А.А. Темкина [Текст] // Социологические исследования. 2000. № 11. С. 17-21
  10. Здравомыслова О.М. Семья и общество: гендерное измерение российской трансформации / О.М. Здравомыслова [Текст] – М.: Едиториал УРСС, 2003. – 152 с.
  11. Ионов И.Н. Женщина и власть в России: история и перспективы / И.Н. Ионов [Текст] // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С. 75-87
  12. Кадровый потенциал государственной службы: оценка и аттестация / Под ред. А.А. Деркача [Текст] – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 80 с.
  13. Канапьянова Р.М. Женщины в системе государственного управления / Р.М. Канапьянова [Текст] // Социологические исследования. 2007. № 2. С. 68-75
  14. Карпов А.В. Психология менеджмента: Учеб. пособие / А.В. Карпов [Текст] – М.: Гардарики, 2003. – 584 с.
  15. Кибанов А.Д. Основы управления персоналом: Учеб. пособие / А.Д. Кибанов [Текст] – М.: ИНФРА-М, 1998. – 511 с.
  16. Кричевская О.Н. Женщина – руководитель: деловые стратегии образ «я» / О.Н. Кричевская [Текст] // Социологические исследования. 2000. № 11. С. 45-56
  17. Мальцев В.А. Государственный служащий современного типа / В.А. Мальцев [Текст] – Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 1995. – 185 с.
  18. Маркова А.К. Психология профессионализма / А.К. Маркова [Текст] – М.: Знание, 1996. – 308 с.
  19. Мезенцева Е.Б. Гендерная экономика: теоретические подходы / Под ред. М.М. Малышевой [Текст] – М.: Академия, 2001. – 520 с.
  20. Овсянко Д.М. Государственная служба РФ: Учеб. пособие / Д.М. Овсянко [Текст] – М.: Юрист, 2003. – 287 с.
  21. Парахина В.Н. Основы теории управления: Учеб. пособие / В.Н. Парахина [Текст] – М.: Финансы и статистика, 2008. – 340 с.
  22. Силласте Г.Г. Изменение социальной мобильности и экономического поведения женщин / Г.Г. Силласте [Текст] // Социологические исследования. 2000. № 5. С. 25-34
  23. Социология гендерных отношений: Учеб. пособие / Под ред. З.Х. Саралиевой [Текст] – М.: РОССПЭН, 2003. – 170 с.
  24. Спивак В.А. Управление персоналом для менеджеров: Учеб. пособие / В.А. Спивак [Текст] – М.: Эксмо, 2007. – 624 с.
  25. Тарасова Е.А. Особенности профессиональной компетентности государственных служащих в разрешении межличностных конфликтов с учетом гендерных различий / Е.А. Тарасова [Текст] – М., 2002. – 226 с.
  26. Турецкая Г. Деловая активность женщин и семья / Г. Турецкая [Текст] // Социологические исследования. 2001. № 2. С. 23-30
  27. Тюрина И.О. Гендерные аспекты управления / А.И. Кравченко, Тюрина И.О. Социология управления. [Текст] – М.: Академический Проект, 2004. – 1136 с.
  28. Управление персоналом: Учеб. пособие / Под ред. А.И. Турчинова [Текст] – М.: Изд-во РАТС, 2002. – 488 с.
  29. Хасбулатова О.А. Российская государственная политика в отношении женщин // Теория и методология гендерных исследований / Под ред. О.А. Ворониной [Текст] – М.: МЦГИ, 2001. С. 185-198
  30. Чернова И.И. Гендерные исследования в отечественной науке / И.И. Чернова [Текст] – Н. Новгород: Изд-во ВВАГС, 2004. – 543 с.

Информация о работе Гендерные проблемы в российском обществе