Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление гендерных проблем профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.
Задачи курсовой работы:
1) выявить основные теоретико-методологические подходы к изучению положения и роли женщины в обществе, проследить эволюцию этих подходов;
2) комплексно изучить карьерный рост женщин-госслужащих, женские стратегии и стиль управления на руководящих должностях;
3) обозначить объективные и субъективные трудности на пути профессиональной самореализации женщин - госслужащих, выявить степень их удовлетворения результатами своей деятельности, уровень их профессионального самочувствия;
4) определить и обозначить роль органов государственной власти в формировании гендерно-адаптируемой политики в сфере государственной службы;
5) выяснить степень влияния подобной политики по отношению к женщинам - государственным служащим на изменение гендерных стереотипов относительно современной роли женщины в обществе в целом.
Объект курсовой работы - гендерные проблемы профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.
Предмет курсовой работы - профессиональная карьера женщин государственных служащих, уровень их профессионального самочувствия и факторы, обусловливающие их оптимизацию.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Гендерный подход к исследованию карьеры женщин в сфере государственного управления……………………………………………........7
1.Историко-социологические основы гендерного исследования социальных явлений……………………………………………………7
2.Профессиональная самореализация и карьерный рост: понятие и содержание…………………………………………………………….10
3.Карьерный рост женщин в органах государственной власти: возможности и барьеры………………………………………………12
Глава 2 Профессиональная карьера женщин в органах государственной власти в России…………………………………………………………..........16
2.1 Влияние макросоциальных факторов на карьерный рост женщин
в органах государственной власти в России……………………..16
2.2 Социологический анализ особенностей профессиональной
самореализации женщин в органах государственного и
муниципального управления………………………………………20
2.3 Влияние гендерно-адаптируемой политики органов
государственного управления на карьерную мотивацию женщин-
госслужащих………………………………………………………..22
Глава 3 Пути формирования активной гендерно-направленной политики
в органах государственной власти………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………34
«Главной проблемой, которую рассматривали К. Маркс и Ф. Энгельс, оказалось социально-классовое угнетение, но они также обратили внимание и на вопросы гендерного подавления» [19, С.310].
В русле микросоциального
«Женское
движение (феминизм), возникшее в русле
освободительных идей эпохи Просвещения,
было реакцией на неспособность политических
институтов реализовывать социальные
интересы женщин и установить юридическое
равноправие обоих полов. Феминистская
идеология внесла новые нормы и ценности
в общественное сознание, которые, по их
мнению, могли создать адекватные социальным
изменениям отношения между мужчинами
и женщинами» [30, С.17].
Таким образом, макросоциологический и микросоциологический подходы, а также феменистские концепции позволяют рассмотреть гендерные аспекты проблемы самореализации женщины в публичной, профессиональной сфере, ее отношение к власти вообще, и к участию в управлении государством, в частности, на двух уровнях.
При макросоциологическом подходе гендерные проблемы рассматриваются на уровне восприятия социальной реальности с точки зрения социальной структуры и идеологии. Здесь уделяется большое внимание стратификационным процессам и проблеме гендерного угнетения. В этом случае либо теоретически оправдывается и обосновывается необходимость существующего положения вещей (структурный функционализм), либо предлагается разрешение данных проблем на основе структурных изменений общества и его идеологической системы, связанной с социальными институтами и отражающей интересы мужчин (феминистская теория).
На микросоциальном уровне социологи уделяют основное внимание тому, как воспроизводятся в обществе общепринятые модели взаимодействия. Микросоциологический подход призывает обратить внимание на такие процессы и факторы, значимые в рамках изучения гендерных проблем, как социализация, стереотипы, нормы и ценности этнического самосознания, ментальные характеристики.
Слово «карьера» в переводе с французского языка означает успешное движение вперед. Понятие «карьеры» широко трактует А.Д. Кибанов, определяя ее как «…индивидуально осознанные пути самовыражения и удовлетворенности трудом, поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей, квалифицированных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника» [15, С.218].
А.К.
Маркова рассматривает «
Результатом карьеры в этом понимании является высокий профессионализм служащего, достижение им высокого профессионального статуса. «В более узком смысле карьера понимается как должностное продвижение: достижение социально-признанных стандартов, социального престижа, последовательное занятие определенных должностей, обеспечивающее профессиональное и социальное самоутверждение служащего, результатом чего является определенный статус и должность» [18, С.58].
А.И. Турчинов делит должностные карьеры по возможности осуществления на потенциальную (лично выстраиваемая человеком, его планы, потребности) и реальную (то, что человеку удалось реализовать на протяжении определенного времени, в определенном виде деятельности, в конкретной ситуации [28, С.325].
Карьера в понимании А.А. Деркача и Е.И. Жорниковой – предстает как «…непрерывный процесс профессионального продвижения, реализация его профессионально-личностного потенциала» [8, С.41].
«При анализе карьеры на личностном уровне рассматривается степень профессионального самочувствия и удовлетворенности своей профессиональной деятельностью» [8, С.74].
«Профессиональная самоактуализация работника – это поиск «себя в профессии», определение для себя профессиональных перспектив, достижение их, установление новых профессиональных целей.
При этом на осуществление профессиональной карьеры и профессиональное самочувствие работника могут воздействовать в той или иной степени, как сам индивид, так и предприятие, регион, государство» [27, 307].
Объективно оценивать успешность профессиональной карьеры государственного служащего в зависимости от времени, за которое он достигает должности, предельной для его уровня компетентности, предлагает также А.И. Турчинов.
«Но, в случае профессиональной карьеры женщины в органах государственного управления следует учитывать определенные моменты, объективно нарушающие ритм карьерного роста. На нормальный ход профессиональной самореализации оказывают гендерные особенности женщин.
Наиболее «деликатной» проблемой для стабильного развития карьеры и выдвижения женщин на руководящие должности является период активного материнства. Он, фактически, совпадает с этапом активного служебного роста женщин» [28, С.328].
Р.М. Канапьянова отмечает, «необходимо оказать содействие способным и инициативным молодым женщинам во включении их в кадровый резерв и сохранение трудовых обязательств этих женщин на период вынужденного перерыва» [13, С.68]
Таким образом, карьера представляет собой сложное и многозначное понятие. Важной особенностью гендерных исследований карьерного роста женщин на государственной службе является выявление потенциальной и реальной карьеры (в трактовке А.И. Турчинова), что, в свою очередь, связано с карьерными амбициями и профессиональной самоактуализацией работника того или иного пола.
Профессиональная самоактуализация работника связана с сознательным планированием и осуществлением им своего профессионального и должностного продвижения. Она зависит от профессионального самочувствия работника и удовлетворенности им своей профессиональной деятельностью. При этом на осуществление профессиональной карьеры и профессиональное самочувствие работника могут влиять в определенной степени, как сам индивид (особенности его социализации), так и та профессиональная сфера, где он осуществляет свою карьерную самореализацию, а также регион с его культурными особенностями и традициями и государство в целом.
Успешность
профессиональной карьеры определяется
сочетанием объективных (стабильность
работы, доход, темп, скорость, время
должностного продвижения, «двойная занятость»)
и субъективных критериев (индивидуальное
восприятие человеком своей профессиональной
деятельности с точки зрения реализации
им своих способностей; оценки возможностей
и перспектив самовыражения в данном карьерном
пространстве).
1.3 Карьерный
рост женщин в органах государственной
власти: возможности и барьеры
Вопросы карьерного роста, достижение высокого статуса и профессиональной самореализации женщин на государственной службе стали затрагиваться только в последние годы.
Исследователи этой проблемы считают, что «…именно сейчас, с развитием государственной службы РФ важно не упустить благоприятный период в отношении продвижения женщины на государственной службе.
Подготовка, отбор женщин на высшие государственные должности в соответствии с утвержденным реестром государственных должностей и реализация концепции государственной семейной политики позволит по-иному взглянуть на институт равновесия социума» [17, C.102].
«Профессиональная ориентация на службу в органах государственного и муниципального управления и осуществление карьерной самореализации в этой сфере осложнены рядом факторов:
«На государственной службе полнее всего может реализоваться личностный потенциал женщины. Женщины более социально направлены, ориентированы на интересы коллектива» [16, С.45].
«Государственную службу можно обозначить той сферой деятельности, где необходимо максимально использовать коммуникативные способности женщин, терпимость, возможность понимать другого человека.
Женщины госслужащие в основном ориентированы на взаимоотношения. Значимо выражен самоконтроль. Женская гендерная ориентированность направлена на межличностные отношения и поддержку стабильного психологического микроклимата в коллективе» [17, С.108].
Е.А. Тарасова считает, что «одним из показателей профессиональной компетентности, предпосылкой дальнейшего карьерного роста является умение вести себя в ситуациях конфликта. Стабильность как фактор надежности и перспективы дальнейшего развития играет для женщин особо значимую роль» [25, С.73].
Исследователи отмечают, что в настоящий момент перед женщиной, которая хочет сделать профессиональную карьеру, стоит ряд барьеров:
Таким образом, гендерные проблемы профессиональной самореализации госслужащих является составной частью общей программы реформирования государственной службы и должны решаться с учетом потенциальных возможностей и профессионального опыта госслужащих.
Государственная служба является тем карьерным пространством, где наилучшим образом может быть задействован профессиональный потенциал женщин.
Личностные характеристики, мотивы и ценности женщин-госслужащих в значительной степени соответствуют этой сфере профессиональной деятельности.
Цели, которые выдвигают перед собой женщины, задействованные в системе государственного управления, и понимание ими властных функций отражают общую гуманистическую направленность общества. Идеал современного государственного управления – служение человеку и обществу с выраженным чувством высокой ответственности за все принимаемые решения и шаги.
Во многих исследованиях отмечается, что реформа государственных структур органов управления повлекла за собой быстрый рост руководящих должностей, занимаемых в основном мужчинами. Одновременно с этим, и без того малочисленное представительство женщин на руководящих должностях постоянно убывает. Причиной тому – определенные барьеры (культурные, психологические, юридические и др.).
Информация о работе Гендерные проблемы в российском обществе