Гендерные проблемы в российском обществе

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление гендерных проблем профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.

Задачи курсовой работы:

1) выявить основные теоретико-методологические подходы к изучению положения и роли женщины в обществе, проследить эволюцию этих подходов;

2) комплексно изучить карьерный рост женщин-госслужащих, женские стратегии и стиль управления на руководящих должностях;

3) обозначить объективные и субъективные трудности на пути профессиональной самореализации женщин - госслужащих, выявить степень их удовлетворения результатами своей деятельности, уровень их профессионального самочувствия;

4) определить и обозначить роль органов государственной власти в формировании гендерно-адаптируемой политики в сфере государственной службы;

5) выяснить степень влияния подобной политики по отношению к женщинам - государственным служащим на изменение гендерных стереотипов относительно современной роли женщины в обществе в целом.

Объект курсовой работы - гендерные проблемы профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.

Предмет курсовой работы - профессиональная карьера женщин государственных служащих, уровень их профессионального самочувствия и факторы, обусловливающие их оптимизацию.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3

Глава 1 Гендерный подход к исследованию карьеры женщин в сфере государственного управления……………………………………………........7

1.Историко-социологические основы гендерного исследования социальных явлений……………………………………………………7
2.Профессиональная самореализация и карьерный рост: понятие и содержание…………………………………………………………….10
3.Карьерный рост женщин в органах государственной власти: возможности и барьеры………………………………………………12
Глава 2 Профессиональная карьера женщин в органах государственной власти в России…………………………………………………………..........16

2.1 Влияние макросоциальных факторов на карьерный рост женщин

в органах государственной власти в России……………………..16

2.2 Социологический анализ особенностей профессиональной

самореализации женщин в органах государственного и

муниципального управления………………………………………20

2.3 Влияние гендерно-адаптируемой политики органов

государственного управления на карьерную мотивацию женщин-

госслужащих………………………………………………………..22

Глава 3 Пути формирования активной гендерно-направленной политики

в органах государственной власти………………………………..25

Заключение…………………………………………………………………….31

Список литературы……………………………………………………………34

Работа содержит 1 файл

курс.doc

— 162.00 Кб (Скачать)

    «Главной проблемой, которую рассматривали К. Маркс и Ф. Энгельс, оказалось социально-классовое угнетение, но они также обратили внимание и на вопросы гендерного подавления» [19, С.310].

      В русле микросоциального подхода  был внесен вклад в разработку  гендерного изучения проблем  развития общества представителями  теорий символического интеракционизма (Д.Г. Мид, Э. Гоффман), этнометодологии (К. Уэст, Д. Зиммерман), социально-конструктивистского направления (П. Бергер, Т. Лукман). Сторонников такого подхода интересует, как проявляются в процессе взаимодействия гендерные характеристики, и каким образом этот процесс вызывает их.

    «Женское движение (феминизм), возникшее в русле освободительных идей эпохи Просвещения, было реакцией на неспособность политических институтов реализовывать социальные интересы женщин и установить юридическое равноправие обоих полов. Феминистская идеология внесла новые нормы и ценности в общественное сознание, которые, по их мнению, могли создать адекватные социальным изменениям отношения между мужчинами и женщинами» [30, С.17]. 

    Таким образом, макросоциологический и микросоциологический подходы, а также феменистские концепции позволяют рассмотреть гендерные аспекты проблемы самореализации женщины в публичной, профессиональной сфере, ее отношение к власти вообще, и к участию в управлении государством, в частности, на двух уровнях.

    При макросоциологическом подходе гендерные  проблемы рассматриваются на уровне восприятия социальной реальности с  точки зрения социальной структуры  и идеологии. Здесь уделяется  большое внимание стратификационным  процессам и проблеме гендерного угнетения. В этом случае либо теоретически оправдывается и обосновывается необходимость существующего положения вещей (структурный функционализм), либо предлагается разрешение данных проблем на основе структурных изменений общества и его идеологической системы, связанной с социальными институтами и отражающей интересы мужчин (феминистская теория).

    На  микросоциальном уровне социологи  уделяют основное внимание тому, как  воспроизводятся в обществе общепринятые модели взаимодействия. Микросоциологический подход призывает обратить внимание на такие процессы и факторы, значимые в рамках изучения гендерных проблем, как социализация, стереотипы, нормы и ценности этнического самосознания, ментальные характеристики.

    1. Профессиональная самореализация и карьерный рост: понятие и содержание
 

    Слово «карьера» в переводе с французского языка означает успешное движение вперед. Понятие «карьеры» широко трактует А.Д. Кибанов, определяя ее как «…индивидуально осознанные пути самовыражения и удовлетворенности трудом, поступательное продвижение по служебной лестнице, изменение навыков, способностей,  квалифицированных возможностей и размеров вознаграждения, связанных с деятельностью работника» [15, С.218].

    А.К. Маркова рассматривает «карьеру»  в широком и узком смысле. «В широком смысле карьера понимается как профессиональное продвижение, профессиональный рост, этапы восхождения служащего к профессионализму, переход от одних уровней, этапов, ступеней профессионализма к другим, как процесс профессионализации (от выбора профессии к овладению ею, затем упрочения профессиональных позиций, достижение мастерства)» [18, С.56].

    Результатом карьеры в этом понимании является высокий профессионализм служащего, достижение им высокого профессионального статуса. «В более узком смысле карьера понимается как должностное продвижение: достижение социально-признанных стандартов, социального престижа, последовательное занятие определенных должностей, обеспечивающее профессиональное и социальное самоутверждение служащего, результатом чего является определенный статус и должность» [18, С.58].

    А.И. Турчинов делит должностные карьеры  по возможности осуществления на потенциальную (лично выстраиваемая человеком, его планы, потребности) и реальную (то, что человеку удалось реализовать на протяжении определенного времени, в определенном виде деятельности, в конкретной ситуации [28, С.325].

    Карьера в понимании А.А. Деркача и Е.И. Жорниковой – предстает как «…непрерывный процесс профессионального продвижения, реализация его профессионально-личностного потенциала» [8, С.41].

    «При анализе карьеры на личностном уровне рассматривается степень профессионального самочувствия и удовлетворенности своей профессиональной деятельностью» [8, С.74].

    «Профессиональная самоактуализация работника – это поиск «себя в профессии», определение для себя профессиональных перспектив, достижение их, установление новых профессиональных целей.

    При этом на осуществление профессиональной карьеры и профессиональное самочувствие работника могут воздействовать в той или иной степени, как сам индивид, так и предприятие, регион, государство» [27, 307].

    Объективно  оценивать успешность профессиональной карьеры государственного служащего в зависимости от времени, за которое он достигает должности, предельной для его уровня компетентности, предлагает также А.И. Турчинов.

    «Но, в случае профессиональной карьеры женщины в органах государственного управления следует учитывать определенные моменты, объективно нарушающие ритм карьерного роста. На нормальный ход профессиональной самореализации оказывают гендерные особенности женщин.

    Наиболее  «деликатной» проблемой для стабильного  развития карьеры и выдвижения женщин на руководящие должности является период активного материнства. Он, фактически, совпадает с этапом активного служебного роста женщин» [28, С.328].

    Р.М. Канапьянова отмечает, «необходимо оказать содействие способным и инициативным молодым женщинам во включении их в кадровый резерв и сохранение трудовых обязательств этих женщин на период вынужденного перерыва» [13, С.68]

    Таким образом, карьера представляет собой  сложное и многозначное понятие. Важной особенностью гендерных исследований карьерного роста женщин на государственной службе является выявление потенциальной и реальной карьеры (в трактовке А.И. Турчинова), что, в свою очередь, связано с карьерными амбициями и профессиональной самоактуализацией работника того или иного пола.

    Профессиональная самоактуализация работника связана с сознательным планированием и осуществлением им своего профессионального и должностного продвижения. Она зависит от профессионального самочувствия работника и удовлетворенности им своей профессиональной деятельностью. При этом на осуществление профессиональной карьеры и профессиональное самочувствие работника могут влиять в определенной степени, как сам индивид (особенности его социализации), так и та профессиональная сфера, где он осуществляет свою карьерную самореализацию, а также регион с его культурными особенностями и традициями и государство в целом.

    Успешность  профессиональной карьеры определяется сочетанием объективных (стабильность работы, доход, темп, скорость, время  должностного продвижения, «двойная занятость») и субъективных критериев (индивидуальное восприятие человеком своей профессиональной деятельности с точки зрения реализации им своих способностей; оценки возможностей и перспектив самовыражения в данном карьерном пространстве). 

1.3 Карьерный рост женщин в органах государственной власти: возможности и барьеры 

    Вопросы карьерного роста, достижение высокого статуса и профессиональной самореализации женщин на государственной службе стали  затрагиваться только в последние  годы.

    Исследователи этой проблемы считают, что «…именно сейчас, с развитием государственной службы РФ важно не упустить благоприятный период в отношении продвижения женщины на государственной службе.

    Подготовка, отбор женщин на высшие государственные  должности в соответствии с утвержденным реестром государственных должностей и реализация концепции государственной семейной политики позволит по-иному взглянуть на институт равновесия социума» [17, C.102].

    «Профессиональная ориентация на службу в органах государственного и муниципального управления и осуществление карьерной самореализации в этой сфере осложнены рядом факторов:

  1. общей слабостью государства на фоне системного кризиса, из которого оно еще не вышло, хотя обнадеживающие тенденции уже явно проявляются;
  2. бессистемной непрекращающейся реорганизацией государственного аппарата;
  3. слабостью органов местного самоуправления, их недостаточным финансированием, материальным и кадровым обеспечением;
  4. отсутствием должностного государственного внимания к развитию социальной сферы, особенно образования, науки» [28, С.273].

    «На государственной службе полнее всего может реализоваться личностный потенциал женщины. Женщины более социально направлены, ориентированы на интересы коллектива» [16, С.45].

    «Государственную службу можно обозначить той сферой деятельности, где необходимо максимально использовать коммуникативные способности женщин, терпимость, возможность понимать другого человека.

    Женщины госслужащие в основном ориентированы на взаимоотношения. Значимо выражен самоконтроль. Женская гендерная ориентированность направлена на межличностные отношения и поддержку стабильного психологического микроклимата в коллективе» [17, С.108].

    Е.А. Тарасова считает, что «одним из показателей профессиональной компетентности, предпосылкой дальнейшего карьерного роста является умение вести себя в ситуациях конфликта. Стабильность как фактор надежности и перспективы дальнейшего развития играет для женщин особо значимую роль» [25, С.73].

    Исследователи отмечают, что в настоящий момент перед женщиной, которая хочет сделать профессиональную карьеру, стоит ряд барьеров:

  1. культурные барьеры – отражают традиционные представления о роли женщины в обществе. «В нашем сознании, отмечает Ш. Берн, преобладает образ женщины в традиционной женской роли, поэтому нам трудно увидеть в ней человека, подходящего для руководящей работы»[4, С.121];
  2. «образовательные барьеры: так как большинство специалистов с высшим образованием – женщины, проявляются в меньшей  степени возможности женщин повышать свою квалификацию из-за вынужденных перерывов в работе в связи с уходом за детьми и большой загруженностью домашним хозяйством;
  3. юридические барьеры – отражают неспособность государства реально привести в действие юридические нормы, гарантирующие равноправие мужчин и женщин при достижении высокостатусных позиций в профессиональной сфере;
  4. психологические барьеры: негативный настрой мужчин к женщинам-руководителям, а также сомнение самих женщин в своих способностях;
  5. барьеры, связанные с бытовыми факторами, «двойной нагрузкой», вызванной ситуацией совмещения работы и семьи» [9, С.20].
 

    Таким образом, гендерные проблемы профессиональной самореализации госслужащих является составной частью общей программы  реформирования государственной службы и должны решаться с учетом потенциальных возможностей и профессионального опыта госслужащих.

    Государственная служба является тем карьерным пространством, где наилучшим образом может  быть задействован профессиональный потенциал  женщин.

    Личностные характеристики, мотивы и ценности женщин-госслужащих в значительной степени соответствуют этой сфере профессиональной деятельности.

    Цели, которые выдвигают перед собой  женщины, задействованные в системе  государственного управления, и понимание  ими властных функций отражают общую гуманистическую направленность общества. Идеал современного государственного управления – служение человеку и обществу с выраженным чувством высокой ответственности за все принимаемые решения и шаги.

    Во  многих исследованиях отмечается, что реформа государственных структур органов управления повлекла за собой быстрый рост руководящих должностей, занимаемых в основном мужчинами. Одновременно с этим, и без того малочисленное представительство женщин на руководящих должностях постоянно убывает. Причиной тому – определенные барьеры (культурные, психологические, юридические и др.).

Информация о работе Гендерные проблемы в российском обществе