Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 12:54, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление гендерных проблем профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.
Задачи курсовой работы:
1) выявить основные теоретико-методологические подходы к изучению положения и роли женщины в обществе, проследить эволюцию этих подходов;
2) комплексно изучить карьерный рост женщин-госслужащих, женские стратегии и стиль управления на руководящих должностях;
3) обозначить объективные и субъективные трудности на пути профессиональной самореализации женщин - госслужащих, выявить степень их удовлетворения результатами своей деятельности, уровень их профессионального самочувствия;
4) определить и обозначить роль органов государственной власти в формировании гендерно-адаптируемой политики в сфере государственной службы;
5) выяснить степень влияния подобной политики по отношению к женщинам - государственным служащим на изменение гендерных стереотипов относительно современной роли женщины в обществе в целом.
Объект курсовой работы - гендерные проблемы профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.
Предмет курсовой работы - профессиональная карьера женщин государственных служащих, уровень их профессионального самочувствия и факторы, обусловливающие их оптимизацию.
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1 Гендерный подход к исследованию карьеры женщин в сфере государственного управления……………………………………………........7
1.Историко-социологические основы гендерного исследования социальных явлений……………………………………………………7
2.Профессиональная самореализация и карьерный рост: понятие и содержание…………………………………………………………….10
3.Карьерный рост женщин в органах государственной власти: возможности и барьеры………………………………………………12
Глава 2 Профессиональная карьера женщин в органах государственной власти в России…………………………………………………………..........16
2.1 Влияние макросоциальных факторов на карьерный рост женщин
в органах государственной власти в России……………………..16
2.2 Социологический анализ особенностей профессиональной
самореализации женщин в органах государственного и
муниципального управления………………………………………20
2.3 Влияние гендерно-адаптируемой политики органов
государственного управления на карьерную мотивацию женщин-
госслужащих………………………………………………………..22
Глава 3 Пути формирования активной гендерно-направленной политики
в органах государственной власти………………………………..25
Заключение…………………………………………………………………….31
Список литературы……………………………………………………………34
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Сибирская академия государственной службы»
Филиал
ФГОУ ВПО СибАГС в г. Новокузнецке
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Социология»
на
тему: «Гендерные проблемы в российском
обществе»
Студентка Кравченко Юлия Геннадьевна
Группа ГМУ № 282
Новокузнецк 2010
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1 Гендерный
подход к исследованию карьеры женщин
в сфере государственного управления……………………………………………...
Глава 2 Профессиональная
карьера женщин в органах государственной
власти в России…………………………………………………………
2.1 Влияние макросоциальных факторов на карьерный рост женщин
в органах государственной власти в России……………………..16
2.2 Социологический
анализ особенностей
самореализации женщин в
муниципального управления………………………………………20
2.3 Влияние
гендерно-адаптируемой
государственного управления на карьерную мотивацию женщин-
госслужащих…………………………………………………
Глава 3 Пути формирования активной гендерно-направленной политики
в органах государственной власти………………………………..25
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Актуальность темы курсовой работы обусловлена тем, в условиях трансформации российского общества важнейшей задачей становится преодоление различных дискриминационных проявлений, в том числе и по признаку пола. Современные исследования показывают, что внешняя гендерная нейтральность реформ в транзитивном российском обществе привела к неодинаковым гендерным последствиям.
Современный гуманистический подход, принципы и критерии гражданского общества, приоритеты общественного согласия и мира выдвигают на первый план проблему включённости женщины в процессы принятия решений. XX век во многом изменил положение женщины, ее социальный статус, самооценку, политические и экономические возможности, участие в общественном производстве.
Актуальность исследования гендерных аспектов управления обусловлена динамичным проникновением женщин в сферу управления экономикой, появлением новой социальной когорты «деловых женщин». При этом повышается активность и масштаб участия женщин в предпринимательской, общественной и политической сферах. Для женщин сфера управления является относительно новым поприщем деятельности и требует физического и психологического напряжения, упорства, самостоятельности, умения. В роли руководителя женщины испытывают наложение гендерных характеристик на лидерские, представляемых в общественном мнении противоположными, что влияет на поведение женщин в сфере управления.
Проблемы женского стиля руководства до недавнего времени не привлекали достаточного внимания со стороны социологов, т. к. все исследования традиционно ориентировались на мужчину-руководителя. Это считалось стандартом, поскольку именно мужчины доминируют среди руководителей как на государственной службе, так и в бизнесе. Вместе с тем женщины-руководители способны приоритетно справиться с поставленными задачами во многих сферах жизни российского общества. При этом необходимо обратить внимание на то, что социальные установки и гендерные стереотипы, касающиеся роли женщины и мужчины, отражают ментальные характеристики общественного сознания. Эти ценностные представления формируются в разных культурах особым образом.
Целью курсовой работы является выявление гендерных проблем профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.
Задачи курсовой работы:
1) выявить основные теоретико-методологические подходы к изучению положения и роли женщины в обществе, проследить эволюцию этих подходов;
2) комплексно изучить карьерный рост женщин-госслужащих, женские стратегии и стиль управления на руководящих должностях;
3) обозначить объективные и субъективные трудности на пути профессиональной самореализации женщин - госслужащих, выявить степень их удовлетворения результатами своей деятельности, уровень их профессионального самочувствия;
4) определить и обозначить роль органов государственной власти в формировании гендерно-адаптируемой политики в сфере государственной службы;
5) выяснить степень влияния подобной политики по отношению к женщинам - государственным служащим на изменение гендерных стереотипов относительно современной роли женщины в обществе в целом.
Объект курсовой работы - гендерные проблемы профессиональной самореализации и карьерного роста женщин в системе государственной гражданской службы в России.
Предмет курсовой работы - профессиональная карьера женщин государственных служащих, уровень их профессионального самочувствия и факторы, обусловливающие их оптимизацию.
Данная работа носит междисциплинарный характер. Этим и объясняется комплекс и комбинация применяемых в работе методов.
В работе использовались элементы синергетического подхода, позволяющие указать, что многовариативность, альтернативность развития современного общества, возможности его самоорганизации как сложной системы немыслимы без участия женщин в сфере управления; антропологического и гуманистического подходов, указывающих на действительные потенциальные возможности женщин в трансформирующемся традиционном обществе, необходимость разработки современной гендерной политики. В связи с особенностью объекта исследования широко применяется гендерный подход, согласно которому анализ власти и доминирования в обществе утверждается через гендерные роли и отношения. Изучение гендерной проблемы в специальной социокультурной среде позволило использовать социокультурный подход.
Также использовались методы: компаративистский (сравнительный), методы обобщения, абстрагирования.
В последнее десятилетие ХХ в. влияние гендерных различий на трудовую деятельность и карьеру стало объектом специальных научных исследований за рубежом и в России.
Социологическому
анализу влияния социальных практик
на гендерные отношения с учетом
статусно-ролевой структуры
Общие проблемы профессиональной самореализации государственных служащих, вопросы кадровой политики, повышения эффективности государственной службы, карьеры работников государственного управления проанализированы в трудах А.И. Турчинова, Д.М. Овсянко и др.
Особенности совмещения женщиной профессиональной и семейной ролей, проблемы, связанные с «двойной занятостью» женщин, делающих профессиональную карьеру, освящены в работах А.С. Чириковой, О.А. Здравомысловой.
Об адаптации женщин к управленческой должности, о женских стратегиях и стиле руководства немало написано в последние годы зарубежными и российскими учеными: Дж. Роузнер, Э. Гидденсом, Г.Г. Силласте, Е.Б. Петрушихиной, М.К. Кияновой, О.Н. Кричевской.
В
статье Р.М. Канапьяновой «Женщины в системе
государственного управления» рассматривается
статистика распределения женщин в органах
государственного управления Российской
Федерации по всем ветвям власти. Автор
отмечает наличие противоречия между
реальным усилением социальной роли женщин
и их внутренним ощущением продолжающегося
преимущества мужчин. Сложившаяся ситуация
свидетельствует, по мнению автора, о сохранении
в России административно-управленческой
системы как «однополового института».
Делается вывод о том, что в России пока
отсутствуют социальные силы, заинтересованные
в реальном расширении равного участия
женщин и мужчин в принятии государственных
решений.
Глава 1 Гендерный подход к исследованию карьеры женщин в сфере государственного управления
Основные
концепции и подходы, касающиеся
соотношения публичной и
Категория «гендер», в качестве социально детерминированной характеристики пола, и гендерные отношения были обоснованы научно только во второй половине XX века. Гендер, в отличие от биологического, стал определяться современной психологией и социологией как «…социальный пол – комплекс социокультурных характеристик, обеспечивающий личный, социальный, экономический, политический и правовой статус мужчины и женщины» [27, С.304].
К вопросу о положении женщин обращались и античные философы, и средневековые писатели, и религиозные мыслители. Причем в этом отношении они проявляли редкостное единодушие, рассматривая женщин как определенно низших по сравнению с мужчинами.
«Платон в свое работе «Государство» изложил эгалитарный подход к данной проблеме: «Одинаковые природные свойства встречаются у живых существ того или другого пола одинаково, и по своей природе, как женщины, так и мужчины могут принимать участие во всех делах одинаково»» [30, С.7].
Противоположную точку зрения предложил Аристотель в «Политике». «По своим умственным способностям, заявлял он, женщина должна быть приравнена к ребенку и определена как «несостоявшийся мужчина»» [9, С.17].
Идею активного участия женщин в общественно-политической жизни актуализировали, прежде всего, французские просветители.
«Причины неучастия женщин в политике и управлении государством Г. Гельвеций и Ф. Вольтер видели в недостатке образования и гражданской непросвещенности женщин, Ш. Монтескъе – в нравах и обычаях общества, Д. Дидро – в действии определенных гражданских законов и распространении предрассудков по отношению к женщине в обществе» [7, С.94].
Проблема
политического и правового
«С точки зрения теории мировых систем свойственно оценивать роль женщины в социальной системе, когда они выступают в качестве работников, поставленных в рамки капиталистического производства и рынка» [23, С.65].
Информация о работе Гендерные проблемы в российском обществе