Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2011 в 16:16, реферат
Начиная с XIX в., гендерные проблемы рассматриваются в рамках новой, только что возникшей науки об обществе – социологии. Одно из первых в российской социологии исследований социального статуса женщин было проведено под руководством Г. Яновского в 1990 году. Тогда же в Москве состоялась первая в России международная конференция «Гендерные исследования: состояния и перспективы». Научно-исследовательский коллектив «ГАЛСИ» с 1990 г. стал проводить исследования социального положения женщин в России и в мире. Это явилось предпосылкой формирования в России эмпирической базы данных, необходимой для развития гендерной социологии.
Последователи этнометодологии выражают сомнения в устойчивости гендерной идентичности, изучая, как конструируется, «осуществляется гендер». Приверженцы этого подхода проводят различие между полом (биологическое определение человека в качестве мужчины или женщины), категорией пола (социальное определение человека в качестве мужчины или женщины) и гендером (поведение, удовлетворяющее социальным ожиданиям, предъявляемым к мужчинам или женщинам). Важным в концепции этнометодологии является то, что гендер не может быть понят в качестве присущего личности свойства, так как он приобретается в конкретной ситуации взаимодействия. В конкретной ситуации люди осознают «ответственность» за выполнение гендерной роли, причём степень этой ответственности зависит от того, в какой мере ситуации позволяет человеку вести себя как мужчина или как женщина. Этнометодологические исследования выявили, что разделение труда, которое происходит при ведении домашнего хозяйства и в профессиональной сфере, кажущееся непропорциональным, рассматривается и мужчинами, и женщинами, пребывающими в самой этой ситуации, достаточно часто как справедливое и равное. Это происходит потому, считают социологи, что обе стороны вполне охотно принимают требования, касающиеся распределения гендерных ролей в публичной сфере. Изменения в сфере права могут лишь обеспечить юридические основания для равенства мужчин и женщин. Таким образом, представители теорий символического интеракционизма и этнометодологии убеждены, что социальные изменения должны осуществляться как на институциональном и культурном уровне категории принадлежности по полу, так и на итерационном уровне гендера.
Австралийский социолог Роберт Коннелл являлся разработчиком структурно-конструктивистского подхода анализа гендерных отношений и считал, «женская» и «мужская» роли признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию. Проблема организации гендерных отношений рассматривается Р. Коннеллом как процесс взаимодействия агента и социальных структур, где структура складывается исторически, и тогда женственность и мужественность предстают как постоянно создаваемые идентичности. Этот подход исходит из признания власти как измерения гендерных отношений. Р. Коннелл разработал теорию «гендерной композиции». Гендерная композиция – это социальная реальность, представленная как система структурных возможностей для старых и новых гендерных практик, которая охватывает три основные сферы – экономику, политику и сферу эмоциональных отношений (катексис). Три сферы структурных возможностей создают условия гендерного режима, понимаемого как правила игры (state of play) гендерных взаимодействий в конкретных институтах, таких как семья, государство, улица. В рамках такого варианта основной задачей социологии гендерных отношений является изучение гендерных режимов и их изменений. Изменение гендерных режимов является результатом множественных изменений на уровне повседневных взаимодействий, осуществляющихся через отрицание старых образцов.
Значительную роль в появлении новой гендерной теории как научной парадигмы сыграл феминизм. Ш. Фурье был первым философом, рассматривавшим гендерные отношения в качестве основы властных отношений и понимавшим, что гендерная гармония есть необходимая основа гармонизации общественных отношений. Он писал: «В целом прогресс и смена исторических периодов происходит в результате движения женщины по пути свободы, а регресс социального порядка означает уменьшение свободы женщины. Расширение прав женщины есть общий принцип всякого социального прогресса». Феминизм появился благодаря либеральной философии Д. Локка, Ж.-Ж. Руссо и Дж. С. Милля, в рамках которой развивались основы теории прав человека. Термин феминизм (от латинского слова femina – женщина) впервые был использован Э. Росси в 1895 году.
В «Большом социологическом словаре (Collins)» феминизм представлен как социополитическая теория и практика, стремящаяся к освобождению женщин от мужского превосходства и эксплуатации. Первыми явными проявлениями феминизма как женско91 Современные осмысления гендерной картины общества
го движения за уравнение в правах женщин с мужчинами стали выступления французских женщин во время Великой французской революции. В 1960-х годах сформировались три основных течения феминизма: либеральное, радикальное и социалистическое. В России идеи феминизма были восприняты, начиная с 1970 года. Дискриминационная политика российского государства являлась источником образования женского движения. Феминистки считали, что длительная политическая изоляция женщин и отстранение их от процесса управления государством вызвана «половым разделением труда». Феминистки настаивали на паритетном представительстве для женщин и мужчин в сфере управления из соотношения 50 на 50.
В середине XX в. психоаналитиком Р. Столлером был введен термин «гендер», который в общественных науках обозначает социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических различий, а от социальной организации общества: «Гендер – это повседневный мир взаимодействия мужского и женского, воплощенный в практике, представлениях, нравах»8. «Гендер существует в “системе межличностного взаимодействия”, посредством которого создается, утверждается и воспроизводится представление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка»9.
В западной социологии гендерные исследования сводятся к изучению основных компонентов половой идентичности, к которым Н. Смелзер относит: биологический пол, гендерную идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли. Все эти основные компоненты половой идентичности находятся в эволюции и стремятся, по мнению Н. Смелзера, к «гармоничному единству». При фиксации различий между мужчинами и женщинами многие западные социологи, в том числе и Н. Смелзер, не ограничиваются проблемой половой идентичности и анализируют социальные отношения в их зависимости от пола. Следовательно, в западной науке гендерные исследования сосредотачиваются на конструировании гендерных отношений как отношений власти доминирования во взаимодействии мужчин и женщин, они созданы культурой и идеологией.
Под гендерным подходом, который сформировался в 1970 году, мы понимаем анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола. Культурно-символическое определение пола – это комплексная характеристика статуса, которая возникает на пересечении множества признаков индивида или группы. Таким образом, гендерный подход представляет собой вариант стратификационного подхода, в нем всегда присутствует тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола. Гендер становится «полезной» многоуровневой категорией социального анализа, которая «работает» на уровне анализа идентичности, межличностных отношений, системном и структурном уровне.
В силу открытости, плюрализма, новизны и изменчивости российского дискурса о гендерных отношениях в современной социологии мы полагаем, что гендерный подход может стать «полезной методологией социального анализа», если он будет опираться на структурно-конструктивистский подход. В этой перспективе гендер понимается как социально-сконструированное отношение, связанное с категоризацией индивидов по признаку пола. Теория социального конструирования гендера основана на различении биологического пола и социальной категории принадлежности к полу. Структурно-конструктивистский подход в гендерных исследованиях предполагает сочетание двух концептов – социального конструирования гендера и гендерной композиции. Первый концепт рассматривает динамическое измерение гендерных отношений на микроуровне – процесс создания и воспроизводства гендера в процессе социального взаимодействия. Второй – концентрируется на структурных факторах, определяющих рамки гендерных отношений. Сочетание этих подходов создает методологический инструмент, пригодный для анализа микро- и макроуровней социального мира и их взаимопроникновения.
В России интерес к гендерным исследованиям обозначился в конце 80 – начале 90-х годов XX в., когда стали возникать первые феминистские группы и независимые женские организации, а в журналах появились первые публикации и переводы статей по гендерной проблематике. В российской социологии, на наш взгляд, можно выделить два направления 92 С. В. Клюев, И. В. Савенкова
в гендерных исследованиях. Во-первых, изучение гендерных отношений с учетом поло-ролевого подхода структурного функционализма. Во-вторых, исследования, основанные на социально-конструктивистском подходе и феминистской идеологии. В качестве примера Е. Здравомыслова и А. Темкина в своей статье «Социальная конструкция гендера и гендерная система в России» утверждают: «Гендер – это социальный статус, который определяет индивидуальные возможности образования, профессиональной деятельности, доступа к власти, сексуальности, семейные роли и репродуктивное поведение». И далее: «Гендер – это фундаментальное измерение социальных отношений».
Опираясь на проведенный социологический экскурс исследования гендерных отношений на макроуровне, обратимся к анализу внутренней среды социальной организации, которая, независимо от формы собственности, масштаба и отраслевой принадлежности, состоит, прежде всего, из мужчин и женщин, занимающихся профессиональной деятельностью. Отметим, что, с одной стороны, мужчины и женщины имеют полное право на самостоятельный выбор своего профессионального пути и возможность участвовать во всех сферах общественной жизни, а с другой, женщины чаще всего занимаются не только низко оплачиваемыми, но и непрестижными видами деятельности, что говорит о существовании латентной дискриминации женщин.
Социальная организация на микроуровне социума может быть представлена как минимодель общества, поскольку ее функционирование связано с взаимодействием всех структурных социальных элементов общества, мужчин и женщин в том числе.
Мы предлагаем социальную организацию рассматривать как социальное пространство. Социальное пространство, по П. Сорокину, – это некое народонаселение. Оно многомерно и всегда иерархиезированно. П. Сорокин пишет: «Определить положение человека или какого-либо социального явления в социальном пространстве означает определить его отношение к другим людям и другим социальным явлениям»10. Следовательно, социальное пространство – это совокупность социальных статусов и ролей индивидов, входящих в это пространство. Опираясь на это положение, мы можем обозначить понятие гендерного социокультурного пространства.
Гендерное социокультурное пространство – это совокупность гендерных статусов мужчин и женщин, которые пронизывают все социальные институты и представляют собой определенную иерархию. Гендерный статус является носителем определенной культуры и гендерного сознания. Гендерное сознание, в свою очередь, включает гендерные установки, ценностные ориентации, стереотипы, нормы, ценности, связанные с восприятием личности как представителя определенного биологического пола.
П. Бурдье социальную реальность рассматривал как многомерное социальное пространство, представляя его в виде совокупности полей. Каждое поле организовано распределением определенного вида капитала: экономического, культурного, социального и символического. Объективное положение индивида в социальном пространстве определяется совокупным объемом ресурсов, которые находятся в его распоряжении в разных социальных полях. Социальная реальность описывается П. Бурдье не только как распределение ресурсов и социальных мест, но и как набор представлений, систем значений и практик агентов. Эти представления поддерживают знание индивидов о своей позиции в обществе. П. Бурдье называет это чувством собственного места. Чувство места, даже будучи неосознанным, определяет жизненные стратегии индивидов в социальном пространстве. Стратегии действующего агента воспроизводят общественный порядок и общественные структуры и изменяют их.
Активность действующего агента Э. Гидденс подчеркивал в рамках своей теории структурации: будучи ограничен структурами, он одновременно воздействует на них, может видоизменять их или создавать новые. Изменения, происходящие на микроуровне, подчеркивают современные исследователи, постепенно готовят структурные изменения, накапливая определенное количество к переходу в качество.
Таким образом, используя знания о социальном пространстве П. Сорокина, П. Бурдье и Э. Гидденса, мы можем выделить в гендерном социокультурном пространстве гендерные статусы мужчин и женщин в таких формах социальной стратификации, как экономическая, профессиональная, политическая с использованием различного рода ресурсов, а также разнообразные индивидуальные и 93 Современные осмысления гендерной картины общества
групповые стратегии, которые вырабатываются в конкретных условиях места и времени. Под стратегией в данном случае понимается совокупность практических действий активного агента, использующего различные ресурсы и следующего правилам взаимодействия, характерным для данного социального контекста.