Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 18:39, контрольная работа
Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти, а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе. Социологи исследуют данную проблему, рассматривая четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.
Введение…………………………………………………………………………………….…..3
1. Понятие гендера……………………………………………………………………….……..4
1.1 Определение понятия………………………………………………………………4
1.2 Компоненты гендерной идентичности……………………………………….……7
2 Гендерное неравенство……………………………………………………………….……..10
2.1 Гендерная справедливость и равенство………………………………….……….10
2.2 Гендер и стратификация……………………………………………………………11
2.3 Изучение гендера и стратификации……………………………………………….13
3. Теории гендерного неравенства…………………………………………………………….14
Список использованных источников……………………………………………………….....17
3. ТЕОРИИ ГЕНДЕРНОГО НЕРАВЕНСТВА
В этом разделе мы рассмотрим теории, по которым неравно распределяются социальные блага между мужчинами и женщинами. Проанализируем четыре теории дифференциации сексуальных ролей.
"Теория функциоализма.
Сторонники этой теории
Бейлс высказали
мысль о позитивной функции дифференциации
половых ролей. Согласно их точки
зрения, таким путем осуществляется
социализация детей и регулирование
сексуальных связей. Они считают,
что в современной семье
Инструментальная
роль состоит в поддержании связи
между семьей и внешним миром
– это главным образом работа
по обеспечению семьи деньгами; экспрессивная
роль предполагает в первую очередь
регулирование взаимоотношений
внутри семьи, например заботу о детях
и улаживание споров.
Каким образом на
основе этих двух ролей происходит
распределение обязанностей в семье
между супругами? Парсонс и Бейлс
считают, что способность жены к
деторождению и ее уход за детьми определяют
ее экспрессивную роль; муж, который
не может выполнять биологические
функции, становится инструментальным
партнером. В американском обществе
инструментальная роль связана с
финансовой поддержкой семьи. Поскольку
мужа-отца нет дома в рабочее время,
женщины стараются принять на
себя основную заботу о детях, создавая
в доме атмосферу любви и взаимной
поддержки.
Считается, что эта
теория слишком упрощает сложность
сексуальных ролей в наше время.
В ней лишь подтверждается правильность
устаревших систем гендерных идеалов
и гендерных ролей, которые, как
убедительно показала в своем
исследовании Маргарет Мид, по своей
сущности вовсе не являются "неизбежными".
Теория конфликта.
Мнение Парсонса и Бейлса о половых
ролях основывается на убеждении, что
члены семьи должны выполнять
различную работу. Рэндалл Коллинз
высказал противоположную точку
зрения. Он считает, что половое неравенство
обусловлено конфликтом между господствующей
(мужчинами) и зависимой
группой (женщинами).
Согласно Коллинзу,
первоначальная основа господства мужчин
над женщинами состояла в том,
что мужчины, будучи крупнее и
сильнее женщин, насильственно подчиняли
ради получения сексуального удовлетворения.
Чтобы узаконить доступ мужчин к
женщинам и упрочить свое господство
над ними, представители сильного пола
получили право на "сексуальную собственность".
Существуют различные
способы распоряжения этой собственностью.
При устойчивости браков сексуальный
доступ мужчин к женщинам связан с
распределением земли и богатства
между членами семьи и
Основная идея Коллинза
состоит в том, что мера зависимости
женщины от мужчины определяется
двумя факторам:
1 . материальной зависимостью;
2 . ценностью женщины
как собственности, подлежащей
обмену.
Имеет ли женщина
богатого отца, который обеспечит
ей приданое, или она бедная вдова?
Может ли она рожать детей или
у нее слишком слабое здоровье?
В более совершенных обществах
женщинам дозволено владеть богатством;
им разрешается учиться и работать
вне дома, это несколько увеличивает
их стоимость при обмене. Вообще,
тенденция к возрастанию
Неомарксистские теории.
Некоторые теоретики
Домашние обязанности
ставят женщин в невыгодные условия
на рынке труда.
Несмотря на использование
устройств, облегчающих домашнюю работу,
поддержание порядка в доме требует
исключительно много времени. Поэтому
многие женщины не стремятся работать
на полную ставку.
В аналогичной теории,
предложенной Бэрроном и Норрисом,
утверждается, что подчинение женщин
является способом достижения гибкости
рынка в условиях капитализма. Они
разделяют рынок труда на первичный
и вторичный секторы. К первичному
сектору относятся сравнительно
высокооплачиваемые и стабильные должности;
вторичный сектор включает сравнительно
низкооплачиваемую работу, отличающуюся
повышенной текучестью кадров.
Низкооплачиваемую
работу, например медицинских сестер,
секретарей и парикмахеров, выполняют
главным образом женщины; они
составляют меньшинство на должностях,
входящих в первичный сектор, например
руководителя объединения, сенатора или
владельца предприятия.
Бэррон и Норрис
утверждают, что существуют три основные
причины, по которым капиталисты
имеют возможность использовать
женщин таким образом. Во- первых, женщины
– менее надежные работники, ведь
они всегда могут "уволиться" по
семейным обстоятельствам. Хотя это
кажется мифом, но обследования свидетельствуют
о том, что большинство женщин
вынуждены работать ради поддержания
финансовой платежеспособности семьи;
эта тенденция сохраняется, несмотря
на статистику. Во-вторых, женщины меньше
дорожат работой; помимо этого, они
постоянно уходят с работы по причине
беременности. В-третьих, женщины, выполняющие
низкооплачиваемую работу в канцеляриях
или сфере обслуживания, лишены организаторских
способностей мужчин. Женщины обычно
не добивались особого успеха в деле
формирования новых коллективных организаций.
Психоаналитическая
теория. В данной работе уже упоминалась
точка зрения Чодоровой, что гендерные
различия могут быть результатом
тех образцов идентификации. Которые
были усвоены в детстве. Чодорова
подробно изложила свою позицию, утверждая,
что такой подход в большей
мере соответствует
Мальчики испытывают
сложные проблемы в процессе приспособления
к жизни, поскольку нарушается их
первичное отождествление с матерью,
но и девочки сталкиваются с собственными
проблемами в ходе усвоения сексуальных
ролей. Чодорова называет опыт, приобретаемый
девочками в школе "псевдовоспитанием".
Хотя во многих отношениях с девочками
обращаются так же, как и с мальчиками,
существует некая скрытая тенденция,
которую усваивают девочки: несмотря
на то, что хорошие отметки и
занятия спортом у девочек
поощряются, подразумевается, что эти
достижения не должны мешать им быть "женственными"
и в будущем стать женами и
матерями".
Необходимо проанализировать
данные теории: каждая из них имеет
определенные достоинства, но ни одна
не дает исчерпывающего объяснения всех
видов дифференциации сексуальных
ролей. Наверное, для социологов, исследующих
проблему соотношения сексуальных
ролей и неравенства, было бы целесообразно
определить типы обществ и ситуаций,
которые наилучшим образом
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Клецин А. (1998). Дилеммы гендерной социологии // Гендерные исследования: Феминистская методология в социальных науках. Под ред. Жеребкиной И. Харьков: ХЦГИ, с.187-193
2. Булавина Т. (1999).
Первый опыт гендерной
3. Смелзер Н. (1994). Социология. М: Феникс.
4. Гидденс Э. (1999). Социология. М.: Эдиториал УРСС.
5. Клецина И. (1998) Гендерная социализация: Учебное пособие. СПб : РГПУ.