Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 18:39, контрольная работа
Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти, а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе. Социологи исследуют данную проблему, рассматривая четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.
Введение…………………………………………………………………………………….…..3
1. Понятие гендера……………………………………………………………………….……..4
1.1 Определение понятия………………………………………………………………4
1.2 Компоненты гендерной идентичности……………………………………….……7
2 Гендерное неравенство……………………………………………………………….……..10
2.1 Гендерная справедливость и равенство………………………………….……….10
2.2 Гендер и стратификация……………………………………………………………11
2.3 Изучение гендера и стратификации……………………………………………….13
3. Теории гендерного неравенства…………………………………………………………….14
Список использованных источников……………………………………………………….....17
Московская
Государственная Академия Физической
Культуры
Контрольная работа на тему:
«Гендерная
стратификация»
Выполнила студентка 4 курса
Специализация лыжный спорт
Сименженкова
А.А.
Малаховка 2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. Понятие гендера………………………………………
1.1 Определение понятия……………………………
1.2 Компоненты гендерной
идентичности……………………………………….……
2 Гендерное неравенство………………………
2.1 Гендерная справедливость
и равенство………………………………….……….
2.2 Гендер и стратификация……………………
2.3 Изучение
гендера и стратификации…………………
3. Теории гендерного
неравенства…………………………………………………
Список использованных
источников……………………………………………………
Введение
Различия между
мужчинами и женщинами имеют
сложный характер. Возникновение
данной проблематики в значительной
мере обусловлено политическими
движениями с требованиями предоставить
женщинам равные права с мужчинами
покончить с субординацией, сексизмом
и неравным доступом к власти, а
также как осознание
В настоящее время
составляющие половой идентичности
изменяются. В обществе обычно предполагается,
что четыре компонента полового самосознания
находятся в гармоническом
1 ПОНЯТИЕ ГЕНДЕРА.
1.1 Определение понятия.
Перед тем как
исследовать теории неравенства
определимся с самим понятием
"гендер".
В феминистской литературе
существует несколько концепций
гендера. Это обусловлено как
относительной "молодостью" гендерного
подхода (первые работы появились около
двадцати лет назад), так и сложностью
самого феномена. Для всех из них
базовым положением является различение
понятий пол (sex) и гендер (gender).
Пол - это термин, который обозначает
те анатомо-биологические
Гендер - это сложный
социокультурный конструкт: различия
в ролях, поведении, ментальных и
эмоциональных характеристиках
между мужским и женским, творимые
(конструируемые) обществом.
В рамках этого подхода
гендер понимается как организованная
модель социальных отношений между
женщинами и мужчинами, не только
характеризующая их межличностное
общение и взаимодействие в семье,
но и определяющая их социальные отношения
в основных институтах общества (а
также и определяемая - или конструируемая
ими). Гендер, таким образом, трактуется
как одно из базовых измерений
социальной структуры общества, который
вместе с другими социально-
Социальное воспроиводство
гендерного сознания на уровне индивидов
поддерживает основанную на признаке
пола социальную структуру. Воплощая в
своих действиях ожидания, связанные
с их гендерным статусом, индивиды
конституируют гендерные
Гендер конструируется
через определенную систему социализации,
разделения труда и принятые в
обществе культурные нормы, роли и стереотипы.
Принятые в обществе гендерные нормы
и стереотипы в определенной степени
определяют психологические качества
(поощряя одни и негативно оценивая
другие), способности, виды деятельности,
профессии людей в зависимости
от их биологического пола. При этом
гендерные роли и нормы не имеют
универсального содержания и значительно
различаются в разных обществах.
В этом смысле быть мужчиной или
женщиной означает вовсе не обладание
определенными природными качествами,
а выполнение той или иной роли.
В современных социальных
и гуманитарных исследованиях гендер
используется не как неизменная и
универсальная конструкция. Понятие
гендер означает не вещь или предмет,
не много вещей или предметов,
а комплексное переплетение отношений
и процессов. Необходимо мыслить
отношениями, чтобы из аналитической
категории гендера вывести
Гендер (gender) 1. (Общее
значение) - различие между мужчинами
и женщинами по анатомическому полу.
2. (Социологическое значение) социальное
деление, часто основанное на анатомическом
поле, но не обязательно совпадающее
с ним. Таким образом, социологическое
использование термина может
отличаться от повседневного.
Социологи и социальные
психологи утверждают: пол относится
к биологическим
По мнению многих
социологов, в социологическом дискусе
гендер должен применяться тогда, когда
касается социально созданного деления
общества на тех, кто относится к
мужчинам, и тех, кто - к женщинам.
В то время как «мужчина» и
«женщина» являются терминами, зарезервированными
за биологическими различиями между
ними, а также мальчиками и девочками,
«мужское» и «женское»
относится к сформированным культурой
чертам поведения и видам
Антропологи, психологи
и социологи подчеркивали, что
гендер определяется не биологически,
а социально и посредством
культуры, являясь культурно и
исторически относительным. Его
значение, интерпретация и выражение
изменяются и внутри, и между культурами,
служа объектом исторических перемен.
Социальные факторы - класс, возраст, раса
и этнос - тоже образуют особое значение,
выражение и опыт гендера, выделяя
тот факт, что его нельзя уравнивать
каким-либо упрощенным способом с полом
или сексуальностью.
Гендер (gender) — социальный
пол. В английский язык разграничиваются
понятия социального пола («gender»)
и биологического («sex»).
Терминологически
понятие гендера оформилось в
процессе теоретического развития феминизма,
а затем и собственно гендерных
исследований.
Современное обществознание
последовательно и весьма продуктивно
разрабатывает данное понятие как
одно из важнейших для анализа
оснований социальности и ее форм.
Смысл понятия «гендер» заключен,
прежде всего, в идее социального
моделирования или
Принцип неопределенности
распространяется на половые отношения,
как и на отношения, политические
и экономические». При всем многообразии
подходов и позиций в отношении
определения гендер имеет смысл
выделить две концепции: теорию социальной
конструкции гендера и теорию
гендерной системы.
В логике первого
подхода называют три группы характеристик:
биологический пол, полоролевые
стереотипы, распространенные в том
или ином обществе, «гендерный дисплей»
— многообразие проявлений, связанных
с предписанными обществом
Гендерная система есть совокупность отношений между полами (и внутри полов). Поскольку гендерная система предполагает гендерное измерение публичной и приватной сферы, соотносит систему гендерной иерархии с другими социальными иерархиями и системами доминирования, то в анализе такого рода большая роль отводится изучению роли социальных институтов, реализующих гендерные технологии. Властные смыслы гендерных отношений во многом открылись в развитии именно такого подхода. Пологендерная система конструируется как набор соглашений, которыми общество трансформирует биологическую сексуальность в продукт человеческой активности. Другими словами, гендерная система, которая конструирует два пола как различные, неравные и даже взаимодополняющие, является фактически системой власти и доминирования, цель которой — концентрация материального и символического капитала в руках отцов. Гендер является своеобразной системой, продуцирующей различия и вписывающей эти различия в отношения власти и подчинения. Власть базируется на разветвленной системе различий, половые различия оказываются в этой системе генетически первичными. Именно на этой линии различения хорошо видно, как власть и общество в целом моделируют гендерное противостояние, превращая т. н. «несоциальные» различия в«социальные», пол/секс в пол/гендер. Таким образом, конструкция гендера есть одновременно продукт и процесс представления, как о других, так и о самом себе.
1.2 Компоненты гендерной идентичности
Биологический пол,
гендерная идентичность, гендерные
идеалы, сексуальные роли, вот четыре
компонента половой идентичности. Легче
всего дать определение биологического
пола. Это понятие включает в себя
первичные и вторичные
Гендерная идентичность
связана с нашим представлением
о своем поле, – чувствуем ли
мы себя в действительности мужчиной
или женщиной.
Осознание своего пола
не всегда соответствует биологическому
полу индивида. О соотношении гендерной
идентичности и пола существуют три
теории:
Теория гендерного
развития по Фрейду оказала, может быть,
наиболее сильное влияние на развитие
социологии, являясь одновременно и
противоречивой, Согласно Фрейду, изучение
половых различий в младенческом
и раннем детском возрасте основывается
на наличии или отсутствии пениса.
Сказать " у меня
есть пенис" – тоже самое, что "я
мальчик"; утверждение " я девочка"
равносильно "у меня нет пениса".
Фрейд подчеркивает, что в данном
случае это не просто анатомические
различия: наличие либо отсутствие
пениса символизирует мужественность
или женственность.
Во время "эдиповой
фазы" мальчик якобы испытывает
чувство угрозы, исходящей от отца,
который требует послушания и
дисциплины. Вследствие этого ребенку
кажется, будто бы отец намеревается
лишить его пениса, то есть кастрировать.
Отчасти сознательно, но главным
образом на подсознательном уровне
мальчик начинает рассматривать
своего отца как соперника в борьбе
за расположение матери. Подавляя эротические
чувства к своей матери и считая
своего отца существом высшего порядка,
мальчик идентифицирует себя с отцом
и узнает, что принадлежит к
мужскому полу.
Мальчик отказывается
от любви к своей матери из-за
бессознательного страха быть подвергнутым
кастрации собственным отцом. Девочки,
с другой стороны, предположительно
испытывают "зависть к пенису",
поскольку сами не обладают таким
столь заметным органом, который
отличает мальчиков. Мать теряет доверие
дочки, так как у нее нет
пениса, равно как и шансов на
его появление. Когда девочка
идентифицирует себя со своей матерью,
она перенимает у нее пассивную
жизненную позицию. Которая связывается
с признанием себя "существом
второго порядка".