Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 18:39, контрольная работа
Различия между мужчинами и женщинами имеют сложный характер. Возникновение данной проблематики в значительной мере обусловлено политическими движениями с требованиями предоставить женщинам равные права с мужчинами покончить с субординацией, сексизмом и неравным доступом к власти, а также как осознание потребности в развитии знания о взаимоотношениях полов в обществе. Социологи исследуют данную проблему, рассматривая четыре компонента половой идентичности: биологический пол, гендерная идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли.
Введение…………………………………………………………………………………….…..3
1. Понятие гендера……………………………………………………………………….……..4
1.1 Определение понятия………………………………………………………………4
1.2 Компоненты гендерной идентичности……………………………………….……7
2 Гендерное неравенство……………………………………………………………….……..10
2.1 Гендерная справедливость и равенство………………………………….……….10
2.2 Гендер и стратификация……………………………………………………………11
2.3 Изучение гендера и стратификации……………………………………………….13
3. Теории гендерного неравенства…………………………………………………………….14
Список использованных источников……………………………………………………….....17
Когда "эдипова
фаза" заканчивается, ребенок уже
умеет подавлять свои эротические
чувства. Согласно Фрейду, в возрасте
примерно с пяти лет и до наступления
половой зрелости ребенок проходит
период латентного развития полового
инстинкта, связанного с подавлением
сексуальной активности, что ведет
к ее отсрочке до тех пор, пока вследствие
биологических изменений, происходящих
в организме подростка, эротические
желания не начинают проявляться
непосредственно[4].
Против теории Фрейда
выдвигались многочисленные возражения,
в основном феминистами, но также
и многими другими авторами:
1. Фрейд, по-видимому,
отождествляет личностные
2. Его теория, очевидно,
исходит из предположения , что
мужские половые органы "естественным
образом" превосходят женские,
которые представляют собой
3.Фрейд рассматривает
отца как основного носителя
дисциплины, в то время как
во многих культурах мать
4.Его теория предполагает.
Что половое обучение в
В теории полового развития
по Чодоровой были заимствованы идеи
Фрейда, но в то же время подвергнуты
значительным модификациям. Согласно
ее теории, ребенок начинает чувствовать
себя принадлежащим к определенному
полу очень рано, и это обусловлено
привязанностью к своим родителям,
кроме этого Чодорова уделяет
гораздо большее внимание важности
роли матери, а не отца. Дети, как
правило, связаны с матерью более
тесными эмоциональными узами по
той простой причине, что в
первые годы жизни она, бесспорно, оказывает
на них преобладающее влияние. В
то же время, описанный Фрейдом, разрыв
тесной связи между ребенком и
матерью, происходит по-разному у
мальчиков и девочек. Чодорова в
некоторой степени обращает акценты,
расставленные
Фрейдом. Мужественность,
а не женственность, определяется как
"потеря", лишнее долгое время
существовавшей привязанности к
матери. Личность мужчины формируется
в процессе отдаления от матери.
Вследствие этого мужчины на протяжении
всей жизни испытывают чувство, будто
бы их личность подвергается опасности,
когда они завязывают с кем-либо
более тесные эмоциональные взаимоотношения.
Женщины чувствуют прямо
Женщины самовыражаются
и описывают себя преимущественно
в терминах взаимоотношений. Мужчины
подавляют себя эти потребности
и занимают более активную позицию
по отношению к миру..
Еще одной теорией
полового развития является теория Кэрол
Джиллиген, которая провела аналитическое
исследование гендерных отличий, основанное
на изучении образов, которые мужчины
и женщины имеют о себе и
своих достижениях. Женщины, и здесь
она согласна с Чодоровой, характеризуют
себя в терминах личных взаимоотношений
и оценивают собственные
Таким образом, мы рассмотрели различные теории гендерной идентичности, теперь изучим собственно теории соотношения гендера и неравенства.
2 ГЕНДЕРНОЕ НЕРАВЕНСТВО.
2.1 Гендерная справедливость и равенство.
Гендерное равенство - это равная оценка обществом схожести и различия между женщинами и мужчинами, различных социальных ролей, которые они играют; это равное социальное положение женщин и мужчин, которое создается посредством предоставления им равных условий для реализации прав и творческого потенциала личности.
Равенство полов
не означает их уподобление друг другу
или идентичность, равно как и
то, что это равенство не должно
устанавливать в качестве нормы
такие условия и образ жизни,
которые присущи одному полу.
Для определения
смысла равенства между женщинами
и мужчинами первостепенную важность
имеют два компонента:
1) социальная структура
пола (рода - мужского или женского);
2) отношения между
полами.
Дело в том, что
политика и общественно-политические
структуры играют первостепенную роль
в моделировании условий жизни
и в этой связи зачастую институционализируют
сохранение и воспроизведение статуса
того или иного пола, установленного
в условиях данного общества. Другими
словами, определенная политика и общественно-политические
структуры "закрепляют порядок вещей"
в реальной системе компонентов
как государственной, так и политической
власти, например, в России существует
резкий гендерный дисбаланс на уровне
принятия решений, как на государственной
службе, так и в партиях, общественно-политических
блоках.
Понятие принадлежности
к тому или иному полу включает
в себя иерархический элемент, в
соответствии, с которым мужчины
считаются существами высшими по
отношению к женщинам, и, соответственно,
задачи, функции и ценности, принадлежащие
мужчинам, выше по своему значению, чем
те, которые относятся к женщинам.
Это означает, что "норма", свойственная
для мужчин, является нормой для
всего общества, которое отражает
ее в своих политических решениях
и структурах.
Необходимо осознать,
что принцип равенства включает
в себя и право на различия, которое
предполагает обязательность учета
характерных для женщин и мужчин
отличительных черт, связанных с
принадлежностью к тому или иному
социальному классу, политическими
взглядами, религией, этнической принадлежностью,
расой или сексуальной
Гендерная справедливость
- это процесс одинакового
Вместе с тем важно осознавать, что не все женщины и не все мужчины одинаковы, что социальная стратификация внутри женского социума может быть глубже, чем различия между женщинами и мужчинами. Здесь существенны гендерные тенденции, а не просто использование гендерных стереотипов.
Если социальное
равенство - это форма, вид социальных
отношений, для которых характерны
одинаковые права и свободы индивидов,
принадлежащих к различным
2.2 Гендер и стратификация
В течение многих
лет исследования по стратификации
страдали своеобразной слепотой в отношении
роли, которую играют половые различия.
Авторы писали свои
труды так, как будто женщин не
существовало, или будто они считали,
что при анализе неравенства
в обладании властью, богатством
и престижем женщины не играли
никакой роли и не представляли ни
малейшего интереса. Однако гендер
сам по себе является одним из ярчайших
примеров стратификации. Нет таких
обществ, в которых в ряде сфер
социальной жизни мужчины не обладали
бы большим богатством, влиянием и
статусом, чем женщины.
Одна из важнейших
проблем, стоящих перед современными
исследователями гендера и
Считается, что женщины
более ограничены сферой "частной
жизни", их удел – семья, дом и
дети. С другой стороны, мужчины в
большей степени принадлежат "общественной
сфере", где берут сове начало
властные и имущественные различия.
Их мир – это оплачиваемая работа,
производство и политика.
Точка зрения, согласно
которой именно классовые различия
определяют в основном гендерную
стратификацию, существовала достаточно
долго, однако сегодня это утверждение
стало предметом дискуссии. Некоторые
социологи выступили с защитой
"традиционного подхода" в классовом
анализе, согласно которому оплата работы
женщин весьма незначительна по сравнению
с оплатой работы мужчин, и поэтому
женщин можно причислить к тому же
классу, что и их мужей. Эти социологи
подчеркивают, что эта точка зрения
не является отражением идеологии сексизма.
Напротив, обнаруживается подчиненное
положение многих работающих женщин.
Женщины чаще, чем мужчины, имеют
неполный рабочий день. Зачастую их
карьера прерывается, поскольку
они вынуждены надолго
Но эти тезисы
могут быть подвергнуты некоторой
критике по нескольким направлениям:
1.во-многих семьях
зарплата женщин является
2.занятость жены
может оказывать влияние на
положение мужа, а не только
наоборот.
Хотя женщины
редко зарабатывают больше
3.во множестве
семей наблюдается "
4.возрастает доля
семей, в которых единственным
кормильцем является женщина.
За счет алиментов женщина
может иметь доход,
Таким образом, в
большинстве случаев более
2.3 Изучение гендера и стратификации.
В настоящее время
не существует достаточно приемлемых
концепций, в рамках которых могли
бы эффективно анализироваться проблемы
гендера и стратификации. Необходимы
как теоретические, концептуальные
инновации. При исследовании стратификации
все внимание уделялось мужчинам,
а их семьи рассматривались в
качестве некоторого "приложения".
В тех случаях, когда социологи
изучали положение женщин, в поле
их зрения практически всегда попадала
частная сфера – дом и семья.
До сих пор почти ничего не известно
о связи между семейной жизнью
женщин и их работой.
Однако малая часть
исследований в этом направлении
уже существует:
Кэтлин Герсон изучала,
как женщины делают выбор между
карьерой и материнством. За последнюю
четверть века образ домохозяйки, связываемый
с женщиной, начал изменяться. Появилась
"недомашняя женщина", бросившая
вызов привычной домохозяйке. Традиционный
дом с женой-домохозяйкой и мужем-кормильцем
становится уделом меньшинства нынешних
британских семей.
Герсон различает
четыре пути, по которым может следовать
женщина в своей жизни. Некоторые
по-прежнему предпочитают традиционный
путь. Они обретают себя в материнстве.
Материнство заменяет им карьеру, в
нем они находят