Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа
Социальные институты занимают, важное место в жизни общества Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты – производству и реализации товаров и услуг; политические институты – защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты – усилению социальной солидарности и согласия; институты образования – передаче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оценки значения функций социальных институтов в жизни современного общества. Объектом исследования в работе выступают понятие и признаки социального института как явления, его функции, теоретические положения социологической науки относящиеся к отдельным основным социальным институтам. Предметом исследования являются социальные явления, процессы, научные точки зрения касательно социальных институтов современного общества. Целью работы является определение понятия и признаков социального института, его основным функций, определение основных социальных институтов, их признаков и функций. Задачи: - дать определение социального института; - определить признаки социальных институтов; - определить функции социальных институтов; - определить признаки и функции социальных институтов семьи, образования и религии. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав заключения, приложения и списка литературы.
Введение 3 стр.
I. Социальные институты 4 стр.
1.1 Функции социальных институтов 5 стр.
1.2. Признаки социальных институтов 11стр.
II. Институционализация 16 стр.
Заключение 23 стр.
Приложения 26 стр.
Список литературы 28 стр.
М.
Вебер считал, что социальные институты
(государство, религия, право и т.
п.) должны «изучаться социологией в
той форме, в какой они становятся
значимыми для отдельных
Представитель психологического эволюционизма американский социолог начала XX в. Л. Уорд рассматривал социальные институты как продукт скорее психических, чем каких-либо других сил. «Социальные силы, - писал он, - это те же психические силы, действующие в коллективном состоянии человека» .
В
школе структурно-
В
институционализме (институциональной
социологии) социальное поведение людей
изучается в тесной связи с
существующей системой социальных нормативных
актов и институтов, необходимость
возникновения которых
Структурно-
Психологическую традицию в русле бихевиоризма продолжил Дж. Хоманс. Он дает такое определение социальных институтов: «Социальные институты - это относительно устойчивые модели социального поведения, на поддержание которых направлены действия многих людей». По существу, Дж. Хоманс строит свою социологическую интерпретацию понятия «институт» опираясь на психологический фундамент.
Таким
образом, в социологической теории
имеет место значительный массив
трактовок и дефиниций понятия
«социальный институт». Они различны
в понимании как природы, так
и функций институтов. С точки
зрения автора, поиск ответа на вопрос,
какое из определений верно, а
какое ошибочно, методологически
бесперспективен. Социология - мультипарадигмальная
наука. В рамках каждой из парадигм
возможно построение своего непротиворечивого,
подчиняющегося внутренней логике понятийного
аппарата. И дело исследователя, работающего
в рамках теории среднего уровня, определиться
с выбором парадигмы, в рамках
которой он намерен искать ответы
на поставленные вопросы. Автор придерживается
подходов и логики, лежащих в русле
системно-структурных
Анализ
зарубежной и отечественной научной
литературы показывает, что и в
рамках выбранной парадигмы в
понимании социального
Есть и другие попытки дать однозначную дефиницию, исходя, например, из норм и ценностей, ролей и статусов, обычаев и традиций и т. д. С нашей точки зрения, подходы такого рода не являются плодотворными, поскольку сужают понимание такого комплексного явления, каким выступает социальный институт, фиксируя внимание только на одной, представляющейся тому или иному автору важнейшей его стороне.
Более содержательными автор считает концепции, опирающиеся на комплексную характеристику социального института и содержащие указания на различные аспекты его многосторонней сущности. Современные концепции такого рода, развиваемые в рамках избранной парадигмы, содержатся в работах Н. Смелзера, Г. Оси-пова, М. Комарова и др.
Под
социальным институтом эти ученые понимают
комплекс, охватывающий, с одной
стороны, совокупность нормативно-ценностно
обусловленных ролей и
Приложение таблица №2.
Заключение
Таким образом, подводя итоги рассмотрению вопросов понятия, признаков и функций социальных институтов, можно сделать следующие выводы.
Социологи
рассматривают институты как
устойчивый комплекс норм, правил, символов,
регулирующих различные сферы человеческой
жизнедеятельности и
Институционализация – процесс, когда некая общественная потребность начинает осознаваться как общесоциальная, а не частная, и для ее реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, готовятся кадры, выделяются ресурсы.
Наиболее важными
социальными институтами
Функции семьи:
1. Репродуктивная - биологическое воспроизводство населения.
2. Воспитательная - социализация молодого поколения.
3. Экономическая - экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества.
4.Эмоциональная - психологическая защита, эмоциональная поддержка.
5. Статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи и другие функции.
Функции религии:
1.
Интегративная функция религии была
достаточно полно раскрыта
Э. Дюркгеймом, который, изучая первобытные
религии аборигенов
Австралии, обратил внимание на то, что
религиозные символы, ценности,
обряды и обычаи способствуют сплоченности,
обеспечивают устойчивость
и стабильность первобытных обществ.
2. Регулятивная функция религии заключается в том, что она поддерживает и усиливает действие принятых в обществе социальных норм поведения, осуществляет социальный контроль, как формальный – через деятельность церковных организаций, так и неформальный, осуществляемый самими верующими как носителями моральных норм по отношению к окружающим людям.
3. Сферой деятельности психотерапевтической функции религии выступает само религиозное сообщество через отправление религиозного культа - богослужения, молитвы, ритуалы, обряды и т.п., имеющие успокоительное, утешительное воздействие на психику человека.
4. Коммуникативная функции проявляется прежде всего по отношению к самим верующим. Общение развертывается для верующих в двух планах: общение с Богом и общение друг с другом. Богообщение является высшим видом общения, и соответственно общение с ближними приобретает второстепенный характер.
Функции образования:
1. Трансляция и распространение культуры в обществе – наиболее существенная из функций образования. Она заключается в том, что посредством института образования происходит передача от поколению к : поколению ценностей культуры, понимаемых в самом широком смысле этого слова (научных знаний, достижений в области культуры, моральных ценностей и норм, правил поведения, опыта и навыков присущих различным профессиям).
2. Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентиров, жизненных идеалов, господствующих в данном обществе.
3. Социальная селекция - одна из важнейших функций института образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом, что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить дифференцированный подход к обучающимся:
4. Социальное и культурное изменения являются прерогативой современного института образования. Эта функция реализуется двумя взаимосвязанными способами:
во-первых, в процессе научных исследований, научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах вузов;
во-вторых, институту образования присуща специализация различных видов педагогической деятельности. Здесь, как и в любой формальной организации, существует возможность для профессиональной карьеры. Специализация преподавательской деятельности позволяет осуществлять образовательный процесс с высокой степенью профессионализма и компетентности.
Третий момент,
сближающий образование с формальной
организацией сложного типа, заключается
в стандартизации учебного процесса.
Приложение
Таблица №1 Типы и функции социальных институтов
|