Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2011 в 18:22, курсовая работа
Социальные институты занимают, важное место в жизни общества Социологи рассматривают институты как устойчивый комплекс норм, правил, символов, регулирующих различные сферы человеческой жизнедеятельности и организующих их в систему ролей и статусов, с помощью которых удовлетворяются основные жизненные и социальные потребности. Каждый институт выстраивается вокруг стандартного решения определенного набора проблем. Институт семьи главное внимание уделяет воспроизведению, социализации и материальному обеспечению детей; экономические институты – производству и реализации товаров и услуг; политические институты – защите граждан друг от друга и от внешних врагов; религиозные институты – усилению социальной солидарности и согласия; институты образования – передаче культурного наследия из поколения в поколение. Разумеется, эта классификация слишком упрощена. Один институт может быть многофункциональным, в то время как несколько институтов могут участвовать в выполнении одной и той же функции. Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью оценки значения функций социальных институтов в жизни современного общества. Объектом исследования в работе выступают понятие и признаки социального института как явления, его функции, теоретические положения социологической науки относящиеся к отдельным основным социальным институтам. Предметом исследования являются социальные явления, процессы, научные точки зрения касательно социальных институтов современного общества. Целью работы является определение понятия и признаков социального института, его основным функций, определение основных социальных институтов, их признаков и функций. Задачи: - дать определение социального института; - определить признаки социальных институтов; - определить функции социальных институтов; - определить признаки и функции социальных институтов семьи, образования и религии. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав заключения, приложения и списка литературы.
Введение 3 стр.
I. Социальные институты 4 стр.
1.1 Функции социальных институтов 5 стр.
1.2. Признаки социальных институтов 11стр.
II. Институционализация 16 стр.
Заключение 23 стр.
Приложения 26 стр.
Список литературы 28 стр.
Приложение таблица №1.
Социальные
институты - это специфические образования,
обеспечивающие относительную устойчивость
связей и отношений в рамках социальной
организации общества, некоторые
исторически обусловленные
К
числу общих признаков
-
выделение определенного круга
субъектов, вступающих в
- определенную (более или менее формализованную) организацию:
-
наличие специфических
-
наличие социально значимых
Эти признаки не являются нормативно закрепленными. Они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных институтах современного общества. У одних из них (формальных - армия, суд и т. п.) признаки могут фиксироваться четко и в полном объеме, у других (неформальных либо только возникающих) - менее отчетливо. Но в целом они являются удобным инструментом для анализа процессов институционализации социальных образований.
Социологический подход фиксирует особое внимание на социальных функциях института и его нормативной структуре. М. Комаров пишет, что реализация институтом социально значимых функций «обеспечивается наличием в рамках социального института целостной системы стандартизированных образцов поведения, т. е. ценностно-нормативной структуры» (Комаров М. С. О понятии социального института//Введение в социологию. С. 195).
К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:
-
регулирование деятельности
-
создание возможностей для
-
обеспечение социальной
Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор составных элементов, выступающих в более или менее оформленном виде в зависимости от типа института. Я. Щепаньский выделяет следующие структурные элементы социального института: - цель и сферу деятельности института; - функции, предусмотренные для достижения цели; - нормативно-обусловленные социальные роли и статусы, представленные в структуре института;
-
средства и учреждения
Возможны
различные критерии классификации
социальных институтов. Из них мы считаем
целесообразным остановиться на двух:
предметном (содержательном) и формализованном.
На основании предметного
На основании второго критерия, т. е. характера организации, институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях. Это государство, армия, суд и т. д. В неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п. От этого неформальный институт не перестает быть институтом и выполнять соответствующие регулятивные функции.
Таким
образом, при рассмотрении социального
института, его признаков, функций,
структуры автор опирался на комплексный
подход, использование которого имеет
развитую традицию в рамках системно-структурной
парадигмы в социологии. Именно комплексная,
но при этом социологически операциональная
и методологически строгая
Рассмотрим возможную логику обоснования институционального подхода к какому-либо социальному феномену.
Согласно теории Дж. Хоманса, в социологии существует четыре типа объяснения и обоснования социальных институтов. Первый - психологический тип, исходящий из того, что любой социальный институт есть психологическое по генезису образование, устойчивый продукт обмена деятельностью. Второй тип - исторический, рассматривающий институты как конечный продукт исторического развития определенной сферы деятельности. Третий тип - структурный, доказывающий, что «каждый институт существует как следствие своих отношений с другими институтами в социальной системе». Четвертый - функциональный, опирающийся на положение о том, что институты существуют, поскольку выполняют определенные функции в обществе, способствуя его интеграции и достижению гомеостазиса. Два последних типа объяснений существования институтов, которые преимущественно применяются в структурно-функциональном анализе, Хоманс объявляет неубедительными и даже ошибочными .
He
отвергая психологических
Если будет доказано, что функции какого-либо изучаемого феномена являются общественно значимыми, что их структура и номенклатура близки к структуре и номенклатуре функций, которые выполняют в обществе социальные институты, это будет важным шагом в обосновании его институциональной природы. Такой вывод показан на включении функционального признака в число важнейших признаков социального института и на понимании того, что именно социальные институты образуют главный элемент структурного механизма, посредством которого общество регулирует социальный гомеостазис и в случае необходимости осуществляет социальные изменения.
Следующий этап обоснования институциональной трактовки выбранного нами гипотетического объекта - это анализ способов его включения в различные сферы социальной жизни, взаимодействия с другими социальными институтами, доказательство того, что он является неотъемлемым элементом какой-либо одной сферы общества (экономической, политической, культурной и т. п.), либо их комбинации, и обеспечивает ее (их) функционирование. Данную логическую операцию целесообразно проделать по той причине, что институциональный подход к анализу социальных явлений основывается на представлении о том, что социальный институт является продуктом развития всей социальной системы, но вместе с тем специфика основных механизмов его функционирования зависит от внутренних закономерностей развития соответствующего вида деятельности. Поэтому рассмотрение того или иного института невозможно без соотнесения его деятельности с деятельностью других институтов, а также систем более общего порядка.
Третий
этап, следующий за функциональным
и структурным обоснованием, наиболее
важен. Именно на этом этапе определяется
сущность изучаемого института. Здесь
формулируется соответствующая
дефиниция, на базе анализа основных
институциональных признаков . сказывается
правомерность его
На
четвертом, заключительном этапе выявляется
структура института, даются характеристики
основных его элементов, обозначаются
закономерности его функционирования.
2.Институционализация
Понятие
«институт» (от лат. institutum - установление,
учреждение) было заимствовано социологией
из юриспруденции, где его использовали
для характеристики отдельного комплекса
юридических норм, регулирующих социально-правовые
отношения в некоторой
Институциональный аспект функционирования социума является традиционной областью интересов социологической науки. Он находился в поле зрения мыслителей, с именами которых связывается ее становление (О. Конт, Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, М. Вебер и др.).
Институциональный подход О. Конта к изучению социальных явлений вытекал из философии позитивного метода, когда одним из объектов анализа социолога выступал механизм обеспечения в обществе солидарности- и согласия. «Для новой философии порядок всегда составляет условие прогресса и обратно, прогресс является необходимой целью порядка» (Конт О. Курс положительной философии. СПб., 1899. С. 44). О. Конт рассматривал основные социальные институты (семью, государство, религию) с позиций их включения в процессы социальной интеграции и выполняемых при этом функций. Противопоставив по функциональным характеристикам и природе связей семейную ассоциацию и политическую организацию, он выступил теоретическим предшественником концепций дихотомизации социальной структуры Ф. Тенниса и Э. Дюркгейма («механический» и «органический» типы солидарности). Социальная статика О. Конта опиралась на положение о том, что институты, верования и моральные ценности общества функционально взаимосвязаны, и объяснение любого социального явления в этой целостности подразумевает нахождение и описание закономерностей его взаимодействия с другими явлениями. Метод О. Конта, его обращение к анализу важнейших социальных институтов, их функций, структуры общества оказали значительное влияние на дальнейшее развитие социологической мысли.
Свое
продолжение институциональный
подход к исследованию общественных
явлений получил в трудах Г. Спенсера.
Строго говоря, именно он впервые в
социологической науке
Соответственно социальный организм состоит из трех главных систем: регулятивной, производящей средства для жизни и распределительной. Г. Спенсер различал такие виды социальных институтов, как институты родства (брак, семья), экономические (распределительные), регулирующие (религия, политические организации). При этом многое в его рассуждениях об институтах выражено в функциональных терминах: «Чтобы понять, как организация возникла и развивается, следует понять необходимость, проявляющуюся в начале и в дальнейшем. Итак, всякий социальный институт складывается как выполняющая определенные функции устойчивая структура социальных действий.
Рассмотрение социальных институтов в функциональном ключе продолжил Э. Дюркгейм, придерживавшийся идеи о позитивности общественных институтов, которые выступают важнейшим средством самореализации человека .
Э. Дюркгейм высказался за создание особых институтов поддержания солидарности в условиях разделения труда - профессиональных корпораций. Он утверждал, что корпорации, неоправданно считающиеся анахронизмом, на самом деле полезны и современны. Корпорациями Э. Дюркгейм называет институты типа профессиональных организаций, включающих работодателей и работников, стоящих достаточно близко друг к другу, чтобы быть для каждого школой дисциплины и началом, обладающим престижем и властью (см.:Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса, 1900).
Заметное
внимание рассмотрению ряда социальных
институтов уделял К. Маркс, который
анализировал институт майората, разделение
труда, институты родового строй, частной
собственности и т.п. Он понимал
институты как исторически