Фискальная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 01:47, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является исследование возможности воздействия фискальной политики на эффективный рост национальной экономики. Являясь одним из важнейших инструментов государственного регулирования экономики, она непосредственно формирует государственный бюджет, государственными денежными доходы. В условиях рынка фискальная политика является стержневой частью государственной экономической политики.

Содержание

Введение 3
1. Фискальная политика как инструмент макроэкономического регулирования : её сущность, цели и инструменты 4
1.1 Дискреционная фискальная политика 8
1.2 Автоматическая фискальная политика 10
1.3 Сильные и слабые стороны фискальной политики как формы государственного регулирования рыночной экономики 12
1.4 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупный спрос 14
1.5 Воздействие инструментов фискальной политики на совокупное предложение 15
2. Фискальная политика в Республике Беларусь 17
2.1 Методы финансирования дефицита госбюджета в национальной экономике 17
2.2 Содержание проводимой фискальной политики в Республике Беларус 21
3. Анализ эффективности использования инструментов фискальной политики в стимулировании экономического роста и инновационной деятельности 31
Заключение 38
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Фиск.политика!.docx

— 134.86 Кб (Скачать)

После высоких  темпов роста ВВП в течение 2011 года Беларуси, скорее всего, придется пережить стагнацию в 2012 году. Ни власти, ни эксперты, ни Россия, ни МВФ не ожидают  в будущем году высоких темпов экономического роста в Беларуси. По предварительным расчетам госорганов, ВВП в 2012 году практически останется  на уровне 2011-го. Попытки достичь  более высокого роста ВВП могут  закончиться для страны плачевно, полагают эксперты.

По оценкам госорганов, ВВП Беларуси в следующем году вырастет лишь на 0,5%. Еще более пессимистичны  в российском правительстве. Согласно сентябрьскому прогнозу Минэкономразвития  России, ВВП Беларуси вырастет в 2011 году на 1,4-5%, а в будущем году — упадет на 1-4%.

В МВФ ожидают, что белорусский  ВВП в будущем году незначительно  вырастет — на 1,4%. В то же время  оценки независимых белорусских  экономистов говорят о том, что  роста ВВП в 2012 году ждать не стоит.

«По нашим оценкам, ВВП Беларуси снизится в 2012 году на 2% по сравнению с уровнем нынешнего  года», — сообщил БелаПАН экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Дмитрий Крук.

При этом, добавляет эксперт, рост ВВП на 0,5%, как того ожидают  в правительстве, при благоприятном  сценарии развития событий возможен. Главное, подчеркивает Дмитрий Крук, чтобы задача достичь прироста ВВП не стала догмой.

«Возможно, падение  ВВП в будущем году воспринимается как политически неприемлемое. Вместе с тем, желание во что бы то ни стало достичь хоть какого-то экономического роста может стать дестабилизирующим фактором в экономике и породить новые инфляционные процессы», — подчеркивает экономист BEROC.

Следует отметить, что эксперты в госорганах, по информации БелаПАН, такие опасения разделяют. Достижение высоких темпов роста ВВП в будущем году (на уровне даже 4,5%), считают они, потребует серьезных финансовых вливаний в экономику и может привести к значительным инфляционным процессам.

В сегодняшней ситуации, полагают эксперты, необходимо снизить  экономическую активность в стране.

«Внутренний спрос, который обеспечивал экономический  рост Беларуси в первом полугодии 2011 года, стимулировался искусственно —  за счет эмиссионных источников. События  этого года показали, что искусственное  стимулирование экономики породило высокую инфляцию и девальвацию  национальной валюты», — говорил Дмитрий Крук.

Чтобы вернуться на естественный уровень экономического роста, добавляет  он, «нужно восстановить макроэкономическую стабилизацию». Эксперты в госорганах, по данным БелаПАН, разделяют такую точку зрения и также предлагают сделать 2012 год периодом достижения макроэкономической стабилизации.

При этом следует заострить  внимание на том, что утверждение  прогноза роста ВВП в размере 0,5% на 2012 год фактически подразумевает  пересмотр одного из фундаментальных  документов — Программы социально-экономического развития Беларуси на 2011-2015 годы, одобренной Всебелорусским народным собранием.

Напомним, эта программа  предполагает, что за пятилетку ВВП  вырастет на 62-68%. Весенний прогноз Министерства экономики, разработанный на основе пятилетней программы, предусматривал, что ежегодно (в том числе и  в 2012 году) ВВП будет расти примерно на 10%. 

Сейчас же становится очевидным, что если власти соглашаются с  ростом ВВП всего лишь на 0,5% в  будущем году, то пятилетний прогноз  точно не удастся выполнить. Тем более что в 2011 году, по данным БелаПАН, госорганы ожидают роста ВВП всего лишь на 4,8%. Как при таких параметрах выполнить утвержденное пятилетнее задание?

Поэтому, очевидно, и пятилетний прогноз нужно корректировать. Экономические  власти полагают, что устойчивого  роста ВВП можно добиться только в том случае, если 2012 год сделать  периодом макроэкономической стабилизации. 

В нынешних же условиях, считают  эксперты в госорганах, экономического роста можно достичь только искусственным  образом, оказывая реальному сектору  экономики господдержку. При нынешнем уровне инфляции (83,2% по данным на 18 октября) процентная ставка по банковским кредитам перевалила 50% годовых. На таких условиях белорусские предприятия, естественно, не готовы привлекать заемные ресурсы.

В то же время накачивать экономику рублями, оказывая господдержку предприятиям ради экономического роста, по убеждению экспертов из госорганов, нельзя, так как это приведет лишь к нарастанию инфляционных процессов  и дальнейшему падению курса белорусского рубля.

Таким образом, правительственные  эксперты осознают риски, которые возникнут, если будет запланировано достижение высоких темпов роста ВВП. Теперь осталось убедить высшее руководство  страны в необходимости корректировать экономическую политику. [19]

Инновации в современном  мире — главный фактор роста эффективности  экономики. Они позволяют достичь  устойчивого развития, обеспечивают занятость и высокий уровень  жизни населения.

Для обеспечения инновационного развития Беларуси необходима система  законодательства, которая в комплексе, на основе единых принципов сможет регулировать отношения, возникающие  при осуществлении научной, научно-технической  и инновационной деятельности. Особое значение имеет создание эффективного механизма правового регулирования этих трех сфер, в котором основное место должны занимать правовые инструменты государственного стимулирования и поддержки инновационной деятельности.

В Беларуси законодательство продолжает активно обновляться, в  том числе в рамках мероприятий  по либерализации экономики на уровне решений главы государства, законов, регулирующих общие вопросы (бюджетные  отношения, государственная поддержка, распоряжение государственным имуществом и т.д.).

В целях повышения инновационной  активности всех субъектов хозяйствования в настоящее время подготовлен  проект закона Республики Беларусь, который  предусматривает внесение ряда изменений  и дополнений в Налоговый кодекс, касающихся развития и стимулирования инновационной деятельности в республике.

Документ предусматривает  следующие основные нормы:

1) От налогообложения налогом на прибыль освобождается прибыль организаций, полученная от реализации инновационных товаров, включенных в перечень инновационных товаров.

Предполагается, что данный перечень будет утверждаться на уровне Совета Министров. Включение инновационных  товаров в перечень будет осуществляться при наличии следующих условий:

- товары созданы с использованием способных к правовой охране результатов интеллектуальной деятельности;

-    товары обладают более высокими технико-экономическими показателями по сравнению с тем, что представлено на рынке, и являются конкурентоспособными.

При этом к инновационным  не относятся товары, имеющие по сравнению с другими аналогичными несущественные изменения внешнего вида, не улучшающие их потребительские  качества, а также несущественные технические изменения, не оказывающие  влияния на параметры и потребительские  свойства.

2) Прибыль организаций, полученная от реализации товаров собственного производства, которые являются высокотехнологичными в соответствии с перечнем, определяемым Советом Министров по согласованию с Президентом:

- облагается налогом на прибыль по ставке 10 процентов;

- освобождается от налога на прибыль в случае, если доля выручки, полученной от реализации таких товаров, составляет более 50 процентов общей суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, включая доходы от предоставления в аренду (лизинг) имущества.

Предполагается, что в  указанный перечень в первую очередь  будут включены товары, производимые в высокотехнологичных отраслях экономики. При этом данный перечень будет гармонизирован с используемым Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Таким образом, в него будут включены и другие товары, относимые к высокотехнологичным, но производящиеся в средневысокотехнологичном  секторе экономики.

В Налоговом кодексе Беларуси к товарам собственного производства, которые являются инновационными в  соответствии с перечнем, будут относиться товары, произведенные в период действия сертификата продукции собственного производства, дата реализации которых  приходится на период, в течение  которого такие товары содержатся в  перечне инновационных товаров. Копия сертификата продукции  собственного производства представляется организацией в налоговый орган по месту постановки ее на учет. При этом предусматривается, что организации ведут раздельный учет объемов товаров собственного производства, изготовленных в период действия сертификата продукции собственного производства.

3) От налогообложения налогом на прибыль освобождается валовая прибыль организаций в размере финансирования приобретения признаваемых в соответствии с законодательством объектов нематериальных активов, предназначенных для использования в предпринимательской деятельности, имущественных прав на объекты промышленной собственности (за исключением средств индивидуализации участников гражданского оборота, товаров, работ или услуг), результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и опытно-технологических работ, зарегистрированных в государственном реестре в порядке, определенном Президентом, но не более 50 процентов валовой прибыли.

4) Технопарки, центры трансфера технологий, резиденты технопарков уплачивают налог на прибыль по ставке 10 процентов (за исключением налога на прибыль, исчисляемого, удерживаемого и перечисляемого при исполнении обязанностей налогового агента).

При этом вышеуказанная норма  применяется при условии, если деятельность технопарков, центров трансфера  технологий соответствует направлениям деятельности, определенным законодательством, а деятельность резидентов технопарков  является в соответствии с законодательством  инновационной.

Основанием для применения ставки является подтверждение Государственного комитета по науке и технологиям  о соблюдении технопарками, центрами трансфера технологий и резидентами  технопарков вышеуказанного условия, представляемое указанными плательщиками  в инспекцию Министерства по налогам и сборам по месту постановки на учет ежегодно, не позднее установленного законодательством срока представления налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль.

5) Освобождаются от земельного налога и налога на недвижимость до 1 января 2016 года земельные участки, здания и сооружения (их части) научных организаций, технопарков, центров трансфера технологий.

Закрепление на законодательном  уровне вышеперечисленных норм будет  способствовать развитию и стимулированию инновационной деятельности, формированию мотивационных механизмов инновационной  деятельности, которые сделают внедрение  достижений науки экономически выгодными. [20]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Проведенный в курсовой работе анализ позволяет сделать следующие  выводы.

Под бюджетно-налоговой (фискальной) политикой понимается система регулирования  экономики посредством формирования величины и структуры государственных  расходов и налоговых платежей.

В зависимости от характера  использования прямых и косвенных  методов различают два вида фискальной политики государства: дискреционную  и политику автоматических стабилизаторов. Дискреционная фискальная политика вызвана сознательными решениями  правительства в области государственных  расходов и налогов с целью  воздействия на реальный объём национального  дохода, занятость и инфляцию. Недискриционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений  правительства, так как основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому  изменению налоговых поступлений  в государственный бюджет и государственных  расходов.

К достоинствам фискальной политики можно отнести: эффект  мультипликатора, отсутствие внешнего лага, наличие автоматических стабилизаторов.

К недостаткам фискальной политики относятся: эффект вытеснения, наличие внутреннего лага, неопределенность, дефицит бюджета.

Существуют несколько  способов финансирования бюджетного дефицита: увеличение налогов, что приводит к  росту государственных доходов; эмиссия необходимого количества денег (монетизация бюджетного дефицита); выпуск облигационных займов; привлечение  внешних займов.

Согласно программе деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011–2015 годы целью бюджетно-финансовой и налоговой политики является стимулирование качественного экономического роста, создание конкурентоспособной налоговой  системы при безусловном сохранении социальных расходных обязательств бюджета, поддержание его дефицита и государственного долга страны на экономически безопасном уровне.

После высоких темпов роста ВВП в течение 2011 года Беларуси, скорее всего, придется пережить стагнацию в 2012 году. Ни власти, ни эксперты, ни Россия, ни МВФ не ожидают в будущем году высоких темпов экономического роста в Беларуси. По предварительным расчетам госорганов, ВВП в 2012 году практически останется на уровне 2011-го.

Согласно сентябрьскому прогнозу Минэкономразвития России, ВВП Беларуси вырастет в 2011 году на 1,4-5%, а в будущем  году — упадет на 1-4%.  В МВФ  ожидают, что белорусский ВВП  в будущем году незначительно  вырастет — на 1,4%. В то же время  оценки независимых белорусских  экономистов говорят о том, что  роста ВВП в 2012 году ждать не стоит.

Информация о работе Фискальная политика