Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:41, реферат
ФЕМИНИЗМ – (от латин. femina - женщина) – 1). Социально-политическая теория, в которой анализируется угнетение женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем, а также осмысляются пути преодоления мужского превосходства над женщинами. 2). Широкое социальное движение за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно. 3). Идеология, противостоящая всем женоненавистническим теориям и действиям. 4). Философск
ПЛАН
Понятие феминизма
Предпосылки феминистских идей
Рождение феминизма и феминистского движения
Феминизм «первой волны». Начало противостояния либерального феминизма и марксизма в XIX веке
Суфражизм – движение за политическое равноправие. Милитанство
Другие течения в феминистском движении первой волны ХХ века
Феминистская мысль и движение после Второй мировой войны. Феминизмы «второй волны»
Либеральный феминизм
Марксистский и социалистический феминизм
Радикальный феминизм
Психоаналитический феминизм
Постмодернистский феминизм
Список литературы
ПЛАН
Список литературы
ФЕМИНИЗМ – (от латин. femina - женщина) – 1). Социально-политическая теория, в которой анализируется угнетение женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем, а также осмысляются пути преодоления мужского превосходства над женщинами. 2). Широкое социальное движение за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно. 3). Идеология, противостоящая всем женоненавистническим теориям и действиям. 4). Философская концепция социокультурного развития, альтернативная по отношению к существующей европейской традиции, выявляющая неучтенность женского социального опыта в представлениях о мире и обществе. 5). Методология исследований, являющая собой сумму исследовательских практик, основанных на артикуляции женского взгляда на мир и женской системы ценностей.
Общепринятого определения понятия
«феминизм» нет. В литературе содержится
более 300 толкований этого термина;
феминизм именуется «этикой и
методологией» (А.Рич), «политикой, направленной
на изменение соотношения сил» (К.Видон),
«конструированием социально-
Слово «феминизм» сконструировано социалистом-утопистом Шарлем Фурье в конце X в., полагавшим, что «социальное положение женщин является мерилом общественного прогресса». Он именовал феминистами сторонников женского равноправия.
2. Предыстория феминистских идей
Споры о роли женщины в обществе, содержащие определенно феминистскую перспективу, прослеживаются от эпохи так наз. «высокого средневековья».
Социальные предпосылки распространения феминистских идей можно наблюдать в расшатывании сословной организации феодального общества в условиях зарождения буржуазных отношений, которое повлекло за собой вовлечение женщин в работу по найму и превращение их в собственниц своих рабочих рук.
Интеллектуальные предпосылки феминизма были созданы процессами секуляризации общественного сознания, возникновением критических по своей направленности утопических теорий социального равенства. В некоторых исследованиях по истории феминизма истоки феминистской концепции связывают с возникновением плеяды женщин-еретичек в странах Европы, объявивших в конце 13–14 вв. о своем праве на особую интерпретацию Учения Христа, который понимался ими как божественная сущность, не имевшая пола и даже как скорее женщина, нежели мужчина (Юлиана Нориджская, 14 в.). Более распространена точка зрения, связывающая истоки феминизма с культом человека в эпоху Возрождения. В связи с этим обычно называются имена первых итальянских женщин-писательниц – Изотты Ногароллы, Лауры Череты и, в особенности, венецианки по рождению, творившей во Франции, Кристины Пизанской (1364–1430), автора Книги о Граде Женском. В 1405 она описала в ней идеальный город-убежище всех достойных женщин, ощущающих гнет и несправедливость по отношению к ним окружающих мужчин и общества. В начале 16 в. среди защитников прав женщин оказался обвиненный в еретичестве философ Корнелиус Агриппа (1486–1535), автор Декламации о благородстве и превосходстве женского пола над мужским, полагавший, что лишь «тирания мужчин лишает женщину свободы, полученной ею при рождении».
К ярким проявлениям
Начало XVIII века – период некоторого
отступления от идей женской рациональности
и равенства с мужчинами. Особую
популярность в среде привилегированных
классов получила тогда идея культивирования
женской «слабости» (появилось выражение
«слабый пол»). Но уже к середине
столетия критические голоса французских
просветителей способствовали разоблачению
мифа о женщине как неравном мужчине
существе «второго сорта». Вольтер
обличал несправедливость женской
доли; Дидро полагал, что униженное
существование женщины есть «следствие
определенных гражданских законов»
и обычаев; Монтескье писал, что
женщина может и должна участвовать
в общественной жизни; Гельвеций
доказывал, что гражданская «
На протяжении всего 18 века женщины европейских стран принимали активное участие в жизни общества. Масса женщин работала на себя и обладала экономической независимостью; простолюдинки были вольны посещать публичные места, а светские дамы, организуя свои салоны, пытались вмешиваться через их посетителей – своих друзей – в политику. В общем хоре требований свободы от деспотизма женщины просили признания их прав на гражданскую жизнь – на образование, на труд, на уважение в семье и обществе.
В США свой голос в защиту женских прав первой подняла Абигейл Смит Адамс (1744–1818), которую считают первой американской феминисткой. Она вошла в историю феминизма знаменитой фразой: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).
В предреволюционной Франции
Практически одновременно с О. де Гуж, в 1792, свою книгу Защита прав женщины опубликовала в Англии и, одновременно, в США Мэри Уоллстонкрафт (1759–1797), поставив ряд актуальных вопросов эгалитарной социальной философии. Писательница полагала, что способность к рациональному мышлению не связана с полом, не зависит от него, а женская «слабость» и готовность покоряться есть ничто иное, как следствие мужского стремления воспитать их в женщинах. Впервые в истории и задолго до современных дебатов об экономической роли домашнего хозяйства, М.Уолстонкрафт сделала вывод о том, что в обществе, где домашние обязанности не оплачиваются, будет сохраняться экономическая зависимость женщины от мужа. Домашние дела и материнство М.Уолстонкрафт именовала «формой разумного гражданства», рассматривая их как общественные обязанности, а не как источник личного удовлетворения или страдания женщины.
В том же 1792 в Германии вышла книга Теодора Готтлиба фон Гиппеля (1741–1796) – Об улучшении гражданского положения женщины. С ее публикации началась история феминистской мысли в его стране. В своей книге фон Гиппель требовал равных прав для обоих полов и настаивал на том, что достижение этой цели должно быть уделом просвещенных мужчин, поскольку «женщинам внушили, что они неспособны к независимой политической деятельности».
К началу 19 в. формирование феминистских
теорий оказалось подкреплено
Реализация этих задач на практике
была малоуспешной; женщины – и
в Англии, и во Франции – заинтересовались
ими даже меньше мужчин. Некоторое
распространение теории Фурье и
Оуэна получили в низшем слое образованной
части английского и
Социализм (утопического толка) и феминизм
были объединены менее полувека. Их
связывала общая идея о том, что
через воспитание личности нового типа
можно достичь политических и
социально-экономических
Во второй четверти 19 в. требования
феминисток в разных странах стали
облекаться в форму общественных
компаний и акций. Поначалу на первом
месте в Европе и США стоял
вопрос о доступе женщин к высшему
образованию (в Азии, Латинской Америке
и на Ближнем Востоке, где было
мало грамотных женщин, вопрос о
женском образовании поднимался
мужчинами). Далее встал вопрос о
законодательных реформах. Всюду
женщины боролись против двойных
стандартов в отношении полов, за
реформы в области права
Во Франции борьба женщин за право голоса заставила их присоединить свои требования к общей критике социального порядка: в ходе революции 1848 там была сделана новая неудачная попытка включить требование женского равноправия в общий список демократических преобразований. В Германии выразительницей идей женского равноправия в это время стала Луиза Отто-Питер – одна из основательниц «Всеобщего германского женского союза» (1847). В своих выступлениях ее сторонницы требовали для женщин политических свобод, права на образование и работу, экономической независимости, права голосовать. После поражения революции 1848 здесь тоже наступило время реакции, женщины Германии отошли от политики, их общества запрещались, а газеты подвергались цензуре. В Англии феминистскому движению повезло больше: в 40-е гг. в Шеффилде и Манчестере – центрах радикальной оппозиции – появились организации, требовавшие предоставления женщинам равных с мужчинами прав и продолжавшие свою деятельность до конца 19 в.