Феминизм

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 12:41, реферат

Описание работы

ФЕМИНИЗМ – (от латин. femina - женщина) – 1). Социально-политическая теория, в которой анализируется угнетение женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем, а также осмысляются пути преодоления мужского превосходства над женщинами. 2). Широкое социальное движение за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно. 3). Идеология, противостоящая всем женоненавистническим теориям и действиям. 4). Философск

Содержание

ПЛАН
Понятие феминизма
Предпосылки феминистских идей
Рождение феминизма и феминистского движения
Феминизм «первой волны». Начало противостояния либерального феминизма и марксизма в XIX веке
Суфражизм – движение за политическое равноправие. Милитанство
Другие течения в феминистском движении первой волны ХХ века
Феминистская мысль и движение после Второй мировой войны. Феминизмы «второй волны»
Либеральный феминизм
Марксистский и социалистический феминизм
Радикальный феминизм
Психоаналитический феминизм
Постмодернистский феминизм
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат социология Феминизм.docx

— 49.44 Кб (Скачать)

ПЛАН

  1. Понятие феминизма
  2. Предпосылки феминистских идей
  3. Рождение феминизма и феминистского движения
  4. Феминизм «первой волны». Начало противостояния либерального феминизма и марксизма в XIX веке
  5. Суфражизм – движение за политическое равноправие. Милитанство
  6. Другие течения в феминистском движении первой волны ХХ века
  7. Феминистская мысль и движение после Второй мировой войны. Феминизмы «второй волны»
  8. Либеральный феминизм
  9. Марксистский и социалистический феминизм
  10. Радикальный феминизм
  11. Психоаналитический феминизм
  12. Постмодернистский феминизм

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие феминизма

ФЕМИНИЗМ – (от латин. femina - женщина) – 1). Социально-политическая теория, в которой анализируется угнетение женщин и превосходство мужчин в историческом прошлом и настоящем, а также осмысляются пути преодоления мужского превосходства над женщинами. 2). Широкое социальное движение за равенство прав и возможностей для женщин, противостоящее социальной системе, в которой положение людей разных полов не равноправно. 3). Идеология, противостоящая всем женоненавистническим теориям и действиям. 4). Философская концепция социокультурного развития, альтернативная по отношению к существующей европейской традиции, выявляющая неучтенность женского социального опыта в представлениях о мире и обществе. 5). Методология исследований, являющая собой сумму исследовательских практик, основанных на артикуляции женского взгляда на мир и женской системы ценностей.

Общепринятого определения понятия  «феминизм» нет. В литературе содержится более 300 толкований этого термина; феминизм именуется «этикой и  методологией» (А.Рич), «политикой, направленной на изменение соотношения сил» (К.Видон), «конструированием социально-экономических  и политических обязательств по искоренению  доминирования, основанного на разделении людей по полу» (Б.Хукс) и др.

Слово «феминизм» сконструировано  социалистом-утопистом Шарлем Фурье  в конце X в., полагавшим, что «социальное положение женщин является мерилом общественного прогресса». Он именовал феминистами сторонников женского равноправия.

 

 

2. Предыстория феминистских идей

Споры о роли женщины в обществе, содержащие определенно феминистскую перспективу, прослеживаются от эпохи  так наз. «высокого средневековья».

Социальные предпосылки распространения феминистских идей можно наблюдать в расшатывании сословной организации феодального общества в условиях зарождения буржуазных отношений, которое повлекло за собой вовлечение женщин в работу по найму и превращение их в собственниц своих рабочих рук.

Интеллектуальные предпосылки феминизма были созданы процессами секуляризации общественного сознания, возникновением критических по своей направленности утопических теорий социального равенства. В некоторых исследованиях по истории феминизма истоки феминистской концепции связывают с возникновением плеяды женщин-еретичек в странах Европы, объявивших в конце 13–14 вв. о своем праве на особую интерпретацию Учения Христа, который понимался ими как божественная сущность, не имевшая пола и даже как скорее женщина, нежели мужчина (Юлиана Нориджская, 14 в.). Более распространена точка зрения, связывающая истоки феминизма с культом человека в эпоху Возрождения. В связи с этим обычно называются имена первых итальянских женщин-писательниц – Изотты Ногароллы, Лауры Череты и, в особенности, венецианки по рождению, творившей во Франции, Кристины Пизанской (1364–1430), автора Книги о Граде Женском. В 1405 она описала в ней идеальный город-убежище всех достойных женщин, ощущающих гнет и несправедливость по отношению к ним окружающих мужчин и общества. В начале 16 в. среди защитников прав женщин оказался обвиненный в еретичестве философ Корнелиус Агриппа (1486–1535), автор Декламации о благородстве и превосходстве женского пола над мужским, полагавший, что лишь «тирания мужчин лишает женщину свободы, полученной ею при рождении».

К ярким проявлениям раннефеминистского протеста относится творчество английских пафлетисток 17 в. – Афры Бенн (1640–1689), Мэри Эстел (1666–1731), которых часто  именуют первыми защитницами  женских прав в Британии. Они защищали право женщины считать себя равной мужчине и считаться такой  же свободной и полноправной. К  их выступлениям примыкает творчество писателей-мужчин, прежде всего француза Пулена де ля Бара с его эссе 1673 О равенстве обоих полов. В нем он обосновывал тезис о том, что неравноправное положение женщины есть результат подчинения ее грубой мужской силе, а вовсе не «предписание природы». Это был аргументированный ответ на споры тогдашних интеллектуалов о положении женщины в обществе, ее праве определять себя как самостоятельную личность.

    1. Рождение феминизма и феминистского движения

Начало XVIII века – период некоторого отступления от идей женской рациональности и равенства с мужчинами. Особую популярность в среде привилегированных  классов получила тогда идея культивирования  женской «слабости» (появилось выражение  «слабый пол»). Но уже к середине столетия критические голоса французских  просветителей способствовали разоблачению мифа о женщине как неравном мужчине  существе «второго сорта». Вольтер  обличал несправедливость женской  доли; Дидро полагал, что униженное  существование женщины есть «следствие определенных гражданских законов» и обычаев; Монтескье писал, что  женщина может и должна участвовать  в общественной жизни; Гельвеций  доказывал, что гражданская «непросвещенность  женщин есть только следствие ее неполного  и неправильного воспитания». При  явной критической направленности высказываний просветителей о феодально-сословном  браке, они воздержались от признания за женщинами прав на полную гражданскую состоятельность, способность выступать субъектами истории. Развив идею «естественного права» по отношению к женщинам, Ж.-Ж.Руссо включил в ее состав миф о «природном предназначении» мужчин и женщин, надолго закрепив в общественной мысли взгляд на природно-физиологическую обусловленность общественного разделения труда по половому признаку.

На протяжении всего 18 века женщины  европейских стран принимали  активное участие в жизни общества. Масса женщин работала на себя и  обладала экономической независимостью; простолюдинки были вольны посещать публичные места, а светские дамы, организуя свои салоны, пытались вмешиваться  через их посетителей – своих  друзей – в политику. В общем  хоре требований свободы от деспотизма женщины просили признания их прав на гражданскую жизнь – на образование, на труд, на уважение в  семье и обществе.

В США свой голос в защиту женских  прав первой подняла Абигейл Смит Адамс (1744–1818), которую считают первой американской феминисткой. Она вошла в историю феминизма знаменитой фразой: «Мы не станем подчиняться законам, в принятии которых мы не участвовали, и власти, которая не представляет наших интересов» (1776).

В предреволюционной Франции поборницы  женских прав (мадам де Суаси, мадам  де Гакон-Дюфур) также обращали внимание на женское бесправие. Однако главный  документ Великой Французской революции, провозгласившей в 1789 лозунг свободы, равенства и братства всех людей  независимо от их происхождения, – Декларация прав человека и гражданина – был принят все же без учета женских требований и объявил свободными и равными только мужчин. Они же были названы позже «активными» гражданами. Как ни резок был появившийся вслед за Декларацией Протест французских женщин против созыва парламента (Генеральных Штатов) без их участия, французская Конституция 1791 отнесла женщин к «пассивным» членам общества, не дав им права избирать и быть избранными. Отказ включить женщин в категорию «свободных» и «равных» и привел к возникновению во Франции движения в защиту женских гражданских и политических прав – феминизма. Инициативу женского движения в этой стране и славу первой французской феминистки приписывают Олимпии де Гуж, составившей в 1791 Декларацию прав женщины и гражданки. В Декларации содержались требования предоставления женщинам политических, в том числе избирательных прав, возможности занимать государственные посты. Недовольство женских масс во Франции, быстро организовавшихся в женские клубы и собрания, подстрекательства к «походам» и бунтам, пыталось ввести в правовые рамки «Общество женщин революционных республиканок» – первая женская политическая организация, также возникшая в 1791. Однако ее деятельность была в 1793 запрещена Конвентом, а вскоре и автор Декларации Олимпия де Гуж была отправлена по ложному доносу на гильотину. Вскоре революция во Франции пошла на спад. В 1795 женщинам Франции запретили появляться в общественных местах и на политических собраниях, а в 1804 император Наполеон издал Указ, объявлявший, что женщина не имеет никаких гражданских прав и находится под опекой у мужчины

Практически одновременно с О. де Гуж, в 1792, свою книгу Защита прав женщины опубликовала в Англии и, одновременно, в США Мэри Уоллстонкрафт (1759–1797), поставив ряд актуальных вопросов эгалитарной социальной философии. Писательница полагала, что способность к рациональному мышлению не связана с полом, не зависит от него, а женская «слабость» и готовность покоряться есть ничто иное, как следствие мужского стремления воспитать их в женщинах. Впервые в истории и задолго до современных дебатов об экономической роли домашнего хозяйства, М.Уолстонкрафт сделала вывод о том, что в обществе, где домашние обязанности не оплачиваются, будет сохраняться экономическая зависимость женщины от мужа. Домашние дела и материнство М.Уолстонкрафт именовала «формой разумного гражданства», рассматривая их как общественные обязанности, а не как источник личного удовлетворения или страдания женщины.

В том же 1792 в Германии вышла  книга Теодора Готтлиба фон Гиппеля (1741–1796) – Об улучшении гражданского положения женщины. С ее публикации началась история феминистской мысли в его стране. В своей книге фон Гиппель требовал равных прав для обоих полов и настаивал на том, что достижение этой цели должно быть уделом просвещенных мужчин, поскольку «женщинам внушили, что они неспособны к независимой политической деятельности».

К началу 19 в. формирование феминистских теорий оказалось подкреплено развитием  социально-философских концепций  социалистов-утопистов – Сен-Симона и Шарля Фурье во Франции и  британца Роберта Оуэна, полагавших, что личным примером и с помощью  образования и просвещения можно  положить конец неравенству полов. В многочисленных, но недолговечных  социалистических коммунах, возникших  под влиянием их идей, роль женщин была одной из самых обсуждаемых тем. Общим во взглядах социалистов-утопистов  на проблему полов была убежденность в том, что равноправия мужчин и женщин невозможно достичь в  существующей общественной системе, что  нужно радикальное ее изменение, в частности – уничтожение  частной собственности. Строя предположения  о возможности создания идеального общества, эти теоретики полагали, что в будущем не только женщине  должна быть предоставлена возможность  участвовать в общественном производстве, но и мужчине необходимо будет  иметь обязанности по дому и воспитанию детей (Ш.Фурье был поборником этого, настаивая на полном отказе от разделения труда не только в семье, но и в обществе – однако даже в его коммунах все обычные женские обязанности лежали по-прежнему на женщинах). Семью социалисты-утописты считали источником мужской власти над женщинами, бастионом эгоистического индивидуализма, ограничивающим свободу выбора. Свободу любви и смены партнера, равное право на которую должны были иметь оба пола, рассматривали как необходимую основу свободного общества,.

Реализация этих задач на практике была малоуспешной; женщины – и  в Англии, и во Франции – заинтересовались ими даже меньше мужчин. Некоторое  распространение теории Фурье и  Оуэна получили в низшем слое образованной части английского и французского общества. В рабочей же среде сохраняла  популярность идея о семье, в которой  муж является добытчиком, а жена – домохозяйкой. Участие работниц в общественных организациях первой половины 19 в. (чартистских, профсоюзных  и др.) служила лишь подкреплением  мужским инициативам, не имея феминистской направленности. К 50-м г 19 в. политическое участие женщин из рабочей среды  в них резко снизилось, а неприятие  феминизма усилилось.

Социализм (утопического толка) и феминизм были объединены менее полувека. Их связывала общая идея о том, что  через воспитание личности нового типа можно достичь политических и  социально-экономических изменений. Последним выражением объединения  двух социально-философских теорий было творчество последователя Р.Оуэна  британца Уильяма Томпсона, написавшего  в сотрудничестве с Анной Уиллер, ведущей феминисткой 1820–1830-х Воззвание одной половины человечества, женщин, против претензий другой половины человечества, мужчин (1824). Воззвание вскрывало наличие взаимосвязи политической, экономической и личной власти, демонстрировало множественность способов закабаления женщин. Однако приемлемых путей преодоления неравноправия оно не предлагало, так как авторы считали, что интересы обоих полов совпадут, едва только женщины станут свободными и «радость партнерства превзойдет радость деспотизма».

    1. Феминизм «первой волны». Начало противостояния либерального феминизма и марксизма в XIX веке

Во второй четверти 19 в. требования феминисток в разных странах стали  облекаться в форму общественных компаний и акций. Поначалу на первом месте в Европе и США стоял  вопрос о доступе женщин к высшему  образованию (в Азии, Латинской Америке  и на Ближнем Востоке, где было мало грамотных женщин, вопрос о  женском образовании поднимался мужчинами). Далее встал вопрос о  законодательных реформах. Всюду  женщины боролись против двойных  стандартов в отношении полов, за реформы в области права собственности, развода, возможности работать. Следующим  этапом была постановка вопроса о  праве голоса для женщин как средстве для обеспечения законодательных  реформ.

Во Франции борьба женщин за право  голоса заставила их присоединить свои требования к общей критике социального  порядка: в ходе революции 1848 там  была сделана новая неудачная  попытка включить требование женского равноправия в общий список демократических  преобразований. В Германии выразительницей  идей женского равноправия в это  время стала Луиза Отто-Питер  – одна из основательниц «Всеобщего германского женского союза» (1847). В  своих выступлениях ее сторонницы требовали  для женщин политических свобод, права  на образование и работу, экономической  независимости, права голосовать. После  поражения революции 1848 здесь тоже наступило время реакции, женщины  Германии отошли от политики, их общества запрещались, а газеты подвергались цензуре. В Англии феминистскому  движению повезло больше: в 40-е гг. в Шеффилде и Манчестере – центрах радикальной оппозиции – появились организации, требовавшие предоставления женщинам равных с мужчинами прав и продолжавшие свою деятельность до конца 19 в.

Информация о работе Феминизм