Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:31, курсовая работа
Многие исследователи понимают под досугом время, свободное от оплаченного труда и неотложных обязанностей, то есть уход за собой и окружающими. Именно свободное время становится той сферой, где происходит общение человека с искусством, живописью, кино, литературой. Занятия спортом, в драмкружках, посещение выставок, театров, музеев, встречи с интересными личностями – все это наш досуг.
Введение 4
1. Понятие досуга 6
1.1. Разграничение понятий «досуг», «рекреация», «отдых», «туризм» 6
2.2. Досуг в современном обществе 12
2. Досуговое предпочтение молодежи Саратова 17
2.1. Методологические особенности исследования проведения досуга молодежью Саратова 17
2.2. Рекомендации по совершенствованию организации досуга молодежи Саратова 18
Заключение 19
Список использованной литературы 20
В настоящее время все большее внимание ученых привлекают проблемы молодежного досуга. В основном это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения.
Основные выводы по теме исследования:
1. Досуг выступает в качестве структурного элемента свободного времени, его содержание наполнено деятельностью, позволяющей не только преодолевать стрессы и усталость, но и развивать духовные и физические качества исходя из социокультурных потребностей личности. В то же время досуг является относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодежи.
2. Досуг характеризуется вариативностью структурно-функциональных характеристик, различная совокупность которых образует типы досуговой деятельности. Наиболее значимыми типами досуга выступают развивающий, развлекательный, домашний, спортивный, общественно-политический, разрушающий.
3. Особенности социокультурного положения молодежи преломляются в ее досуге, который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Ослабление влияния на становление молодежи традиционных институтов социализации в условиях реформ обусловило возрастание роли досуга для молодежи и, как следствие, увеличение влияния его составляющих на процесс становления личности молодого поколения.
4. Процесс трансформации досуговой сферы жизнедеятельности российской молодежи обусловлен как переменами в социокультурной жизни страны, так и технологическими и культурными изменениями, произошедшими в условиях глобализации. Возникли качественно новые виды досуга, характерными чертами которых являются развлекательная, культурно-потребительская, рекреационная направленность их содержания.
5. Роль досуга как фактора формирования особой молодежной субкультуры возрастает вследствие снижения роли традиционных институтов социализации и отсутствия скоординированной государственной политики в области молодежного досуга.
6. Реформирование прежних структур управления досугом актуализирует необходимость разработки новой системы регулирования молодежного досуга, адекватной современной социокультурной ситуации. Досуг воспринимается молодежью как основная сфера жизнедеятельности, и от удовлетворенности им зависит общая удовлетворенность жизнью молодого человека.
Цель нашего исследования было рассмотрение особенностей проведения досуга студенческой молодежью Саратова и определение их досуговых предпочтений.
Для реализации данной цели мы решили следующие задачи:
1. Изучили сущность понятий «досуг», «рекреация», «отдых», «туризм» и дали им характеристику.
2. Рассмотрели особенности досуговой деятельности в современном обществе.
3. Выявили методологические особенности исследования проведения досуга студенческой молодежью Саратова.
4. Предложили рекомендации по совершенствованию организации досуга молодежи Саратова.
1. Аванесова Г.А. Культурно – досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/Г.А.Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006.-236с.
2. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи.- Екатеринбург 1997.-211с.
3. Горбатова И. Создавать защитную среду // Встреча. – М, 1996.-№ 3.-С.2-4.
4. Грушин Б. Творческий потенциал свободного времени. – М: Профиздат, 1980-С 5-27.
5. Демченко А. Возможности российского досуга // Клуб. – М., 1996.№ 7.-С.10-13.
6. Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983. - С.7- 17
7. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1983. – С.30-31
8. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.-32с.
9. Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288
10. Мосалев Б.Д. Досуг: методология и методика социологических исследований / Б.Д. Мосалев. М.: МГКУ. 1995 Отнюкова М.С. Жизненный стиль как фактор формирования досугового пространства / М.С. Отнюкова // Досуг: Социальные и экономические перспективы: сб. науч. ст.; под ред. проф. В.Б. Устьянцева. Саратов: СГТУ, 2003.
11. Петрова З.А. Методология и методика социологических исследований культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. – М.: МГИК, 1990.- С.92-108.
12. Погрешаева Т.А. Свободное время человека в условиях трансформируемого общества / Т.А. Погрешаева. Саратов: Изд-во СГУ, 2000.
13. Понукалина О.В. Социокультурное значение досуга / О.В. Понукалина // Современная картина мира: общество, время, пространство. Сб. науч. тр. Саратов: Юл, 2001.
14. Понукалина О.В. Досуг в условиях трансформаций российского общества / О.В. Понукалина //Российское общество в условиях социального кризиса. Сб. науч. тр. Саратов: СГТУ, 2001.
15. Республиканская целевая программа “Молодежь Удмуртии” на 2004-2008годы/Государственный Комитет Удмуртской Республики по делам молодежи.
16. Скрипунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи // Социс- М., №1 2002.- С105-110.
17. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. СПб., 1991.
18. Бутенко И.А. Качество свободного времени у богатых и бедных / И.А.Бутенко // Социологические исследования. 1998, № 7.
19. Бутенко И. А. Подростки: чтение и использование компьютера // Социс. 2001. №12.
20. «Досуг и статус» // Молодежь, - СПб: 2002 г., №10, С 24
21. Патрушев И. Д. Бюджет времени городского работающего населения США и России // Социс. 2003. №12.
22. Стеббинс Р.А. Свободное время: к оптимальному стилю досуга (взгляд из Канады) / Р.А. Стеббинс // Социологический журнал, 2000, № 7. С. 64-73.
23. Советский энциклопедический словарь. – М. 1970. – С.29
3
Информация о работе Досуг, рекреация, отдых и туризм. Пространство взаимодействия