Досуг, рекреация, отдых и туризм. Пространство взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Многие исследователи понимают под досугом время, свободное от оплаченного труда и неотложных обязанностей, то есть уход за собой и окружающими. Именно свободное время становится той сферой, где происходит общение человека с искусством, живописью, кино, литературой. Занятия спортом, в драмкружках, посещение выставок, театров, музеев, встречи с интересными личностями – все это наш досуг.

Содержание

Введение 4
1. Понятие досуга 6
1.1. Разграничение понятий «досуг», «рекреация», «отдых», «туризм» 6
2.2. Досуг в современном обществе 12
2. Досуговое предпочтение молодежи Саратова 17
2.1. Методологические особенности исследования проведения досуга молодежью Саратова 17
2.2. Рекомендации по совершенствованию организации досуга молодежи Саратова 18
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 152.50 Кб (Скачать)


Государственное Образовательное Учреждение

Высшего Профессионального Образования

 

 

Курсовая работа

по дисциплине:

«Социология досуга»

на тему:

 

 

 

«Досуг, рекреация, отдых и туризм. Пространство взаимодействия»

 

 

Выполнили:

Студенты  СКС-21

Куротова М. С.,

Головко П.                                                                                        Проверила:                                                                                       Коликова М. С.

 

Екатеринбург – 2010


Содержание

 

Введение

1. Понятие досуга

1.1. Разграничение понятий «досуг», «рекреация», «отдых», «туризм»

2.2. Досуг в современном обществе

2. Досуговое предпочтение молодежи Саратова

2.1. Методологические особенности исследования проведения досуга молодежью Саратова

2.2. Рекомендации по совершенствованию организации досуга молодежи Саратова

Заключение

Список использованной литературы


Введение

Многие исследователи понимают под досугом время, свободное от оплаченного труда и неотложных обязанностей, то есть уход за собой и окружающими. Именно свободное время становится той сферой, где происходит общение человека с искусством, живописью, кино, литературой. Занятия спортом, в драмкружках, посещение выставок, театров, музеев, встречи с интересными личностями – все это наш досуг.

Досуг часто отождествляется со свободным временем (Ф.С. Махов, А.Т. Куракин, В.В. Фатьянов и др.), с внешкольной и внеклассной работой (Б.Э. Вульфов, Л.Н. Николаева, М.М. Поташник и др.), и даже с внеучебным временем (Л. К. Балясная, Т. В. Сорокина и др.). Существует много интерпретаций слова «досуг». Досугом называется деятельность, отношения, состояние ума. Огромное количество подходов к этому вопросу осложняет попытки понять, что значит досуг.

С понятием «досуг» тесно связаны такие понятия, как «рекреация», «отдых», «туризм». Все эти понятия взаимосвязаны. Более того, рекреация (деятельность, направленная на восстановление физических, психических, эмоциональных сил человека), отдых и туризм (временное перемещение людей с целью приобретения психологического опыта, новых знаний и умений, не имеющее цели приобретения выгоды, каких-либо денежных выплат или постоянного проживания в данном месте) являются составляющими досуга.

Это исследование является актуальным, так как мы будем рассматривать проблемы досуга молодежи, что немаловажно для развития различных сфер общества, таких как культура, экономика, политика, спорт и туризм. Досуг – явление, касающееся всех людей без исключения, что также подтверждает актуальность выбранной нами темы.

Объект исследования – досуг и его составляющие: рекреация, отдых, туризм – в современном обществе.

Предмет исследования – формы организации досуга и досуговые предпочтения молодежи Саратова.

Цель исследования – рассмотреть особенности проведения досуга молодежью Саратова и определить их досуговые предпочтения.

Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить сущность понятий «досуг», «рекреация», «отдых», «туризм» и дать им характеристику.

2. Рассмотреть особенности досуговой деятельности в современном обществе.

3. Выявить методологические особенности исследования проведения досуга молодежью Саратова.

4. Предложить рекомендации по совершенствованию организации досуга молодежью Саратова.

Изучению досуговой деятельности посвящены работы таких авторов, как: В.И. Андреев, В.В. Анищук, Г.В. Бурменская, А.В. Жуганов и др.

Поскольку данная работа требует знание основ социологического исследования, мы обратились к работам: М.К. Горшкова, А.И. Кравченко, В.А. Ядова и т.д.


Понятие досуга

 

Разграничение понятий «досуг», «рекреация», «отдых», «туризм»

Начать следует с истории употребления термина «досуг». Теория досуговой деятельности неотделима от исторического аспекта. Этимологически слово «досуг», на английском «licere», означает позволение, разрешение. От последнего берет начало английское слово licsense (разрешение) и французское loisir (свободное время). Таким образом, слово leisure означает свободу действий. Именно так определяется данный термин в Оксфордском словаре. Здесь приведены следующие значения: 1) свобода делать нечто специфическое или подразумеваемое, 2) возможности, открывающиеся вне сферы профессиональной деятельности, 3) возможность распоряжаться временем по своему усмотрению, 4) дискуссия, общение.1

Слово «досуг» в русском языке употреблялось уже в XV веке. Древне-славянское слово «досуг» происходит от глагола «досягать», «досягнуть». Буквально оно означает возможность что-то совершить. «Досужесть» есть достижение чего-то, на что требуется определенный труд и время. Следовательно, досуг осмыслялся как время, когда можно чего-то достичь.2

Конкретные исторические условия придают особую специфику пониманию досуга. Для первобытного племени досуг означал одно, для греков -другое, для деятелей Ренессанса или Просвещения - третье, для нынешних россиян - четвертое. Возможно, что первобытные люди и пуритане не проводили резкого различия между трудом и досугом, поскольку первые, удовлетворив элементарные потребности в пище, значительную часть времени проводили в отдыхе, играх, сакральных ритуалах и т.д., а вторые свободно избирали изнурительный труд в качестве главной

 

1 Кэндо. Т. Досуг и популярная культура в динамике и развитие // Личность. Культура. Общество. - 2000. - Т. - II. Вып. 1(2) - С.288

2 Дробииская Е.И., Соколов Э.В. Свободное время и развитие личности. - Л., 1983. - С.7-

добродетели.

Понятия «досуг», «рекреация», «отдых», «туризм» тесно связаны между собой по своему лексическому значению. Давайте все-таки рассмотрим, в чем же состоит их отличие.

Досуг – часть нерабочего времени, которая остается у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей. Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия. Отдых - любая человеческая деятельность, которая не направлена на удовлетворение физиологических потребностей (путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и т. д.). А путешествия – это туризм, то есть перемещение людей из одного места в другое, направленное на удовлетворение различных туристических потребностей и психологического опыта туристов, длительность которого ограничена и не имеет цели получения какого-либо вида прибыли или предоставления работы.1

В жизни общества досуг важен для стабилизации, снятия напряженности, предотвращения общественных конфликтов, укрепления солидарности, взаимосвязи поколений, общения, удовлетворения потребностей личности в радости, развлечений и т.д. 2

Издревле досуг рассматривался как цель и способ удовлетворения разнообразных потребностей, в том числе культурных. Досуг – деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой человек восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Именно в рамках досугового времени происходит восстановление и воспроизводство утраченных сил, то есть реализуется рекреационная функция.

 

1. Ерошенков И.Н. Культурно-досуговая деятельность в современных условия.- М.: НГИК, 1994.-32с.

2. Трегубов Б.А. Свободное время молодежи: сущность, типология, управление / Б.А. Трегубов. СПб., 1991.

Более того, заложенное от природы стремление человека к получению удовольствия также реализуется в сфере досуга. Дети, подростки и юноши получают наслаждение от самых разнообразных досуговых занятий: игры и

победы в ней; узнавание нового и возможность творить на этой основе модель самолета. Иными словами, детскому досугу свойственна гедонистическая функция.

Однако сам по себе досуг не является показателем ценностей. Самое главное заключается в характере его использования, степени его социальной насыщенности. Досуг может стать могучим стимулом для развития личности. В этом заключены его прогрессивные возможности. Но досуг может превратиться в силу, калечащую личность, деформирующую сознание и поведение, привести к ограничению духовного мира и даже к таким проявлениям ассоциальности как пьянство, наркомания, проституция, преступность.

Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое времяпрепровождение, не простое бездельничанье по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень досуга.

Таким образом, мы выяснили, каким образом взаимодействуют между собой досуг и рекреация, а также досуг и туризм.

От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.

В подходах к пониманию сущности досуга до сих пор нет полного единства, и одновременно существует три позиции:

1) деление временного отрезка на рабочее и внерабочее время, где «досуг» и «внерабочее» рассматриваются как одно и то же;

2) отождествление понятий «досуг» и «свободное время»,

3) досуг – часть свободного времени, отдых и развлечения не связанные с развитием личности

Сегодня в энциклопедиях и справочниках «досуг» и «свободное время» между собой уравнивают.

В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даль дает характеристику человеку в условиях досуга как «досужий» – умеющий, способный к делу, ловкий, искусный. До начала XX века понятие «досуг» означало достижение, способность, возможность человека проявить себя в свободное время от работы время.1

Советский энциклопедический словарь дает такое определение: «Досуг – часть внерабочего времени, остающегося у человека за вычетом непреложных, необходимых затрат. В структуре свободного времени выделяют активную творческую деятельность; учебу, самообразование; культурное потребление; спорт и прочее; любительские занятия, игры с детьми; общение с другими людьми»2.

А теперь отдельно рассмотрим понятия «отдых» и «рекреация».   Выясним, что между ними общего, а в чем особенности каждого.

Некоторыми исследователями рекреация определяется как массив времени, в ходе которого происходит восстановление производительных сил человека, либо как деятельность, направленная на это восстановление. Альтернативную точку зрения представляет подход, когда рекреация рассматривается как функция всякой деятельности, всякого времени и всякой территории. Следовательно, о чем уже было неоднократно сказано выше, с понятием рекреации непосредственно связано понятие «отдых».

 

 

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1983. – С.30-31

      2. Советский энциклопедический словарь. – М. 1970. – С.29

Отдых - любая человеческая деятельность, которая не направлена на удовлетворение физиологических потребностей (путешествия, хобби, собирательство, рыбная ловля, охота и т. д.).

По мнению Т.В. Николаенко, отдых (рекреация) - любая деятельность или бездеятельность, направленная на восстановление сил человека, которая может осуществляться как на территории постоянного проживания человека, так и за ее пределами.             

В советской литературе понятия рекреации и отдыха различались, и основное их отличие заключалось в том, что рекреация - это часть свободного времени, связанная с восстановлением сил человека на специализированных территориях, в основном, за пределами основного места его проживания. Чтобы отдых стал рекреацией, нужно покинуть пределы своего непосредственного места проживания и переместиться в некое специализированное место, ориентированное именно на восстановление сил.

Сейчас наиболее уместным будет дать определение понятию «рекреация», которое широко применялось в литературе, изданной 15-20 лет назад. Авторами этого определения являются ученые Московского государственного университета Н.С. Мироненко и И.Т. Твердохлебов (1981).

Согласно их точке зрения, рекреация есть совокупность явлений и отношений, возникающих в процессе использования свободного времени для оздоровительной, познавательной, спортивной и культурно-развлекательной деятельности людей на специализированных территориях, находящихся вне населенного пункта, являющегося местом их постоянного проживания. Эти же авторы предлагают свое определение понятию «отдых», под которым понимается любая человеческая деятельность (или бездеятельность - авт.), которая не направлена на удовлетворение насущных нужд (Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов).              

Человек весьма избирателен в характере своей деятельности в свободное время и в зависимости от собственных интересов и существующих возможностей выбирает тот или иной вид отдыха по его содержанию. Следуя данной точке зрения можно выделить следующие виды деятельности человека во время отдыха:

1) деятельность, связанная с определенной физической нагрузкой (занятия физической культурой, прогулки, туризм и альпинизм);

2) любительские занятия - охота, рыбная ловля, сбор грибов и ягод и др.;

3) приобщение к миру искусства, а также творчество в сфере искусства;

4) интеллектуальная деятельность (чтение, самообразование);

Информация о работе Досуг, рекреация, отдых и туризм. Пространство взаимодействия