Досуг, рекреация, отдых и туризм. Пространство взаимодействия

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:31, курсовая работа

Описание работы

Многие исследователи понимают под досугом время, свободное от оплаченного труда и неотложных обязанностей, то есть уход за собой и окружающими. Именно свободное время становится той сферой, где происходит общение человека с искусством, живописью, кино, литературой. Занятия спортом, в драмкружках, посещение выставок, театров, музеев, встречи с интересными личностями – все это наш досуг.

Содержание

Введение 4
1. Понятие досуга 6
1.1. Разграничение понятий «досуг», «рекреация», «отдых», «туризм» 6
2.2. Досуг в современном обществе 12
2. Досуговое предпочтение молодежи Саратова 17
2.1. Методологические особенности исследования проведения досуга молодежью Саратова 17
2.2. Рекомендации по совершенствованию организации досуга молодежи Саратова 18
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА.doc

— 152.50 Кб (Скачать)

5) общение по интересу и свободному выбору;

6) развлечения, носящие либо активный, либо пассивный характер (игры, танцы, зрелища);

7) путешествия и экскурсии ради удовольствия.

В современных условиях такое разграничение понятий утратило смысл. Термины "отдых" и "рекреация" Т.В. Николаенко рассматривает как синонимы: по сути, это несколько различные обозначения одного и того же явления.

Рекреация относится к такому избирательному виду деятельности, который становится необходимым условием нормальной человеческой жизни, средством компенсации напряжения, восстановления работоспособности и условием продолжения самого производства. Основная ее задача - восстановление и развитие физических и психических сил каждого члена общества, всестороннее развитие его духовного мира. При этом высшей потребностью, которая должна удовлетворяться в первую очередь, является развитие духовного мира человека, его творческих способностей (Н.С. Мироненко, И.Т. Твердохлебов, 1981).

Итак, мы выяснили, что понятия «досуг», «рекреация», «отдых» и «туризм» тесно взаимосвязаны друг с другом, а рекреация и отдых – это синонимы. Можно сделать вывод, что рекреация (отдых) и туризм являются составляющими досуга.


Досуг в современном обществе

Под досугом современного человека подразумевается время, которое свободно от необходимого труда в сфере общественного производства, а также от воспроизводства человеком своих жизненных функций в рамках домашнего хозяйства и социальных отношений.1

Когда люди говорят о досуге, чаще всего они имеют в виду свободное от работы время. Однако ученые – исследователи и менеджеры, работающие в области организации досуга населения, не отождествляют эти явления, хотя они тесно связаны между собой.

Для определения свободного времени отдельного человека из его суточного бюджета времени следует вычесть время, которое он затрачивает:

· на производственно - трудовые функции, включая дорогу к месту работы и обратно;

· физиологический отдых (ночной сон);

· оздоровительные и санитарно – гигиенические нужды;

· покупку продуктов, их приготовление, прием пищи;

· приобретение необходимых вещей, товаров повседневного спроса и длительного пользования;

· воспитание малолетних детей, неотложную помощь близким людям.

Доля суток, которая остается в распоряжении человека после указанных вычислений, может быть определена как его досуг, или «чистое» свободное время в течение дневного бодрствования. Именно этой частью времени человек может распорядиться по своему усмотрению.

В будний день доля свободного времени у работающего человека – относительно небольшая величина, один – три часа, а в некоторых случаях – несколько минут. Это время человек может увеличивать или сокращать за счет некоторых видов индивидуальной активности.

 

 

1. Аванесова Г.А. Культурно – досуговая деятельность: Теория и практика организации: Учебное пособие для студентов вузов/Г.А.Аванесова. – М.: Аспект Пресс, 2006.-236с.

Таким образом, человек в состоянии варьировать – увеличивать или уменьшать свое свободное время, затрачивая его на занятия, не связанные с досугом. Однако эти его возможности не безграничны. Если труд на производстве или многочисленные заботы по хозяйству выходят за рациональные рамки, то человек резко ограничивает свое свободное время, что может вызвать стресс из-за переутомления. А люди, проводящие свободное время дома в пассивном бездействии, сдерживают свое развитие, их существование приобретает однообразный характер.

Сравнительно небольшой объем досуга в суточном ритме характерен, как правило, для представителей делового мира, у которых рабочее время не нормировано, а так же для женщин, занятых на производстве и одновременно воспитывающих малолетних детей или имеющих большую семью. Кроме того, у многих категорий работников свободное время не четко выражено, например, у тех, кто временно не занят на общественном производстве, находясь в поисках работы, а также у тех, кто трудится нестабильно или выполняет работу по договору на дому. Эти люди располагают возможностью выбирать по своему усмотрению время для занятий, связанных либо с трудовой деятельностью, либо с семейными обязанностями, либо с досугом. Наибольшим объемом свободного времени располагают домохозяйки и чаще всего пенсионеры. У работающих и неработающих людей доля досуга в объеме суточного времени заметно возрастает в выходные дни и в отпускной период. Многие граждане стремятся использовать эти дни преимущественно с рекреационно – досуговой целью, минимизируя повседневные нагрузки и домашние дела. В современных условиях свободное время является настоящей ценностью. Ценность – это повседневный ориентир, с помощью которого человек сообразует свои мысли и действия с социальной действительностью. Это то, что побуждает его и чем он руководствуется в своей жизнедеятельности. Естественно, что ценностные ориентации существуют у человека и по отношению к свободному времени.

Идеология демократических обществ в области свободного времени базируется на фундаментальном праве человека – распоряжаться своей свободой и осуществлять свою жизнедеятельность исходя из личных потребностей и интересов. В связи с тем, что обществу небезразлично, как и на что человек расходует свое свободное время, оно, с одной стороны, формирует ценностные ориентации, с другой – создает инфраструктуру его организации и проведения.

Свободное время относится к центральным ценностям человека, поэтому особое место занимает вопрос о ценностной ориентации досуга. При этом сегодня необходимо учитывать прогрессирующую динамику производства, экологическую опасность существования и жизнедеятельности, влияние новых средств массовой информации, растущее количество возможностей организации свободного времени. Все это сопровождается значительным изменением жизненных ценностей, которое характеризуется стремлением к оригинальности, проявлением индивидуальности, устремленностью к самодеятельным решениям на основе собственной компетентности.

В нашем случае интерес представляет культурный досуг, который можно рассматривать как творческий процесс: свободный выбор культурных занятий, художественное творчество, приобщение к лучшим образцам искусства, туризм, самоорганизация досуга и др., т.е. время, которое люди посвящают не деятельности, связанной с профессиональным, образовательным и обязательным развитием, а активному, ориентированному на получение удовольствий и радостных впечатлений времяпрепровождению.

Существует много разнообразных типологий современного досуга. Наиболее значительные из них: деление досуга на деятельный; ежедневный, еженедельный, отпускной, праздничный; домашний и внедомашний; индивидуально организованный и коллективно – организованный.1

 

1. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи.- Екатеринбург 1997.-211с.

 

Под досугом принято понимать время, свободное от профессиональной занятости и домашних обязанностей.

Виды деятельности человека в свободное время можно условно разделить на три группы:

а) просто отдых: игры, развлечения, созерцание и т.д.

б) просвещение: усвоение, потребление культурных ценностей;

в) творчество: техническое, научное, художественное.

Первыми элементарными ценностями досуга являются отдых и движение, служащие восстановлению физических сил и душевного равновесия.

Вторая группа вида деятельности в свободное время – просвещение (в широком смысле слова: приобщение к культуре). Оно включает в себя ознакомление с культурной жизнью страны, ценностями науки, искусства. Читать, слушать музыку, ходить в театр можно и для развлечения. Нужно, чтобы человек слушал музыку не только ради удовольствия, но стремился понять ее особенности, познакомиться с биографией композитора, эпохой, в которую он жил. Эстетическое воспитание играет важную роль в организации свободного времени и, в первую очередь молодежи.1

Одной из определяющих характеристик образа жизни молодежи являются досуговые предпочтения. Самореализация молодежи в сфере досуга свидетельствует как о личностных предпочтениях в способах проведения свободного времени, так и о структуре личности в целом. Иными словами, то, как подросток проводит свободное время, говорит о его склонностях, интересах, деятельностной направленности, отражает уровень его интеллектуального и духовного развития. То, как молодежь реализует себя в досуге, делает ее особой социальной группой. Поскольку жизнь

 

 

1. Республиканская целевая программа “Молодежь Удмуртии” на 2004-2008годы/Государственный Комитет Удмуртской Республики по делам молодежи, С.102

молодежи сконцентрирована вокруг отдыха и именно в нем она проявляет себя наиболее полно, изменения в образе ее жизни лучше всего проявляются и прослеживаются в данной сфере.1

Как видим, понятия «досуг» и «свободное время» взаимозаменяемы. Однако они не идентичны по смыслу. Когда говорят о свободном времени, акцентируется потенциальная возможность вариативно использовать его на что угодно. Человек в этот период может заняться хозяйством, домашними делами. Некоторые люди проводят его неэффективно.

Представление, которое формируется в любой этнонациональной культуре о назначении досуга, более конкретно, и главное, связано с позитивной его оценкой, с пониманием важности его конструктивного содержания. Общество исходит из того, что человек должен использовать это время, прежде всего, на восстановление собственного здоровья и для внутреннего развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Ильинский И.М. Молодежь и молодежная политика. Философия. История. Теория.-М., “Голос”, 2001, 237с.
Досуговое предпочтение студентов Саратова

Методологические особенности исследования проведения досуга молодежью г. Саратова

В целях выяснения предпочтений саратовской студенческой молодежи в выборе досуга нами был проведён опрос на тему «Досуговое предпочтение студентов Саратова».

Было опрошено 100 человек в возрастном интервале от 18 до 23 лет. Все опрошенные являются студентами различных высших и сренеспециальных учебных заведений города Саратова.

В данном исследовании нами была поставлена цель, определить наиболее популярные среди студентов виды проведения досуга, выявить предпочтения в проведении досуга в зависимости от возраста, пола и т.д.

Данное исследование является актуальным, так как в Саратове проживает большое число студентов, которые оказывают влияние на развитие культуры, потребляют услуги, предоставляемые им различными досуговыми предприятиями, участвуют в различных организациях и в различной степени влияют на все сферы жизни.

Гипотеза: более 50% молодежи активно занимаются различными видами спорта или просто ведут активный образ жизни, в компьютерные игры предпочитают играть  молодые люди, а девушки предпочитают прогулки в парке, на свежем воздухе в компании друзей или с любимым человеком. Студенты не считают самообразование досугом, а если кто-то и считает, то мало кто уделяет этому виду досуга много времени. Компьютерные игры наряду с  просмотром телевизионных передач и участием в молодежных организациях популярностью среди студентов не пользуются. В зависимости от возраста активность молодежи снижается.

После проведения опроса были сформированы предложения по улучшению досуга.

Студентам не хватает: творческого развития, спортивных мероприятий, рок-концертов по доступным для молодежи ценам, походов в бассейн, фитнес-клуб. Они хотят больше: массовых акций, internet-кафе, интересных проектов для самореализации, бесплатных занятий спортом, турпоходов, бесплатных кружков, помощи в реализации творческих способностей и публикации своего творчества, интересных экскурсионных поездок, бесплатных походов в кинотеатр. А также просят создать женскую лигу (профессиональную команду) для игры в волейбол.

Гипотеза оправдалась. Большая часть молодежи предпочитает активный отдых. 16% опрошенных в свободное время предпочитают посещать ночные клубы, 16% - посещать театры и кинотеатры, 14 % любят смотреть телевизор, 14% - заниматься самообразованием, а самый низкий процент – 8% имеет увлечение компьютерными играми. Что касается спорта и физических упражнений: 8% - регулярно посещают фитнесс-клуб или спортзал, 28% - занимаются спортом (волейбол, пейнтбол, теннис, армрестлинг, бег, катание на лыжах), 40% - иногда делают пробежки утром или вечером, 12% - совсем не занимаются никаким видом спорта и не ходят в спортзал. Самым популярным видом спорта является волейбол.

На вопрос «Как часто Вы можете заниматься своим любимым делом в течение последнего года?» 46% респондентов ответили: 2-3 раза в неделю, 22% - каждый день, 20% - 1 раз в месяц, 12% - очень редко (нет времени). Такое процентное соотношение говорит о том, что у студентов все-таки достаточно свободного времени для того чтобы разнообразить свою жизнь интересным досугом и иметь хобби, благодаря которому можно реализовывать себя.

Сегодня шопинг – один из популярнейших видов досуга. Студенты, которых мы опросили, на вопрос «Как часто вы занимались шопингом за последний год?» отвечали следующим образом:

4% - каждую неделю;

38% - 2-3 раза в месяц;

58% - 1 раз в месяц и реже.

В музеи наши студенты ходят довольно редко: 32% - 2-3 раза за последний год, 38% - 1 раз, 24% опрошенных совсем не любят музеи, а 6% вообще ни разу не были в музее за последний год. У некоторых респондентов есть желание посетить музей, но нет таких друзей, которые поддержали бы эту идею.

Посещение театров не актуально в среде студентов. 45% респондентов на вопрос «Как часто Вы посещали театр за последний год?» ответили, что были там 1 раз или ни разу, другие 45% - 2-3 раза, и только 10% - достаточно часто: 7 и более раз. Это говорит о том, что молодые люди не хотят приобщаться к культуре. В кинотеатр студенты ходят чаще, но не намного: 30% - 3-8 раз в год, 34% - 1-2 раза в год преимущественно на премьеры,  26% - 1-2 раза в месяц, и только 10% предпочитают смотреть фильмы дома.

Информация о работе Досуг, рекреация, отдых и туризм. Пространство взаимодействия