Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2012 в 19:29, реферат
Дюркгейм Эмиль (1858-1917) - французский социолог и философ; позитивист, последователь Конта, профессор в Сорбонне. Дюркгейм утверждал, что социология должна изучать общество как особую духовную реальность, законы которой отличны от законов индивидуальной психики. Любое общество, по Дюркгейму, основано на общезначимых коллективных представлениях; ученый имеет дело с социальными фактами - коллективными представлениями (право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой. Эти строки - практически половина всей информации об Эмиле Дюркгейме, которую можно было прочесть тогда в философском словаре.
Дюркгейм Эмиль (1858-1917) - французский социолог и философ; позитивист, последователь Конта, профессор в Сорбонне. Дюркгейм утверждал, что социология должна изучать общество как особую духовную реальность, законы которой отличны от законов индивидуальной психики. Любое общество, по Дюркгейму, основано на общезначимых коллективных представлениях; ученый имеет дело с социальными фактами - коллективными представлениями (право, мораль, религия, чувства, привычки и т.д.), которые принудительно навязываются человеческому сознанию общественной средой. Эти строки - практически половина всей информации об Эмиле Дюркгейме, которую можно было прочесть тогда в философском словаре.
Основными работами Э.Дюркгейма являются его книги "О разделении общественного труда", "Правила социологического метода" ("Метод социологии"), "Элементарные формы религиозной жизни".
"Наука" был опубликован
однотомник Дюркгейма, в
Трудно найти сегодня такую отрасль социологии, начиная от общей социологической теории и кончая прикладными исследованиями, в которой бы влияние исследований Дюркгейма так или иначе не ощущалось.
Вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан. И тем не менее идеи Дюркгейма продолжают сохранять актуальность в том смысле, что далеко не все из них и не повсюду стали достоянием не только массового сознания, но и профессионального сознания социальных ученых. Между тем, они могут оказаться очень полезными и сегодня, особенно в обществах, находящихся в переходном состоянии.
Дюркгейм - представитель позитивизма
в социологии. Он претендовал на
то, что его социологическая теория
Родился 15 апреля 1858 года в г. Эпинале на северо-востоке Франции
в небогатой семье потомственного раввина. В детстве будущий автор
социологической теории готовился к религиозному поприщу своих
предков, изучая древнееврейский язык, Тору и Талмуд. Но он довольно рано отказался продолжить семейную традицию. Биографы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это решение оказала его школьная учительница-католичка. Короткое время он испытывает склонность к католицизму мистического толка. Но и католиком Дюркгейм не стал, также, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком. Постоянно подчеркивая важную социальную и нравственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку в частности.
Окончив в 1882 году Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях.
В 1887 году Дюркгейм был назначен преподавателем "социальной науки и педагогики" на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру "социальной науки", по существу, первую самостоятельную кафедру социологии во Франции. С 1898 по 1913 гг. Дюркгейм руководил изданием журнала "Социологический ежегодник". Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.
С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру "науки о воспитании и социологии". Многие его научные работы родились из лекционных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользовались большим успехом. Они отличались строго научным ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.
Профессиональная деятельность занимала
главное место в жизни
Вместе с тем, Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной социальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился примирить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.
Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой положил Декарт. "Правила социологического метода", "манифест" Дюркгеймовской социологии удивительным образом перекликаются с "Рассуждением о методе" Декарта. Эти труды объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю
постичь истину независимо от общепринятых мнений и общественных
предрассудков всякого рода.
Несмотря на то, что Дюркгейм в своих исследованиях критиковал ряд положений социологии Конта, он признавал за ним титул "отца" социологии и подчеркивал преемственную связь своих и идей Конта, хотя не склонен был принимать его наследие целиком. Он отвергал знаменитый закон трех стадий интеллектуальной и социальной эволюции (теологической, метафизической и позитивной), который Конт считал главным своим достижением. В противовес своему предшественнику, провозгласившему отказ от причинности в научном объяснении и замену вопроса "почему" вопросом "как", Дюркгейм упорно искал причины социальных явлений. В отличие от Конта он стремился сочетать теоретический анализ с эмпирическим.
Для обозначения основополагающих принципов теории Дюркгейма и его способа обоснования социологии в литературе используется термин "социологизм". Изложим главные принципы социологии Дюркгейма, вокруг которых объединилась Французская социологическая школа. При изложении главных принципов его социологии необходимо различать в нем два аспекта: онтологический и методологический. Онтологическая сторона "социологизма", т.е. концепция социальной реальности, состоит из следующих базовых постулатов:
1. социальная реальность включена в универсальный природный порядок, она столь же устойчива, основательна и "реальна", как и другие виды реальности, а потому, подобно последним, развивается в соответствии с определенными законами;
2. общество - это реальность особого рода, не сводимая к другим ее видам.
Речь идет об автономии социальной реальности по отношению к индивидуальной, т.е. биопсихической реальности, воплощенной в индивидах. Эта идея "красной нитью" проходит через все научное творчество Дюркгейма.
Человек для него - это двойственная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и борются две сущности: социальная и индивидуальная. Противопоставление этих двух начал человеческой природы выступает у Дюркгейма в разнообразных формах, в частности, в следующих дихотомиях:
1) определяемое социально и
2) факторы, специфичные для отдельных обществ и выделяемые или постулирующие характеристики человеческой природы;
3) факторы, общие для данного
общества или группы и
4) сознание и поведение
5) социально предписанные
6) факторы,
исходящие "извне" индивида
и возникшие внутри его
7) мысли и действия, направленные на социальные объекты, и те, что являются сугубо личными и частными;
8) альтруистическое и эгоцентрическое поведение. Онтологическая сторона "социологизма" не сводится к признанию основательности и автономии социальной реальности.
Таковы основные принципы "социологизма", посредством которых Дюркгейм обосновывал необходимость и возможность социологии как самостоятельной науки.
Предмет социологии, согласно Дюркгейму, - социальные факты, которые, как уже отмечалось, характеризуются двумя основными признаками: они существуют вне индивида и оказывают на него принудительное воздействие. Впоследствии он дополнил это истолкование предмета еще одним, определив социологию как науку об институтах, их возникновении и функционировании.
Конечно, в такой небольшой по объему работе, как эта, невозможно сколь-нибудь подробно коснуться каждой книги Дюркгейма, можно лишь констатировать: вклад Дюркгейма в становление и развитие социологического знания общепризнан.
Можно согласиться, что концепции французского социолога во многом ошибочны: ведь у классиков в отличие от простых смертных, и заблуждения бывают выдающимися. Тем не менее, теория Дюркгейма разрабатывалась не только для Франции конца XIX - начала ХХ вв. и применима не только к ней. Ведь между обществом и эпохами, кроме различий, существуют и сходства.
Какие же из
основных тем и принципов
1. Общество. Даже такая, казалось бы, сверхбанальная категория, как "общество", сегодня нуждается в новом обосновании и возрождении и актуальна не менее, чем во времена Дюркгейма.
Ведь на протяжении многих лет в социальной псевдонауке от имени марксизма, основным субъектом исторического процесса провозглашалось не общество, а классы. Само же общество трактовалось в социал-дарвинистском духе как арена беспощадной классовой борьбы, так что общество как целостная система выступало как своего рода фикция.
В настоящее
время в некоторых
толкуется как превращенная форма "игры кровей", борьбы рас и этносов.
Таким образом очевидно, что идее общества как совокупности всех индивидов и групп, объединенных многообразными социальными, экономическими, культурными связями, общими традициями, целями и ценностями, еще предстоит занять свое место и в сознании социальных ученых, и в общественном мнении.
2. Социальная солидарность. Это основная тема всей социологии Дюркгейма.
Солидарность для Дюркгейма - синоним общественного состояния. Он был убежден, что люди, в конечном счете, объединяются в общество не ради индивидуальной и групповой вражды, а вследствие глубокой и взаимной потребности друг в друге.
Известно, что разделение труда ведет к формированию социальных групп со своими особыми, нередко конфликтующими интересами. Это убедительно доказал еще Маркс.
Осуществление принципа социальной солидарности может успешно противостоять теперь пагубным проявлениям индивидуального, группового, национального эгоизма. При этом необходима такая солидарность, которая основана на различиях, на взаимодополнительности и взаимообмене. Выражаясь дюркгеймовским языком, насильственная и искусственная "механическая" солидарность должна уступить место естественной и добровольной "органической" солидарности.
Современное общество безнадежно деградирует, когда разделение труда в нем основано на протекционизме, родственных связях, привилегиях, происхождении и прочих формах противоестественного социального отбора. Общество может процветать только при условии естественного социального отбора, основанного на свободном сорев-
новании трудовых достижений, умов, талантов, нравственных достоинств в равных деловых и соответственно вознаграждемых. Существенное условие социальной эффективности и успешного функционирования разделения труда, всех форм иморализма - безусловное признание всеми членами общества определенного минимума объединяющих общих ценностей, образующих то, что Дюркгейм называл "коллективным сознанием". Придумывать их не нужно, их необходимо лишь коллективно отобрать из ценностей, уже функционирующих в общественном мнении, и из социокультурных традиций. Они зафиксированы во "Всеобщей декларации прав человека".
3. Мораль. "В
истолковании Дюркгейма мораль
неотделима от социальной
порождает солидарность, он одновременно доказывал, что оно выполняет и нравственную функцию. Последняя неоконченная работа французского социолога была посвящена проблемам этики.
В течение длительного времени и в науке, и в массовом сознании в нашей стране доминировало представление о том, что практической, реальной силой в истории являются только экономика и политика. Нравственность же считалась чем-то из области высших сфер сознания, не затрагивающих общественного бытия. Между тем, и социальная наука, и социальный опыт свидетельствуют о том, что любые экономические и политические институты базируются на определенных нравственных основаниях. Чтобы преобразовать эти институты, требуется изменить основания, восстановить их и опереться на
1. Жизненный путь ученого
Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии
как науки, как профессии и
предмета преподавания. Он родился 15 апреля
1858 г. в г Эпинале на северо-востоке
Франции, в небогатой семье