Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 08:49, контрольная работа
Женщины — особая социально-демографическая группа. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., они составляют более 53,4% всего населения РФ. Их жизнедеятельность отличается конкретными социальными функциями, включая все сферы отношений в обществе.
1. Введение………………………………………………………………………………3
2. Женщины как социальная общность………………………………………….4
3. Положение женщины в современном российском обществе…………..6
4. Основные сферы социальной дискриминации женщин………………..8
5. Основные задачи и формы социальной поддержки женщин…………..9
6. Методы социальной защиты женщин и проблема их эффективности в современном обществе…………………………………………………………...15
7. Заключение………………………………………………………………………….21
8. Список использованной литературы…………………………………………22
Тендерная асимметрия, естественно, обусловлена отчасти негативным восприятием большинством мужчин активного участия женщин во всех сферах жизни. Именно мужчины пользуются в обществе значительными привилегиями. Однако существует и иная точка зрения.
Ведущий научный сотрудник Института США и Канады РАН, доктор политических наук Н.А. Шведова считает, что было бы неверным обвинять всех мужчин в том, что в обществе существует дискриминация в отношении женщин. «Неравенство и угнетение напрасно вменять в вину каждому мужчине, среди которых есть разные личности».
Такая оценка, по мнению автора, объясняется тем, что мужчины — и жертвы, и заложники той власти и форм ее применения, историческое становление большинства которых шло в соответствии с требованиями эволюции «силовой» цивилизации.
В то же время Н.А. Шведова ссылается на то, что все общественно-политические институты и структуры создавались на протяжении веков мужчинами. Они формировали стереотип мышления, который и сказался на социальном статусе женщин.
Следовательно, для установления тендерного равенства, а также реализации женщинами равных с мужчинами прав и возможностей необходимо представительство женщин во всех органах, принимающих политические решения. Это обеспечило бы выдвижение законодательных инициатив, близких их интересам. Проблема состоит в том, чтобы современное общество создало равные условия для развития мужчин и женщин. Равноправие не есть одинаковость прав, но есть их социальное равенство.
Взаимное внимание и поддержка способствовали бы, как справедливо замечает американская писательница Ш.П. Гилман, честному соревнованию полов, что развивает лучшие качества мужчин.
Таким
образом, женщина в силу биологической
и социальной программ наследственности
несет большую нагрузку по воспитанию
детей и ведению домашнего хозяйства,
то общество должно расширить ее возможности
в социальном и профессиональном аспектах,
формировать более благоприятные условия
для ее развития. В этом случае можно говорить
об обеспечении равенства прав.
Основные
сферы социальной дискриминации женщин
Социальная дискриминация женщин (от латинского слова - discriminatio - различие) означает ограничение или лишение прав по признаку пола (или гендерному признаку) во всех сферах жизни общества: трудовой, социально-экономической, политической, духовной, семейно-бытовой. Социальная дискриминация ведет к снижению социального статуса женщины и является одной из форм насилия над ее личностью, и, следовательно, угрозой для ее безопасности
Какие основные проявления социальной дискриминации испытывают женщины
Приватизация государственного сектора экономики отрицательно сказалась на положении работающих женщин. И в условиях перехода к рынку именно государственные предприятия остаются для них основными работодателями. Условия занятости, оплаты женского труда здесь лучше (естественно, если предприятие работает) . Разрыв между заработками мужчин и женщин в государственном секторе меньше, чем в частном.
В среднем
зарплата российских тружениц в наши
дни остается по народному хозяйству
более чем на треть ниже, чем
у мужчин. Объяснение - гендерная
сегрегация в сфере труда, которая
проявляется в различных
Кроме того, большинство женщин работает в дефицитных и кризисных отраслях материального производства, на должностях, не требующих высокой квалификации в бюджетной сфере. По оценкам специалистов, низкая оплата труда женщин объясняется сильным отставанием ставки I разряда Единой тарифной сетки, а она, как известно, определяет всю цепочку системы заработной платы.
В российском трудовом законодательстве сохраняются положения, создающие предпосылки для дискриминации: запрет на работу в ночное время и на некоторые виды работ; ограничение рабочего времени (в частности командировок, сверхурочных) . По официальным данным, примерно треть руководителей предприятий различных форм собственности признают, что предпочитают при приеме на работу мужчин, а не женщин.
Очевидно, что необходимо трансформировать запретительный характер российского трудового законодательства в рекомендательный, дающий женщине право самостоятельно принимать решения: где, в каком режиме, на каких видах работ быть занятой. Все эти вопросы должна решать сама женщина. Законодательные ограничения полезно сохранить только в вопросах деторождения, кормления грудных детей и, возможно, наличия в семье детей-инвалидов.
Налицо парадокс: несмотря на запреты и ограничения в неблагоприятных условиях на производстве работает 3.5 миллиона россиянок, а 285 тысяч - даже в особо тяжелых и вредных условиях. Выход не в “принудительном гуманизме”, а в осуществлении предусмотренного 37 статьей Конституции права “свободно распоряжаться своими способностями к труду”.
Формы
социальной дискриминации женщин в
сфере труда имеют свои особенности.
Первая из них состоит в том, что в производственную
сферу вовлечена не вся женская общность,
а ее трудоспособная (по возрасту) часть,
т.е. от 16 до 54 лет включительно. В России
это женское население составляет примерно
40 млн. человек и является относительно
стабильным. Стабильность - благоприятный
фактор для рынка труда в условиях снижения
спроса на женскую рабочую силу. Причем,
уровень занятости женщин в трудоспособном
возрасте составляет 75.5%. Их средний возраст
- 39.4 года (мужчин - 39.7 лет) . Пятая часть
- это молодые женщины до 30 лет, а 10% - женщины
пенсионного возраста. [13] Вторая особенность
социальной дискриминации женщин в производственной
сфере состоит в том, что в частном секторе
она имеет выраженный авторитарный характер,
ставит работницу в большую зависимость
от работодателя - мужчины, чем на государственных
предприятиях. Более того, уровень социальной
и правовой защищенности женщин от дискриминации
в частном секторе намного ниже, чем на
предприятиях государственных или полугосударственных.
В частной фирме нередко отсутствуют или
бездействуют профсоюзы. Существует более
жесткая зависимость работницы от произвола
начальника, безнаказанно нарушается
трудовое законодательство. Можно сказать,
что именно в частном секторе положение
женщин во многом определяется “сексуальным
неравенством” . В этой сфере часто действует
культ силы и авторитета мужчины как духовной
основы его власти.
Основные
задачи и формы
социальной поддержки
женщин
Неотъемлемым элементом социальной политики любого государства является забота о соблюдении прав человека. Е.А. Лукашева отмечает, что на территории России действуют российский и международный механизмы защиты социально-экономических прав женщин. Их обязаны реализовывать государственные органы и иные структуры по защите прав человека в экономической и социальной сферах.Конституция РФ (ст. ст.18,19 и др.), говорит о том, что Государство гарантирует гражданам отсутствие любой дискриминации, в том числе и по признаку пола. Мужчины и женщины имеют равные права и равные возможности для их реализации. Однако Е.А. Лукашева [14] утверждает, что нельзя говорить о выполнении данных положений, несмотря на то, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью правовой системы России.Конвенция ООН 1979 г. “О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин”, ратифицированная СССР в 1980 г., - основной международный документ, устанавливающий стандарты в области защиты индивидуальных и коллективных прав женщин, однако, с ним до сих пор мало кто знаком, а тем более - мало кто с ним работает непосредственно в судах. По инициативе ряда женских НПО, в том числе Движения женщин России, Государственной Думой РФ,20 ноября 1997 г, была утверждена " Концепция законотворческой деятельности по обеспечению равных прав и равных возможностей мужчин и женщин", которая даёт анализ состояния с правами женщин в России и содержит перечень законов, которые необходимо принять для выравнивания правового статуса лиц обоего пола.
Л.Д. Бойченко считает, что в настоящее время уровень развития женского движения крайне низок. В качестве позитивных сдвигов можно отметить развитие феминологии, появление среди женщин политических лидеров, возможность независимой оценки истинного положения женщин, привлечение внимания науки, общественности, средств массовой информации к женскому вопросу. Общая цель женского движения сегодня - борьба с явной и скрытой формой дискриминации.
В своих исследованиях Л.Д. Бойченко выделяет следующее: 4 марта 1993 г. был принят Указ Президента РФ "О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин", в котором главным признано обеспечение женщинам реального участия в деятельности государственных органов и общественных организаций. Для этого признано необходимым сохранить временную меру правового характера - наличие квот (условно 30% представительства лиц обоего пола в законодательных органах всех уровней Федерации и ее субъектов). Обязательным является также квотирование по половому признаку списков кандидатов в депутаты, выдвигаемых политическими партиями и предвыборными блоками, а также включение норм об установке квот на занятие руководящих должностей лицами обоего пола в органах государственного управления в Закон о государственной службе.
С.В. Поленина констатирует, что в России правовые нормы, касающиеся охраны здоровья женщин-матерей, преимущества по воспитанию детей представлены в Кодексе законов о труде Российской Федерации (КЗОТ РФ):
С.В. Поленина также отмечает закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", который предоставляет дополнительные гарантии занятости многодетным родителям с несовершеннолетними детьми, женщинам, воспитывающим детей дошкольного возраста, детей-инвалидов, нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (дополнительные рабочие места, организация по обучению специальным программам и т.д. - ст.13).
Постановление
Министерства труда о занятости
населения Российской Федерации. "Временное
положение о порядке
Е.А. Лукашева отмечает, что женщины в нашей стране имеют право на льготы в связи с беременностью, родами, кормлением ребенка и это не только "декретный отпуск", но и права женщины в вопросах планирования семьи, обусловленные необходимостью ухода за детьми и их воспитания.
Е.А. Лукашева приходит к выводу, что женщины имеют право на искусственное оплодотворение, искусственное прерывание нежелательной беременности и даже на медицинскую стерилизацию, что урегулировано в Основах законодательства РФ об охране здоровья граждан. Искусственное оплодотворение замужней женщины и имплантация ей эмбриона возможна при наличии письменного согласия обоих супругов, т.е. рожденный ребенок будет считаться их общим (ст.35). Каждая женщина имеет право самостоятельно решать вопрос о материнстве (ст.36).
Вопрос о насилии над женщинами был рассмотрен на Всемирной конференции по правам человека в июне 1993 г., затем в декларации Генеральной Ассамблеи ООН в декабре 1993 г. "Об искоренении насилия в отношении женщин", которая призывает все страны бороться с этим явлением. В нашей стране это учтено уголовным правом (например, при притязании начальника по службе).Е.И. Козлова говорит о том, что предусмотрена уголовная ответственность за такие преступления, как содержание притонов и сводничество, принуждение к занятию проституцией. Должны быть разработаны и приняты новые акты уголовного и административного законодательства об искоренении насилия над женщинами и детьми в семье.