Дискриминация женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2012 в 14:21, реферат

Описание работы

Трудности настолько распространены, что выделить худшие для женщин места в мире представляется затруднительным. В некоторых исследованиях их проблемы оцениваются качеством жизни, в других — показателями здоровья. Группы по защите прав человека указывают на страны, где имеют место столь грубые нарушения прав человека, что даже убийство считается в порядке вещей.
Грамотность является одним из лучших показателей статуса женщины в стране. Но, по словам участницы канадского отделения кампании за права женщин «Международная амнистия» Cheryl Hotchkiss, одного лишь строительства школ недостаточно, чтобы решить проблему равного образования.

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3 стр.
Понятие дискриминации…………………………………………..……… 4 стр.
История дискриминации женщин……………………………………….... 5 стр.
Социальная дискриминация женщин…………………………….…...….. 7 стр.
10 худших стран………………………………………………………….. 10 стр.
Заключение………………………………………………………………...12с тр.
Список литературы…………………………………………………..….. 13 стр.

Работа содержит 1 файл

реферат дискриминация.doc

— 110.00 Кб (Скачать)


АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТРОСОЮЗА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ КООПЕРАЦИИ»

Сыктывкарский филиал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

 

 

по дисциплине: Социология

на тему: Дискриминация женщин

 

 

 

 

 

 

Работу выполнила студентка 1 курса

Специальность «Торговое дело»

ЗТДБп-11-11

Чекмарева Дарья Александровна

 

Преподаватель:

к.э.н., доцент Бойков В. К.

 

 

 

 

 

 

 

 

Сыктывкар 2012

Содержание

Введение……………………………………………………………………. 3 стр.

Понятие дискриминации…………………………………………..……… 4 стр.

История дискриминации женщин……………………………………….... 5 стр.

Социальная дискриминация женщин…………………………….…...….. 7 стр.

10 худших стран………………………………………………………….. 10 стр.

Заключение………………………………………………………………...12с тр.

Список литературы…………………………………………………..….. 13 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

   Несмотря на ощутимый прогресс по всему земному шару, коренные проблемы дискриминации женщин, существовавшие на протяжении столетий, остаются.

    Образ женщины 21 века — уверенная, успешная, сияющая красотой и здоровьем. Но для многих из 3,3 миллиардов представительниц прекрасного пола, населяющих нашу планету, блага века кибернетики так и остаются недоступными. Они продолжают испытывать вековое насилие, угнетение, изоляцию, насильственную безграмотность и дискриминацию.

    «Это происходит повсеместно», — утверждает Taina Bien-Aime, исполнительной директор Нью-Йоркской организации «Теперь равны» (Equality Now). «Нет ни одной страны, где женщина могла бы чувствовать себя в абсолютной безопасности».

    Несмотря на ощутимый прогресс в отношении прав женщин по всему земному шару — усовершенствованные законы, участие в политике, образование и доход — коренные проблемы унижения женщин, существовавшие на протяжении столетий, остаются. Даже в богатых странах существуют очаги частной боли, когда женщина незащищена, и подвергается нападениям.

     В некоторых странах — как правило, в самых бедных и охваченных конфликтами, уровень насилия достигает такой степени, что жизнь женщин становится просто невыносимой. Богатые люди могут обременять их репрессивными законами или заметать проблемы наименее защищенного слоя населения под ковер. В любой стране женщина-беженец принадлежит к числу наиболее уязвимого населения.

    Трудности настолько распространены, что выделить худшие для женщин места в мире представляется затруднительным. В некоторых исследованиях их проблемы оцениваются качеством жизни, в других — показателями здоровья. Группы по защите прав человека указывают на страны, где имеют место столь грубые нарушения прав человека, что даже убийство считается в порядке вещей.

    Грамотность является одним из лучших показателей статуса женщины в стране. Но, по словам участницы канадского отделения кампании за права женщин «Международная амнистия» Cheryl Hotchkiss, одного лишь строительства школ недостаточно, чтобы решить проблему равного образования.

    Здоровье — еще один ключевой показатель. Сюда также относится забота о беременных женщинах, которых иногда заставляют вступать в ранние губительные браки и вынашивать детей, а также заражают СПИДом/ВИЧ. Но опять же, статистика не в состоянии отразить всю картину целиком.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие дискриминации.

 

   Дискриминация (лат. Discriminatio — различение) — неоправданное различие в правах и обязанностях человека по определённому признаку.

   Дискриминация может быть определена как любая форма подчинения или негативного отношения к отдельным лицам или группам, основанная на характеристиках, которые не являются приемлемыми и подходящими основаниями в условиях, в которых они имеют место. Дискриминация означает любое различие, исключение или предпочтение, которое отрицает или умаляет равное осуществление прав. Положения о защите прав человека основывается на принципе отрицания дискриминации.

   В международных конвенциях по правам человека предусматривается, что страна, их ратифицировавшая, обязана уважать и обеспечить всем людям, находящимся на ее территории и в пределах ее юрисдикции, права человека без каких-либо различий, таких как раса, цвет кожи, пол, язык, религия, политические или иные взгляды, национальное или социальное происхождение, собственность, рождение или другой статус.

   Дискриминацией называется лишение отдельных лиц, групп или целых сообществ равных социальных, политических или экономических прав; преследование по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения или других социальных факторов. В международных отношениях понятие дискриминации также охватывает отношение к государству (или группе государств) как менее полноценному по сравнению с другими государствами, посягательство на его права, угрожающее общепризнанным обычаям и принципам международного права. Устав Организации Объединенных Наций исключает расовую, политическую, религиозную и другие виды дискриминации в международных отношениях (ст. 55, 62 и 73). В 1948 году Всеобщая декларация прав человека запретила все формы расовой и другой дискриминации.

   Дискриминация означает действие, совершаемое против других людей на основании их принадлежности к определенной группе, в частности, отказ предоставить членам другой группы возможности, которые могли бы быть предоставлены членам, которые принадлежат своей группе. Акты дискриминации могут происходить открыто или тайно, они могут получить широкое распространение, совершаться отдельными лицами или анонимными группами, они могут быть спорадическими или систематическими, незначительными (например, в шутках) или серьезными, наносящий психический, материальный или физический вред жертвам. В обыденной речи термины "предрассудок" и "дискриминация" часто взаимозаменяемы. Предрассудком считается предвзятое отношение к членам другой группы.

    Дискриминация имеет две основные формы: дискриминация де юре (или правовая), закрепленная в законах, и de facto (или неофициальная), укоренившаяся в социальных обычаях. Дискриминация de facto имеет место в ситуациях, когда доминирующая группа пользуется преимуществами по отношению к меньшинству. В отличие от дискриминации де юре, которая может быть уничтожена путем изменения законов, дискриминацию de facto искоренить не просто. Дискриминация de facto обычно существует долгое время, т.к. она прочно коренится в обычаях или институтах общества. Дискриминация этнических групп является основным источником политических конфликтов и сецессии (выхода из состава государства).

 

 

 

 

 

 

 

 

История дискриминации женщин.

 

Истоки социальной дискриминации женщин следует искать в глубокой древности. Уже тогда ученые и политики прикрывали неравноправное положение женщины в обществе, ее угнетение и эксплуатацию спорами о том, является ли женщина человеком и имеет ли она душу. Взгляд на женщину как на неполноценное существо нашел свое отражение в теологических и философских трудах древнего мира. В наши дни многие государственные и общественные деятели, ученые и в их числе социологи выступают против самого понятия “социальная дискриминация женщины”. Его подменяют призывами к борьбе за их равноправие с мужчинами. Но это не одно и то же. Необходимой прелюдией к равноправию полов является преодолевание всех форм ущемления прав и интересов женщин, особенно в сфере труда. Сам термин “социальная дискриминация женщин и девочек” сейчас общепризнан.

В течение длительных исторических периодов одним из оснований формирования гендерных ролей выступало разделение труда по признаку пола (критерий - биологическая способность женщин к деторождению). В современном мире роли несколько сместились, но тем не менее традиционная гендерная идеология и традиционные гендерные роли сохраняются: от женщин по-прежнему требуется концентрация в частной (домашней) сфере, а от мужчин - преуспевание в общественной (трудовой).

Поиски социального равенства мужчин и женщин шли через отвоевывание прав - «на труд рядом с мужчинами; на образование (доступ к женскому образованию был открыт в конце 19 века), на участие в выборах (суфражистки в начале 20 века полагали, что это им автоматически откроет пути к власти, руководящим постам)». Каждое отвоеванное право было не только победой, но и поражением, так как фактически, приобретая права, женщина приобретала дополнительные обязанности, не меняя ее второстепенного положения в обществе. Представление о том, что забота женщины - дом, семья, дети, достаточно долго владела умами наших предков, это стало нормой общественной жизни, параллельно этому укреплялось сознание того, что представительницы "слабого пола" не могут и не должны материально обеспечивать себя и свои семьи. Женщины были достаточно загружены домашними делами и у них не было потребности в занятости вне дома. «Существовавшая в то время экономическая система могла позволить своим гражданам осуществлять традиционную иерархию в семье (мужчина - добытчик, женщина - хранительница очага)»

В патриархальном российском обществе в женщине общественными институтами развивали те способности, которые позволяли ей успешно справляться с кругом домашних дел (способность к коммуникации, регулирование отношений между членами семьи и обслуживающим их персоналом, обслуживание семьи в пище, одежде, жилище, воспитание детей и контроль за их помыслами и поступками, поддержание стабильности в сознании и поведении подрастающего поколения). Эти устои поддерживались вплоть до 19 века, они во многом определили дальнейшее развитие женской ориентации в последующие годы.

Следующая стадия исторического развития расширила мир женщины. В ее орбиту вошла работа вне семьи. Содержание деятельности не особенно отличалось от домашней работы, но форма деятельности стала иной - женщина продавала свой труд, получая за это вознаграждение. С одной стороны, женщина получила известную автономию - от мужчин, а с другой - становилась объектом сверхэксплуатации на производстве. Свобода женщины заключалась в том, что к домашним обязанностям женщины добавились обязанности на производстве. Занятость женщины могла рассматриваться как эксплуатация еще и потому, что вознаграждение за труд было мизерным и отличалось от заработков мужчин. В советский период нашей истории была достигнута практически всеобщая занятость женщин (92% от общего количества трудоспособного женского населения страны были заняты либо работой, либо учебой). Но всеобщая занятость женщин создавала лишь иллюзию их равенства с мужчинами. Это становиться очевидным, если учесть, что в советский период - время повсеместного и жесткого контроля - все же начали создаваться первые феминистические организации. Известная писательница и драматург Мария Арбатова в интервью журналу «Правозащитник» говорит о том, что «в 70-е годы было одно феминистское движение в Ленинграде - "Мария", и трех его женщин-руководительниц выслали мгновенно на Запад. С ними поступили жестче, чем с диссидентами…Это была первая феминистическая организация» (4) Следовательно, ни о каком равенстве не могло быть и речи. Женская рабочая сила концентрировалась в феминизированных отраслях народного хозяйства, где условия труда были хуже, а заработная плата на 1/3 ниже по сравнению с другими отраслями. Миллионы женщин были заняты на вредных производствах и занимались малоквалифицированным не престижным трудом, который также оплачивался невысоко. За одинаковую работу мужчины и женщины получали одинаковую зарплату, одинаковую плату. Однако женский труд ценился гораздо ниже, чем мужской. Считалось, что мужчина должен содержать свою семью и его зарплата должна включать расходы на иждивенцев. Поэтому в феминизированных отраслях оплата труда была ниже по сравнению с мужскими отраслями. При этом незыблемым оставалось правило - «в профессиональной сфере женщины занимали в основном должности исполнительского плана, в сфере преимущественно физического труда - ниши неквалифицированной и мало оплачиваемой занятости». (5)

Сегодня в России сложилась совершенно иная экономическая ситуация, для выживания в которой необходимы условия, такие, как: высокий уровень современных знаний, наличие капитала, управленческие навыки работы, умение считать в свою пользу. Женщины практически не соответствуют данной схеме. Во-первых, социальное положение женщин на старте реформ не позволило им обрести необходимый для соревнования в бизнесе капитал. Во-вторых, положение женщин в управленческой иерархии социалистического производства не способствовало составлению необходимого управленческого опыта. В-третьих, для женщин характерна законопослушность, следствием проявления которой именно женщины-предприниматели стали самыми добросовестными плательщиками налогов, что многих из них привело к банкротству.. Плюс ко всему, проблема социальной дискриминации женщин приобрела особую, исключительную злободневность в связи с распадом социалистического общественного строя, сменой всего социально-экономического уклада и фактической ликвидацией социальных гарантий для семьи, детей, женщин.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная дискриминация женщин.

     В чем состоит особенности социологического подхода к исследованию социальной дискриминации женщин?

Первая особенность. Необходимость анализа степени дискриминации женщин, т. е. масштабов и форм ограничения их прав в любой сфере общественной жизни: прежде всего производственной, но также семейно-бытовой, социальной, политической, духовной. Такой подход позволяет исследовать механизм интеграции женщин во всю систему управления государством, обществом  экономикой.

Вторая особенность. Социологический анализ предполагает использование на определенных стадиях исследования процесса социальной дискриминации женщин психологического подхода. Для социолога необходим анализ общественной психологии как сферы жизнедеятельности общества в целом и женского социума в особенности с позиций больших социальных общностей. Таким образом, можно в наиболее полной мере учесть влияние психологических, эмоциональных факторов на поведение женщин, на их противостояние любым проявлениям неравноправия. Здесь идет речь о социолого-психологическом подходе [6].

Третья особенность. Социальную дискриминацию женщин наиболее целесообразно исследовать в двуедином плане. С одной стороны - это массовидное, социальное явление, охватывающее большую демографическую общность, состоящую из разных социально-профессиональных, возрастных, статусно-должностных групп. С другой - это социальный процесс с последовательной сменой состояния объекта. Под влиянием внешних и внутренних условий, объективных и субъективных факторов процессу присуще устойчивое взаимодействие женского социума с различными социальными институтами и общностями с целью достижения равенства прав и возможностей, устранения дискриминации по признаку пола.

Информация о работе Дискриминация женщин