Дискриминация женщин

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Августа 2011 в 08:49, контрольная работа

Описание работы

Женщины — особая социально-демографическая группа. По данным Всероссийской переписи населения 2002 г., они составляют более 53,4% всего населения РФ. Их жизнедеятельность отличается конкретными социальными функциями, включая все сферы отношений в обществе.

Содержание

1. Введение………………………………………………………………………………3
2. Женщины как социальная общность………………………………………….4
3. Положение женщины в современном российском обществе…………..6
4. Основные сферы социальной дискриминации женщин………………..8
5. Основные задачи и формы социальной поддержки женщин…………..9
6. Методы социальной защиты женщин и проблема их эффективности в современном обществе…………………………………………………………...15
7. Заключение………………………………………………………………………….21
8. Список использованной литературы…………………………………………22

Работа содержит 1 файл

дискриминация женщин.doc

— 141.50 Кб (Скачать)

На  устранение или смягчение действия этих факторов и должны быть направлены меры государственной политики. Сегодня  шансы на успех может иметь  только такая политика, которая, во-первых, будет сильно дифференцирована, то есть предусматривала для различных групп именно те виды помощи, которые максимально эффективны именно для данной группы, чтобы избегать неэффективных затрат ресурсов. А женщины, как показывают результаты исследований, очень разнятся между собой по потребностям в той или иной форме помощи и в возможностях воспользоваться разными видами помощи.

Далее, эта политика должна максимально  ориентироваться на возможности  косвенной помощи, гораздо менее  дорогостоящей, чем прямая помощь и  позволять: на те же деньги поддержать гораздо больше женщин, к тому же в ходе помощи научить их стоять “на собственных ногах” . Наконец, эта политика должна максимально учитывать возможность того, что в экономике называют синэргическими и мультипликационными эффектами, т.е. различные меры должны взаимно усиливать эффект друг друга и порождать “по цепочке” благоприятные побочные эффекты.

В наших  конкретных условиях это значит, что  шансы на успех и на финансирование будут иметь прежде всего такие  меры, которые будут не только помогать женщинам, но одновременно и содействовать общему прогрессу экономики. Это прежде всего развитие жизненно необходимых для современной экономики секторов информационного обслуживания, деловых услуг, а через некоторое время, когда депрессия сменится экономическими оживлениями - сферы бытовых услуг, мелкого бизнеса и т.п. Какие вопросы требуют приоритетного решения в сложившейся системе “женщина-работодатель” ?

Как уже  отмечалось, одной из причин неконкурентоспособности  женщин в период напряженности на рынке труда являются те немногие социальные льготы, которые у них остались. К сожалению, если мы хотим исправить положение женщин на рынке труда, от многих таких льгот придется отказаться, тем более что реально они сегодня все равно не действуют: безработной женщине от них не легче, а работающие чаще отказываются от них из-за угрозы потерять работу. Законодательство их от такой потери не защитит: у предпринимателя всегда будет возможность избавиться от работника, которого он считает неэффективным, так что суд к нему не придерется, но зато само наличие угрозы судебного преследования побудит его предпочесть женщине мужчину. Видимо, имеет смысл оставить в законодательном порядке лишь те льготы, которые государство в состоянии профинансировать из федерального или местного бюджета без потерь для работодателя (реально это могут быть и суммы, превышающие зарплату работника на время оплачиваемого отпуска: длительное отсутствие работника на рабочем месте с сохранением за ним права вернуться обычно влечет ряд дополнительных убытков, которые могут компенсироваться налоговыми льготами или иными мерами косвенной поддержки, соблазнительными для предпринимателя) . Сам круг таких возможных мер еще предстоит выявить в ходе социологических обследований работодателей. Но уже сегодня очевидно, что если мы хотим сохранить конкурентоспособность женщины на рабочем месте, круг предоставляемых ей обязательных льгот должен быть сведен к тем, что обеспечивают здоровье матери и ребенка. Запрет увольнения женщин с ребенком также реально не защитит ее права. Просто наниматель будет стремиться не нанимать ее вообще.  

Нужно отдавать себе отчет, что в условиях конкурентной экономики у государства  нет возможности заставлять экономических  субъектов поступать вопреки  их интересам.

В числе  особо актуальных мер - развитие и  расширение профессионального переобучения и переподготовки женщин в соответствии с требованиями рынка.

В силу традиционно сложившегося разделения труда и особенностей профессиональной жизни женщин на протяжении десятилетий  в период нынешней структурной перестройки у женщин гораздо чаще, чем у мужчин, профессиональная квалификация не соответствует структуре вакансий, отражающих спрос. Однако простое выделение средств на организацию профессионального обучения женщин может и не принести ожидаемых результатов, если не будет сопровождаться специальными мерами, которые компенсировали бы уже упоминавшуюся относительную пассивность женщин на рынке труда. Наши исследования, например, показали, что даже самым успешным женщинам-предпринимательницам почти всегда нужен был внешний толчок, чтобы резко изменить свою жизнь и раскрыть свои способности. Разумно было бы, например, создавать клубы для женщин по профессиям , где бы женщины учились искать работу. Немалую роль может сыграть уже сама информация о существующих возможностях, о том, чем можно начать заниматься, утратив привычное дело. Причем для женщин особенно важно получить подобную информацию не из печатных источников, а “вживе” - непосредственно от другой женщины, которая сама занимается этим делом, которой можно задать вопросы и получить психологическое подкрепление.

Здесь неоценимую роль могли бы сыграть  существующие во множестве женские  организации . Сегодня престиж организаций  в глазах самих женщин, в том  числе занятых бизнесом, весьма невысок. Можно было бы изучить деятельность существующих женских организаций и ассоциаций и обеспечить государственное содействие тем из них, которые не “борются за права женщин” , а реально помогают женщинам приспособиться к новым условиям (такое содействие не обязательно означает субсидии и дотации - часто нужнее бывает разного рода техническое содействие, доступ к помещениям и техническим средствам, помощь в установлении контактов с государственными ведомствами и т.п.) . Здесь очень велика может быть роль самих женщин, уже добившихся успеха в бизнесе, в управлении крупными организациями или какой-либо профессиональной деятельности - они могут стать идеальными консультантами и инструкторами для женщин, склонных к активному поведению на рынке труда, помочь им обрести психологическую уверенность и дать самые первые знания о том, как начать свое, пусть самое маленькое, дело, как радикально сменить сферу деятельности, как устроиться на работу.

Для тех  женщин, кто предпочитает работать по найму - а таких большинство - нужны  специализированные программы переподготовки , учитывающие не только общие особенности женской психологии и поведения на рынке труда, но и конкретный социально-психологический тип женщин и их установки по отношению к работе. Особые программы, видимо, потребуются для женщин с маленькими детьми.

Наконец, нужно разработать достаточно надежные тесты профессиональных возможностей и квалификации и законодательно обеспечить повсеместное использование  этих тестов при приеме на работу. Эти  тесты должны, с одной стороны, разрушить предубеждения о принципиальной неспособности женщин выполнять те или иные работы, с другой - уменьшить опасения работодателей, позволив им выбирать действительно компетентных и профессионально пригодных работников. Зато отказ в работе женщине, успешно прошедшей такие тесты, уже может послужить основанием для обвинения в дискриминации, что послужит хоть какой-то социальной гарантией для действительно компетентных работников.

Еще одним  разделом политики занятости в настоящее  время является субсидирование и  поддержка работодателя, сохраняющего или открывающего рабочие места , в том числе в специфических женских сферах деятельности.

Весьма  сложный и деликатный вопрос - охрана труда. Как уже отмечалось, специфические  “женские” меры по охране труда  могут лишь ухудшить положение женщин на рынке труда. С другой стороны, сохранение нынешнего положения уже давно угрожает здоровью нации. Необходимо, видимо, не охранять труд женщин, а добиваться нормальных условий труда на производстве в целом.

Правительству стоит в кратчайшие сроки утвердить Положение о государственной инспекции надзора и контроля, Положение о статусе государственного инспектора по охране труда, Положение о порядке сертификации предприятий на соответствие требованиям безопасных условий труда, определить источники финансирования работ в этой области, а также разработать экономический механизм воздействия на предприятиях, имеющие недостатки в профилактике и обеспечения безопасных условий труда.

Было  бы целесообразно, если бы разработкой  программы занялся единый центр, например, Департамент по условиям по охране труда при Минтруде РФ.

Средства  предприятий, направленные на улучшение  условий труда, должны рассматриваться  как средства на развитие предприятия  и не должны облагаться налогом на прибыль.

Должна  быть проведена аналитическая работа по выявлению типов нефинансовой поддержки семьям и путей ее оказания . Необходимо создание организации на министерском уровне для осуществления координации в области политики семьи и обеспечения службы социальной поддержки.

Для определенных категорий женщин, особенно с маленькими детьми, одиноких матерей, матерей с  детьми-инвалидами (наименее защищенной и травмируемой в условиях экономического кризиса группы) желательно уменьшить  занятость, но в добровольном порядке, с помощью соответствующей социальной политики, заменившей бы утраченный заработок семейными пособиями для детей. Следует подчеркнуть, что такая мера не будет чистой благотворительностью: наряду с решением важнейшей социальной проблемы - стимулирования рождаемости, она поможет снизить давление на рынке труда.

Следует также рассмотреть вопрос о свободном  режиме для женщин (так называемом “гибком графике” , который давно  используется во всех европейских странах) . Для начала хотя бы в бюджетных  организациях, где государству легче проводить свою политику, можно определить виды работ, которые могут выполняться на дому. Если учесть, что сегодня одна из главных статей расходов - содержание помещений, а один из важнейших ресурсов большинства государственных контор в крупных городах - эти самые помещения, проведение подобной политики может быть экономически выгодно для предприятий.  

Переподготовка  женщин в массовых профессиях, если она будет осуществляться неформально  и с учетом реальных потребностей местной экономики, может быстро повысить эффективность местных предприятий, так как предоставит в их распоряжение квалифицированную и дисциплинированную рабочую силу - женщины, как правило, отличаются более высокой трудовой и производственной дисциплиной.

“Светское”  профессиональное общение женщин, лишенных в данный момент работы, отчасти снимет психологическую напряженность от потери рабочего места и снизит напряженность в семье, и в обществе в целом, поможет воспитать столь сегодня необходимый комплекс “помогай себе сам” . И, конечно, самое главное, при подобном подходе меры по социальной защите тесно увязываются с мерами по расширению занятости, а те и другие - с мерами по содействию развития мелкого и мельчайшего бизнеса.  

Все перечисленные  меры краткосрочного и среднесрочного характера. Они необходимы, но проблемы они радикально не решат. Основная причина неблагоприятного положения женщин в системе разделения труда - сильное запаздывание нашего общества в переходе к постиндустриальной фазе. До тех пор, пока в стране не будет развита инфраструктура деловых услуг, информационного обслуживания, пока не сложится разнообразная и диверсифицированная система образования дошкольных и внешкольных учреждений, освобождающая женщин от части проблем “двойной занятости” , ни о каком долгосрочном экономическом росте, привлечении инвестиций и т.п. Не может идти речь. Создание условий для такого перехода должно стать одной из главных задач государственной экономической и социальной политики. Но именно эти меры, как показывает весь мировой опыт, и открывают наилучшие возможности для приложения женского труда там, где он действительно более чем конкурентоспособен.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

       Анализ  официальной статистики в сфере  занятости говорит о том, что  органы государственной власти практически игнорируют проблемы дискриминации в целом и проблемы дискриминации по признаку пола в частности. Так, статистически отслеживается уровень безработицы среди женщин, однако отсутствуют какие-либо показатели уровня безработицы среди беременных женщин и матерей с малолетними детьми. При этом практически во всех региональных докладах по результатам мониторинга отмечается, что наиболее дискриминируемой группой при найме на работу являются беременные женщины и матери малолетних детей. Распространенным является то, что в анкетах, на собеседованиях с потенциальным работодателем одним из обязательных вопросов для женщин является вопрос о детях и их возрасте, в то время как у мужчин такая информация не запрашивается.

Достаточно распространенным нарушением принципа недискриминации является дискриминация по возрастному признаку при найме на работу. При этом для женщин практика еще более суровая, чем для мужчин. Так, в большинстве вакансий возрастной ценз для женщин – до 35 лет, для мужчин – до 45. Государством не предпринимаются адекватные меры по устранению такой дискриминации, что является нарушением обязательства государства защищать права человека, в том числе, право на труд. В большинстве докладов отмечается, что заработная плата у женщин меньше, чем у мужчин за труд равной квалификации.

Все это  лишний раз показывает, что не достаточно просто разработать нормативно-правовой акт, какой либо, пусть даже общепринятый документ, нужно еще и создать  механизмы для его реализации, и дать этим механизмам работать в  полную силу.

     Так же в последние десятилетия достигнут существенный прогресс в ограничении дискриминационной практике по полу. Отмечая повышение образовательного уровня, вовлечение женщин в работу вне дома, а также их растущее участие на всех этапах разработки политики и принятия решений, необходимо признать, что в целом мужчины продолжают сохранять, хотя и в меньшей степени, чем раньше, превосходство почти по всем основным индикаторам социального развития. На всех этапах жизненного пути в тех или иных формах женщины продолжают сталкиваться с трудностями и ограничениями в области трудоустройства, пенсионного обеспечения, а также с возросшим риском бедности.

     На  территории России действуют российский и международный механизмы защиты социально-экономических прав женщин. Их обязаны реализовывать государственные органы и иные структуры по защите прав человека в экономической и социальной сферах. Государство гарантирует гражданам отсутствие любой дискриминации, в том числе и по признаку пола. 
 
 
 

Информация о работе Дискриминация женщин