Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2010 в 15:24, контрольная работа
В наше время теоретики и практики управления все чаще склоняются к той точке зрения, некоторые конфликты даже в самой эффективной организации при самых лучших взаимоотношениях не только возможны, но и желательны. Надо только управлять конфликтом. Роль конфликтов и их регулирования в современном обществе столь велика, что во второй половине ХХ века выделилась специальная область знания - конфликтология. Конфликты возникают практически во всех сферах человеческой деятельности. В настоящее время конфликты относятся к наиболее динамично развивающейся области психологии. Конфликт представляет собой явление, которое играет особую роль в психической жизни людей, их развитии, самореализации, отношениях с другими людьми, наконец, в жизни общества в целом.
Введение 2
1. Основные периоды и этапы в развитии конфликта 4
2. Эскалация конфликта 9
3. Динамика различных видов конфликтов 17
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Динамика социальных конфликтов в современном мире
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Основные периоды и этапы в развитии конфликта 4
2.
Эскалация конфликта
3.
Динамика различных видов
Заключение
Список
использованной литературы
ВВЕДЕНИЕ
Будучи
социальным явлением, конфликт может
быть рассмотрен как процесс, протекающий
во времени. Конфликт имеет определенные
периоды и этапы, в ходе которых
он возникает, развивается и завершается.
Динамика социального конфликта представляет
собой ход развития, изменения конфликта
под воздействием его внутренних механизмом
и внешних факторов. Как и у многих понятий,
у конфликта имеется множество определений
и толкований. Одно из них определяет конфликт
как отсутствие согласия между двумя или
более сторонами, которые могут быть конкретными
лицами или группами. Каждая сторона делает
всё, чтобы была принята ее точка зрения
или цель, и мешает другой стороне делать
то же самое. Воспоминания о конфликтах,
как правило, вызывает неприятные ассоциации:
угрозы, враждебность, непонимание, попытки,
порой безнадежные, доказать свою правоту…
В результате сложилось мнение, что конфликт
- всегда явление негативное, нежелательное
для каждого из нас, а в особенности для
руководителей, менеджеров, так как им
приходится сталкиваться с конфликтами
чаще других. Конечно, конфликт не всегда
имеет положительный характер. В некоторых
случаях он может мешать удовлетворению
потребностей отдельной личности и достижению
целей организации в целом. Но во многих
ситуациях конфликт помогает выявить
разнообразие точек зрения, дает дополнительную
информацию, помогает выявить большее
число альтернатив или проблем и т.д. Это
делает процесс принятия решений группой
более эффективным, а также дает людям
возможность выразить свои мысли и тем
самым удовлетворить личные потребности
в уважении и власти. Это также может привести
к более эффективному выполнению планов,
стратегий и проектов, поскольку обсуждение
различных точек зрения на эти документы
проходит до их фактического исполнения.
В наше время теоретики и практики управления
все чаще склоняются к той точке зрения,
некоторые конфликты даже в самой эффективной
организации при самых лучших взаимоотношениях
не только возможны, но и желательны. Надо
только управлять конфликтом. Роль конфликтов
и их регулирования в современном обществе
столь велика, что во второй половине ХХ
века выделилась специальная область
знания - конфликтология. Конфликты возникают
практически во всех сферах человеческой
деятельности. В настоящее время конфликты
относятся к наиболее динамично развивающейся
области психологии. Конфликт представляет
собой явление, которое играет особую
роль в психической жизни людей, их развитии,
самореализации, отношениях с другими
людьми, наконец, в жизни общества в целом.
ОСНОВНЫЕ ПЕРИОДЫ
И ЭТАПЫ В РАЗВИТИИ
КОНФЛИКТА
Прежде
чем рассмотреть этапность
Начало конфликта. Оно может быть зафиксировано в виде первых актов противодействия сторон. Для признания конфликта начавшимся требуются три совпадающих условия:
1)
первый участник сознательно
и активно действует в ущерб
другому участнику (под
2)
второй участник (оппонент) осознает,
что указанные действия
3)
в связи с этим оппонент
предпринимает ответные
Если одна из взаимодействующих сторон предпринимает агрессивные действия, а вторая занимает пассивную позицию, то конфликта нет. Конфликт отсутствует также, когда из сторон замышляет конфликтное взаимодействие, т.е. совершает мысленные, а не поведенческие действия.
Окончание конфликта. Оно может иметь различные формы и исходы. Однако в любом случае речь идет о прекращении действий, направленных друг против друга.
В динамике конфликта можно выделить следующие периоды и этапы:
1. Латентный период (предконфликт), который включает этапы:
Возникновение объективной проблемной ситуации. Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конфликт порождается объективной проблемной ситуацией. Сущность такой ситуации состоит в возникновении противоречия между субъектами (их целями, мотивами, действиями, стремлениями и т.п.). Так как противоречие ещё не осознано и нет конфликтных действий, то эту ситуацию называют проблемной. Она является результатом действия преимущественно объективных причин. Ежедневно возникая на производстве, в бизнесе, в быту, семье и других сферах жизни, многие проблемные ситуации существуют длительное время, не проявляя себя.
«Объективные противоречивые ситуации, возникающие в деятельности людей, создают потенциальную возможность возникновения конфликтов, которая переходит в реальность только в сочетании с субъективными факторами».
Одно из условий такого перехода –– осознание объективной проблемной ситуации.
Осознание объективной проблемной ситуации. Восприятие реальности как проблемной, понимание необходимости предпринять какие-то действия для разрешения противоречия составляют смысл данного этапа. Наличие препятствия для реализации интересов способствует тому, что проблемная ситуация воспринимается субъективно, с искажениями. Субъективность восприятия порождается не только природой психики, но и социальными различиями участников коммуникации. Сюда относят ценности, социальные установки, идеалы и интересы. Индивидуальность осознания порождается также различиями в знаниях, потребностях, других особенностях участников взаимодействия. Чем сложнее ситуация и чем быстрее она развивается, тем больше вероятность ее искажения оппонентами.
Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликтными способами. Осознание ситуации противоречивой не всегда автоматически влечет конфликтное противодействие сторон. Часто они или одна из них пытаются решить проблему неконфликтными способами (убеждением, разъяснением, просьбами, информированием противостоящей стороны). Иногда участник взаимодействия уступает, не желая перерастания проблемной ситуации в конфликт. В любом случае на данном этапе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.
Возникновение предконфликтной ситуации. Конфликтность ситуации воспринимается как наличие угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия. Сиуация может осознаваться как предконфликтная и при восприятии угрозы каким-то общественно важным интересам. Причем действия оппонента рассматриваются не как потенциальная угроза (что происходит в проблемной ситуации), а как непосредственная. Именно ощущение непосредственной угрозы способствует развитию ситуации в сторону конфликта, является «пусковым механизмом» конфликтного поведения.
2. Открытый период. Часто его называют конфликтным взаимодействием или собственно конфликтом. Он включает: инцидент, эскалацию конфликта; сбалансированное противодействие; завершение конфликта.
Инцидент представляет собой первое столкновение сторон, пробу сил, попытку с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов достаточно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться. Часто конфликт развивается дальше как череда конфликтных событий, инцидентов. Взаимные конфликтные действия способны видоизменять, усложнять первоначальную структуру конфликта, привнося новые стимулы для дальнейших действий. Этот процесс можно представить следующим образом: переход от переговоров к борьбе –– борьба накаляет эмоции –– эмоции увеличивают ошибки восприятия –– это ведет к интенсификации борьбы и т.д. Такой процесс получил название «эскалация конфликта».
Эскалация заключается в резкой интенсификации борьбы оппонентов.
Сбалансированное противодействие. Стороны продолжают противодействовать, однако интенсивность борьбы снижается. Стороны осознают, что продолжение конфликта силовыми методами не дает результата, но действия по достижению согласия ещё не предпринимаются.
Завершение конфликта заключается в переходе от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам. Основные формы завершения конфликта: разрешение, урегулирование, затухание, устранение или перерастание в другой конфликт.
3. Послеконфликтный период, который включает два этапа:
Частичная нормализация отношений происходит в условиях, когда не исчезли негативные эмоции, имевшие место в конфликте. Этап характеризуется переживаниями, осмыслением своей позиции. Происходит коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру. Обостряется чувство вины за свои действия в конфликте. Негативные установки по отношению друг к другу не дают возможности сразу нормализовать отношения.
Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важности дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодоление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.
Рассмотренные периоды и этапы могут иметь различную длительность: быть спрессованы до нескольких мгновений (например, в конфликте-стычке школьников на перемене) или могут длиться десятилетиями (война за независимость испанских колоний в Америке 1810-1826 гг. или вьетнамская война 1959-1973гг.). Некоторые этапы могут отсутствовать; например, после инцидента одна из сторон уступает и конфликт завершается.
В конфликте можно выделить временной отрезок, который характеризуется дифференциацией сторон. Конфликт развивается по восходящей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс интеграции. Участники начинают стремиться к соглашению, приемлемому для обеих сторон.
Разделение конфликта на периоды и этапы позволяет рассматривать его как явление со сложной динамикой. Отдельные стратегии и тактики имеют различный смысл на разных отрезках времени протекания конфликта. Конфликт часто включает моменты «исследования» возможностей оппонента и своих ресурсов, при которых прямая конфронтация отсутствует1.
ЭСКАЛАЦИЯ КОНФЛИКТА
Под эскалацией конфликта (от лат. scala – лестница) понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.
Эскалация конфликта
Эскалация
конфликта характеризуется
1. Сужение когнитивной сферы в поведении и деятельности. Ниже рассмотрим более подробно психологический механизм эскалации. Сейчас отметим, что в ходе эскалации происходит переход к более примитивным формам отражения.
2. Вытеснение адекватного восприятия другого образом врага. Образ врага как целостное представление об оппоненте, интегрирующее искаженные и иллюзорные черты, начинает формироваться в ходе латентного периода конфликта в результате восприятия, детерминированного негативными оценками. Пока нет противодействия, пока угрозы не реализованы, образ врага носит очаговый характер. Его можно сравнить со слабо проявленным фотографическим снимком, где изображение нечеткое и бледное. В ходе эскалации образ врага проявляется всё более выразительно и постепенно вытесняет объективный образ. О том, что образ врага становится доминирующим в информационной модели конфликтной ситуации, свидетельствуют:
Информация о работе Динамика социальных конфликтов в современном мире