Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:35, реферат
Ценностно-нормативная система стабильного общества регулирует социальное поведение членов общества как непосредственно через ролевые экспектации к поведению людей, занимающих тот или иной социальный статус, так и опосредованно, - формируя сознание (ценностные ориентации, установки, жизненные цели), которые позволяют мысленно подготовиться к успешному выполнению социальных ролей.
Психологическое состояние человека в стабильном обществе в основном зависит от того, насколько его поведение соответствует социальным требованиям.
Введение----------------------------------------------------------------------------------3
2. Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности-------4
2. Базовые ценности Российской молодежи-----------------------------------------7
3. Морально-нравственные ценности молодежи-----------------------------------10
4. Досуг российской молодежи: динамика последних 10-ти лет---------------12
5. Личная и семейная жизнь в ценностной иерархии молодежи---------------15
Заключение ------------------------------------------------------------------------------17
Список использованной литературы------------------------------------------------18
Тем не менее, это далеко не всегда так. Молодежь, как и все социальные слои, не является чем-то гомогенным, полностью стандартизированным. Если рассмотрим развитие форм молодежного досуга в динамике, то отметим, что с течением времени интересы и пристрастия молодого поколения отнюдь не замыкались на одних лишь развлечениях. Такие формы заполнения свободного времени как чтение, хобби, различные дополнительные занятия, сохраняющие свою значимость и сегодня.
Активный
досуг, о котором идет речь как
о параметре качества жизни, начинается
только при условии расширения спектра
досуговых предпочтений за счет внедомашних
видов культурной, рекреационной, общественной
или иной значимой деятельности. Одних
увеселительных мероприятий для
этого явно недостаточно. Посещение
кино, театров, музеев, концертов, клубов,
ресторанов, кафе и т. п., включенность
в деятельность различных образовательных,
оздоровительных, общественно-политических
или гражданских институтов, любая
другая социальная активность вне дома
требуют заметных дополнительных затрат
(как материального, так и интеллектуального
плана). Однако именно это и придает
социальной жизни людей наибольшую
полноту. Поэтому «активный» внедомашний
тип досуга, венчающий собой иерархическую
лестницу типологии досуговой
За последние годы наблюдаются некоторые весьма позитивные изменения, в частности явное смещение досуговых интересов молодежи в сторону все большего стремления к получению информации. За последние несколько лет в молодежной среде существенно повысилась значимость таких средств массовой информации как радио и периодическая печать, возрос интерес к телевидению, опережающими темпами в подгруппах до 26 лет растет популярность компьютера и как средства обучения, и как формы развлекательного заполнения досуга. В среднем каждый третий молодой россиянин в настоящее время заявляет, что в свободное время увлечен компьютером, программированием, Интернетом, компьютерными играми (что почти в три раза больше по сравнению с 1997 годом). То же самое касается стремления молодежи к самосовершенствованию, получению дополнительных знаний, умений, навыков, повышению квалификации – интерес к этим формам заполнения досуга за последние годы тоже постепенно повышается.
В
целом можно сказать, что российская
молодежь почти полностью овладела
компьютерной грамотностью (во многом
благодаря урокам информатики в
средней школе) и готова применять
свои знания на практике, причем не только
в игровых, но и в учебных целях.
Всего 16% опрошенных молодых россиян
заявили, что они не владеют компьютером
(для сравнения – среди
Молодые
респонденты, прямо заявляющие, что
для работы им компьютер не нужен,
в половине случаев им пользуются
либо дома, либо у друзей, либо в Интернет-кафе.
Явно они это делают в целях
обогащения и разнообразия собственного
досуга. К тому же и каждый третий
взрослый заявляет, что пользуется
компьютером время от времени, хотя
либо уже не работает (что чаще всего),
либо его работа не требует компьютерных
навыков. Таким образом новые
информационные технологии (спутниковое
и кабельное телевидение, а для
наиболее продвинутых и Интернет)
«сделали свое дело» – люди перестали
комплексовать по поводу того, что
они чего-то не увидят, не услышат
или не прочитают, поскольку все
само приходит к ним в дом через
новые средства массовой телекоммуникации.
И это еще одна характерная
черта новых способов досуговой
активности. Кстати сказать, проблема
массового потребления
5. Личная
и семейная жизнь в ценностной иерархии
молодежи
В период социальных катаклизмов, которые переживает Россия, вопрос о том, что происходит с институтом семьи, стал одним из самых актуальных. Это связано с тем, что любое общество, рассматривая семью как одну из главных жизненных опор, особенно обеспокоено возможностью ее если не разрушения, то деформаций, которые могли бы привести к непредсказуемым последствиям для будущего этого общества. В то же время, широко распространено мнение о том, что в период кризисов возрастает роль и значение семьи как важного буфера между индивидом и социальными переменами... Именно семья проявляет себя как весьма функциональная система, обладающая высокой способностью к адаптации в самой различной обстановке.
Затрагивая
проблемы современной семьи, нельзя
не учитывать существующих сегодня
демографических тенденций. Прежде
всего, то, что начало 90-х годов
знаменуется наступлением в России
периода длительной депопуляции. Причем,
такое положение не является какой-то
специфической российской особенностью.
В ХХ веке с естественной убылью
населения столкнулись многие страны.
В режиме депопуляции живет Германия,
Италия, Болгария, Венгрия, Чехия, Швеция
и целый ряд других государств.
Спецификой России является то, что
депопуляция детерминируется
Определяя
основные причины низкого уровня
рождаемости в большинстве
На этом фоне немаловажным представляется выяснить, как представители молодежных групп воспринимают институт семьи, каковы их репродуктивные установки. Как свидетельствуют результаты проведенного исследования, семейные ценности, такие как создание прочной, счастливой семьи, воспитание детей, занимают прочные лидирующие позиции в структуре ценностных ориентаций молодых россиян, наряду с такой ценностью, как создание материального достатка.
Причем, в отношении этих ценностей отчетливо фиксируются безусловно достижительные мотивации. Так, около четверти опрошенных (24%) отметили, что уже смогли создать прочную, счастливую семью. Подавляющее большинство представителей молодежных групп указали, что еще не достигли этого, но им вполне это под силу (70%). Достижительные мотивации наблюдаются и в отношении возможностей воспитания детей. Хотя здесь существенно меньше тех, кто указал, что уже добился желаемого, тем не менее практически абсолютное большинство молодых россиян (88%) хотели бы иметь детей и уверены, что им это вполне под силу.[7]
Причем,
следует отметить и то, что реализация
жизненных стратегий, ориентированных
на создание прочной, полноценной семьи,
судя по результатам проведенных
опросов, связывается только с личными
усилиями и возможностями и практически
не испытывает давление «внешней среды».
Отчасти об этом свидетельствует
и то, что по оценкам подавляющего
большинства опрошенных представителей
молодежных групп вероятность того,
что они не смогут встретить любимого
человека и создать прочную семью
не входит в число основных жизненных
страхов и опасений: в своеобразной
иерархии основных жизненных опасений
и страхов, эти позиции занимают
7 и 8 место из 9 возможных вариантов
ответа соответственно, значительно
уступая таким проблемам, как
проблемы с трудоустройством и работой,
опасениями за собственную жизнь
и даже опасениями ограничений со
стороны государства, не позволяющим
жить, как хочется[10].
Заключение.
Анализ
устремлений современной
По
своим жизненным устремлениям в
современной российской молодежи можно
выделить условно различные социальные
типы. Чаще всего встречаются «
Как
показывает анализ результатов настоящего
исследования, в России за последние
10 лет сформировалось поколение
молодежи, которое на власть особо
не рассчитывает, а действует, что
называется, в автономном режиме. Это
вовсе не означает, что нынешняя
молодежь безразлична ко всему, что
происходит вокруг нее. Просто в силу
своего возраста многие молодые люди
еще не знают, что нужно сделать,
чтобы их голос был услышан, в
том числе и в процессе принятия
важных решений. Но это не значит, что
они готовы лишь «прислушиваться
и внимать». Нынешнее поколение не
желает быть «дисциплинированным войском»
политиков и политических партий
и не станет заниматься общественной
и политической деятельностью, не будучи
уверенным в том, что это принесет
пользу как им самим, так и окружающим.
Поэтому задача всех ответственных
политиков заключается в том,
чтобы создавать в обществе такие
условия, которые позволят каждому
молодому человеку выбирать жизненные
стратегии в соответствии с собственными
представлениями о том, что для
него является важным – политика, семья,
работа, творчество, досуг и т. д.
И чем больше будет этих возможностей,
тем больше будет и пространство
для проявления молодежной активности
[10].
Список
использованной литературы :
1. Запесоцкий
А.С. Молодежь в современном
мире. СПб., 2003. - 128 с
2. Динамика
ценностных ориентаций
3. Петрова
Л.Е. Социальное самочувствие
молодежи. // Социологические исследования.-
2000. - №2
4. Ценностные
ориентации современной
5. Материалы
научно – исследовательской
6. Материалы
научно – исследовательской
7. Сурикова
Я.А. Взаимосвязь ценностных
8. Скриптунова
Е.А., Мороз А.А. Предпочтения
9. Бабочкин
П.И. Духовный облик молодежи (по
результатам опроса). М.: Издательство
Института молодежи "Социум", 2009.
10. Петров
А.В. Ценностные предпочтения
молодежи: диагностика и тенденции
изменений / А.В. Петров // Социол.
исслед. - 2008. - № 2. - С. 83-90.
11. Проблемы социализации молодежи. Реферативный сборник. - М.: Юнита, 2001
Информация о работе Динамика ценностей современной Российской молодежи