Динамика ценностей современной Российской молодежи

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:35, реферат

Описание работы

Ценностно-нормативная система стабильного общества регулирует социальное поведение членов общества как непосредственно через ролевые экспектации к поведению людей, занимающих тот или иной социальный статус, так и опосредованно, - формируя сознание (ценностные ориентации, установки, жизненные цели), которые позволяют мысленно подготовиться к успешному выполнению социальных ролей.
Психологическое состояние человека в стабильном обществе в основном зависит от того, насколько его поведение соответствует социальным требованиям.

Содержание

Введение----------------------------------------------------------------------------------3
2. Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности-------4
2. Базовые ценности Российской молодежи-----------------------------------------7
3. Морально-нравственные ценности молодежи-----------------------------------10
4. Досуг российской молодежи: динамика последних 10-ти лет---------------12
5. Личная и семейная жизнь в ценностной иерархии молодежи---------------15
Заключение ------------------------------------------------------------------------------17
Список использованной литературы------------------------------------------------18

Работа содержит 1 файл

Реферат социология молод.docx

— 45.61 Кб (Скачать)

     Менее значимыми для российской молодежи являются следующие суждения: "материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть  живут бедно — это справедливо" (53,9%) "в жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить  свою карьеру" (53,6%), "для достижения успеха в жизни надо рисковать, это  дает шанс" (49,4%), "надо проявлять  гуманность, те, кто материально  преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел" (46,1%), "современный  мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место  в нем, а то и переступить через  некоторые нормы морали" (43,8%) [4].

     Для молодого поколения наименее значимыми  ценностными суждениями являются следующие: "от меня мало что зависит —  важно, какая экономическая ситуация будет в стране" (35,1%), "надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены" (32,4%), "главное  в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна" (29,5%) [4].

     Следует подчеркнуть, что российская молодежь ориентирована в большей степени  на интересную работу, чем на заработок, предпочитают свободу материальному  благополучию.

     Однако  убеждение молодых россиян в  том, что бедность — справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением  их жестокости или эгоизма. Здесь  мы имеем дело с явлением более  глубокого порядка — сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё  в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену  ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического  утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания — человек, "сам себя делающий", а, следовательно, сам несущий ответственность  за последствия всех своих действий.

     Также хотелось обратить внимание на ценностные ориентации первокурсников университета. Для определения ценностных предпочтений респондентам была предложена дополненная  шкала терминальных ценностей М. Рокича.

     Среди выбранных студентами 1 -го курса  в качестве наиболее значимых ценностей: на 1-м месте — "любовь (духовная и физическая близость с любимым  человеком)" (этот ответ выбрали 58% респондентов), на 2-м — "здоровье (физическое и психическое)" (57%), на 3-м — "материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)" (54%), на 4-м — "наличие хороших  и верных друзей" (51%), на 5 -м — "служебный  и профессиональный рост, карьера" (42%) [5].

     Достаточно  значимыми являются также:

- "активная  деятельная жизнь (полнота и  эмоциональная насыщенность жизни)" (33%);

- "интересная  работа" (32%);

- "уверенность  в себе (свобода от внутренних  противоречий, сомнений) (32%);

- "счастливая  семейная жизнь" (28%).

     Заметим, что такая ценность как "познание (возможность расширения своего кругозора  общей культуры, получения образования, интеллектуальное развитие) (19%), "творчество (возможность творческой деятельности)" (4%) и "развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование)"(13%) - являются менее значимыми по сравнению  со "служебным и профессиональным ростом, карьерой" (42%) и "интересной работой" (33%), что свидетельствует  о преобладании прагматической ориентации в ряду тех ценностей, которые  непосредственно связаны с образовательным  процессом [5].

     Наименее  значимыми для студентов - первокурсников оказались следующие ценности:

- "свобода  как независимость в поступках  и действиях" (11%);

- "развлечения  (приятное, необременительное времяпрепровождение,  отсутствие обязанностей)" (11%);

- "счастье  других (благосостояние, развитие и  совершенствование других людей,  всего человечества в целом)" (5%);

- "самостоятельность  как независимость суждений и  оценок" (5%)

- "красота  природы и искусства (переживание  прекрасного в природе и искусстве" (4%);

- "равенство  - равные возможности для всех" (1%) [5].

     Распределение ценностей в определенной иерархии можно интерпретировать как неоднородное. Однако заметна некоторая тенденция  доминирования ценностей личностного  характера над социально ориентированными, ценностей материальных над духовными.

     Следует провести параллель между ценностными  ориентациями студентов например 1998 г. и 2000 г. На первом месте как в 1998, так и в 2000 годах преобладает  любовь (58%; 54,4%); на втором месте –  здоровье (57%; 53%); на третьем месте  в 1998 году преобладает материально  обеспеченная жизнь (54%),а в 2000 г. - наличие  верных и хороших друзей (47,4%); на четвертом месте в 1998 г. - наличие  верных и хороших друзей (51%), а  в 2000 г. – интересная работа (45,2%); на пятом месте в 1998г. - служебный  и профессиональный рост, карьера (42%), а в 2000г. – активная деятельная жизнь (44,8%) [6]. Изменение ценностных ориентаций студентов связано, на мой взгляд, с изменением общества в целом  и трансформацией ценностей подрастающей молодежи [11].

Таким образом, базовые ценности современной  молодежи в трансформирующем обществе отражают изменения, происходящие в  них на протяжении последних 20 лет.

3. Морально-нравственные ценности молодежи. 

      Происходящие  в последние два десятилетия  в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого  человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня  есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и  какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. У многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере нашим  обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла той критической точки, за которой  грядет духовное перерождение, а точнее – вырождение России. При этом наиболее уязвимой к негативному моральному транзиту признается молодежь.[7]

     Так, по мнению большинства опрошенных, причем как людей старшего возраста, так и самой молодежи, для современной  молодежи в целом характерен «моральный релятивизм» и даже цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам. Эту  точку зрения разделяют 64% молодых  респондентов и 70% – представителей старшего поколения. И только треть  россиян придерживаются оптимистичного взгляда на ситуацию, полагая, что  молодежь тянется к высоким идеалам (36% и 28%, соответственно) [7].

      Причем  сравнение оценок, даваемых представителями  отдельных возрастных подгрупп молодежи свидетельствует, что распространение  среди молодежи настроений цинизма  и равнодушия к идеалам в наибольшей степени ощущается среди самых  юных наших сограждан. Так, в группе респондентов в возрасте 17-19 лет  склонность молодежи к цинизму отмечается чаще всего (43% при 36% среди 20-23-летних и 31% среди 24-26-летних опрошенных). Напротив, представители «старшей молодежи»  настроены не столь пессимистично, среди них 68% уверены, что их сверстники тянутся к идеалам, позволяющим  прожить жизнь осмысленно (при 63% среди 20-23-летних и 57% среди 17-19-летних респондентов) [11].

      Как показывают исследования, в целом  россияне демонстрируют достаточно высокий морально-нравственный уровень, во всяком случае, на словах. В отношении  большинства поступков и явлений, которые принято считать аморальными  или по меньшей мере неэтичными, более половины опрошенных высказываются  резко негативно и заявляют, что  они никогда не могут быть оправданы. В числе безусловных табу –  заброшенность и беспризорность детей, жестокое обращение с животными, употребление наркотиков, измена Родине. Их никогда не смогли бы оправдать  более ¾ опрошенных как среди  молодежи, так и среди людей  старшего возраста.

     В число табуированных действий для  поколения отцов входят также  гомосексуализм, публичное проявление неприязни к представителям других национальностей, обогащение за счет других. Эти поступки и явления не приемлемы  и для большинства молодежи, но хотя и не подавляющего.

        Анализ отклонений между долями  респондентов, осуждающих те или  иные неэтичные и аморальные  поступки и действия, в группах  молодежи и людей среднего возраста, свидетельствует, что нынешние «дети» отстают от «отцов», прежде всего, в освоении норм, регулирующих межличностные отношения людей – неприемлемость обогащения за счет других людей, хамства и грубости, деловой необязательности, публичного проявления неприязни к представителям других национальностей. По всем этим позициям распространенность моральных норм среди молодежи на 15%-23% ниже, нежели среди людей старшего поколения. Заметно отставание молодежи в освоении норм в отношении присвоения найденных вещей и денег, проституции, гомосексуализма, употребления наркотиков, а также в сфере социально-экономической чистоплотности – взяточничества и уклонения от уплаты налогов (на 11%-13%).[8] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4. Досуг российской молодежи: динамика последних 10-ти лет. 

     Сфера досуга и отдыха – важнейшая сфера  повседневности, к тому же за годы экономических  перемен в стране претерпевающая в некотором смысле своеобразную «революцию предпочтений». Это выражается не только в том, что существенно  расширяются возможности заполнения своего досуга для большинства населения  страны, но, в частности, и в том, что происходят качественные типологические сдвиги по отношению к своему свободному времени, его ценности как таковой. Молодежь как наиболее динамично  реагирующая группа на все то, что  не принято считать традиционным, обнаруживает наибольшую активность в  освоении новых возможностей и форм проведения свободного времени (благо, именно эта демографическая группа обладает им в наибольшей степени  по сравнению с работающим населением).

     Повседневное  общение, широкие социальные контакты, досуговые предпочтения, формирующие  тип социальной жизни различных  групп современной молодежи, являются важнейшими характеристиками избираемого  ею стиля жизни, одними из главных  критериев самоидентификации молодого человека с определенной группой  или средой. Является ли молодежный досуг качественно иным по сравнению  с остальными возрастными группами или всего лишь дополняет традиционно  сложившийся и общепринятый тип  проведения свободного времени, существенно  расширяя его в каких-то параметрах, а в остальных – напротив следуя ему как часть исконно российского  мейнстрима.[10]

     Прежде  чем ответить на этот вопрос, необходимо подчеркнуть, что сфера отдыха и  досуга россиян тесно связана  как с устоявшимися традициями и  привычками, так и с новыми возможностями, открывающимися перед населением в  условиях рыночной экономики. Это и  новые способы общения, рекреации, развлечений; и новые-- технологии, завоевывающие  Россию и распахивающие перед  ее гражданами прежде закрытые границы  в остальной мир; и глобальная индустрия досуга, тиражирующая массовую унифицированную культуру.

     Начнем  с того, что подавляющее большинство  россиян находится в разветвленной  системе надежных родственно-дружеских  контактов, живет с ощущением  удовлетворенности возможностями  общения, уверенностью в потенциальной  поддержке близких в случае необходимости (когда есть, на кого положиться) и  в состоянии психологического комфорта без ощущения одиночества. Только 14% молодых людей и 12% старшего поколения  заявляют, что не могли бы обратиться в случае необходимости к своим  знакомым, родственникам, друзьям или  коллегам и получить от них реальную помощь в решении сложных житейских  проблем (таких, как протекция при  устройстве на работу, улучшение жилищных условий, вопросов социализации детей, материальной помощи и т. п.). Практически  все без исключения россияне включены в неформальные социальные сети, и  общение как таковое для них крайне значимо. При этом не имеет значения возраст респондента – все они одинаково открыты для общения, чем зачастую и заполняют свое свободное время. И только 2%-3% взрослых и около 2% молодежи заявляют, что одиноки и ни с кем не общаются. Причем это долговременная тенденция, характеризующая общепринятый для россиян образ жизни[9].

      Тем не менее, надо подчеркнуть, что приверженность определенным формам заполнения свободного времени и выбор модели социального  участия зависят не только от моды или общепринятых вкусовых стандартов, но и от культурного потенциала людей, в частности многие вкусы и  запросы обладают относительной  устойчивостью и передаются из поколения  в поколение. То, что могло бы исходить от старшего поколения в качестве положительного примера, не всегда с  успехом культивируется поколением “next”. Очевидно, что молодежь реже, чем их родители, читает книги, не стремится  к дополнительному самообразованию (хотя в основном это учащиеся и  студенте), не составляет основной аудитории  музеев, театров и серьезных концертных залов. Проведенное межпоколенческое сравнение указывает, что в основе досуговой активности определенной доли российской молодежи в основном заложен гедонистический компонент, направленный на сиюминутные удовольствия и развлечения.

Информация о работе Динамика ценностей современной Российской молодежи