Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 18:35, реферат
Ценностно-нормативная система стабильного общества регулирует социальное поведение членов общества как непосредственно через ролевые экспектации к поведению людей, занимающих тот или иной социальный статус, так и опосредованно, - формируя сознание (ценностные ориентации, установки, жизненные цели), которые позволяют мысленно подготовиться к успешному выполнению социальных ролей.
Психологическое состояние человека в стабильном обществе в основном зависит от того, насколько его поведение соответствует социальным требованиям.
Введение----------------------------------------------------------------------------------3
2. Ценностные ориентации современной молодежи и их особенности-------4
2. Базовые ценности Российской молодежи-----------------------------------------7
3. Морально-нравственные ценности молодежи-----------------------------------10
4. Досуг российской молодежи: динамика последних 10-ти лет---------------12
5. Личная и семейная жизнь в ценностной иерархии молодежи---------------15
Заключение ------------------------------------------------------------------------------17
Список использованной литературы------------------------------------------------18
Менее значимыми для российской молодежи являются следующие суждения: "материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого не хочет, пусть живут бедно — это справедливо" (53,9%) "в жизни лучше не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру" (53,6%), "для достижения успеха в жизни надо рисковать, это дает шанс" (49,4%), "надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел" (46,1%), "современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали" (43,8%) [4].
Для молодого поколения наименее значимыми ценностными суждениями являются следующие: "от меня мало что зависит — важно, какая экономическая ситуация будет в стране" (35,1%), "надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены" (32,4%), "главное в жизни — материальное благополучие, а свобода второстепенна" (29,5%) [4].
Следует
подчеркнуть, что российская молодежь
ориентирована в большей
Однако
убеждение молодых россиян в
том, что бедность — справедливый
удел тех, кто не обеспечил свое материальное
благополучие, отнюдь не является проявлением
их жестокости или эгоизма. Здесь
мы имеем дело с явлением более
глубокого порядка — сломом коллективистско-
Также хотелось обратить внимание на ценностные ориентации первокурсников университета. Для определения ценностных предпочтений респондентам была предложена дополненная шкала терминальных ценностей М. Рокича.
Среди выбранных студентами 1 -го курса в качестве наиболее значимых ценностей: на 1-м месте — "любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)" (этот ответ выбрали 58% респондентов), на 2-м — "здоровье (физическое и психическое)" (57%), на 3-м — "материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)" (54%), на 4-м — "наличие хороших и верных друзей" (51%), на 5 -м — "служебный и профессиональный рост, карьера" (42%) [5].
Достаточно значимыми являются также:
- "активная
деятельная жизнь (полнота и
эмоциональная насыщенность
- "интересная работа" (32%);
- "уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) (32%);
- "счастливая семейная жизнь" (28%).
Заметим,
что такая ценность как "познание
(возможность расширения своего кругозора
общей культуры, получения образования,
интеллектуальное развитие) (19%), "творчество
(возможность творческой деятельности)"
(4%) и "развитие (работа над собой,
физическое и духовное совершенствование)"(13%)
- являются менее значимыми по сравнению
со "служебным и профессиональным
ростом, карьерой" (42%) и "интересной
работой" (33%), что свидетельствует
о преобладании прагматической ориентации
в ряду тех ценностей, которые
непосредственно связаны с
Наименее значимыми для студентов - первокурсников оказались следующие ценности:
- "свобода как независимость в поступках и действиях" (11%);
- "развлечения
(приятное, необременительное
- "счастье
других (благосостояние, развитие и
совершенствование других
- "самостоятельность как независимость суждений и оценок" (5%)
- "красота
природы и искусства (
- "равенство - равные возможности для всех" (1%) [5].
Распределение
ценностей в определенной иерархии
можно интерпретировать как неоднородное.
Однако заметна некоторая тенденция
доминирования ценностей
Следует провести параллель между ценностными ориентациями студентов например 1998 г. и 2000 г. На первом месте как в 1998, так и в 2000 годах преобладает любовь (58%; 54,4%); на втором месте – здоровье (57%; 53%); на третьем месте в 1998 году преобладает материально обеспеченная жизнь (54%),а в 2000 г. - наличие верных и хороших друзей (47,4%); на четвертом месте в 1998 г. - наличие верных и хороших друзей (51%), а в 2000 г. – интересная работа (45,2%); на пятом месте в 1998г. - служебный и профессиональный рост, карьера (42%), а в 2000г. – активная деятельная жизнь (44,8%) [6]. Изменение ценностных ориентаций студентов связано, на мой взгляд, с изменением общества в целом и трансформацией ценностей подрастающей молодежи [11].
Таким образом, базовые ценности современной молодежи в трансформирующем обществе отражают изменения, происходящие в них на протяжении последних 20 лет.
3. Морально-нравственные
ценности молодежи.
Происходящие в последние два десятилетия в стране процессы изменили многое не только в экономике и политике, но и в обыденной жизни каждого человека, в отношениях между людьми, в понимании того, что сегодня есть жизненный успех, какие цели надо перед собой ставить и какими средствами для достижения этих целей можно пользоваться. У многих россиян складывается мнение о полной и безвозвратной утере нашим обществом и его гражданами нравственных норм, о том, что эрозия морали достигла той критической точки, за которой грядет духовное перерождение, а точнее – вырождение России. При этом наиболее уязвимой к негативному моральному транзиту признается молодежь.[7]
Так, по мнению большинства опрошенных, причем как людей старшего возраста, так и самой молодежи, для современной молодежи в целом характерен «моральный релятивизм» и даже цинизм, равнодушие к каким бы то ни было идеалам. Эту точку зрения разделяют 64% молодых респондентов и 70% – представителей старшего поколения. И только треть россиян придерживаются оптимистичного взгляда на ситуацию, полагая, что молодежь тянется к высоким идеалам (36% и 28%, соответственно) [7].
Причем сравнение оценок, даваемых представителями отдельных возрастных подгрупп молодежи свидетельствует, что распространение среди молодежи настроений цинизма и равнодушия к идеалам в наибольшей степени ощущается среди самых юных наших сограждан. Так, в группе респондентов в возрасте 17-19 лет склонность молодежи к цинизму отмечается чаще всего (43% при 36% среди 20-23-летних и 31% среди 24-26-летних опрошенных). Напротив, представители «старшей молодежи» настроены не столь пессимистично, среди них 68% уверены, что их сверстники тянутся к идеалам, позволяющим прожить жизнь осмысленно (при 63% среди 20-23-летних и 57% среди 17-19-летних респондентов) [11].
Как
показывают исследования, в целом
россияне демонстрируют достаточно
высокий морально-нравственный уровень,
во всяком случае, на словах. В отношении
большинства поступков и
В число табуированных действий для поколения отцов входят также гомосексуализм, публичное проявление неприязни к представителям других национальностей, обогащение за счет других. Эти поступки и явления не приемлемы и для большинства молодежи, но хотя и не подавляющего.
Анализ отклонений между
4. Досуг
российской молодежи: динамика последних
10-ти лет.
Сфера
досуга и отдыха – важнейшая сфера
повседневности, к тому же за годы экономических
перемен в стране претерпевающая
в некотором смысле своеобразную
«революцию предпочтений». Это выражается
не только в том, что существенно
расширяются возможности
Повседневное
общение, широкие социальные контакты,
досуговые предпочтения, формирующие
тип социальной жизни различных
групп современной молодежи, являются
важнейшими характеристиками избираемого
ею стиля жизни, одними из главных
критериев самоидентификации
Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо подчеркнуть, что сфера отдыха и досуга россиян тесно связана как с устоявшимися традициями и привычками, так и с новыми возможностями, открывающимися перед населением в условиях рыночной экономики. Это и новые способы общения, рекреации, развлечений; и новые-- технологии, завоевывающие Россию и распахивающие перед ее гражданами прежде закрытые границы в остальной мир; и глобальная индустрия досуга, тиражирующая массовую унифицированную культуру.
Начнем
с того, что подавляющее большинство
россиян находится в
Тем
не менее, надо подчеркнуть, что приверженность
определенным формам заполнения свободного
времени и выбор модели социального
участия зависят не только от моды
или общепринятых вкусовых стандартов,
но и от культурного потенциала людей,
в частности многие вкусы и
запросы обладают относительной
устойчивостью и передаются из поколения
в поколение. То, что могло бы исходить
от старшего поколения в качестве
положительного примера, не всегда с
успехом культивируется поколением
“next”. Очевидно, что молодежь реже,
чем их родители, читает книги, не стремится
к дополнительному
Информация о работе Динамика ценностей современной Российской молодежи