Деятельность и общение как способы социальной жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:41, реферат

Описание работы

В системе тех или иных связей человек изучается то как продукт биологической эволюции — вид Homo sapiens, то как субъект и объект исторического процесса — личность, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта труда и ведущего звена в системе «человек-машина», как субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания и т. д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Феномен человека………………………………………………………….4
Общественная форма жизни человека……………………………………5
Как человек становится личностью……………………………………….7
Деятельность и общение как способы социальной жизни человека……9
Заключение………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Человек как субъект общественной жизни.docx

— 43.56 Кб (Скачать)

Факт связи общения  с деятельностью констатируется исследователями. Однако характер этой связи понимается по-разному.

Иногда деятельность и  общение рассматриваются не как параллельно существующие взаимосвязанные процессы, а как две стороны социального бытия человека, его образа жизни. В других случаях общение понимается как определенная сторона деятельности: оно включено в любую деятельность, есть ее элемент. В то же время саму деятельность можно рассматривать как условие и основание общения.

Наконец, общение можно  понимать как особый вид деятельности, как коммуникативную деятельность, выступающую самостоятельно на определенном этапе онтогенеза, например у младенцев, дошкольников, подростков.

При характеристике структуры  общения в ней выделяют три  взаимосвязанные стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную. Эти  стороны общения определяются в  качестве функций, которые общение  реализует в совместной жизнедеятельности  людей.

Коммуникативная сторона  общения, или коммуникация, состоит  в обмене информацией между общающимися  индивидами. Интерактивная сторона  заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями. Перцептивная сторона  общения означает процесс восприятия друг друга партнерами по общению  и установления на этой основе взаимопонимания.

В реальной действительности каждая из этих сторон не существует изолированно от других и выделение их возможно лишь при анализе. Все обозначенные здесь стороны общения выделяются и проявляются в случаях организации  общения в малых группах, т.е. в  условиях непосредственного контакта между людьми.

Общение включает в себя определенные способы воздействия  индивидов друг на друга; основные из них – это заражение, внушение, подражание

Заражение – это бессознательная, невольная подверженность индивида определенным психическим состояниям. Заражение выступает как форма  спонтанно проявляющегося внутреннего механизма поведения человека. Механизм социально-психологического заражения сводится к эффекту многократного взаимного усиления эмоциональных воздействий общающихся между собой людей

Особой ситуацией, в которой  усиливается воздействие через  заражение, является ситуация паники. Паника возникает в массе людей  как определенное эмоциональное  состояние. Непосредственной причиной паники является появление какого-либо известия, способного вызвать своеобразный шок.

Внушение есть целенаправленное, неаргументированное воздействие  одного человека на другого или на группу. При внушении осуществляется воздействие на другого, основанное на некритическом восприятии сообщения или информации.

В отличие от заражения, которое  носит, как правило, невербальный характер (танцы, игры, музыка, эмоции и т.п.), внушение носит, напротив, вербальный характер, т.е. осуществляется посредством речевого сообщения. С особой силой внушение действует на лиц впечатлительных и вместе с тем не обладающих достаточно развитой способностью к самостоятельному логическому мышлению, не имеющих твердых жизненных принципов и убеждений, неуверенных в себе.

Подражание как способ воздействия проявляется в следовании какому-либо примеру, образцу посредством  его воспроизведения. Особое значение подражание имеет в процессе психического развития человека.

 

Заключение

 

Теоретические и практическое человекознание становится одним из главнейших центров научного развития. Об этом можно судить по трем важным особенностям развития современной науки, связанным именно с проблемой человека. Первой из них является превращение проблемы человека в общую проблему всей науки в целом, всех ее разделов, включая точные и технические науки. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин и их дроблении на ряд все более частных учений. Наконец, третья особенность современного научного развития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и методов исследования человека в различные комплексные системы, к построению синтетических характеристик человеческого развития.

Список литературы

 

1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб: Питер. 2001.

2. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб: Питер. 2003.

3. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов. – М.: Школа-Пресс, 1995.

4. Черняк Е.М. Социология  семьи. – М.: «Дашков и Ко». 2004.

5. Немировский В. Т. Социология. – М.: Проспект. 2010.

 


Информация о работе Деятельность и общение как способы социальной жизни человека