Деятельность и общение как способы социальной жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:41, реферат

Описание работы

В системе тех или иных связей человек изучается то как продукт биологической эволюции — вид Homo sapiens, то как субъект и объект исторического процесса — личность, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта труда и ведущего звена в системе «человек-машина», как субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания и т. д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Феномен человека………………………………………………………….4
Общественная форма жизни человека……………………………………5
Как человек становится личностью……………………………………….7
Деятельность и общение как способы социальной жизни человека……9
Заключение………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Человек как субъект общественной жизни.docx

— 43.56 Кб (Скачать)

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Феномен человека………………………………………………………….4

Общественная форма жизни  человека……………………………………5

Как человек становится личностью……………………………………….7

Деятельность и общение  как способы социальной жизни  человека……9

Заключение………………………………………………………………..15

Список литературы……………………………………………………….16

 

Введение

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом, но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожих друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Теология, философия, психология, естественные и социальные науки — некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества — стремительный рост численности населения, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета — являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Современная наука все  более полно охватывает многообразные  отношения и связи человека с миром (человек - техника; человек - культура; человек и общество и т.д.).

В системе тех или иных связей человек изучается то как продукт биологической эволюции — вид Homo sapiens, то как субъект и объект исторического процесса — личность, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта труда и ведущего звена в системе «человек-машина», как субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания и т. д.

Подобного многообразия подходов к изучению человека еще никогда не знала история науки. Все возрастающее многообразие аспектов человекознания — специфическое явление современности, связанное со всем прогрессом научного познания и его приложениями к различным областям общественной практики.

В настоящее время складывается сложно разветвленная система теоретического и практического человекознания, значение которого для будущего человечества не менее велико, чем значение фундаментальных наук о природе, с которыми связано овладение силами природы, ее энергетическими и пищевыми ресурсами, освоение космоса и т. д.

 

1. Феномен человека

 

Первое, что можно отметить, описывая феномен человека, это многообразие его свойств. Человек – существо многостороннее, многомерное, сложно организованное. Ряд свойств человека доступен непосредственному  восприятию. Это, прежде всего внешние особенности человека. Есть попытки описать человека только на основе его чувственно воспринимаемых телесных особенностей. Известно идущее из античности ироничное определение человека как птицы без перьев, подчеркивающее неправомерность сведения человека только к одному свойству – прямохождению.

Известно выражение о  человеке как венце природы. В  нем подчеркивается, что человек – это часть природы. Человек – живое существо и как всякое животное имеет организм, тело, находится во взаимосвязи с природным миром, подчиняется его законам. В том, что человек – органическое существо, каждый из нас убеждается ежедневно, переживая так называемые органические потребности: в пище, в тепле, в отдыхе и т.д. Наше психическое самочувствие находится в зависимости от природных явлений: оно одного качества в теплый солнечный день, другого – в день пасмурный и холодный. Атмосферные явления влияют на наше состояние, настроение, работоспособность, продуктивность деятельности. Публикуемые регулярно в печати сведения о неблагополучных для людей днях основаны на явлениях метеозависимости человека.

Человеческое тело – его  форма, строение, функционирование есть продолжение эволюционного ряда. Оно во многом сходно с организмом высших приматов. В то же время человек качественно отличается от всех других живых существ, «Человек, – писал Н. А.Бердяев, – есть принципиальная новизна в природе»( Бердяев Н.А. О назначении человека // Мир философии. М , 1991.). Тело человека – культурное тело; оно одухотворено и подчинено высшим целям человека. «Форма человеческого тела, лицо человека духовно"( Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого // Мир философии М.1991.).

Человеческие органические потребности принципиально отличаются от потребностей животных. Они удовлетворяются  иными предметами, иными способами, а главное – культурно обусловлены. Но принципиальное отличие человека состоит в свободном отношении к переживаниям органических потребностей. С помощью воли человек может блокировать ощущение голода и жажды, преодолевать чувство страха и боли, если это необходимо для достижения личностно значимых целей.

 

2. Общественная  форма жизни человека

 

Человек – общественное существо, живет в сообществе себе подобных. Он включен в систему  связей и отношений с другими  людьми, занимает в ней собственную  позицию, имеет определенный статус, играет различные социальные роли. Именно совместная жизнь с другими  людьми приводит к появлению личности как интегральной характеристики человека. Личность – это способ жизни и  действования, проявляющийся в свободном и творческом определении своего места в сообществе, в самостоятельных поступках, в принятии ответственности за последствия своих социальных деяний. Личность – это всегда определенная позиция.

Сугубо человеческой формой жизни является такая общность, как  семья. Семья — это союз, основанный на инстинктивных, эмоциональных привязанностях. Это школа социальной жизни, в которой индивид учится повиноваться и управлять, жить в гармонии с другими и для других(Черняк Е. М. Социология семьи: Учебное пособие. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2004.). Животные также образуют устойчивые пары, заботятся о потомстве, но они создаются исключительно с целью продолжения рода. Детеныши животных достаточно рано расстаются со своими родителями и забывают их. У животных отсутствуют межпоколенные связи. У людей всё иначе. У человека самое длительное детство. Дети для родителей всегда остаются детьми.

Еще одной, специфически человеческой формой общности являются различные  клубные объединения. Клуб – это добровольное и желанное объединение людей по интересам. В клубе люди предстают друг перед другом как равноправные личности. Здесь человек удовлетворяет специфически человеческие духовные потребности: в общении и самовыражении. На определенном этапе жизни – в период взросления – человек остро ощущает потребность в совместной общественной деятельности, вхождении в сообщества, организованные на общих ценностях.

Способом жизни человеческого  общества является общение. «Человеческая сущность, – писал Л.Фейербах, – налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, опирающемся лишь на реальность различия между Я и Ты» (Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избранные философские произведения. М., 1955.).

Человек живет в мире культуры, которая, по образному выражению  философов, составляет его вторую природу. Поведение человека с самого раннего возраста регулируется принятыми в данной культуре ценностями, нормами, традициями, правилами.

Культурный человек –  это образованный человек, воспитанный на основе образа Человека, идеала данной культуры. До революции в России издавалась художественная серия «Образы человеческие», которая была посвящена жизнеописанию лучших сынов и дочерей Отечества. Она была ориентирована в первую очередь на подрастающее поколение. Образование как обучение, воспитание, формирование является основной культурной формой человеческого существования, оно лежит в его основе. Без передачи культурных образцов и способов взаимодействия человека с миром, осуществляемых в образовательном пространстве, невозможно представить себе человеческую жизнь.

Наряду с образованием, культура включает в себя такие формы  человеческой деятельности, как наука, философия, искусство, религия, этика, политика, экономика и др. Все  эти формы человеческой деятельности составляют содержание материальной и  духовной культуры. Любая из форм культуры является выражением «собственно человеческого в человеке». Занятия философией и наукой отчетливо проявляют разумность человека, его способность в принципе постигать сущность предметов мира и самого себя.

Искусство строится на способности  человека к эстетическому наслаждению  прекрасным, на неутилитарном восприятии окружающего мира. Л.Фейербах писал, что лишь человеку «бесцельное созерцание звезд дает небесную отраду, лишь он при виде блеска благородных камней, зеркала вод, красок цветов и бабочек упивается одной негой зрения; лишь его ухо восторгается голосами птиц, звоном металлов, лепетом ручейков, шелестом ветра...»(Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избранные философские произведения. М., 1955.).

Этика раскрывает не оформляемые  в специальном кодексе отношения  человека к человеку. Высшим принципом  нравственного отношения человека к человеку является сформулированный И.Кантом категорический императив: поступай так, чтобы ты всегда относился к человеку как к цели и никогда – только как к средству. Великий писатель-гуманист Ф.М.Достоевский предельно остро выразил эту мысль в «Братьях Карамазовых», отвергнув саму возможность достижения всеобщего счастья, если ради этого будет пролита хоть одна слеза ребенка.

Безусловный приоритет ценности конкретного человека перед любыми абстрактными идеями присущ религиозному, христианскому мировоззрению. Человек  в отношениях с Богом – еще  одна антропологическая тема. Человек  – единственное существо на земле, у которого есть идея Бога, который  верит в высшее, нежели он сам, начало, в божественное происхождение мира. Сущность человека особым образом высвечивается  в его отношении к божественному.

Во всех указанных формах культуры мы находим стержневую характеристику человека – его деятельную, преобразовательно-созидающую сущность.

 

3. Как человек становится личностью

 

Понятие «социализация личности»  широко используется социологами для  описания процесса, в ходе которого люди учатся соблюдать социальные нормы  и усваивают социальные ценности. Именно социализация делает возможной  преемственность поколений в  обществе и само существование человеческого  общества.

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический  организм и его основной заботой  в этот момент является собственный  физический комфорт. Через некоторое  время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок  и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами  поведения и ответственностью, а  также с неповторимо индивидуальным видением мира. Человек достигает  этого состояния с помощью  процесса, который мы называем социализацией. В ходе этого процесса индивид  превращается в человеческую личность. Социализация - процесс, посредством  которого индивидом усваиваются  нормы его группы таким образом, что через формирование собственного “Я” проявляется уникальность данного  индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для  его успешного функционирования в данном обществе.

Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, обучения и воспитания, с помощью  которых человек приобретает  социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. В процессе социализации принимает участие все окружение индивида: семья, соседи, сверстники в детском саду, школе, средства массовой информации и т.д.

Важным для социологического изучения социализации личности является выделение стадий социализации.  В отечественной психологии и  социологии существует представление  о четырёх стадиях социализации:

      • стадия ранней социализации;
      • стадия обучения;
      • стадия социальной зрелости;
      • стадия завершения жизненного цикла. (Невирко Д. Д., Шинкевич В. Е. Социология: учебное пособие. Красноярск, 2003.

Иными словами, человек социализируется  в течение всей своей жизни. Более  широкое распространение как в западной, так и отечественной науке получила концепция о следующих трёх стадиях социализации:

Информация о работе Деятельность и общение как способы социальной жизни человека