Деятельность и общение как способы социальной жизни человека

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 22:41, реферат

Описание работы

В системе тех или иных связей человек изучается то как продукт биологической эволюции — вид Homo sapiens, то как субъект и объект исторического процесса — личность, то как естественный индивид с присущей ему генетической программой развития и определенным диапазоном изменчивости. Исключительно важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта труда и ведущего звена в системе «человек-машина», как субъекта познания, коммуникации и управления, как предмета воспитания и т. д.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3
Феномен человека………………………………………………………….4
Общественная форма жизни человека……………………………………5
Как человек становится личностью……………………………………….7
Деятельность и общение как способы социальной жизни человека……9
Заключение………………………………………………………………..15
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Человек как субъект общественной жизни.docx

— 43.56 Кб (Скачать)
    • начальная – социализация ребёнка в рамках семьи, до его поступления в школу;
    • средняя, связанная с обучением в школе;
    • завершающая, т.е. социализация взрослого человека, в процессе которой происходит принятие новых социальных ролей.

Важным аспектом социализации является выделение факторов социализации. К ним относятся элементы социальной среды, воздействующие на индивида в  процессе социализации (семья, образовательные  учреждения, неформальные группы сверстников, СМИ и др.).

В рамках факторов социализации могут быть также выделены агенты социализации (лица, непосредственно  участвующие в социализации человека) и институты социализации (социальные организации, которые осуществляют социализирующие функции).

Эффективная социализация невозможна без идентификации, т.е. отождествления индивида сначала с партнёром  по общению, а затем с конкретными  социальными группами, к которым  он принадлежит: семьёй, жителями города или посёлка, где он проживает, коллективом, в котором он учится или работает, национальностью и т.п.

 

 

 

4. Деятельность и общение как способы социальной жизни человека.

 

В обычном словоупотреблении  под деятельностью понимается всякого  рода активность человека. Это значение закрепляется в толковых словарях: «деятельность» есть работа, занятие  в какой-либо области.

В науке понятие «деятельность» определено недостаточно четко. Хотя в  последнее время оно привлекает все более пристальное внимание философов, социологов, экономистов, психологов, оно пока не получило единого и  точного истолкования.

Изучение философской  и психологической литературы, посвященной  проблеме деятельности, показывает многозначность категории «деятельность». Можно  зафиксировать, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие:

1. Деятельность как совокупность результатов и последствий – продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом понимании деятельность предстает как производство.

2. Деятельность как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач, как средство их решения. В этом смысле деятельность предстает как труд в истинном смысле этого слова.

3. Деятельность как процесс самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятельность – это самодеятельность.

4. Деятельность как таковая, вне ее результативности, как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. Здесь деятельность – это практика.

Фундаментальным, основополагающим среди выделенных смыслов категории «деятельность» является практика. Именно практика является целостным и подлинно генетическим источником человеческой реальности. Практическое, деятельностное бытие человека есть основа его сущности и сама возможность существования его как субъекта.

Теоретическое осознание  практики как формы саморазвития общественного человека выявляет, что  природа практики и человеческий способ существования – однопорядковые сущности. Это означает также, что практика не просто средство к жизни, но и подлинное альтер эго (другое «Я») человека, его удвоение, предметное воплощение того, что он есть внутри себя. Эта однопорядковость, помимо всего прочего, означает, что именно практика является единым носителем всех возможных составляющих человеческого способа жизни.

Являясь универсальным, т.е. простым, всеобщим способом отношения  человека к миру и самому себе, практика задает и исторически конкретные формы этим отношениям и определяет характер их взаимосвязи. Практика всегда социальна, предметна и сознательна. Не может быть бессознательной (вне и помимо сознания) практики, не может быть бездеятельной и внесоциальной практики, как не может быть непрактического сознания, непрактической деятельности, непрактического сообщества. В целостном процессе человеческой жизнедеятельности практикуемые основания человеческого способа существования (производства, сознания, общности) постоянно опосредствуют друг друга, выступая сторонами целого.

Основной, или конституирующей, характеристикой деятельности является ее предметность, которая заключается  в том, что она подчиняется (или  уподобляется) свойствам, явлениям и  отношениям независимого от нее объективного мира. Предметность выступает как  универсальная пластичность деятельности, как ее возможность отражать в  себе объективные свойства предметов, среди которых действует субъект. Выражение «беспредметная деятельность»  лишено смысла. Иное дело, когда предмет  деятельности зачастую оказывается  скрытым и требуется глубокий анализ по его нахождению.

Деятельность человека всегда общественна. В своей подлинно социальной деятельности человек выступает  не как Робинзон, а как представитель  человеческого рода, учитывающий  и результаты деятельности других людей, и их позиции в совместной деятельности. Понятия «деятельность» и «общение»  тесно связаны между собой. По своему происхождению общение возникает из нужд деятельности.

Субъектность человека по своему исходному основанию связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Сущностными свойствами этого процесса является способность человека управлять своими действиями, реально-практически преобразовывать действительность, планировать способы действий, реализовывать намеченные программы, контролировать ход и оценивать результаты своих действий.

Практическое отношение  человека к действительности включает в себя три составляющие: 1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов; 2) объект, на который направлена активность субъектов; 3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом. В роли субъектов деятельности могут выступать: а) конкретный индивид, 6) социальная группа, в) общество в целом. В зависимости от этого выделяют индивидуальную деятельность, коллективную, или групповую, деятельность и общественно-историческую деятельность, или практику. Психология имеет дело преимущественно с первыми двумя формами деятельности.

Становление субъекта деятельности есть процесс освоения индивидом  ее основных структурных образующих: смысла, цели, задач, способов преобразования человеком объективного мира.

Содержание деятельности соотносимо с понятиями потребности и мотива, с процессом определения их предметного содержания. Поэтому анализ конкретной деятельности человека можно осуществить только тогда, когда будут определены потребности и мотивы этой деятельности при достаточно четком формулировании их предметного содержания. И, наоборот, если речь идет о потребности и конкретизирующих ее мотивах при определении их предметного содержания, то этим психологическим образованиям должна соответствовать та или иная деятельность, направленная на их удовлетворение.

Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные  потребности. Потребность – это  состояние человека, выражающее его  зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. В психологии потребности человека рассматриваются как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Переживаемая человеком  нужда (потребность) побуждает его  к совершению деятельности, к поиску предмета ее удовлетворения. Предмет  потребности есть ее действительный мотив. Мотив – это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Мотив – это побуждение к деятельности, в которое выливается данная потребность. Мотив – это опредмеченная потребность. Или – что то же самое – предмет потребности есть мотив. На основе одной и той же потребности могут образовываться мотивы к различным деятельностям. Одна и та же деятельность может вызываться различными мотивами, отвечать различным потребностям.

Тот или иной мотив побуждает  человека к постановке задачи, к  выявлению той цели, которая, будучи представлена в определенных условиях, требует выполнения действия, направленного  на создание или получение предмета, отвечающего требованиям мотива и удовлетворяющего потребность. Цель – это представляемый или мыслимый результат деятельности.

Деятельность как целое  – это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву. Деятельность всегда соотносится с определенным мотивом.

Действие выступает как  составная часть деятельности. Оно  отвечает осознаваемой цели. Любая  деятельность осуществляется в форме  действий или цепи действий. Это  значит, что когда мы наблюдаем  какой-либо внешний или внутренний процесс активности человека, то но отношению к ее мотиву эта активность есть деятельность, а по отношению к цели – или отдельное действие, или совокупность, цепь действий. Деятельность и действие жестко не связаны. Одна и та же деятельность может реализовываться разными действиями, и одно и то же действие может входить в различные виды деятельности.

Действие, имея определенную цель, осуществляется разными способами  в зависимости от тех условий, в которых это действие совершается. Способы осуществления действия называются операциями. Операции –  это преобразованные действия, действия, ставшие способами осуществления  других, более сложных действий.

Например, когда ребенок  учится писать буквы, то написание буквы  является для него действием, направляемым сознательной целью – правильно написать букву. Но, овладев этим действием, ребенок использует написание букв как способ для написания слов (более сложного действия) и, следовательно, написание букв превращается из действия в операцию.

Умения и навыки являются характеристиками выполнения человеком  различных действий. При этом в  психологии есть две трактовки этих понятий. Согласно первой из них, умения и навыки рассматриваются как  ступени, уровни овладения человеком  теми или иными действиями, выполняемыми на основе знаний. Умение при этом рассматривается  как первая ступень овладения  каким-либо действием, а навык –  как вторая ступень, означающая уже  хорошее, вполне успешное, безошибочное выполнение этого действия. Умение означает, что индивид усвоил соответствующее  знание и может его применять, контролируя каждый свой шаг в  соответствии с этим знанием.

Навык же означает, что применение этого знания приобрело автоматизированный характер.

Согласно другой трактовке, умения и навыки относятся к разным действиям. Действия, которые выполняет  человек, в частности ученик, в  процессе учения, весьма разнообразны и образуют сложную иерархическую  структуру. Среди них есть простейшие, которые приходится выполнять многократно, почти на каждом шагу, например действия чтения, письма, счета. Каждое из этих действий входит как составной элемент в более сложные действия, и поэтому необходимо, чтобы ученик мог выполнять их быстро и безошибочно, притом «не задумываясь», т.е. автоматизировано. Вот такое автоматизированное выполнение простейших действий и называется навыком.

Для выполнения более сложных  действий, таких, как решение каких-либо задач, написание сочинения, составление  схемы, построение модели и т.д., ученик должен владеть действиями по применению знаний и навыков. Вот такое владение сложной системой психических и  практических действий, необходимых  для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками, называется умением. Следовательно, умения – это сознательное применение имеющихся у ученика знаний и навыков для выполнения сложных действий в различных условиях, т.е. для решения соответствующих задач. Выполнение каждого сложного действия для ученика выступает как решение задачи.

Деятельность и общение  составляют две стороны социального  бытия человека, его способа жизни. Поэтому, когда мы изучаем образ  жизни конкретного индивида, мы не можем ограничиться анализом только того, что и как он делает, мы должны исследовать также и то, с кем  и как он общается, т.е. сферу, формы, способы общения.

Общение – это сложный и многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс сопереживания и взаимного понимания друг друга.

Реальность и необходимость  общения определена совместной жизнедеятельностью людей. Корни общения мы находим  в самой их материальной жизнедеятельности. Чтобы жить, люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека.

Вне общения формирование личности вообще невозможно. Именно в  процессе общения с другими людьми ребенок усваивает общечеловеческий опыт, накапливает знания, овладевает умениями и навыками, формирует свое сознание и самосознание, вырабатывает убеждения, идеалы и т.п. Только в  процессе общения у ребенка формируются  духовные потребности, нравственные и  эстетические чувства, складывается его  характер.

Реализация функций обучения и воспитания подрастающего поколения  происходит также через общение. Субъектами педагогического общения являются учителя, школьники, родители – Взрослые и Дети. Все без исключения исследователи включают коммуникативные способности в состав педагогических.

Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. Вне общения  человеческое общество просто немыслимо. Общение выступает в обществе как фундаментальное условие  связывания индивидов и вместе с  тем как способ развития самих этих индивидов.

Информация о работе Деятельность и общение как способы социальной жизни человека