Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:09, реферат
Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.
Задачи:
1. Определить понятие и виды девиантного поведения.
2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.
3. Раскрыть специфику форм и методов социальной работы с детьми с девиантным поведением.
4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан на практических примерах.
Введение
1. Понятие и причины девиантного поведения
2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению
3. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением
Заключение
Использованная литература
При этом
в процессе коррекции реализуются
следующие функции:
1. Воспитательная
– восстановление положительных качеств,
которые преобладали у подростка до появления
девиантности, через обращение к памяти
подростка о его добрых делах.
2. Компенсаторная
– формирование у подростков
стремления компенсировать тот
или иной социальный
3. Стимулирующая
– активизация положительной
социально полезной предметно-
4. Корректирующая
– исправление отрицательных качеств
личности подростка и применение разнообразных
методов и методик, направленных на корректировку
мотивации, ценностных ориентаций, установок,
поведения [7; 105].
Приемы
коррекционно-воспитательного
- снижение
требований к участнику
- вовлечение
в коллективные виды
- организация
ситуаций, в которых ребенок может
достичь успехов, разработка
- демонстрация
и разъяснение позитивных
Следует,
однако, отметить, что при проведении
коррекционно-воспитательной работы в
условиях специальных учреждений закрытого
типа, безусловно, существует своя специфика.
Она заключается в следующем:
- она
осуществляется в закрытых и
изолированных социальных
- ее
объектом являются подростки
с повышенным индексом
- часто
она подспудно ассоциируется
как суррогат или аналог
- иногда
она проводится в обстановке
антагонизма противостоящих
- в идеале
она никогда не прекращается
с окончанием срока пребывания,
так как бывший воспитанник
нуждается в ресоциализации и адаптации
к внешнему миру;
- специалист,
проводящий воспитательно-
Использованная
литература
1.
Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.:
Издательство «Питер», 1999. – 352 с.: ил.
2.
Гоголева А.В. Аддиктивное поведение
и его профилактика. – М.: Московский психолого-социальный
институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК»,
2002. – 240 с.
3.
Дармодехин С.В. Семья как объект государственной
политики. – М.: Государственный НИИ семьи
и воспитания. – 1998. – 206 с.
4.
Ерашов В.Б. Роль участковых уполномоченных
милиции и сотрудников подразделений
по делам несовершеннолетних в профилактике
семейного неблагополучия /Предупреждение
наркомании: социальная стратегия, тактика
и опыт организации: Сборник материалов
Регионального научно-практич. семинара.
В 2-х ч.: Ч.1. /Под общ. ред. министра социальной
защиты РТ, к.с.н. К.Н.Новиковой, к.ф.н. Н.Н.Ислановой.
– Казань, 2003. – С.38-45.
5.
Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки?
//Социологические исследования. - №2, 2001.
– С.134-136.
6.
Каримуллина Ф.Ф. Информация о
решении проблем детской
7.
Клейберг Ю.А. Психология девиантного
поведения: Учебное пособие для вузов.
– М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.
8.
Клиническая психология в
9.
Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки
смутного времени /К проблеме
социализации старшеклассников. //Социологические
исследования, 1998. - №8. – С. 56-61.
10. Крэйхи
Б. Социальная психология агрессии. –
СПб.: «Питер», 2003. – 336 с.
11. Мачнева
О. В Казани открылась школа для «плохишей»
//Вечерняя Казань. – 14.01.2003. - №7 (2530). –
С.2.
12. Мачнева
О. Малолетних убийц отпустили по домам
по истечении 45 «перевоспитательных»
суток //Вечерняя Казань. – 21.08.2002. – С.3.
13. Менделевич
В.Д. Структура девиантных форм поведения
в условиях масштабных социально-психологических
перемен /Система социальной работы в
условиях переходного периода: принципы
формирования и функционирования. Материалы
межрегиональной научно-практич. конференции.
– Казань, 1998. - С.135-137.
14. О
Концепции совершенствования
15. Об
основах системы профилактики
безнадзорности и
16. Об
основных гарантиях прав
17. Отечественная
социальная педагогика: Хрестоматия:
Учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений /Сост. и авт. предисл. Л.В.Мардахаев.
– М.: Издательский центр «Академия», 2003.
– 384 с.
18. Плоткин
М.М., Камаева Г.И. Педагогические аспекты
социальной реабилитации детей с девиантным
поведением //Семья в России, 1995. – №1-2.
- С.118-130.
19. Плоткин
М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие
как фактор девиантного поведения детей
//Семья в России, 1997. – №2. - С.90-102.
20. Психологическая
энциклопедия. 2-е изд. /Под ред.
Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003.
– 1096 с.: ил.
21. Сайганова
С. Высокий забор и цветы на подоконнике
//Время и Деньги. – 18.12.1998. - №173-174 (474-475).
– С.4.
22. Селиванова
З.К. Смысложизненные ориентации подростков.
//Социологические исследования. - №2, 2001.
– С.87-92.
23. Смелзер
Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс,
1994. – 688 с.
24. Социально-психологические
причины приобщения подростков
к наркотикам /Итоги социологических
исследований, проведенных в учебных
учреждениях г.Казани по проблемам
подростковой наркомании. – Казань, 2000.
– 12 с.
25. Степанов
В.Г. Психология трудных
26. Тадевосян
Э.В. Социология. Учебное пособие.
– М.: Знание, 1998. – 272 с.
27. Тощенко
Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп.
и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1999. –
511 с.
28. Фатхелисламова
А.А. Феноменология детского нищенства.
//Социологические исследования. - №2, 2001.
– С.127-129.
29. Фирсов
М.В., Студенова Е.Г. Теория
30