Девиантное поведение детей и подростков

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:09, реферат

Описание работы

Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.


Задачи:


1. Определить понятие и виды девиантного поведения.


2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.


3. Раскрыть специфику форм и методов социальной работы с детьми с девиантным поведением.


4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан на практических примерах.

Содержание

Введение


1. Понятие и причины девиантного поведения


2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению


3. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением


Заключение


Использованная литература

Работа содержит 1 файл

дев.поведение.рефет.docx

— 36.20 Кб (Скачать)

При этом в процессе коррекции реализуются  следующие функции: 

1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах. 

2. Компенсаторная  – формирование у подростков  стремления компенсировать тот  или иной социальный недостаток  усилением деятельности в той  области, в которой он может  добиться успехов, которая позволит  реализовать ему свои возможности,  способности и, главное, потребность  в самоутверждении. 

3. Стимулирующая  – активизация положительной  социально полезной предметно-практической  деятельности подростка, осуществляемая  посредством осуждения или одобрения,  т.е. заинтересованного, эмоционального  отношения к личности подростка  и его поступкам. 

4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения [7; 105].  

Приемы  коррекционно-воспитательного взаимодействия во всех учреждениях для детей  и подростков с девиантным поведением, будь то социальный приют, социально-реабилитационный центр, открытое или закрытое специальное общеобразовательное учреждение, общие: 

- снижение  требований к участнику взаимодействия  до достижения социальной и  психологической адаптации;  

- вовлечение  в коллективные виды деятельности, стимулирование развития творческого  потенциала и самовыражения; 

- организация  ситуаций, в которых ребенок может  достичь успехов, разработка мер  поощрения; 

- демонстрация  и разъяснение позитивных образов  поведения (личный пример, художественная  литература, периодика, биография  и др.) [7; 111]. 

Следует, однако, отметить, что при проведении коррекционно-воспитательной работы в  условиях специальных учреждений закрытого  типа, безусловно, существует своя специфика. Она заключается в следующем: 

- она  осуществляется в закрытых и  изолированных социальных учреждениях; 

- ее  объектом являются подростки  с повышенным индексом социального  неблагополучия и повышенной  стрессогенностью; 

- часто  она подспудно ассоциируется  как суррогат или аналог исполнения  уголовного наказания;  

- иногда  она проводится в обстановке  антагонизма противостоящих этико-правовых  концепций, заимствованных из  пенитенциарной системы и обусловленных  менталитетом разделения «тюремного  персонала» и «тюремного мира»; 

- в идеале  она никогда не прекращается  с окончанием срока пребывания, так как бывший воспитанник  нуждается в ресоциализации и адаптации к внешнему миру; 

- специалист, проводящий воспитательно-коррекционную  работу, занимает объективно особое  место, осуществляя миссию посредничества  между философией социального  контроля и враждебной ей философией  девиации. Он способствует поиску  социально приемлемых точек соприкосновения  в этих антагонистических отношениях [29; 221-222]. 

 

Использованная  литература 

1.      Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПб.: Издательство «Питер», 1999. – 352 с.: ил. 

2.      Гоголева А.В. Аддиктивное поведение и его профилактика. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2002. – 240 с. 

3.      Дармодехин С.В. Семья как объект государственной политики. – М.: Государственный НИИ семьи и воспитания. – 1998. – 206 с. 

4.      Ерашов В.Б. Роль участковых уполномоченных милиции и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних в профилактике семейного неблагополучия /Предупреждение наркомании: социальная стратегия, тактика и опыт организации: Сборник материалов Регионального научно-практич. семинара. В 2-х ч.: Ч.1. /Под общ. ред. министра социальной защиты РТ, к.с.н. К.Н.Новиковой, к.ф.н. Н.Н.Ислановой. – Казань, 2003. – С.38-45. 

5.      Журавлев В.С. Почему агрессивны подростки? //Социологические исследования. - №2, 2001. – С.134-136. 

6.      Каримуллина Ф.Ф. Информация о  решении проблем детской беспризорности  и безнадзорности несовершеннолетних  в Республике Татарстан /Предупреждение  наркомании: социальная стратегия,  тактика и опыт организации:  Сборник материалов Регионального  научно-практического семинара. В  2-х ч.: Ч.1. /Под общ. ред. министра социальной защиты РТ, к.с.н. К.Н.Новиковой, к.ф.н. Н.Н.Ислановой. – Казань, 2003. – С.90-91. 

7.      Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учебное пособие для вузов. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 160 с.  

8.      Клиническая психология в социальной  работе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Б.А.Маршинин, М.В.Голубев, Н.Н.Ямщикова и др.; Под ред. Б.А.Маршинина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 224 с. 

9.      Ковалева Т.В., Степанова О.К. Подростки  смутного времени /К проблеме  социализации старшеклассников. //Социологические  исследования, 1998. - №8. – С. 56-61. 

10.  Крэйхи Б. Социальная психология агрессии. – СПб.: «Питер», 2003. – 336 с. 

11.  Мачнева О. В Казани открылась школа для «плохишей» //Вечерняя Казань. – 14.01.2003. - №7 (2530). – С.2. 

12.  Мачнева О. Малолетних убийц отпустили по домам по истечении 45 «перевоспитательных» суток //Вечерняя Казань. – 21.08.2002. – С.3. 

13.  Менделевич  В.Д. Структура девиантных форм поведения в условиях масштабных социально-психологических перемен /Система социальной работы в условиях переходного периода: принципы формирования и функционирования. Материалы межрегиональной научно-практич. конференции. – Казань, 1998. - С.135-137. 

14.  О  Концепции совершенствования государственной  системы профилактики безнадзорности  и правонарушений несовершеннолетних  в современных условиях. Решение  Межведомственной комиссии по  делам несовершеннолетних при  Правительстве Российской Федерации  от 07.07.1998 г. №1/1. //Семья в России, 1998. - №3-4. - С.125-148.  

15.  Об  основах системы профилактики  безнадзорности и правонарушений  несовершеннолетних. Федеральный закон  от 24.06.1999 г. №120-ФЗ. 

16.  Об  основных гарантиях прав ребенка  в Российской Федерации. Федеральный  закон от 24.07.1998 г. №124-ФЗ. 

17.  Отечественная  социальная педагогика: Хрестоматия:  Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Сост. и авт. предисл. Л.В.Мардахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 384 с. 

18.  Плоткин М.М., Камаева Г.И. Педагогические аспекты социальной реабилитации детей с девиантным поведением //Семья в России, 1995. – №1-2. - С.118-130. 

19.  Плоткин М.М., Ширинский В.И. Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей //Семья в России, 1997. – №2. - С.90-102. 

20.  Психологическая  энциклопедия. 2-е изд. /Под ред.  Р.Корсини, А.Ауэрбаха. – СПб.: Питер, 2003. – 1096 с.: ил. 

21.  Сайганова С. Высокий забор и цветы на подоконнике //Время и Деньги. – 18.12.1998. - №173-174 (474-475). – С.4. 

22.  Селиванова  З.К. Смысложизненные ориентации подростков. //Социологические исследования. - №2, 2001. – С.87-92. 

23.  Смелзер Н. Социология: пер. с англ. – М.: Феникс, 1994. – 688 с. 

24.  Социально-психологические  причины приобщения подростков  к наркотикам /Итоги социологических  исследований, проведенных в учебных  учреждениях г.Казани по проблемам подростковой наркомании. – Казань, 2000. – 12 с.  

25.  Степанов  В.Г. Психология трудных школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 3-е изд., перераб. И доп. –М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с. 

26.  Тадевосян  Э.В. Социология. Учебное пособие.  – М.: Знание, 1998. – 272 с. 

27.  Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Прометей, Юрайт, 1999. – 511 с. 

28.  Фатхелисламова А.А. Феноменология детского нищенства. //Социологические исследования. - №2, 2001. – С.127-129. 

29.  Фирсов  М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной  работы: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432с. 

30

Информация о работе Девиантное поведение детей и подростков