Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:09, реферат
Целью данной работы является анализ основных направлений социальной работы с детьми с девиантным поведением.
Задачи:
1. Определить понятие и виды девиантного поведения.
2. Проанализировать основные причины детского и подросткового девиантного поведения и факторы, способствующие его преодолению.
3. Раскрыть специфику форм и методов социальной работы с детьми с девиантным поведением.
4. Проанализировать опыт социальной работы с детьми с девиантным поведением в Республике Татарстан на практических примерах.
Введение
1. Понятие и причины девиантного поведения
2. Причины девиантного поведения детей и подростков и факторы, способствующие его преодолению
3. Формы и методы социальной работы с детьми с девиантным поведением
Заключение
Использованная литература
В историческом
плане, люди очень медленно освобождались
от деиндивидуализированного существования,
погруженного в широкие родственные, племенные
и родовые отношения. Эрих Фромм изучал
возникновение индивидуальности в человеческой
истории и то чувство уникальности и свободы,
которое сопровождает это развитие. Однако
в современном урбанизированном мире
– мире «городских джунглей» - индивидуализация
часто сопровождается ощущением анонимности
и изоляции, которые снова мотивируют
людей присоединяться к разным группам.
Присоединение
подростка к группе часто влечет
за собой снижение запретов в отношении
вовлечения в противонормативные действия.
Дело в том, что присоединившись к группе,
он отодвигается на второй план и морально
«укрывается» в ней, поскольку внимание
общества сосредотачивается прежде всего
на самой группе, а уж потом – на ее конкретных
членах. При этом социальный контроль
за личностью конкретного подростка уменьшается,
и в ситуации ожидания наказания за какой-либо
проступок у него возникает возможность
скрыться или рассеять ответственность
путем ухода на второй план в группе. Зная,
что можно уйти от наказания, подросток
в группе становится равнодушным к возможным
санкциям со стороны общества, и потому
его поведение постепенно перестает подчиняться
внешним правилам и нормам. Таким образом,
в группе (толпе) у подростка высвобождается
поведение, в обычных условиях сдерживаемое
запретами [20; 166-167].
Подростки,
утрачивающие индивидуальность и присоединяющиеся
к группе, плохо сознают себя в
качестве отдельных существ. Результат
– неспособность осуществлять текущий
контроль или анализ своего поведения
и неспособность извлекать
Чаще
всего причиной конкретного девиантного
поведения выступает не одна, а несколько
причин. Что касается современной России,
то специалисты считают, что большинство
отклонений в поведении несовершеннолетних,
такие, как безнадзорность, правонарушения,
употребление ПАВ, агрессия и т.п., имеют
в своей основе общий источник – социальную
дезадаптацию.
Социальная
дезадаптация означает нарушение взаимодействия
индивидуума со средой, характеризующееся
невозможностью осуществления им в конкретных
микросоциальных условиях своей позитивной
социальной роли, соответствующей его
возможностям. В отечественной литературе
выделяются следующие причины социальной
дезадаптации несовершеннолетних, лежащие
в основе их девиантного поведения:
- дисфункциональность
семьи;
- личностные
особенности (возрастные, характерологические,
психические);
- школьная
дезадаптация;
- воздействие
асоциальной неформальной
- причины
социально-экономического и
Чаще
всего причиной социальной дезадаптации
выступает не одна из возможных причин,
а их комплексная совокупность [25; 11]. Действительно,
не так уж редко бывает, что подросток
плохо учится из-за неурядиц в семье, а
это вызывает пренебрежение к нему учителей
и товарищей по школьному классу. Подобная
обстановка приводит к нежелательным
изменениям в сознании, а затем и в поведении
такого подростка.
Однако
большинство отечественных
Социальная
дезадаптация приводит к изоляции, лишению
или утрате подростком основной потребности
– потребности в полноценном развитии
и самореализации. Социальной дезадаптированный
ребенок, подросток, находясь в трудной
жизненной ситуации, является жертвой,
чьи права на полноценное развитие грубо
нарушены [2; 7]. Детство – это период интенсивного
физического, психического и социального
развития. Невозможность осуществления
позитивной социальной роли вынуждает
подростка искать обходные пути для реализации
своей потребности в развитии. В результате
– уход из семьи или из школы, где невозможны
реализация внутренних ресурсов, удовлетворение
потребностей развития. Другой способ
ухода – эксперименты с наркотиками и
другими психоактивными веществами. И,
наконец, совершения преступлений.
Основными
причинами социальной дезадаптации
являются факторы социального, экономического,
психологического и психосоматического
характера. Чтобы бороться с ростом социальной
дезадаптации и девиантного поведения
среди детей и подростков, требуется найти
подходы и решения, способные снизить
влияние этих факторов.
Профилактика
девиантного поведения среди детей и подростков
должна обеспечиваться взаимодействием
разных факторов: семьи, школы, досуговой
среды, неформальных групп, коллективов,
других социальных институтов и общества
в целом.
Все существующие
в мире меры по уменьшению масштабов
девиантного поведения среди детей и подростков,
можно объединить в две общие группы:
- общие
профилактические стратегии,
- дифференцированные
стратегии, которые направлены
на конкретные группы детей
и подростков и конкретные
виды девиантного поведения [10; 289].
Российская
система государственных мер
по профилактике отклоняющегося поведения
несовершеннолетних также основывается
на такой модели. В ней выделяются
меры общей и специальной
Общая
профилактика предполагает создание благоприятных
социально-экономических, социокультурных,
социально-педагогических условий, содействующих:
а) выполнению семьями их репродуктивных
функций, воспитанию здоровых в физическом
социальном отношении детей; б) полноценной
реализации воспитательных функций общеобразовательных
учреждений всех видов, обеспечению развития
способностей и позитивных интересов
детей, их занятости во внеучебное время
полезной деятельностью.
Специальная
профилактика включает координационно-
Реализация
российской государственной политики
профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних предполагает дифференцированный
подход к различным группам детей,
который включает:
- осуществление
комплекса мер, обеспечивающих
гуманизацию социума ребенка, гармоничное
развитие его личности, профилактику школьной
и социальной дезадаптации. В этом процессе
задействованы все службы и учреждения:
образовательные, социозащитные, социокультурные,
правовые, информационные;
- развитие
форм работы, расширяющих применение
действенных мер общественного
и государственного
- принятие
чрезвычайных мер,
2. Социальная работа с детьми с девиантным поведением
2.1. Формы
и методы социальной работы
с детьми с девиантным поведением
По роду
своей деятельности социальный работник
имеет дело преимущественно с
людьми, испытывающими различные
жизненные затруднения. Спектр этих
затруднений достаточно широк. И
очень весомая их доля приходится
на те, которые невозможно решить без привлечения
усилий специалистов в других областях
– психологии, педагогике, юриспруденции,
медицине. Эффективные технологии социальной
работы основаны на тесном взаимодействии
и интеграции межведомственных усилий
всех специалистов, учреждений и служб.
Все это справедливо и в отношении социальной
работы с детьми и подростками с различными
формами и видами девиации.
Современная
система профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
осуществляется различными разноведомственными
службами и учреждениями. Согласно Федеральному
закону «Об основах системы профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»,
в эту систему входят службы и учреждения
органов социальной защиты населения,
органов управления образованием, органов
здравоохранения, органов юстиции, органов
и служб внутренних дел, органы законодательной
и исполнительной власти, органы местного
самоуправления, средства массовой информации,
общественные и коммерческие организации.
В основе
деятельности всех этих разнопрофильных
служб, учреждений и организаций лежат
общие направления и принципы социально-воспитательной,
профилактической работы с подростками.
Вместе с тем профиль и специализация
каждого из этих учреждений накладывает
свой отпечаток на формы и методы их непосредственной
работы по предотвращению возникновения
девиантного поведения. Социальному работнику,
часто находящемуся во взаимодействии
со специалистами всех этих разноведомственных
учреждений и служб (например, при работе
в Комиссии по делам несовершеннолетних),
необходимо знать и учитывать специфику
форм и методов их работы.
С другой
стороны, какова бы ни была специфика
деятельности служб и учреждений,
их формы и методы работы с девиантными
детьми и подростками объединяет то, что
все они без исключения опираются на общее
русло богатой отечественной традиции
превентивной теории и практики. Прежде
всего здесь идет речь о социально-педагогической
совокупности форм и методов социальной
и корекционной работы, основы которых
были заложены еще в 1930-е годы российскими
педагогами В.Н.Сорокой-Росинским, А.С.Макаренко,
С.Т.Шацким. В своей блестящей опытно-экспериментальной
работе они, по сути, заложили и развили
основные принципы, методы и содержание
социальной педагогики, социальной работы
с детьми и подростками, в том числе и с
девиантным поведением, где важнейшим
фактором воспитательной и коррекционно-реабилитационной
работы выступает созданная и организованная
воспитывающая среда. При этом С.Т. Шацкий
создавал такую среду в открытом социуме
по месту жительства, а В.Н.Сорока-Росинский
и А.С.Макаренко – в замкнутом социуме
детской колонии для несовершеннолетних
правонарушителей [17; 334].
Вопрос
о возможностях исправления несовершеннолетних
в условиях специальных учреждений
закрытого типа вообще является очень
сложным. Еще и сегодня в нашем
обществе широко распространены представления
об этих учреждениях, вызванные ассоциациями
с понятиями «зоны», «зэков», непременной
колючей проволокой и т.д. Соответственно,
и основная функция этих учреждений
воспринимается не как перевоспитание,
а изоляция несовершеннолетних правонарушителей
для предотвращения распространения
девиантного поведения среди «нормальных»
детей и подростков.
Сегодня
такое представление постепенно
начинает меняться, уступая место
пониманию важности функции ресоциализации,
или исправления несовершеннолетних правонарушителей
и девиантов. Основой деятельности всех
учреждений для девиантных подростков
(как открытого, так и закрытого типа) сегодня
является коррекционно-воспитательная
составляющая.
Коррекционно-воспитательная
составляющая деятельности всех учреждений
для детей с девиантным поведением
направлена, главным образом, на разрушение
определенных установок, ценностей, мотивов,
стереотипов поведения и формирования
новых с целью достижения самореализации
личности подростка. Посредством коррекционно-воспитательной
работы требуется решить возникший у подростков
конфликт «личность – общество», «личность
– социальная среда», «личность – группа»,
«личность – личность» [7; 101].