Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:22, курсовая работа
Задачи и цели нашей работы ответить на следующие вопросы: что же можно считать жестокостью, а что нет? И почему ребенок позволяет себе жестокое поведение? Кто виноват, что ребенок проявляет жестокость? Разбираться в этих вопросах необходимо рассматривая отдельно каждого ребенка, его жизнь, его воспитание, его семью, ситуацию, где проявляет ребенок жестокость.
Введение
Глава 1. Основные теоретические подходы и факторы влияющие на формирование жестокости детей и подростков
Глава 1.1. Беспризорность и безнадзорность, как причина формирования жестокости
Глава 1.2. Влияние семьи на формирование поведения ребенка
Глава 2. Особенности подросткового возраста и девиантного поведения детей и родителей
Глава 2.1 Жестокость и насилие на экране
Глава 2.1. Алкоголизм и наркомания детей и родителей как формы проявления девиантного поведения
Заключение
Список источников и литературы
Последствия беспризорности и безнадзорности детей губительны не только для общества, но и для государства в целом. Учитывая, что Российское население имеет динамику старения, уменьшения граждан работоспособного возраста. Это может стать причиной серьезных политических и социальных проблем (рост преступности, наркомании, различных заболеваний, подрывает нравственные устои).
Основная причина возникновения и роста беспризорности и безнадзорности заключается в тяжелой социально-экономической ситуации в стране: распад семей, алкоголизм и наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных, многодетных и молодых семей со стороны государства. Ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей. (3)
Дети-сироты самая проблемная группа людей. Лишенные заботы, доброты, ухода и нежности, они видят только жестокость, лишения, обиду. Как загнанные «волчата» они выходят в 15-18 лет из домов временного пребывания и в лучшем случае, если получают «комнатушку», где могут жить. Согласно данным из 15000 выпускников детских государственных учреждений (детей-сирот) в течение года 500 попадают на скамью подсудимых, 3000 становятся бомжами, 1500 кончают с собой. Эти дети чаще всего жестоки и беспощадны ведь им приходиться очень тяжело бороться за выживание. (7)
Озлобленность беспризорного и безнадзорного ребенка за то, что его бросили, что он никому не нужен, никто о нем не заботился, и не будет заботиться, выливается в крайнюю жестокость по отношению к окружающим. Их желание чаще всего сделать больно другим так же, как больно им.
Глава 1.2. Влияние семьи на формирование поведения ребенка
Можно ли как-то предотвратить жестокость среди детей? Что для этого нужно делать? Нет единого мнения по решению данных вопросов, ведь жестокость у детей это не только появляется от определенных условий или действий, порой все заложено на генном уровне.
Бороться с жестокостью не нужно, нужно понять, что происходит с ребенком, из-за чего он так себя ведет, и главное, какова выгода от такого поведения. Возможно это внутренний конфликт. Пусть ребенок знает, что вам не нравиться его поведение, вы можете его лишить сладкого или мультиков. Научите ребенка направлять свою негативную энергию в мирное русло (спортивные секции, подвижные игры, танцы и т.д.). Дайте ребенку возможность «выплеснуть» все в определенном месте (побиться на подушках, попинать мяч, побить грушу и т.д.). (4)
В первую очередь очень многое зависит от семьи (по данным статистики 60 %, социальное окружение 20 %, психофизиологические особенности 15 % и наследственность 5 %). (12) Взрослым необходимо следить за своими поступками и жестами. Проявлять пример доброты и гуманности. Не стоит применять в целях наказания к ребенку физическую силу, тем самым показывая, что сильный всегда берет верх над слабым и может причинить ему страдания и боль. Не должны оскорблять ребенка, жестоко его наказывать и бить, занижать самооценку, сравнивать с другими детьми.
Не надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для него важнее непосредственно внимание. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. Должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.
Требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Если ребенок просит вас поиграть с ним, уделить ему внимание, а если вы в данный не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете, предложите ребенку помочь вам, а потом вмести пойти поиграть. (1)
С малых лет необходимо пресекать проявления жестокости, формировать способность к сочувствию и сопереживанию. Дети довольно часто жестоки между собой, поскольку еще не вполне обрели навыки конструктивного общения и сотрудничества. Не следует детей ругать за это, следует доступно объяснить, чем плох его поступок и, вызвать в нем эмоционально жалость и ответственность. Если подавлять жестокость и агрессию, тогда это приведет к бессознательному накоплению отрицательных эмоций. В один момент все вырвется наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным.
Покажите ребенку последствия проявления жестокости. Объясните ему, что даже если вначале он достигает для себя выгоды, например, отнимает у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. И что за такое поведение следует неотвратимое наказание или возвращение зла и т.п.
Не забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют должным образом, сделайте все, чтобы закрепить эти усилия. Не стоит ругать ребенка за жестокое поведение или агрессию и любой другой проступок при свидетелях. Это вызовет обратную реакцию. Надо исключать ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка. (5)
Происхождение жестокости у детей идет и от того, что родители выпивают или употребляют наркотики, а следствие употребления данных веществ редко бывает положительным. Дети видят как каждый день мать или отец напивается, скандалят, дерутся. Срывают злобу на всей семье. Худший вариант, если они злоупотребляют с детьми. (9)
Соблюдая в семье по отношению к ребенку несколько простых правил можно предотвратить проявление жестокости и агрессии:
Проявление жестокости в детском возрасте имеет другие причины, нежели в более зрелом. И порождается она чаще всего по неведению, неосознанно, ребенок не имеет еще способности к сопереживанию, чаще всего дети поступки совершают спонтанно и необдуманно. Но нельзя оставлять не замеченным тот факт, если ребенок регулярно проявляет жестокость, это может укорениться в нем и войти в привычку, в более старшем возрасте.
На
первых порах, для того чтобы вызвать
одобрение родителей, ребенок учиться
контролировать свою агрессию, причем
по началу это достигается внешним
контролем, диктуемым реакциями окружающих
и его страхом. Тревога обычно двоякая:
это и страх наказания, и боязнь обидеть,
вызвать раздражение родителей и лишиться
из-за этого их поддержки. При нормальном
развитии система социальных норм и запретов
постепенно становиться частью психики
человека (по З. Фрейду – это формирование
Супер-Эго), и контроль становиться внутренним.
Тогда большая я часть поведения регулируется
уже совестью или чувством вины, в разных
пропорциях у разных личностей. У многих
людей, особенно агрессивных и жестоких
по природе, внутренний контроль в силу
различных причин формируется неважно,
и внешний контроль остается ведущим на
всю жизнь. (1)
Глава 2. Особенности подросткового возраста и девиантного поведения детей и родителей.
Подростковый возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека и определяет во многом всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте происходит формирование характера, поведения и других основ личности.
Существует
несколько классификаций
Выделяют:
Довольно
часто подростки имеют
Переход
от детства к более
Причины проявления жестокости у подростков:
Для подростков с повышенным уровнем жестокости и агрессии характерно:
Глава 2.1 Жестокость и насилие на экране.
Еще одна причина жестокости – насилие на экране, в России один из самых высоких в мире уровней преступности, следовательно, все это показывается на экране.
Дети, просмотревшие сцены насилия на экране, проявили вдвое больший интерес, чем от просмотра комедии. В памяти такие сцены сохраняются значительно дольше и ярче, особенно у подростков.
Родителям
стоит учитывать все
Изображение насилия в российских фильмах 90-х годов ХХ века и начала XXI века
|
Информация о работе Детская жестокость как социальная проблема