Детская жестокость как социальная проблема

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

Задачи и цели нашей работы ответить на следующие вопросы: что же можно считать жестокостью, а что нет? И почему ребенок позволяет себе жестокое поведение? Кто виноват, что ребенок проявляет жестокость? Разбираться в этих вопросах необходимо рассматривая отдельно каждого ребенка, его жизнь, его воспитание, его семью, ситуацию, где проявляет ребенок жестокость.

Содержание

Введение
Глава 1. Основные теоретические подходы и факторы влияющие на формирование жестокости детей и подростков

Глава 1.1. Беспризорность и безнадзорность, как причина формирования жестокости

Глава 1.2. Влияние семьи на формирование поведения ребенка

Глава 2. Особенности подросткового возраста и девиантного поведения детей и родителей

Глава 2.1 Жестокость и насилие на экране

Глава 2.1. Алкоголизм и наркомания детей и родителей как формы проявления девиантного поведения

Заключение

Список источников и литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая ТСР.doc

— 150.00 Кб (Скачать)

     Последствия беспризорности и безнадзорности детей губительны не только для общества, но и для государства в целом. Учитывая, что Российское население имеет динамику старения, уменьшения граждан работоспособного возраста. Это может стать причиной серьезных политических и социальных проблем (рост преступности, наркомании, различных заболеваний, подрывает нравственные устои). 

     Основная причина возникновения и роста беспризорности и безнадзорности заключается в тяжелой социально-экономической ситуации в стране: распад семей, алкоголизм и наркомания, безработица, слабая социальная поддержка малообеспеченных, многодетных и молодых семей со стороны государства. Ухудшение условий жизнедеятельности и разрушение нравственных ценностей и воспитательного потенциала семей. (3)

     Дети-сироты самая проблемная группа людей. Лишенные заботы, доброты, ухода и нежности, они видят только жестокость, лишения, обиду. Как загнанные «волчата» они выходят в 15-18 лет из домов временного пребывания и в лучшем случае, если получают «комнатушку», где могут жить.  Согласно данным из 15000 выпускников детских государственных учреждений (детей-сирот) в течение года 500 попадают на скамью подсудимых, 3000 становятся бомжами, 1500 кончают с собой. Эти дети чаще всего жестоки и беспощадны ведь им приходиться очень тяжело бороться за выживание. (7)

     Озлобленность беспризорного и безнадзорного ребенка за то, что его бросили, что он никому не нужен, никто о нем не заботился, и не будет заботиться, выливается в крайнюю жестокость по отношению к окружающим. Их желание чаще всего сделать больно другим так же, как больно им.

Глава 1.2. Влияние семьи на формирование поведения ребенка

     Можно ли как-то предотвратить жестокость среди детей? Что для этого  нужно делать? Нет единого мнения по решению данных вопросов, ведь жестокость у детей это не только появляется от определенных условий или действий, порой все заложено на генном уровне.

     Бороться  с жестокостью не нужно, нужно  понять, что происходит с ребенком, из-за чего он так себя ведет, и главное, какова выгода от такого поведения. Возможно это внутренний конфликт. Пусть ребенок знает, что вам не нравиться его поведение, вы можете его лишить сладкого или мультиков. Научите ребенка направлять свою негативную энергию в мирное русло (спортивные секции, подвижные игры, танцы и т.д.). Дайте ребенку возможность «выплеснуть» все в определенном месте (побиться на подушках, попинать мяч, побить грушу и т.д.). (4)

     В первую очередь очень многое зависит  от семьи (по данным статистики 60 %, социальное окружение 20 %, психофизиологические особенности 15 % и наследственность 5 %). (12) Взрослым необходимо следить за своими поступками и жестами. Проявлять пример доброты и гуманности. Не стоит применять в целях наказания к ребенку физическую силу, тем самым показывая, что сильный всегда берет верх над слабым и может причинить ему страдания и боль. Не должны оскорблять ребенка, жестоко его наказывать и бить, занижать самооценку, сравнивать с другими детьми.

     Не  надо откупаться от ребенка дорогими игрушками, подарками и т.п. Для  него важнее непосредственно внимание. Уважайте личность в вашем ребенке, считайтесь с его мнением, воспринимайте всерьез его чувства. Предоставляйте ребенку достаточную свободу и независимость, за которую ребенок будет сам нести ответственность. Должна быть своя территория, своя какая-то сторона жизнь, вход на которую взрослым позволен только с его согласия.  

     Требуется проявление со стороны родителей  безусловной любви к ребенку  в любой ситуации. Если ребенок  просит вас поиграть с ним, уделить  ему внимание, а если вы в данный не можете этого сделать, то не отмахивайтесь от малыша, тем более, не раздражайтесь на него за назойливость. Лучше покажите ему, что вы понимаете его просьбу и объясните, почему в данный момент вы ее выполнить не можете, предложите ребенку помочь вам, а потом вмести пойти поиграть. (1)

     С малых лет необходимо пресекать  проявления жестокости, формировать  способность к сочувствию и сопереживанию. Дети довольно часто жестоки между  собой, поскольку еще не вполне обрели навыки конструктивного общения и сотрудничества. Не следует детей ругать за это, следует доступно объяснить, чем плох его поступок и, вызвать в нем эмоционально жалость и ответственность. Если подавлять жестокость и агрессию, тогда это приведет к бессознательному накоплению отрицательных эмоций. В один момент все вырвется наружу в виде яростного взрыва, причем обычно достается людям невиновным.

     Покажите ребенку последствия проявления жестокости. Объясните ему, что даже если вначале он достигает для себя выгоды, например, отнимает у другого ребенка понравившуюся игрушку, то впоследствии с ним никто из детей не захочет играть, и он останется в гордом одиночестве. И что за такое поведение следует неотвратимое наказание или возвращение зла и т.п.      

     Не  забывайте хвалить ребенка за старательность. Когда дети реагируют  должным образом, сделайте все, чтобы  закрепить эти усилия. Не стоит  ругать ребенка за жестокое поведение или агрессию и любой другой проступок при свидетелях. Это вызовет обратную реакцию. Надо исключать ситуации, провоцирующие негативное поведение ребенка. (5)

     Происхождение жестокости у детей идет и от того, что родители выпивают или употребляют наркотики, а следствие употребления данных веществ редко бывает положительным. Дети видят как каждый день мать или отец напивается, скандалят, дерутся. Срывают злобу на всей семье. Худший вариант, если они злоупотребляют с детьми. (9)

     Соблюдая  в семье по отношению к ребенку несколько простых правил можно предотвратить проявление жестокости и агрессии:

      • Разговаривайте спокойно, не повышайте голос, старайтесь сохранять выдержку и сдержанность в любом случае, будьте вежливы, не давайте своим чувствам волю, не оскорбляйте ребенка – он этого не забудет;
      • Если ваш ребенок выражает желание поговорить с вами, выслушайте его внимательно и спокойно, без криков и упреков, что бы он ни говорил;
      • Следите за собой не делайте различий при общении с вашими детьми, не делайте поблажек одному ребенку в том, чего не простили бы второму;
      • Осуждайте вместе с ребенком важные семейные дела, не отстраняйте его от участия в них, он должен чувствовать, что его мнение учитывается и имеет значение;
      • Во время ссоры ребенок может сказать обидные слова, ругательства и т.п., то чего он совсем не хотел бы, главное не реагировать на это агрессивно, а дать понять, спокойно объяснив, что вам неприятно было слышать это. (1)

     Проявление  жестокости в детском возрасте имеет  другие причины, нежели в более зрелом. И порождается она чаще всего по неведению, неосознанно, ребенок не имеет еще способности к сопереживанию, чаще всего дети поступки совершают спонтанно и необдуманно. Но нельзя оставлять не замеченным тот факт, если ребенок регулярно проявляет жестокость, это может укорениться в нем и войти в привычку, в более старшем возрасте.

     На  первых порах, для того чтобы вызвать  одобрение родителей, ребенок учиться  контролировать свою агрессию, причем по началу это достигается внешним  контролем, диктуемым реакциями окружающих и его страхом. Тревога обычно двоякая: это и страх наказания, и боязнь обидеть, вызвать раздражение родителей и лишиться из-за этого их поддержки. При нормальном развитии система социальных норм и запретов постепенно становиться частью психики человека (по З. Фрейду – это формирование Супер-Эго), и контроль становиться внутренним. Тогда большая я часть поведения регулируется уже совестью или чувством вины, в разных пропорциях у разных личностей. У многих людей, особенно агрессивных и жестоких по природе, внутренний контроль в силу различных причин формируется неважно, и внешний контроль остается ведущим на всю жизнь. (1)   
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Особенности подросткового возраста и девиантного поведения детей и родителей.

     Подростковый  возраст – один из наиболее сложных периодов развития человека и определяет во многом всю дальнейшую жизнь индивидуума. Именно в подростковом возрасте происходит формирование характера, поведения и других основ личности.

     Существует  несколько классификаций трудных подростков, наиболее распространенная:

    • С педагогической запущенностью;
    • С социальной запущенностью;
    • С крайней социальной запущенностью.

    Выделяют:

    • Глубоко запущенные педагогически подростки;
    • Подростки с аффективными нарушениями;
    • Конфликтные дети. (1)

     Довольно  часто подростки имеют заниженную самооценку, что выражается в болезненном  восприятии критики и определенных действий от окружающих, обвинении  себя во многих неудачах, боязни «упасть  лицом в грязь» перед сверстниками. Такие дети часто подвергаются различным манипуляциям (чаще всего жестоким и криминальным). Чтобы вырасти в собственных глазах и глазах окружающих людей им приходиться критиковать других, отстаивать свою значимость, что часто приводит к межличностным конфликтам, дракам и даже криминальному исходу. 

     Переход от детства к более самостоятельной  взрослой жизни, бурная гормональная перестройка, смена социальной деятельности –  делают подростка очень уязвимым к отрицательным влияниям. (8)

     Причины проявления жестокости у подростков:

    1. Стремление привлечь к себе внимание сверстников;
    2. Стремление получить желаемый результат;
    3. Стремление быть главным;
    4. Защита и месть;
    5. Желание ущемить достоинство другого с целью подчеркнуть превосходство;
    6. Недостаточное развитие интеллекта и коммуникативных навыков;
    7. Сниженный уровень саморегуляции;
    8. Неразвитость игровой деятельности;
    9. Нарушения в отношениях со сверстниками. (1)

     Для подростков с повышенным уровнем  жестокости и агрессии характерно:

    1. Восприятие большинства ситуаций как угрожающих, враждебных по отношению к ним;
    2. Повышенная чувствительность к негативному отношению (требовательность, повышенный тон или игнорирование собеседником) по отношению к себе;
    3. Заранее настроены на негативное отношение к себе окружающих;
    4. Не оценивают собственную агрессию и жестокость в поведении;
    5. Всегда винят окружающих в собственном деструктивном поведении;
    6. Склонны не брать на себя ответственность за свои поступки;
    7. Имеют ограниченный набор реакций на проблемную ситуацию;
    8. В отношениях с другими проявляют низкий уровень эмпатии;
    9. Слабо развит контроль над собственными эмоциями;
    10. Слабо осознают все свои эмоции, кроме гнева и кайфа;
    11. Имеют неврологические проявления: неустойчивое, рассеянное внимание, слабая оперативная память, неустойчивое запоминание;
    12.   Не умеют прогнозировать последствия своих действий;
    13. Положительно относятся к агрессии, так как через агрессию получают чувство собственной значимости и силы. (1)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2.1 Жестокость и насилие  на экране.

     Еще одна причина жестокости – насилие  на экране, в России один из самых  высоких в мире уровней преступности, следовательно, все это показывается на экране.

     Дети, просмотревшие сцены насилия  на экране, проявили вдвое больший  интерес, чем от просмотра комедии. В памяти такие сцены сохраняются  значительно дольше и ярче, особенно у подростков.

     Родителям стоит учитывать все потенциальные  возможности негативного воздействия  телевизионного насилия, учитывать  сцены проявления жестокости можно  ли такое показывать детям, уровень  развития ребенка, лучше всего обсуждать  с ребенком такие сцены, давая понять последствия увиденных действий. 

   Изображение насилия в российских фильмах 90-х годов ХХ века и начала XXI века

Годы: Количество  полнометражных фильмов: Количество  фильмов со сценами  насилия: Количество  фильмов со сценами  насилия (в процентах):
1990 300 88 29,3%
1991 213 102 47,9%
1992* 189 (166 + 23) 79 41,8%
1993 161 (146 + 15) 65 40,4%
1994 97 (83 +14) 28 28,9%
1995 67 (58+9) 29 43,3%
1996 54 (42+12) 12 22,2%
1997 64 (43+21) 17 26,6%
1998 79 (58+21) 18 22,8%
1999 74 (43+32) 22 29,7%
2000 88 (46+42) 22 25,0%
2001 155 (59+96) 36 23,2%
2002 156 (61+95) 21 13,5%
2003 147 (75+72) 38 25,8%
Итого: 1844 577 31,3%

Информация о работе Детская жестокость как социальная проблема