Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 21:32, курсовая работа
Целью курсовой работы является выявление основных направлений социальной работы с семьей «группы риска», воспитывающих детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи курсовой работы:
- исследовать особенности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью;
- проанализировать особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста;
- изучить особенности дидактических игр и методические рекомендации по их использованию в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью;
- обозначить технологии работы социального педагога в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1 І ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. . .5
1.1 Особенности детей с интеллектуальной недостаточностью. Понятие "задержка психического развития", ее классификация и особенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1.2 Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .7
ІІ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15
2.1 Особенности дидактических игр и методические рекомендации по их использованию в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. . . . . . . . . . . . . . .15
2.2 Технологии работы социального педагога в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40
6
ВВЕДЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 3 |
1 І ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ. . . |
5 |
1.1 Особенности детей с интеллектуальной недостаточностью. Понятие "задержка психического развития", ее классификация и особенности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
5 |
1.2 Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
7 |
ІІ НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
15 |
2.1 Особенности дидактических игр и методические рекомендации по их использованию в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. . . . . . . . . . . . . . . |
15 |
2.2 Технологии работы социального педагога в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
28 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . |
|
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . | 40 |
|
|
|
|
|
|
|
|
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях, об этом свидетельствует то факт, что среди детей, не справляющихся с программой средней школы, большую часть занимают дети с интеллектуальной недостаточностью. Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
На взгляд автора, актуальность еще обусловлена, недостаточной разработанности путей развития и обучения детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость. Безусловно, кроме родителей, дефектологов воспитанием должен заниматься и социальный педагог. В этом и состоит главная задача социального педагога.
Целью курсовой работы является выявление основных направлений социальной работы с семьей «группы риска», воспитывающих детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Задачи курсовой работы:
- исследовать особенности детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью;
- проанализировать особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста;
- изучить особенности дидактических игр и методические рекомендации по их использованию в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью;
- обозначить технологии работы социального педагога в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью;
Объект исследования – дети дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Предмет исследования – особенности мышления детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Для исследования данной темы, использован широкий спектр источников: учебная литература, материалы периодической печати, публикации по данному вопросу, которому посвящено множество работ. Например, в учебном пособии для вузов «Психология и педагогика социальной работы с семьей» Карцевой Л.В. подробно рассматриваются особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста. А в учебном пособии «Теория и практика социальной работы» Фурдея С.Г. были подробно изучены особенности дидактических игр и методические рекомендации по их использованию в процессе обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью, а также технологии работы социального педагога в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью Изучение этой и многой другой литературы позволило расширить знания на тему: направления социальной работы с детьми дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью.
Значимость данной работы заключается в том, что полученные автором теоретические выводы в ходе исследования особенностей детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью, могут быть использованы в последующих курсовых и исследовательских работах по данной проблеме.
1. ДЕТИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
1.1. Особенности детей с интеллектуальной недостаточностью. Понятие "задержка психического развития", ее классификация и особенности.
На основе изучения специализированной литературы мы выявили следующие особенности развития детей с интеллектуальной недостаточностью[1]:
1. Затруднение в понимание наглядно-образных заданий непосредственно связанные с недоразвитием у детей понятий.
2. Нарушение аналитико-синтетической деятельности как основы мыслительного процесса.
3. Затруднения в использовании прошлого опыта для понимания нового материала.
4. Ослабление интеллектуальных интересов и недостатки мотивации.
5. Нарушение внутренней логики действий в сюжете, в котором предполагается динамическое изменение объектов.
6. Неумение устанавливать причинно-следственные связи между предметами и явлениями.
7. Недоразвитие процессов сравнения, обобщения, конкретизации, элементов суждения, умозаключения.
Среди детей, не справляющихся с программой средней школы, большую часть занимают дети с задержкой психического развития. Именно по этому очень важно своевременно выявить детей данной категории среди старших дошкольников и изучать их специфические психофизические особенности.
Понятие "задержка психического развития" определяется, как "особый тип аномалии", проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Может быть вызвана различными причинами:
– дефектами конституции (гармонический инфантилизм);
– соматическими заболеваниями;
– органическими поражениями ЦНС (минимальная мозговая дисфункция).
Данное понятие является психолого-педагогическим. Детей с задержкой психического развития следует дифференцировать от детей с педагогической запущенностью, так как причины пониженной обучаемости, возникшие в обоих случаях, различны. Задержки психического развития возникают в связи со слабовыраженными органическими повреждениями мозга (врожденными или приобретенными во внутриутробном, природовом, а также раннем периоде жизни). Вместе с тем, в отличие от олигофрении, действие патогенных факторов приводи лишь к нарушению темпа развития детей, что подтверждается обратимостью симптомов. Здесь следует отметить, что полная обратимость симптомов наступает лишь в тех случаях, когда проводится коррекционная и лечебная работа.
Т.А.Власовой были выделены следующие виды задержки психического развития[2]:
• Задержка психического развития, возникающая на основе психического и
психофизического инфантилизма (причиной возникновения задержки психического развития являются вредные воздействия на центральную нервную систему в период беременности);
• Задержка психического развития, возникающая в связи с астеническим и
церебрастеническим состоянием организма (причиной же второго вида задержки психического развития являются различные патогенные факторы, действующие на ранних этапах жизни ребенка).
Более глубокую классификацию предложила К.С. Лебединская. В основу данной классификации положен этиопатогенический принцип. В связи с этим выделены следующие типы:
• Задержка психического развития самотогенного происхождения (причиной задержки психического развития соматогенного происхождения является длительная соматическая недостаточность различного происхождения, а также стойкая астения, которая снижает не только общий, но и психический тонус);
• Задержка психического развития конституционального происхождения (при задержке психического развития конституционального происхождения эмоционально-волевая сфера детей не соответствует возрасту, для таких детей характерно преобладание игровых интересов);
• Задержка психического развития церебрально - органического происхождения (задержка психического развития церебрально-органического типа характеризуется нарушением как в эмоционально - волевой сфере, так и в познавательной деятельности. Причем данное нарушение обладает большей стойкостью и выраженностью. Именно данный тип задержки психического развития встречается чаще всего);
• Задержка психического развития психогенного происхождения (задержка психического развития психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, которые приводят к патологическому развитию личности ребенка).
Дети с интеллектуальной недостаточностью составляют самую представительную группу среди детей с особыми образовательными потребностями. В подавляющем большинстве случаев имеющиеся у них интеллектуальные нарушения являются следствием органического поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка – мотивационно-потребностная, социально-личностная, моторно-двигательная; эмоционально-волевая сфера, а также когнитивные процессы: восприятие, мышление, деятельность, речь, поведение. Последствия поражения ЦНС выражаются в задержке сроков возникновения и незавершенности возрастных психологических новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности психофизического развития.
Все это, в свою очередь, затрудняет включение ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений общечеловеческого опыта традиционным путем.
Следовательно, педагогическая система, созданная для детей с нарушениями в развитии, должна решать как задачи коррекционно – педагогической поддержки ребенка в образовательном процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным возможностям и способностям ребенка.
1.2. Особенности мышления детей с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста.
На определенном этапе развития ребенка ему характерен определенный тип деятельности. В раннем возрасте особое место в формировании мышления принадлежит общению, предметной деятельности, игре. Все эти типы мышления в процессе онтогенеза сменяют друг друга, но исконно первым является наглядно- действенное мышления. Оно формируется в процессе развития ребенка в ходе освоения им общественного опыта. Главную роль в развитии детского мышления играют взрослые, они целенаправленно должны развивать его путем обучения и воспитания.
Развитие всех видов психической деятельности идет путем присвоения ребенком общественного опыта. Это не пассивный процесс, а процесс деятельности, в результате которого происходит психическое развитие, в том числе формирование мышления. Решение мыслительных задач детьми с интеллектуальной недостаточностью уже на начальном этапе вызывает значительные затруднения. У таких детей наглядно-действенное мышление характеризуется отставанием в темпе развития.
И хотя их с детства окружают предметы, которыми они должны будут овладеть. Овладение этими предметами или их заменителями происходит в привычной для них ситуации, но в отличие от нормально развивающихся детей, не осознается ими в должном объеме. Они не могут перенести действие с предметом, которым они уже овладели в другую ситуацию самостоятельно. А если же они все-таки с помощью взрослых переносят это действие на другой предмет, то «ребенок, правильно выделяющий величину и действующий с учетом величины с привычным, знакомым объектом, не может выполнить то же действие с новым, незнакомым, но аналогичным объектом»[3].
У детей с интеллектуальной недостаточностью отсутствует активный поиск решения задачи, они часто остаются равнодушными в процессе решения задачи, даже в тех случаях, когда задача - игровая. А у детей, которые все же решили выполнять задачу, нет представления ни об условиях, ни о средствах достижения данной проблемы, а есть только некая ориентировка на цель. Ребенок с интеллектуальной недостаточностью дошкольного возраста в отличие от нормально развивающихся сверстников не умеет ориентироваться в пространстве, также он не использует прошлый опыт в решение жизненных задач. Очень трудно для него оценить свойства предмета отношения между предметами. Помимо всего того, что уже было сказано, он испытывает ряд трудностей моторного характера. В связи с тем, что у таких детей очень затруднен анализ ситуации, они не отбрасывают ошибочные варианты и повторяют одни и те же непродуктивные действия.