Демографическая политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 15:24, курсовая работа

Описание работы

Демография как социальная категория напрямую связана с политической ситуацией в стране. Это обусловлено тем, что государство выстраивает свою политику из состояния общества, его основных потребностей. Таким образом, для каждой страны в демографическом смысле имеет значение такие аспекты как: естественное движение населения, размещение населения, трудовой потенциал, возрастно-половая структура, качество населения, миграции, национальный и религиозный состав.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава I. Влияние демографической ситуации на политическую систему страны………………………………………………………………………………4
Глава II. Демографическая политика в России………………………………8
Глава III. Нормативная база демографической политики в РФ………….11
Глава IV. Основные принципы демографической политики в России.....14
Глава V. Основные задачи для решения демографической проблемы .....15
Заключение ………………………………………………………………………18
Библиография…………………………………………………………………....20

Работа содержит 1 файл

Работа по КП 2012.docx

— 60.62 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава V. Основные задачи для решения демографической проблемы.

Демографическая ситуация в стране действительно на сегодняшний день признается политической проблемой. Но положительным образом стоит отметить, что уже к сегодняшнему моменту поставлены задачи для решения этой проблемы.

 

Для укрепления здоровья и увеличения ожидаемой продолжительности жизни  населения предложены меры, связанные  с улучшением качества жизни, снижения смертности, улучшения репродуктивного  здоровья населения, меры повышения  системы здравоохранения для  сокращения заболеваемости, травматизма  и инвалидности, предоставления улучшенных условий для улучшения качества жизни хронически больных и инвалидов.

 

Для создания предпосылок повышения  уровня рождаемости: стимулирование населения  к переходу к среднему репродуктивному  типу семьи вместо малодетной с помощью укрепления института семьи путем предоставления ей социальной защиты материнства и детства, материальное поощрение ответственного родительства. Законодательно это закреплено Указом Президента РФ от 13.05.2008 N 775, где учрежден орден "Родительская слава".

Так же Концепцией поставлены задачи по повышению доступности и качества оказания бесплатной медицинской помощи женщинам в период беременности и родов, их новорожденным детям, укрепления материально-технического и кадрового обеспечения службы материнства. Плюс, развитие института медицинской помощи детям и подросткам в образовательных учреждениях, в том числе бесплатного питания для детей из малообеспеченных семей, предоставление материнского (семейного) капитала, создание условий для повышения доступности жилья для семей с детьми, в первую очередь для молодых семей с детьми, за счет: развития ипотечного кредитования, внедрения новых кредитных инструментов, расширения строительства доступного жилья, отвечающего потребностям семей, с одновременным строительством объектов социальной инфраструктуры, необходимых семьям с детьми.

 

Концепция предусмотрела повышение  обязательств родителей по обеспечению  надлежащего уровня жизни и развития ребенка, и это получило завершение в ведение в РФ должности Уполномоченного  по права ребенка Указом Президента РФ от 01.09.2009 N 986.

 

Отмечается необходимость решения  задач по укреплению здоровья населения, существенному снижению уровня социально значимых заболеваний, созданию условий и формированию мотивации для ведения здорового образа жизни. На практике это реализовано в Постановлении Правительства РФ от 10.05.2007 N 280, в котором утверждена федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)".

 

Поставлена задача по привлечению  мигрантов в соответствии с потребностями  демографического и социально-экономического развития. Она включает в себя содействие добровольному переселению соотечественников, проживающих за рубежом, на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, а также стимулирование возвращения в Российскую Федерацию эмигрантов, на практике это получило закрепление в Указе Президента РФ от 22.06.2006 N 637, где утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

 

В области миграции и расселения, стоит обратить повышенное внимание к законодательству по отношении иностранных граждан, лиц без гражданства, нелегальных иммигрантов. Требуется создание реально действующего механизма по сокращению миграционного замещения населения России. Или, во всяком случае, создания социально – экономический условий для обеспечения интеграции мигрантов в российское общество и формирование толерантности населения к мигрантам, что в условиях Российской действительности является едва ли не первостепенной проблемой.

 

На настоящий момент вопросы  о незаконной миграции урегулированы  УК РФ ст. 332.1, предусматривающей ответственность  за организацию незаконной иммиграции, ФЗ от 18.07.2006 N 109 "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации", ФЗ от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах", Указом  Президента РФ от 11.08.2003 N 960  "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации", и Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года". 

К концу 2012 года Федеральная миграционная служба намерена усилить штрафные санкции за незаконную миграцию. Поправки, предусмотренные в законодательстве касаются работодателей, незаконно привлекающих рабочую силу, владельцев недвижимости, регистрирующих в помещение недопустимое количество иностранцев, а также самих мигрантов, самовольно пересекающих границу. Предлагается увеличить срок лишения свободы за незаконное пересечение границы с двух до пяти. В отношении ранее депортированных мигрантов и вновь прибывших в страну без разрешения возможен пятилетний срок. Также наказанию подвергнутся иностранные граждане, которые должны быть депортированы, но покинули место, где они должны пребывать до того момента.

 

Планируется внести запрет в Жилищный кодекс и КоАП о пользовании помещением неограниченного количества человек.

Все названные меры по ужесточению  мер в отношении иностранцев  — один из аспектов миграционной политики до 2025 года.

 

Заключение

Вопросы демографии всегда находятся в центре внимания политиков. Это находит свое отражение в том, что в настоящее время в каждом послании Президента РФ Федеральному Собранию рассматривается и дается оценка демографическому положению в стране.

Актуальность демографических  проблем в настоящее время обусловливается несколькими причинами. Во-первых, это снижение рождаемости, негативные сдвиги в возрастной структуре населения, эти социальные факторы находятся в прямой зависимости с экономическими: повышения затрат на систему здравоохранения, проблемы с выплатами пенсионного обеспечения, проблемы с социальной поддержкой семьи. Во-вторых, сокращение численности населения может привести к проблемам на внешнеполитической арене, в связи с угрозой национальной безопасности РФ.  В–третьих, это миграционные процессы, которые негативно сказываются на внутриполитической ситуации в стране.

В условиях демографического кризиса  в России в обществе сложилось  понимании того, что преодоление  кризиса становится ключевой для  всей страны проблемой.

В настоящее время государство  активно старается изменить существующую действительность. В 2007 году была принята  Концепция демографической политики РФ до 2025 года. Руководствуясь основными  принципами, которые лежат в основе этого документа, государство достигло определенных успехов в реализации поставленных задач.

В настоящее время демографическая политика в России реализуется в виде национального проекта Демография, включающего в себя в качестве основного компонента программу «материнского капитала», а также пособия и льготы по рождению ребенка. В рамках этого проекта предусмотрена должность Уполномоченного по правам ребенка, Государственная программа по переселению соотечественников и другие меры.

В демографической политике в России в настоящее время участвуют политические партии и общественные организации, выдвигающие собственные проекты улучшения демографической ситуации. В качестве примера можно привести фонд Русские, выдвинувший Концепцию демографического развития России. 

 Группой депутатов в Думу  внесен законопроект об выплате родителям зарплаты за воспитание собственного ребенка. Кроме того, имеется много инициативных групп и отдельных граждан, которые выдвигают собственные идеи по поводу путей решения демографической проблемы.

Все эти примеры говорят о  соблюдении принципов, которые заложены в Концепции, в частности  принципа взаимодействия, органов государственной  власти с институтами гражданского общества.

Итак, демографическая политика является составной частью социально-экономической политики государств. Это приводит к необходимости исследования и осмысления социально-экономических последствий современных демографических процессов, определения путей дальнейшего демографического развития, с тем, чтобы демографическая ситуация не становилась колоссальной политической проблемой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Джери Д.,Джери Дж. Большой толковый социологический словарь. В 2-х томах: Пер. с англ. Н.Н. Марчук. М.:Вече, АСТ, 1999
  2. Ермаков С. П., Захарова О. Д. Демографическое развитие России в первой половине ХХI века. — М.: ИСПИ РАН, 2000.
  3. Антонов А. И., Медков В. М., Архангельский В. Н. Демографические процессы в России ХХI века. — М.: «Грааль», 2002
  4. Демография: современное состояние и перспективы развития / Под ред. Д.И. Валентея. - М.: Высшая школа, 1997
  5. Харченко М.А. Демографические процессы в контексте национальной безопасности // Политическая миграциология. – Вып. 2 / Под ред. Косова Г.В. – Ставрополь: ГОУВПО «СевКавГТУ», 2006.
  6. Валентей Д.И., Кваша А.Я., Медков В.М. Теоретические основы политики народонаселения // Основы теории народонаселения. 3-е изд., перераб. и доп. М., 1986.
  7. Демографическая политика в современном мире / Под ред. А.Г. Вишневского. М., 1989.
  8. Елизаров В.В. Демографическая политика // Система знаний о народонаселении. Учеб. пособие. М., 1991.
  9. Общая теория права и государства: Учебник / Под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 1996
  10. Шелестов Д., Минаев В. Демографическая ситуация в России. //Родина.2002. - № 10. 
  11. Шелестов Д. Миграционные процессы в России // Родина. 1996. - № 10
  12. Н.М. Римашевская Социально – экономические и демографические проблемы современной России// Вестник Российской Академии Наук 2004 - № 3
  13. Н.И. Ловцова, Е.Р. Ярская-Смирнова Демографическая проблема: кто виноват и что делать? // Мир России. 2005. № 4
  14. Грэм П. Херд Споры о российской десографической безопасности: существующие тенденции и грядущие пути развития // Индекс безопасности, 2007 № 3 
  15. Л. Рыбаковский Русский народ в этнической структуре населения России
  16. Рыбаковский Л.Л. Россия и новое зарубежье: миграционный обмен и его влияние на демографическую динамику. М., 1996.
  17. Ольга Лебедь Социальные последствия депопуляции в России//Демографические исследования,2010, № 7
  18. Э. Н. Соболев. «О демографическом кризисе, трудодефиците и потребности в мигрантах» // Демография и экономика: можно ли сберечь народ России? М., 2007
  19. Тюрюканова Е.В. Торговля людьми в РФ. Обзор текущей ситуации по проблеме.
  20. Марина Кузнецова Ювенальная проформа // Российская правовая газета,2010 №6
  21. Демчук С.Д. перспективы миграционной политики и ее законодательное регурирование// Миграционное право, 2011 № 4

 

 

Нормативно правовые акты

  1. Конституция РФ

  1. Указ Президента Российской Федерации от 20 сентября 2010 года N 1142 "О Комиссии при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике".

  1. Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 утверждена указом Президента РФ от 9 октября 2007 г. №1351

  1.  Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 года, Москва N 637 О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом Российская газета, 28 июня 2006 г.

  1. Федеральный Закон от 24.05.1999 N 99-ФЗ.

 

  1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 № 606 «О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации»

 

  1. Постановление Правительства РФ от 10.05.2007 N 280 утверждена федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007 - 2011 годы)"

 

  1. Указ Президента РФ от 01.09.2009 N 986 «Об  Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка»

 

  1. Федеральный закон от 18.07.2006 N 109-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации"

 

  1. Федеральный закон от 19.02.1993 N 4528-1 (ред. от 01.03.2012) "О беженцах"

 

  1. Указ Президента РФ от 11.08.2003 N 960 (ред. от 28.07.2012) "Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации"

 

  1. "Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года" (утв. Президентом РФ)

 

  1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ 

 

 

  1. Распоряжение Правительства РФ от 30.12.2009 N 2128-р <О Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года>

Информация о работе Демографическая политика