Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:07, реферат
ознакомившись с книгой Данилевского, неизбежно приходим к следующим выводам, что не существует понятия “общечеловеческой цивилизации”. Развитие человечества происходит посредством самобытных культурно-исторических типов, и не об одном типе нельзя сказать, что он представляет собой общечеловеческую цивилизацию. Задача истории – проявление в различное время различными культурными типами свойственным им мировоззрения, целей, стремлений.
Что касается Славянского мира, то анализируя его, автор демонстрирует недюжинный потенциал этого типа во всех четырёх разделах культурной деятельности и резюмирует: «мы можем надеяться, что славянский тип будет первым полным четырёхосновным культурно-историческим типом» [1].
Религиозная сторона культурной деятельности занимает значительное место в славянской цивилизации. Да, славянские народы, за исключением русского, или не успели создать самостоятельных государств, или не смогли их сохранить. Но отсюда не следует политическая несостоятельность славян, даже если не обращать внимания на внешние причины, мешавшие образованию и развитию славянской государственности. Ведь существует Россия, огромное славянское государство, просуществовавшее тысячу лет. Славянская цивилизация представила “уже достаточно задатков художественного, а в меньшей степени и научного, развития, по которым мы можем, во всяком случае, заключить о его способности достигнуть и в этом отношении значительной степени развития, и что только относительная молодость племени, устремление всех сил его на другие, более насущные, стороны деятельности, которые их поглощали, - не дали славянам возможности приобрести до сих пор культурного значения в тесном смысле этого слова” [1].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, ознакомившись с книгой Данилевского, неизбежно приходим к следующим выводам, что не существует понятия “общечеловеческой цивилизации”. Развитие человечества происходит посредством самобытных культурно-исторических типов, и не об одном типе нельзя сказать, что он представляет собой общечеловеческую цивилизацию. Задача истории – проявление в различное время различными культурными типами свойственным им мировоззрения, целей, стремлений.
Славянство – тоже самобытный культурно-исторический тип, тип своеобразный, имеющий задатки для того, что бы стать первым четырехосновным культурно-историческим типом. Лишь альтернативный западному путь развития этого типа приведет к самореализации славянских народов.
Труд Н.Я.Данилевского “Россия и Европа” не был оценен по достоинству современниками, однако он содержит немало мыслей, возымевших ценность в наше время. Сейчас как никогда остро стоит проблема гегемонии одного культурно-исторического типа, в свое время признанного Данилевским “сомнительным” – американского. Снова возникла необходимость создания политического противовеса, на этот раз - тандему США – Англия. После распада Советского Союза и крушения идеологических режимов бывшие советские республики в смятении, они не знают, к кому же им примкнуть, под чье покровительство попасть. Несомненно, их покровителем может быть только Россия, как признанный центр славянства. Однако не все разделяют эту точку зрения.
Прибалтийские страны чуть ли не объявили Россию агрессором, отношения с Украиной тоже складываются не совсем благополучно. Но хочется верить, что слова Н.Я. Данилевского в очередной раз окажутся пророческими: “Славянские народы сохранили свое сознание, свои народные черты…Славянское сознание, как бы ни затемнялось оно мелкими, низменными соперничеством и враждой, как бы ни держали его под спудом, все-таки оно не лишено возможности просветления и пробуждения” [1].
Список литературы