Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2010 в 20:29, курсовая работа
Чикагская социологическая школа - периодизация деятельности и подходы
Введение
1.Периодизация деятельности Чикагской школы
2.Социально-экологический подход
3. Город как объект исследования
4. Концепция маргинальной личности
Заключение
Список использованных источников
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«Курский
государственный технический
Кафедра философии и социологии
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «История социологии»
на
тему: «Чикагская
социологическая школа»
Специальность
Автор работы: Е.Н. Бабенко ________________
Группа:
Руководитель: Е.Г. Каменский _________________
Работа защищена_________
Оценка
__________________
Члены комиссии: ______________ ___________________
(подпись, дата)
(подпись, дата)
Курск
2009
Содержание
Введение ………………………………………………………………….3-5
1.Периодизация
деятельности Чикагской школы……
2.Социально-экологический подход………………………………… 16-21
3. Город как объект исследования…………………………………….22-
4. Концепция маргинальной
Заключение……………………………………………………
Список использованных
Приложение А………………………………………………
Введение
Деятельность
Чикагской социологической
Главная
задача научной школы заключалась
в том, чтобы создать
При написании данной работы мы пользовались учебной литературой, оригинальными произведениями представителей этой школы, а так же статьями из периодической печати и электронными ресурсами.
Что касается учебной литературы, то она представлена следующими учебными пособиями: П.С. Гуревич «Этапы развития социологической мысли», В. А. Бачинин «История Западной социологии», А.В. Воронцов «История социологии 19 – 20 века», П.П. Гайденко «История социологии в Западной Европе и США» и др.
Так же в процессе работы над данной темой были прочитаны статьи из периодической печати: журналы «Социс» и «Социальные институты и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература» следующих авторов: А.В. Николаева, И.В. Даниловой, Е.В. Мельшиной, Ю.Н. Попова. А так же были изучены статьи расположенные на электронных сайтах www.auditorium.ru, www.academ.ru, socio.rin.ru.
Затруднение было с поиском оригинальных произведений. Так как в целом виде не удалось найти ни одной работы, представителей данной школы При написании нашей работы мы использовали главы из произведений Л. Вирта «Гетто» и Э. Хьюза «Институты» опубликованные в журнале «Социальные институты и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература».
Объектом данной работы является деятельность представителей Чикагской школы. Предметом основные теории и концепции, разработанные учеными данной школы, это такие как: социально – экологический подход к изучению общества, город как объект исследования и концепция маргинальной личности.
Целью написания данной работы является анализ основных теоретических воззрений представителей Чикагской школы.
Основные задачи исследования:
Для решения поставленных нами в данной работе задач необходимо изучить указанную выше литературу. Проанализировать полученные сведения и на их основе сделать собственные выводы.
Как уже говорилось выше, проблемы, которыми занимались представители Чикагской социологической школы еще не решены и до конца не изучены, по этому по завершении данной работы планируется дать анализ основных причин и факторов, влияющих на распространение этих проблем.
При решении проблем связанных с адаптацией, маргинализацией, урбанизацией можно опираться на теории, которые содержаться в нашей работе.
В свое время деятельность ученых Чикагской социологической школы способствовала повороту социологии к изучению конкретных нужд, потребностей и интересов человека. Таким образом, опираясь на теории, разработанные в рамках Чикагской школы, можно будет решить проблемы, существующие в нашем современном обществе.
1.
Периодизация деятельности
Чикагской школы
«Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. Школа возникла на базе первого в США департамента социологии, организованного с момента создания нового университета в Чикаго в 1892 году. Сам университет был основан семейством Рокфеллеров, и при его создании царил дух приоритета ценностей филантропии и баптизма, а в практическом плане преобладающими социальными давлениями были непосредственная власть частного капитала и требование следовать установившимся образцам американского образа жизни».1
Американский исследователь Лестер Куртц выделяет три поколения Чкакгской социологической школы.
Первое поколение охватывает период развития с основания школы до первой мировой войны. Школа возникла на базе первого в США департамента социологии в 1982 году. Бесспорным лидером был А. Смол, будучи деканом департамента и главным редактором «Американского журнала социологии». С ним тесно сотрудничали ведущие профессора других департаментов Чикагского университета Джон Дьюи, Джордж Герберт Мид, Торстайн Веблен. Эти теоретики имели огромное влияние на своих современников. Именно благодаря им в теории и практике социальной жизни США начала века сформировалась мощная реформаторская традиция, а необходимость преобразований различных сторон жизни стала рассматриваться как один из главных приоритетов в общественном мнении США.
Самой большой заслугой первого поколения является установление тесных связей с городским правлением Чикаго и со всеми его административными службами. Именно эти социологи убедили людей, принимающих решения на разных уровнях городского самоуправления, что компетентное и эффективное решение острейших городских проблем возможно только на основе глубокой профессиональной социологической проработке с учетом как возможных альтернатив существующих решений, так и с анализом вероятных долгосрочных и среднесрочных последствий каждого из вариантов решений.
«Именно первое поколение Чикагской школы – Смол, Винсент, Томас, Хендерсон утвердили либерализм в качестве основной социально – философской доктрины социологической школы. Либерализм понимается в США как идеологическая ориентация, основанная на вере в значение свободы и благосостояния индивида, а так же на вере в возможность социального прогресса и улучшения качества жизни с помощью изменений и инноваций в социальной организации общества.
ЧСШ развивала корпоративную разновидность либерализма, суть которой состоит в убеждении, что без политического регулирования экономической жизни капитализм будет разрушен классовыми конфликтами. Чикагская школа выступила против неограниченной экспансии капиталистического господства, за цивилизованность, рациональность форм такого господства.
В
мировую социологическую
«У. Томас сформулировал концепцию социальной ситуации, которую он делил на три важнейшие составные части:
1)
объективные условия,
2) установки индивида и социальной группы;
3)
формулирование существа
В совместной работе со Знанецким Томас детально исследовал именно систему социальных установок и показал, что конфликты и социальная дезинтеграция с необходимостью возникают в случаях, когда индивидуальные определения ситуации личностью не совпадают с групповыми ценностями.