Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 19:10, доклад
Чикагская школа была первой институциональной академической школой в североамериканской социологии. По сути дела, в течение первой трети XX века Чикагская школа и была в основном социологией США. Американский историк социологии Деннис Смит в работе, посвященной этой школе, пишет, что «как сила, так и слабости Чикагской школы проистекают из столкновения между американским капитализмом и американским либерализмом» [3, р. 1]. Школа опиралась в мировоззренческом плане на протестантскую религиозную традицию, преобладающую в американской жизни, в социальном плане — на идеи реформизма, а в гносеологическом — на эмпиризм. Значительное влияние на методологические позиции школы оказала философия прагматизма, автор которой — Джон Дьюи также работал в эти годы в Чикагском университете.
Введение.
Глава I. Предыстория и предпосылки формирования Чикагской школы.
Глава II. Периодизация деятельности Чикагской школы.
Глава III. Город как объект исследования.
Глава IV. Концепция маргинальной личности.
Глава V. Символический интеракционизм и теория социализации Дж. Мида.
Заключение.
Литература.
Именно первое поколение
Чикагская школа развивала
В мировую социологическую
У. Томас сформулировал
1)объективные условия,
2)установки индивида и
3)формулирование существа
Будучи представителем
Флориан Знанецкий являлся представителем гуманистического направления в социологии, он считал основным предметом социологии социальные системы и выделял следующие их разновидности социальные действия, социальные отношения, социальные личности и социальные группы. Знанецкий ввел в социологии понятие человеческого коэффициента, означающее личностно значимый аспект человеческого опыта данного индивида. Его учет, по Знанецкому, обязателен при анализе деятельности личности и означает ее понимание социальной ситуации. Он занимался наряду с теорией социологии и исследованиями в области социологии знания, урбанистики, социологии образования. Знанецкий внес также важный вклад в развитие польской социологии первой половины XX века.
Второе поколение Чикагской
Роберт Парк (14 февраля 1864,Миннесота, США – 5 февраля 1944, Нэшвилл, Теннесси) - американский социолог, один из основателей чикагской школы, автор "классической" социально-экологической теории. Учился в университетах Миннесоты, Мичигана (в тот период сильно влияние на Парка Дж. Дьюи); в Гарварде (влияние психологии У. Джемса, Г. Мюнстерберга, философии Дж. Ройса и Дж. Сантаяны), университетах Берлина, Страсбурга, Гейдельберга, где изучал социологию Зиммеля. Окончательно его философские взгляды оформились под влиянием В. Виндельбанда. Работал семь лет секретарем Б. Т. Вашингтона. Парк занимался расовыми проблемами в южных штатах; в 1913- 1914 преподавал в Чикагском университете; в 1936-1944 - в университете Фиск (Нэшвилл, Теннесси). Президент Американского социологического общества (1925) [5, с. 283].
Социология, по Парку, изучает
образцы коллективного
По мере продвижения к культурному порядку усиливаются социальные связи (пространственные, экономические, политические и, наконец, моральные), ограничивается свобода конкуренции, сдерживается биотическая стихия, и общество достигает оптимальной "соревновательной кооперации" и "согласия". Здесь вступает в силу формула "общество как взаимодействие". Взаимодействуют "социальные атомы", наделенные биосоциальной природой и конкурентоспособностью. Их социализация является основой и прообразом деления на "биотическое" основание и социальную надстройку в развитии общества. Если на макроуровне биотические силы проявляются в экологическом порядке, пространственном размещении социальных институтов, то на микроуровне биотическая природа человека (как условие его изначальной свободы) выражается в способности к передвижению, в пространственном взаимодействии, миграции. Миграция как коллективное поведение образует экологический порядок общества. Надстраивающиеся над ним экономический, политический и культурный порядок представляют собой в совокупности "организацию контроля" посредством экономических законов, права, нравов, обычаев-словом, "согласия"[5, с. 285].
Таким образом, по мнению
Третье поколение Чикагской
Главная его работа «
Большой резонанс в США
Третье поколение, помимо
Так, Луис Вирт (1897—1952) родился
в еврейской семье в Германии
и в четырнадцатилетнем
В своей урбанистической
Четвертое поколение Чикагской школы выделяет Деннис Смит и датирует его от начала 50-х годов, до нашего времени. Лидерами этого поколения он называет Герберта Блумера , Дж. Мид.
Глава
III. Город как объект исследования.
Основным объектом изучения для социологов Чикагской школы стали городские сообщества, прежде всего Чикаго. Город, в представлении Парка и его соратников, был не просто одним из
возможных объектов социологического интереса. Он был для них
«социальной лабораторией», в которой может быть досконально
изучена природа человека и цивилизации. Парк говорил о том, что город является естественной средой обитания цивилизованного человека. Город и городское окружение представляют собой наиболее состоятельную и в целом наиболее успешную попытку человека переделать мир по велению своего сердца. Однако это не только сотворенный человеком, но и мир, в котором ему нужному суждено жить. И далее: «В условиях городской жизни институты «прорастают» глубже, и это обычно делает город особенно преимущественным местом для изучения как этих институтов, так и социальной жизни вообще. Социальные институты «растут» прямо на наших глазах, процессы, которые стоят за этим, открыты для обозрения и, при известных обстоятельствах, — для эксперимента. Другая вещь, которая делает город выгодным местом для изучения социальной жизни, — это то, что в городе каждая характерная черта человеческой натуры не только видна, но и постоянно усиливается... Одной из притягательных сторон города является то, что каждый тип человека — преступника и нищего — так же хорошо, как и гений, может найти где-нибудь здесь подходящую компанию. Порок или талант, которые до этого подавлялись в интимном кругу семьи или в узких рамках маленького сообщества, находит здесь моральный климат, в котором он может расцвести. В результате скрытие стремления и подавляемые желания находят своё выражение где-то в городе. Город увеличивает, выворачивает наизнанку и рекламирует человеческую натуру во всех ее проявлениях, однако именно это делает его единственным местом, в котором открываются секреты человеческого сердца и изучаются человеческая природа и общество» [4, с. 509]
В
городских исследованиях