Однако разные дисциплины
сохраняют автономию своих парадигм.
При ближайшем рассмотрении, постмодернистский
конструктивизм столь же односторонен,
как и эссенциализм. Учитывая многомерность
самого феномена сексуальности и
ее связей с организмом, личностью,
культурой и социумом, единая, всеобъемлющая
теория пола и сексуальности принципиально
невозможна. Разные "теоретические
перспективы" в сексологии, которых
насчитывается без малого сорок,
по-прежнему остаются взаимодополнительными,
а учебники сексологии - эклектическими.
Важнейшие научные открытия относительно
сексуальности делают не "чистые"
сексологи, а ученые, твердо стоящие
на почве фундаментальных базовых
дисциплин (генетики, эндокринологии,
социологии, антропологии и т.д.) и
соответствующих научных парадигм.
Философия и "культурные исследования"
выполняют по отношению к ним
критическую функцию, показывая
недостаточность и ограниченность
монодисциплинарного (и вообще научного)
знания и выдвигая новые вопросы
и гипотезы.
- Перечисленные выше тенденции являются глобальными, но они по-разному проявляются в разных странах и социальных средах. Россия также имеет свою специфику.
- Историческая традиционная русская сексуальная культура, как на бытовом, так и на символическом уровне, всегда отличалась крайней противоречивостью. Жесткий патриархатный порядок, логическим завершением которой была пословица "не бьет - не любит", сочетается с фемининным национальным характером и синдромом "сильной женщины". Откровенный крестьянский сексуальный натурализм, не знающий закрытости и интимности, соседствует с суровым внемирским православным аскетизмом. Разобщенность телесности и духовности проявляется и в языке, и в телесном каноне, и в представлениях о любви. Изощренная матерщина и иное сквернословие соседствуют с отсутствием высокой эротической лексики. Это усугубляется сословными и классовыми контрастами.
Начиная, как минимум,
с XVII века, все цивилизационные процессы
в России проходят под влиянием во
взаимодействии с Западом, "цивилизация"
воспринимается как европеизация и
вестернизация и вызывает прямо
противоположные чувства. Одни видят
в этом прогрессивную индивидуализацию
и обогащение жизненного мира, а
другие - разложение и деградацию. Всевластие
бюрократического государства и
отсутствие четкого разграничения
публичной и частной жизни
затрудняет формирование автономных субкультур,
являющихся необходимой предпосылкой
сексуального, как и всякого другого,
плюрализма и терпимости. Отношение
к сексуальности и эротике
в России всегда политизировано и
поляризовано, а реальные проблемы
частной жизни при этом нередко
теряются.
Тем не менее, в России
XIX - начала XX в. происходили принципиально
те же процессы, что и в Европе,
и обсуждались они в том
же самом интеллектуальном ключе. Особенно
важную роль в развитии русской сексуально-эротической
культуры сыграл Серебряный век.
- Октябрьская революция прервала это поступательное развитие. Декадентская эротика была не нужна рабоче-крестьянским массам, а большевистская партия видела в неуправляемой сексуальности угрозу своей идеологии тотального контроля над личностью. К тому же советская власть уже в 1920-х годах столкнулась со сложными социально-демографическими и социально-медицинскими проблемами (дезорганизация брачно-семейных отношений, рост числа нежелательных беременностей и абортов, распространение проституции, ИППП и т.д.). Не сумев справиться с ними цивилизованным путем, Советская власть в 1930-х гг. обратилась к репрессивным, командно-административным методам (рекриминализация гомосексуальности, запрещение коммерческой эротики, ограничение свободы развода, запрещение искусственных абортов и т.д.) Идеологическим оправданием этой политики была уникальная большевистская сексофобия ("у нас секса нет"), с резко выраженным анти-буржуазным и анти-западным острием. С помощью репрессивных мер в СССР была выкорчевана сексуально-эротическая культура (эротическое искусство, научные сексологические исследования и какое бы то ни было сексуальное просвещение). Однако ее официально провозглашенные практические цели - укрепление семьи и нравственности и повышение рождаемости - не были достигнуты. Напротив, эта политика имела эффект бумеранга. Вместо повышения рождаемости страна получила рост числа подпольных абортов, а как только аборты были легализованы - заняла по этому показателю первое место в мире. Запрещение легального сексуально-эротического дискурса неизбежно низводит человеческую сексуальность до уровня немой, чисто физиологической, активности, делая ее не только примитивной, но и социально опасной и непредсказуемой.
- Как только репрессивный режим ослабел, сексуальный дискурс стал возрождаться, причем выяснилась не только чудовищная отсталость страны, но и то, что, несмотря на все репрессии и социальную изолированность от Запада, главные тенденции динамики сексуального поведения здесь те же, что и там - снижение возраста сексуального дебюта, эмансипация сексуальной мотивации от матримониальной, рост числа разводов, добрачных и внебрачных зачатий и рождений, повышение интереса к эротике, ресексуализация женщин и т.д. В том же направлении эволюционируют и сексуальные установки россиян. Причем, по данным всех эмпирических исследований, существенные сдвиги в этом направлении начались не в эпоху перестройки и гласности, а уже в 1960-х и особенно 1970-х годах. Подростки 1990-х годов только продолжили этот процесс. Отличие России от Запада заключается не в направлении развития, а в его хронологических рамках и в степени общественной рефлексированности. Сексуальное поведение и ценности петербуржцев середины 1990-х годов напоминают те, которые существовали в Финляндии в начале 1970-х годов, а структура сексуального поведения современных российских подростков похожа на то, что было типично для юных американцев начала 1970-х.
Второе существенное
различие - уровень рефлексивности.
В демократических странах Запада
сдвигам в сексуальном поведении
обычно предшествовали сдвиги в социальных
установках, которые выражались и
обсуждались публично. В России на
бытовом уровне дело обстоит так
же (иначе просто не бывает). Однако
цензурные запреты и ограничения
тормозят осознание этих сдвигов, которые
из-за этого кажутся неожиданными
и катастрофическими. Так было не
только при советской власти, но
и сейчас. Сегодняшние российские
политические и педагогические дебаты
о задачах и возможностях сексуального
просвещения зачастую идут на уровне
1950-х годов, а то и конца ХIХ
века. Многие важные проблемы, которые
открыто обсуждаются на любой
молодежной тусовке, профессионально
вообще не отрефлексированы и остаются
под запретом, дабы не вводить молодежь
в соблазн. Разрыв поколений в
вопросах сексуальной культуры в
России сейчас не только больше, чем
на Западе, но и чем он был во время
сексуальной революции 1960-70-х годов.
- Сдвиги в сексуальном поведении молодежи застали российское общество и государство врасплох и сопровождаются значительными социальными издержками. При этом глобальные демографические процессы, такие, как снижение рождаемости, органически сливаются с локальными, обусловленными социально-экономическим упадком и дезинтеграцией России (снижение уровня жизни, рост детской смертности, разрушение общественного здравоохранения и общая криминализация страны). Обсуждающие их политики и журналисты, вместо серьезной научной статистики, пользуются случайными, недостоверными данными, отбор и выводы из которых крайне политизированы. Отечественные данные не сравниваются с тем, что происходит в других развитых странах. В результате закономерные глобальные процессы зачастую принимают за местные, сугубо российские, вытекающие из специфически российских и трудностей. Сложные и противоречивые тенденции общественного развития примитивно объясняются "падением нравов", влиянием "растленного Запада", происками западных спецслужб и фармацевтических кампаний. Это приводит к крайне опасным результатам.
- Главный положительный результат ельцинского десятилетия в сексуальной сфере - достигнутое усилиями медиков значительное снижение количества нежелательных беременностей и абортов. Однако соответствующие российские показатели остаются одними из самых худших в мире. Успешная контрацепция требует не только материальных средств, но и наличия достаточно высокой общей сексуальной культуры. Между тем идея систематического сексуального просвещения молодежи была опорочена и заблокирована совместными усилиями коммунистов, церковников и коррумпированных СМИ, при активной финансовой и идеологической поддержке американских фундаменталистов из так называемого движения Pro Life. Начатый в 1996 г. и продолжающийся по сей день крестовый поход против сексуального просвещения отбросил страну на 20-25 лет назад. Заметно усиливаются гомофобия (декриминализация гомосексуальности в 1993 и ее депатологизация в 1999 году были осуществлены в России главным образом под давлением Запада), ксенофобия и антисемитизм.
Тем временем Россия,
в дополнение к прочим трудностям,
оказалась перед лицом вполне
предсказуемой эпидемии СПИДа и
ИППП, в предотвращении которых, как
показывает западный опыт, решающая роль
принадлежит сексуальному просвещению,
которого в стране нет и не планируется.
Продолжение нынешней
сексуальной политики (точнее - заменяющей
ее анти-сексуальной истерии), в сочетании
с другими неблагоприятными условиями
(низкий уровень жизни, низкая рождаемость,
высокая детская смертность, низкая
культура здоровья и особенно традиционная
нечувствительность россиян к факторам
социального и личного риска
и угрозы смерти, связанная с такими
культурно-историческими диспозициями
как фатализм, социальный мазохизм
и выученная беспомощность) создает
реальную возможность физического
вымирания и деградации страны. Общая
консервaтивная и aнти-зaпадная риторика
aдминистрации B.B.Пyтинa особых надежд в
этом отношении не внушает. Это делает
перспективы России в XXI веке довольно
мрачными.