- Индивидуализация и плюрализация сексуальностей реализуется в множественности сексуальных сценариев (скриптов), которые в принципе одинаковы у мужчин и женщин, но весьма неравномерно распространены в разных популяциях. Оценить их историческую и когортную динамику сегодня невозможно из-за недостатка эмпирических данных и концептуальной неразработанности проблемы.
Если говорить об
интра-индивидуальных сценариях, то за
некоторыми их компонентами стоят глубинные
личностные свойства. Например, важнейшая
психологическая черта молодых
мужчин, ведущих интенсивную сексуальную
жизнь и имеющих связи с
большим количеством женщин - любовь
к новизне и риску, с которой
коррелируют гипермаскулиность, физическая
привлекательность, эмоциональная
раскованность и повышенный уровень
тестостерона. Иными словами, эти
молодые люди сексуальнее своих
сверстников и полнее персонифицируют
в себе традиционные ценности маскулинности
- предприимчивость, смелость, раскованность,
любовь к риску и т.д. Возраст
сексуального дебюта и индивидуальный
стиль сексуальной активности старшеклассников,
включая "любовь к риску", коррелируют
как со степенью их физической зрелости
(точнее - с тем, как они ее воспринимают),
так и со стремлением скорее добиться
взрослого статуса, причем это верно
для обоих полов. Отсюда вытекает,
что одни и те же природные качества
дают молодым людям определенные
социосексуальные преимущества и одновременно
являются факторами социального
риска (девиантное поведение, склонность
к наркотикам, алкоголизму и сексуальному
насилию). Этот факт весьма существенен
для сексуального и всякого прочего
воспитания и образования молодежи.
- В прошлом изучение сексуального поведения часто строилось вокруг институтов брака и семьи. Этот ракурс проблемы, то есть сопоставление брачной, добрачной и внебрачной сексуальной активности, остается существенным.
Вопреки предсказаниям
радикалов, моногамный брак и юридически
неоформленные постоянные партнерские
отношения (сожительства) отнюдь не отмирают.
Как показывают результаты Всемирного
исследования ценностей, граждане постиндустриальных
обществ считают частную жизнь
важнее политической. Когда в 1990 году
население 43 стран опрашивали, какая
сфера жизни для них самая
важная, первое место - 83 % заняла семья.
Хотя "постматериалисты" значительно
терпимее "материалистов" относятся
к разводу, аборту, внебрачным связям
и проституции, они отнюдь не поддерживают
идею отмирания брака и семьи,
что же касается заботы о детях, то
ее ценность даже возрастает. В 1990-х
годах выросло число людей, согласных
с тем, что "для счастливого
детства ребенок нуждается в
доме, где есть и отец и мать".
Вообще "детские" и семейные ценности
явно находятся на подъеме. Это связано
с изменением понимания качества
жизни. По всем социологическим опросам,
включая данные самого Ингелхарта,
женатые люди больше удовлетворены
жизнью, чем одинокие, и т.д.
- Однако сами семейные ценности дифференцируются, на первый план выходят качественные показатели субъективного благополучия. Если традиционный брак является достаточно жестким социальным институтом, то современные партнерства и браки тяготеют к тому, чтобы быть "чистыми", самоценными отношениями, основанными на взаимной любви и психологической интимности, независимо от способа их социального оформления. Такие отношения значительно менее устойчивы, чем нерасторжимый церковный брак и даже буржуазный брак по расчету, основанный на общности имущественных интересов. Это означает неизбежное увеличение числа разводов и связанных с ними социально-психологических проблем. Актуальной задачей общества становится поэтому не только укрепление семьи, но и повышение культуры развода, от недостатка которой больше всего страдают дети. При этом те же самые процессы, которые порождают болезненные проблемы, нередко содержат в себе в средства их смягчения. Например, психологическая травма, причиняемая ребенку разводом родителей, смягчается осознанием того, что это явление массово, ты не один в таком положении.
- Типичная форма сексуального партнерства у современных молодых людей - так называемая серийная моногамия, когда человек живет одновременно только с одним партнером или партнершей, но эти отношения продолжаются не всю жизнь, а только какой-то более или менее длительный отрезок времени. Эта установка противоречит, с одной стороны, идее пожизненного брачного союза, а с другой - леворадикальным идеям о ненужности института брака и супружеской верности вообще. Отношение серьезных социологов к серийной моногамии сначала было ироническим, казалось, что она может существовать только в молодежной среде и при отсутствии детей. Но последние десятилетия показали, что подобная практика, нравится нам это или нет, становится все более распространенной, а связанные с нею социальные издержки могут быть компенсированы. В более образованной городской среде эта тенденция продолжится и в XXI веке, государству и системам социального страхования нужно к ней приспосабливаться.
Установка на возможную
временность сексуального партнерства
производна от высокой социальной мобильности,
которая делает любые социальные
идентичности и принадлежности (профессиональные,
территориально-этнические, конфессиональные
и т.д.) более изменчивыми и
сменными. С одной стороны, это
создает ситуацию ненадежности и
неопределенности, но с другой - увеличивает
степень индивидуальной свободы
и связанной с нею ответственности.
- Снижение возраста сексуального дебюта и автономизация подростковой и юношеской сексуальности от "внешних" форм социального контроля со стороны родителей, школы, церкви и государства создает множество опасных ситуаций, прежде всего - нежелательных беременностей, абортов и заражения инфекциями, передаваемыми половым путем (ИППП), последнюю угрозу сделал особенно серьезной СПИД. В 1970-х годах раннее начало сексуальной жизни повсеместно коррелировало с различными антинормативными и девиантными поступками (плохая успеваемость, пьянство, хулиганство, конфликты с учителями и родителями и т.д.). В дальнейшем эта взаимосвязь ослабела. Хотя раннее начало сексуальной жизни часто коррелирует у подростков с проблемным поведением и стремлением скорее повзрослеть, оно зависит как от социальных условий, так и от индивидуальных, личных особенностей подростка. Это необходимо учитывать в практике сексуального просвещения.
- Убедившись в бесплодности запретов и неэффективности семейного сексуального образования , большинство западных стран в конце XX в. пошли по пути создания общественных систем сексуального просвещения детей и подростков. Хотя в большинстве стран службы сексуального просвещения находятся в начальной стадии развития и плохо согласованы друг с другом, они уже дают положительные плоды, особенно в том, что касается уменьшения количества абортов и профилактики ИППП и ВИЧ-инфекции. Те страны, которые с этим запоздали (США), имеют значительно худшие демографические и эпидемиологические показатели. Нет сомнения, что в XXI в. усилия по сексуальному образованию подростков и молодежи будут продолжены, причем акцент делается не на запретах, а на убеждении и просвещении.
- Важные сдвиги происходят в сфере сексуальной морали. Само по себе моральное регулирование и оценка сексуальных отношений не исчезают, но они становятся более гибкими и реалистическими. При этом
а) уменьшается разрыв между повседневной, бытовой и официальной моралью (и, следовательно, становится меньше лицемерия) и б) суживается круг морально оцениваемых явлений.
- Число и тип сексуальных партнеров и конкретные сексуальные техники (что именно люди делают в постели) постепенно становятся исключительно делом личного усмотрения. Главным и единственным критерием моральной оценки сексуальных действий и отношений становится их добровольность, взаимное согласие партнеров, причем требовательность общества в этом отношении заметно повышается. Осуждению, а порой и юридическому преследованию, подвергается не только прямое сексуальное насилие, но и различные формы сексуального принуждения, на которые раньше не обращали внимания. Нетерпимость к сексуальному насилию и принуждению четко коррелирует с гендерным равенством, демократичностью и просвещенностью общества.
В связи с этим
возникает ряд теоретических
и научно-практических проблем - как
разграничить реальное насилие от условного,
игрового, можно ли устранить гендерную
асимметричность в процессе ухаживания,
сделать так, чтобы "да" всегда
было "да", а "нет" - всегда "нет",
или же некоторая неопределенность
и непредсказуемость, будучи фактором
риска, представляет собой неотъемлемый
компонент флирта и сексуальной
игры?
- Важный элемент современной сексуальной культуры - нормализация гомосексуальности, связанная с общим ростом социальной терпимости, ослаблением гендерной биполярности и эмансипацией сексуальности от репродукции. Хотя гомофобия и дискриминализация людей по признаку их сексуальной ориентации во всем мире остается серьезной социально-политической проблемой, по данным массовых национальных опросов, в последние 30 лет наблюдается заметный рост терпимости к однополой любви, особенно среди молодых (18-24 года) и более образованных людей, а также увеличение числа мужчин и особенно женщин, которые признают, что испытывали сексуально-эротическое влечение к лицам собственного пола (чаще всего в юности). Однако это не сопровождается ни увеличением числа гомосексуальных контактов (в момент опроса или на протяжении жизни), ни увеличением количества людей, считающих себя гомо= или бисексуалами. Исключительные гомосексуалы всюду составляют незначительное меньшинство населения.
Морально-психологическая
нормализация однополой любви влечет
за собой важные социальные последствия.
Она облегчает как самореализацию
геев и лесбиянок, так и их социальную
интеграцию. Уже в первой половине
XXI века однополые браки или домашние
партнерства будут легализованы
во всех цивилизованных странах, а дискриминация
людей по признаку их сексуальной
ориентации станет такой же юридически
и морально неприемлемой, как расизм
или антисемитизм. Однако результатом
ослабления гетероцентризма и гетеронормативизма
(признание гетеросексуальных отношений
как единственно нормальных) будет
не увеличение абсолютного числа
или удельного веса геев и лесбиянок,
а то, что люди перестанут бояться
влечения к лицам собственного пола
и категоризировать себя и других
по этому признаку (подобно тому,
как никто не классифицирует людей
по тому, предпочитают ли они блондинок
или брюнеток и как они относятся
к позиции "женщина сверху").
В демократическом обществе сексуальная
ориентация из политической проблемы
постепенно становится делом индивидуального
предпочтения. В научно-теоретическом
плане это актуализирует изучение
бисексуальности, сексологический
статус которой в настоящее время
неопределенен.
Де-демонизация
гомосексуальности одновременно означает
и ее де-поэтизацию. Однополая любовь
становится такой же разнообразной
и вариабельной, как разнополая,
а сексуальная идентичность - одной
из многих личных идентичностей. У некоторых
индивидов она может быть сменной.
Вместе с идеей монолитной гей-идентичности
рушится и популярная в последней
трети XX в. идея всеобъемлющей gay community.
- Нормализация гомосексуальности - первый случай социального признания индивидуально-групповых особенностей, не укладывающихся в прокрустово ложе полового диморфизма, гендерной биполярности и репродуктивной модели сексуальности. Постепенно такого же признания добиваются и другие сексуальные меньшинства (трансексуалы, трансвеститы, садомазохисты и др.). Это обостряет проблему соотношения социально-нравственных и медико-биологических критериев депатологизации и демедикализации сексуального поведения и его субъектов. Вопрос не в том, может ли человек размножаться, а может ли он быть счастливым полноценным членом социума и совместима ли реализация его сексуальных желаний с безопасностью окружающих людей.
- Плюрализация стилей жизни выводит многие старые проблемы из сферы исключительной компетенции психиатрии и сексопатологии и одновременно ставит перед клинической медициной новые задачи. Вместо того, чтобы безуспешно пытаться изменить необычный стиль сексуальной жизни своего клиента, по принципу "телеграфный столб - это хорошо отредактированная сосна", врачи и психологи помогают ему добиться максимально возможного благополучия в рамках его собственной индивидуальности, уменьшив связанные с ней специфические трудности и риски (применительно гомосексуальности - склонность к депрессии, применительно к садомазохизму - разграничение допустимого и недопустимого риска и т.п.).
- Принципиально меняется отношение общества к эротике. В XX в. ее включили в число предметов массового потребления, но консервативные силы часто использовали это в политических целях. Научные исследования показывают, что административные запреты на эротику большей частью неэффективны, а сами эротические материалы не приносят того вреда, который им приписывают. По мере ослабления сексуальных страхов населения, будут ослабевать и юридические запреты на сексуально-эротические материалы. Потребление эротики становится делом индивидуального усмотрения, а свобода получения и распространения сексуальной информации - одним из неотчуждаемых прав взрослого человека.
- Существенный сдвиг в сексуальных установках конца XX в. - нормализация аутоэротизма и мастурбации. Мастурбационная тревожность и чувство вины по этому поводу, отравлявшие жизнь бесчисленным поколениям мужчин и женщин, постепенно отходят в прошлое. Хотя многие люди продолжают считать мастурбацию опасной и постыдной (авторы британского национального опроса 1992 г. даже не решились включить вопрос о ней в свою анкету), эти страхи заметно ослабевают. Многие взрослые благополучно женатые люди не только дополняют ею свою партнерскую практику, но и считают ее автономной и самоценной формой сексуальной активности.
- Исключительно важной формой сексуального удовлетворения становится виртуальный секс, особенно для тех людей, которым по тем или иным причинам трудно реализовать свои эротические желания в обычных отношениях, лицом к лицу. Интернет - это и новая, не ограниченная даже государственными границами, служба знакомств, и возможность проиграть свои воображаемые сексуальные идентичности, и просто шанс выговориться. Как и всякое новое явление, это чревато определенными опасностями, прежде всего - возможностью отрыва от действительности и ухода из реальной жизни в виртуальную. Сексологи уже говорят об особой "виртуальной сексуальной одержимости". Но подвержены ей, как и "телемании", о которой много писали в середине XX в., главным образом люди с уже наличными коммуникативными проблемами и трудностями. К тому же виртуальный секс может использоваться и в целях сексуальной терапии.
- Меняются функции коммерческого секса (проституции). В последней трети XX в. в странах Западной Европы он практически перестал выполнять функцию сексуальной инициации подростков и юношей, это происходит сегодня в их собственной среде. Однако проституции остается прибежищем тех, кто по тем или иным причинам не может сочетать сексуальные отношения с любовными - секс без ухаживания, свобода от ответственности, анонимность, техническое разнообразие, возможность удовлетворить какие-то "неканонические", "странные" запросы, разновозрастность, секс вдали от дома, последнее убежище для несчастных, уродливых и больных, и т.д. Чтобы понять это, нужно изучать и типологизировать не только и не столько сексработниц и учреждения сексуального обслуживания, сколько их клиентов.
Выработать единую
стратегию и социальную политику
относительно проституции западные
общества в XX в. не смогли, даже две самые
сексуально либеральные страны - Дания
и Швеция - в этом вопросе решительно
расходятся.
- Самая трудная проблема, которую XX век оставил в наследство XXI-му, - отношение к детской сексуальности. В этом вопросе существуют две противоположные и одинаково важные тенденции.
С одной стороны,
в противоположность средневековой
идее имманентной чистоты и асексуальности
ребенка (хотя она сосуществовала с
идеей такой же имманентной детской
греховности, от которой ребенка
может уберечь только строгость
и родительский контроль), европейская
культура нового времени, особенно после
Фрейда, признает факт существования
детской сексуальности, которую
должны учитывать родители и воспитатели
и из которой вытекает также право
детей и особенно подростков на получение
сексуальной информации.
С другой стороны, западное
общество, в отличие от ряда древних
цивилизаций, остро осознает необходимость
защиты детей от сексуальных посягательств
и эксплуатации со стороны взрослых.
Отсюда - целый ряд социально-правовых
проблем, таких как легальный
возраст согласия, запрещение производства
и распространения детской порнографии
и т.д.
Поскольку дети - естественные
жертвы всех, включая и сексуальные,
злоупотреблений взрослых, покушения
на них всегда были частыми, они вызывают
сильную эмоциональную реакцию
со стороны общества. В конце XX в.
консервативные силы часто использовали
такие скандалы для разжигания массовой
истерии в средствах массовой
информации. В спорах на эти темы
зачастую непонятно, идет ли речь о
защите детей от сексуальных посягательств
со стороны взрослых, или от их собственной
пробуждающейся сексуальности. Чтобы
корректно поставить эти вопросы,
необходимо теоретическое уточнение
целого ряда понятий, включая понятие
"педофилии" и "сексуального совращения".
При этом неизбежно возникает
множество деликатных вопросов, например,
наличие потенциально эротических
компонентов в материнской и
отцовской любви, разграничение
осознанных и неосознанных мотивов
эмоциональной привязанности взрослых
к детям и т.д. Это не сексологические,
а психологические вопросы, которыми
предстоит заняться ученым XXI века.
- Индивидуализация и плюрализация сексуальных отношений обогащает сексуально-эротический репертуар и освобождает людей от многих древних табу и страхов, но одновременно порождает новые психосексуальные проблемы. Иначе просто не может быть, высшие человеческие потребности принципиально ненасыщаемы, их удовлетворение не имеет простых стандартных решений.
- Снятие и ослабление многих культурных запретов делает сексуальную жизнь более будничной, прозаической, подверженной манипулированию со стороны масс-медия. Самой массовой сексуальной проблемой в конце XX века стала скука, отсутствие сексуального желания - люди имеют все социальные и физиологические предпосылки для занятий сексом, но их просто не тянет к нему. Созданные масс-медия мифы порождают у людей завышенные, не принимающие в расчет их собственную индивидуальность, ожидания и требования к сексуальной гратификации, и неизбежно порождают разочарования. Сексуальная активность, какой бы высокой она ни была, не может заменить других форм личной самореализации. Главные трудности, с которыми будут сталкиваться люди XXI в., - не столько сексуальные, сколько коммуникативные - чувство одиночества, неудовлетворенная потребность в самораскрытии, любви и психологической интимности. В этом смысле психология любви - более интересный и перспективный сюжет, чем психология сексуальности, хотя возможностей для обобщений естественнонаучного типа в ней меньше.
- Изменения в характере сексуальных ценностей общества неизбежно порождают сдвиги в содержании самого сексологического знания. Их общая тенденция - "гуманитаризация". Прежде всего, это предполагает критическое отношение к жесткой нормативности, все равно - морально-религиозной или медицинской. Индивидуализация сексуальности означает перемещение акцентов с анализа ее объективных функций (чему служит то или иное сексуальное действие?) на изучение ее субъективных значений и смыслов (что оно значит для кого-то?). Если раньше ученые старались зафиксировать сексуальное поведение (кто, с кем, что, как часто и т. п. делает), то теперь их внимание концентрируется на изучении эротического воображения и мотивации (зачем и почему?). Для этого нужны гораздо более тонкие методы. С изменением сексологической тематики и проблематики упрощенные, редукционистские биолого-медицинские теории и модели уступают место более сложным и тонким социологическим, культурологическим и психологическим моделям.