Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:14, реферат
Развитие личности и формирование мировоззрения — очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций, как одного из важных стимулов развития и направляющей характеристики в мировоззрении личности, все больше привлекает к себе внимание ученых. Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим вектор мировоззренческой направленность личности. Являясь нераздельной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека. Формирование системы ценностных ориентаций личности претерпевает ряд изменений в течение жизни человека.
2. Ценность возникает в ходе практической деятельности человека.
Человек
- существо разумное. Следовательно,
любое его действие
Конечно,
не все результаты и не всякой
человеческой деятельности
3. Понятие "ценность" необходимо отличать от понятия "значимость".
Часто
понятие "значимость" употребляют,
как синоним слову "ценность".
Мера желания человеческой
Делаем вывод что ценность -- это положительная значимость. Соответственно значимость может быть и положительной и отрицательной. Понятие значимости шире, нежели понятие ценности.
4. Всякая ценность характеризуется двумя свойствами: функциональным значением и личностным смыслом.
Дадим
им определение.
Личностный смысл ценности -- это ее отношение к потребностям человека. Можно сказать, что с данный смысл зависит от 2-х факторов - от самого объекта, выполняющего функции ценности, и от самого человека. Постигая смысл вещи, человек определяет свою нужду в ней не только из природных потребностей, но и из потребностей, взращенными на воспитании обществом. Индивид смотрит на событие или вещь сквозь призму общества, традиционное отношение людей. Человек как ищет в вещах их родовую сущность, идею вещи, которая и является для него смыслом.
Интересный
момент, ведь смысл ценностей
для каждого человека может
быть разным. Ведь у каждого
свои ценностные ориентиры.
5. Ценности по природе своей объективны.
Здесь
могут возникнуть разногласия,
так как ранее я говорила
о том, что ценность возникает
из отношения к ней индивида.
Соответственно можно сделать
вывод, что ценность
И, тем не менее, субъективизация ценности, превращение ее в нечто односторонне, зависимое от сознания человека - неоправданны. Если рассмотреть этот вопрос со стороны предметно-практической деятельности субъекта, то мы убедимся, что ценность объективна. Формирование у людей ценностных отношений к окружающему миру происходит в процессе такой деятельности. Иначе говоря, предметно-практическая деятельность - основа того, что вещи или предметы окружающего мира, непосредственно обретают для общества или человека определенное объективное значение - ценность.
2.
Классификация ценностей
2.1
Ценностные ориентации
и их социальная
обусловленность
У
людей такой диапазон
Многообразие
ценностей, существующих в
Единого
критерия оценки ценностей не
существует. Поэтому сфокусируемся
на важных для жизни аспектов и выделим
следующие основания: по сферам общественной
жизни; по субъектам, или носителям ценностей;
по роли ценностей в жизни общества.
Классификация ценностей
"Витальные: жизнь, здоровье, качество жизни, природная среда и др.
Социальные: социальное положение, статус, трудолюбие, богатство, профессия, семья, терпимость, равенство полов и др.
Политические: свобода слова, гражданская свобода, законность, гражданский мир и др.
Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, порядочность и др.
Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение и др.
Эстетические: красота, идеал, стиль, гармония.
По степени распространенности духовные ценности могут быть общечеловеческие, национальные, сословно-классовыми, локально-групповыми, семейными, индивидуально-личностными.
Общечеловеческие ценности -- характеризуются тем, что признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. К ним относятся все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы нравственности (любовь и уважение к ближнему, честность, милосердие, мудрость, стремление к красоте и др.) Многие нравственные заповеди совпадают в мировых религиях, своеобразно отражаясь в основных правах человека.
Национальные ценности -- занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Но здесь необходимо помнить о словах Л.Н.Толстого: "Глупо, когда один человек считает себя лучше других людей; но еще глупее, когда целый народ считает себя лучше других народов" (Толстой Л.Н. Путь жизни. М., 1993. С. 157).
В отличие от общечеловеческих, национальные ценности более конкретны и более материализованы, для русского народа это Кремль, Пушкин, Толстой, труды Ломоносова, первый спутник и т.п.; для нас -- белорусской нации -- Софийский собор в Полоцке, крест Ефросинии Полоцкой, деятельность Ф.Скорины (Библия) и др., для французов -- Лувр, Эйфелева башня и др.
Значит, национальные духовные ценности -- это все то, из чего складывается специфика культуры того или иного народа.
Сословно-классовые ценности связаны с интересами и мироощущением отдельных классов и социальных групп. В послереволюционные годы они ярко воплотились в деятельности и идеологии Пролет-культа (1917--1932 гг). Его главная идея -- ненависть к "эксплуатирующим" классам, возвеличивание физического труда в противовес духовному, отрицание предшествующего культурного наследия. Сословно-классовые ценности предшествующего культурного наследия.
Локально-групповые ценности -- объединяют сравнительно небольшие группы людей как по месту их проживания, так и по возрасту.
Они
отражают некоторые социально-
Семейные ценности. Семья, по выражению В.Гюго, является "кристаллом" общества, его основой. Это -- общество в миниатюре, от физического и нравственного здоровья которого зависит процветание всего человечества. Отсюда огромная роль в становлении культуры передающихся из поколения в поколение семейных ценностей. К ним относятся все положительные фамильные традиции (нравственные, профессиональные, художественные или даже чисто бытовые).
Индивидуально-личностные
ценности включают в себя идеи и предметы,
особенно близкие отдельно взятому человеку.
Они могут быть позаимствованы в окружающей
социально-культурной среде или созданы
в результате индивидуального творчества."
[2]
[2] https://belportal.info/
Ценности
в жизни человека занимают
разные позиции. Одна
1. "Ценности,
имеющие второстепенное
2. Ценности
повседневного спроса и
3. Высшие ценности -- это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер."[3]
Стоит
заметить, что нет гарантий, что
классификация ценностей
[3] http://revolution.allbest.ru/
3. Ценностные
ориентации личности
"Ценностные
ориентации - важнейшие элементы
внутренней структуры личности,
закрепленные жизненным опытом
индивида, всей совокупностью его
переживаний. Они
Ценностные
ориентации - это внутренний компонент
самосознания личности, который
влияет на мотивы, интересы, установки,
потребности личности." [4]
По
развитию ценностных
Если
человек обладает теми или
иными качествами характера,
Информация о работе Ценностные установки и ценностные ориентации в структуре личности