Ценностные установки и ценностные ориентации в структуре личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 14:14, реферат

Описание работы

Развитие личности и формирование мировоззрения — очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций, как одного из важных стимулов развития и направляющей характеристики в мировоззрении личности, все больше привлекает к себе внимание ученых. Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим вектор мировоззренческой направленность личности. Являясь нераздельной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека. Формирование системы ценностных ориентаций личности претерпевает ряд изменений в течение жизни человека.

Работа содержит 1 файл

Ценностные установки и ценностные ориентации в структуре личности.docx

— 36.86 Кб (Скачать)

Ценностные  установки и ценностные ориентации в структуре  личности.

Введение 

     Развитие  личности и формирование мировоззрения — очень сложный и противоречивый процесс, подвергающийся множеству разнообразных влияний. Проблема ценностных ориентаций, как одного из важных стимулов развития и направляющей характеристики в мировоззрении личности, все больше привлекает к себе внимание ученых. Ценностные ориентации являются сложным психологическим феноменом, характеризующим вектор мировоззренческой направленность личности. Являясь нераздельной частью системы отношений личности, ценностные ориентации определяют поступки и поведение человека. Формирование системы ценностных ориентаций личности претерпевает ряд изменений в течение жизни человека.

     Ценностные  ориентации личности представляют собой  сложную динамическую структуру, которая  не только зависит от ценностей социума, но и несет на себе отпечаток индивидуальных и половых различий. Структурно-динамические характеристики системы ценностных ориентаций связаны с возрастно-половыми особенностями и особенностями интеллектуального развития, структурой личности и ведущими ценностями семьи.

     Динамика ценностных ориентаций имеет кризисные моменты, в течение которых происходит распад предыдущей и формирование новой  структуры ценностей. Понятие «ценностные  ориентации» имеет неодинаковое значение в различных областях науки. Тем не менее, Б.Г. Ананьев, подчеркивая связующий, обобщающий характер изучения ценностных ориентаций, писал: «Имеется общий центр, в котором сходятся исследования социологов, социальных психологов и психологов. Этим общим центром являются ценностная ориентация групп и личности, общность целей деятельности, жизненная направленность или мотивация поведения людей».

Исследования  ценностных ориентаций образуют два  уровня: теоретический и прикладной.

В философии  ценностные ориентации определяются как  продукт жизнедеятельности социальных групп и общностей, человечества в целом, которые существуют в  виде общественного идеала. Преломляются через призму индивидуальной жизнедеятельности  и входят в структуру личности, являясь одним из источников мотивации  ее поведения. Служат важным фактором социальной регуляции взаимоотношения  людей и поведения отдельного человека.

Философия уделяет внимание взаимодействию субъекта и объекта ценностного отношения. Это область рассмотрения объективной  истинности и отношения к ней  человека. Р.Е. Миронова выделяет различные подходы к определению ценностей в философии. Часть философов придерживается определения ценностей как материальных и духовных объектов или их свойств, способных удовлетворять материальные и духовные потребности субъекта (общества, класса, личности). Ценность появляется в процессе общения человека с окружающим миром, в котором предметы или явления удовлетворяют потребность человека.

В.П. Тугаринов делит ценности на материальные, социально-политические и духовные. Он писал: «Ценности суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны и прочее) людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения потребностей и интересов, а также — идеи и побуждения в качестве нормы, цели или идеала».

Другие  авторы связывают ценности с субъектно-объектными отношениями, где объект (материальный или духовный) вступает в отношения  и является значимым для субъекта (человека или социума). М.С. Каган считает, что «ценность объекта — это есть его отношение к субъекту, его роль в человеческой жизнедеятельности».

Ценность  возникает из практического отношения  людей к действительности. Это  отношение между объектом и человеческими  потребностями, которые несут отпечаток  исторической эпохи.

В.А. Василенко определяет ценность как «существенный момент универсальной взаимосвязи явлений, а именно момент значимости одного яв-

[32]

ления для бытия другого». Сторонники этого подхода (А.М. Коршунов, В.А. Василенко, Л.Н. Столович и другие) определяют ценность как феномен бытия, независящий от объективного отношения к нему.

О.М. Бакурадзе, Д.А. Леонтьев, И.С. Нарский, И.М. Попова относят ценности к общественным идеалам. В данных работах ценности относятся к области общественного сознания.

Общим для всех подходов является то, что  ценность предмета появляется тогда, когда  в нем видна возможность удовлетворения какой-либо потребности. Ценность возникает  на основе практической деятельности человека, как требующая своей  реализации возможность.

Социология  рассматривает ценности и ценностные ориентации как идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания  оценки субъектом окружающей действительности и ориентации в ней. Такой подход к проблеме ценностных ориентаций предполагает исследование их как компонентов  социума, выполняющих нормативные  функции по отношению к личности. В социологии ценностные ориентации и ценности рассматриваются как  связующее звено между ценностями общественного сознания и духовным миром личности, между общественным и индивидуальным бытием. Изучается  степень осознанности личностью  общественных ценностей, сила их воздействия  на поведение людей.

Понятие «ценность» впервые введено У. Томасом и Ф. Знанецким. Они используют понятие «ценность» в социологии, тогда как до них это понятие существовало только в философии. Авторы рассматривают понятие «аттитюд» как переживание смысла, ценности социального объекта. Структуре аттитюда посвящены работы Д. Креча и С. Крачфилда. Т. Парсонс впервые вводит понятие «ценностная ориентация».

Большое внимание уделил изучению ценностей  М. Рокич. Он определил ценности личности как «абстрактные идеи положительные или отрицательные, не связанные с определенным объектом или ситуацией, выражающие человеческие убеждения о типах поведения и предпочтительных целях».

Психологическая наука рассматривает ценностные ориентации тесно связанными с познавательными  и волевыми процессами, образующими  содержательную сторону направленности личности, основу ее отношения к  действительности. Психология уделяет  особое внимание регулирующей функции  ценностных ориентаций для возможного прогнозирования поведения человека. В психологических исследованиях  рассматривается роль ценностных ориентаций в формировании потребностей, целей, мотивации и мировоззрения личности.

В.А. Павловский и И.А. Раппопорт делят ценности личности по принципу профессиональной направленности.

В.А. Ядов разрабатывал теорию аттитюда и пришел к выводу о том, что аттитюд является менее крупным элементом структуры личности, чем ценностные ориентации. По мнению автора, ценностные ориентации представляют собой «систему аттитюдов относительно действительности. Эта система иерархична по ряду параметров, главный из которых — устойчивость самой системы.

[33]

Система аттитюдов, называемая ценностной ориентацией, выражает направленность личности на определенные нормы и ценности. Эта  направленность характеризуется когнитивными, эмоциональными и поведенческими компонентами». В.А. Ядов рассматривает ценностные ориентации как центральное звено личности, определяющее ее отношение к обществу, социальной группе, самой себе. Его подход предполагает формирование структуры ценностных ориентаций у человека на протяжении многих лет. В.А. Ядов отмечал, что эти изменения происходят постепенно и зависят не только от изменений социально-общественной среды, но и связаны с индивидуально-типическими изменениями в человеке. В.А. Ядов использует понятие диспозиций личности, которые образуют иерархическую систему. Вершиной ее являются мировоззрение личности, интегрированное посредством системы ее ценностных ориентаций. Диспозиционная структура определяет внутреннюю взаимосвязь мировоззрения и свойств личности.

В.А. Ядову удалось объединить понятия установки, отношения и направленности личности.

В.Н. Мясищев, описывая систему отношений личности, подчеркивал избирательность связей личности с окружающей средой. Такая избирательность определяется ценностью, которую представляет для личности объект, определяемый через «оценочные отношения» личности.

Все исследователи  подчеркивают регулирующую функцию  ценностных ориентаций, определяющих поведение личности, ее цели и мотивы.

Рассматривая  направленность личности Б.Г. Ананьев уделял особое внимание ценностным ориентациям: «направленность личности на те или иные ценности составляют ее ценностные ориентации».

А.Г. Здравомыслов определяет ценностные ориентации личности как ось сознания, «обеспечивающую устойчивость личности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности». Система ценностных ориентаций образует направленность личности, регулирует деятельность.

По мнению В.А. Ядова, система ценностей позволяет прогнозировать общую направленность поведения. Вместе с тем степень совпадения ценностей и реального поведения может колебаться, то есть ценностные ориентации не всегда непосредственно управляют поведением и поступками. В регуляцию поведения ценности включаются лишь в ситуации полной свободы выбора.

Сложная психическая природа ценностных ориентаций обуславливает силу их влияния  на всю структуру личности.

Умственная  деятельность под влиянием ценностей  приобретает более сосредоточенный  характер. Интерес как отношение, как мотив оказывает воздействие  не только на развитие мышления, памяти, воображения и других сторон сознания. Его воздействие проявляется  в воспитании морально-волевых черт, в развитии мировоззрения целостной  личности.

Формирование  ценностных ориентаций в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых  он находится. Становление и развитие

[34]

структуры ценностных ориентаций — процесс сложный, совершенствующийся в ходе развития личности. Люди одного возраста могут иметь различные ценности. Структура ценностных ориентаций людей одного возраста указывает лишь на общую тенденцию их развития, в жизни каждого человека пути развития ценностей могут быть различными. Однако, зная общую тенденцию развития ценностей в каждом возрасте и учитывая индивидуальный опыт, можно направлять развитие мировоззрения личности и соответствующим образом влиять на этот процесс.

С позиций  психологической науки ценностные ориентации можно определить как  значимые элементы структуры личности, формирующиеся в процессе ее социализации и выражающие направленность личности, внутреннюю основу ее отношений к  действительности. Система ценностных ориентаций поддерживает постоянство  направленности личности через сформированное мировоззрение и способствует целеполаганию  поведения.

Представляют  интерес исследования ценностных ориентаций во взаимосвязи с особенностями  личности и их влияние на успешность деятельности. Но работ, посвященных изучению зависимости эффективности деятельности коллектива от структуры мировоззрения его членов практически не существует. Это направление не менее важно для формирования успешных производственных коллективов в контексте изучения регулирующей и направляющей функции ценностных ориентаций в мировоззрении личности. 

Ценности в жизни человека и общества

Понятие ценности и  ее характеристика. Ценности и оценки

Классификация ценностей

Ценностные ориентации и их социальная обусловленность

Ценностные ориентации личности

Выводы

Заключение

Список литературы 
 

    Легко можно представить понятие "ценность" с позиции обыденного сознания. Для  каждого человека это, наверняка, то, что особо ценно в его жизни. Но полное содержание данного понятия, а особенно его природа, не так  уж и проста. Я постараюсь рассмотреть  данный аспект шире. Дать определение  с различных точек зрения: философии, психологии, практики.  

     В  чем же философский смысл понятия  "ценность"?  

Ценность  социальна по своей  сути и имеет объектно-субъектный характер.  

     Человек  - существо социальное, соответственно  и существование ценностей связано  с социумом. Более того, ценности  вне социума существовать не  могут. Вещи, события без их  сопряжением с социумом существовать  не могут, так как не будет  существовать критерия оценки. Это  относится не только к вещам,  созданным человеком. Многие не  зависящие от индивида объекты,  такие как природные, были задолго  до появления человека на земле.  Но о ценности и значимости  природы для общества мы имеем  право говорить, лишь в отношении  человека и природы. Так как  переосмысливание ценности природных  факторов в человеческом понятие  и есть создание ценности в  данном аспекте.   

Информация о работе Ценностные установки и ценностные ориентации в структуре личности