Благотворительность как основа социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации отмечена рядом существенных для общественного развития неблагоприятных факторов, связанных с проявлением негативных тенденций, касающихся увеличения социальной дифференциации, масштабов и глубины бедности, недостаточной значимости в структуре доходов населения, оплаты труда

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Благотворительная деятельность как субъект социальной работы…………5
1.1 Благотворительная деятельность: понятие, сущность, законодательная база…………………………………………………………………………………6
1.2. История развития благотворительной деятельности в России ………….16
2 Современные тенденции благотворительности в России………………..…20
Заключение……………………………………………………………………….30Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

курсовая работа - 3 курс (2).doc

— 188.50 Кб (Скачать)

     Совершенно  новой для современного благотворительного движения в России явилась форма  благотворительного фонда. Благотворительный фонд – не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели. Мировая практика знает несколько видов благотворительных фондов: государственные (основная часть средств формируется из государственного бюджета и направляется на решение задач государственного уровня; корпоративные (формируются за счет средств, переданных предприятиями или иными коммерческими юридическими лицами фонду); общественные (формируются за счет средств, поступивших от общественных организаций); частные (образованные вкладом одного гражданина или семьи); региональные (средства поступают из всех перечисленных выше источников, характеризуются участием в управлении представителей общественности и местных жителей и осуществляют свою деятельность в рамках конкретной территории и в ее интересах)15 Кроме того, на территории России широкую благотворительную деятельность ведут различные конфессии. Так, по инициативе Русской православной церкви в 1991 году в Священном Синоде был организован отдел благотворительности и социальных программ во главе с архиепископом Сергеем. В стране также действует благотворительная организация «Каритас» католической церкви, «Армия спасения» протестантской, «Хесед Хама» иудейской церкви, организация духовенства мусульман. Иностранные благотворительные организации действуют на территории в сложных условиях, так как процедура создания международной или иностранной благотворительной организации в России практически не урегулирована. 16

    Социальная  политика относится к числу наиболее актуальных проблем общественной жизни  и представляет важную область современной теории и практики социального управления. Ведущие ученые отмечают, что анализ состояния социальной политики государства и поиск ее альтернативных вариантов обсуждаются во многих странах мира. В условиях глобализации встают вопросы о способах организации социальной жизни, роли социальных взаимодействий и создании условий для реализации человеческих потребностей в современном индустриальном обществе. Даже в развитых социальных государствах стабилизация экономического роста зачастую сопровождается усиливающейся дифференциацией уровня жизни, что влечет ограниченные жизненные перспективы и возможности для многих групп населения (от женщин до мигрантов), вызывает обострение социальных проблем. Это доказывает необходимость изменения как самих приоритетов социальной политики, так и способов ее выработки, поскольку человек, повышение качества его жизни выдвигаются в качестве ключевых факторов многих современных концепций и моделей развития. Поэтому так актуально совершенствование теоретических представлений о характере и условиях протекания социальных процессов в стране. Оно должно служить основой формирования эффективных механизмов реализации социальной политики, обеспечивающих ее устойчивое функционирование.

    Вместе  с тем социальное развитие России в последние годы наряду с некоторыми позитивными тенденциями проводимых реформ характеризуется негативным и достаточно долговременным влиянием системного кризиса. Конституция Российской Федерации 1993 года провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В ситуации резкого падения уровня жизни значительной части населения, резкой социальной поляризации общества, высокой смертности, широкой криминализации всех сторон общественной жизни, сохранения безработицы, снижения доступности качественных образовательных, медицинских, бытовых услуг Правительство РФ вынуждено было радикально реформировать существующие социальные обязательства государства, приведя их в соответствие с реальными экономическими возможностями страны. В связи с этим в конце 1990-х годов обсуждаются новые принципы российской социальной политики, концепция адресной социальной помощи, повышение качества социальных услуг населению, стратегия активизации человеческих ресурсов, развитие гражданской инициативы.

    Важность  поставленных вопросов возвращает нас  к необходимости определения  социальной политики и ее целей, а  также роли благотворительности  в достижении этих целей. Государственная социальная политика - это действия государства в социальной сфере, преследующие определенные цели, соотнесенные с конкретно-историческими обстоятельствами, подкрепленные необходимыми организационно-пропагандистскими усилиями, финансовыми ресурсами и рассчитанные на определенные поэтапные социальные результаты.

    В результате коренной трансформации  российского общества изменились характер социальной политики и роль государства  как основного субъекта социальной политики, социальная политика все  более приобретает государственно-общественный характер, но тем не менее государство остается наиболее важным и влиятельным субъектом наряду с гражданским обществом. При этом для всех людей и социальных групп как объектов социальной политики государства существуют свои цели и задачи. Множественность и дифференцированность социальных целей - это нормальное и единственно плодотворное состояние для многосубъектного гражданского общества. Это вовсе не означает игнорирование важной для любого общества проблемы общественной консолидации, проблемы так называемой национальной идеи, проблемы формирования единой системы ценностей в современном российском обществе. Поскольку в демократическом обществе единство достигается не путем насильственного уничтожения и подавления разнообразия, а путем общественного взаимодействия, демократического компромисса, объединения социальных сил, то это служит основой многоцелевого характера российской социальной политики.

    В процессе возрождения российской благотворительности, начало которой было положено в середине 80-х годов, возникло большое число общественных организаций, создаваемых в порядке добровольного объединения граждан, действующих независимо от государства, по собственным программам для решения жизненно важных проблем особо нуждающихся категорий населения. Это обусловлено, по мнению некоторых исследователей, недостаточностью бюджетного финансирования социальной сферы, так как стратегия государственного развития ориентирована в первую очередь на решение экономических задач, без учета социальных последствий перевода хозяйственного механизма всей страны на новые экономические условия17.

    В сфере социальной политики не были проведены реформы, необходимые  для ее функционирования в новых  рыночных условиях, поскольку она  была нацелена на снижение роли государства  в социальной сфере, что выражалось, прежде всего, в резком сокращении государственной помощи предприятиям в финансировании их социальной инфраструктуры. Эти шаги привели к ее постепенному разрушению, поскольку в современных условиях предприятиям стало невыгодно содержать социальные учреждения. Кроме того, государство фактически отказалось от монополии на предоставление социальных услуг и тем самым в определенной степени стимулировало решение социальных проблем самими гражданами без его участия. Этим государство способствовало процессу формирования и активизации деятельности благотворительных организаций, объединений, фондов и др. Таким образом, можно предположить, возрождение благотворительности позволит государству в современных условиях решить многие социальные проблемы, что способствует снижению социальных конфликтов и напряженности, развитию демократии и самоуправления в России. Это очень важно сегодня как для достижения гражданского мира, так и для ориентации населения на социальную активность и социальную ответственность.

    Большинство исследователей сегодня изучают  историю и национальные традиции российской благотворительности. Анализ закономерностей развития благотворительной  деятельности, а также форм и методов  эффективного привлечения частного капитала для оказания социальной поддержки населению может стать историческим ориентиром для определения новых принципов управления благотворительностью, решения достаточно больших и сложных проблем в ходе становления гражданского общества. Помимо этого, исторический опыт и традиции российских благотворительных организаций, накопленные до 1917 г., помогут установить преемственность между становлением и развитием гражданского общества в России в конце XIX - начале XX в. и современным этапом формирования гражданского общества. Особое внимание в современных исследованиях уделяется изучению опыта по организации помощи и поддержке населению, что связано с осмыслением исторической практики благотворительной деятельности отдельных обществ, учреждений и частных благотворителей.

    Характеристика современной благотворительности как ответной реакции на явления социального, культурного, экономического и политического кризиса - довольно четкий показатель формирования нового гражданского общества. Современная структура благотворительного сектора представлена различными фондами: государственными, коммерческих организаций, частных лиц. Но отечественный благотворительный сектор имеет более сложную структуру, воспроизводятся и прежние структуры: различные общества, учреждения, церковные и приходские попечительства для особо нуждающихся слоев общества.

    В России существовали благотворительные  общества, имеющие богатые традиции: Литературный фонд, возникший в 1859 г. как общество для пособия нуждающимся  литераторам и ученым, Союз общества Красного Креста и Красного Полумесяца (Российский Красный Крест 1918 г.), Всероссийское общество глухих (1926 г.). Но в период с 1917 г. до середины 80-х годов большинство этих организаций имело характер государственных органов, так как они взяли на себя часть функций государства по обеспечению определенных категорий граждан и по реализации государственных программ в области социального обеспечения, здравоохранения, поддержке науки, образования, культуры и искусства. Благотворительные фонды, образованные при государственных органах власти, позволяют им получать дополнительные средства для реализации социальных программ в различных сферах - от образования до здравоохранения. Есть общества, общественные группы, фонды, защищающие отдельные слои населения: Межрегиональный фонд инвалидов и ветеранов афганской войны, Организация ветеранов органов внутренних дел Российской Федерации, Организация ветеранов войны и труда железнодорожного транспорта, Всероссийский фонд социальной защиты бывших военнослужащих и т.д. Таким образом, на протяжении длительного периода исторического развития нами накоплен огромный опыт по созданию различных форм социальной поддержки населения, где благотворительность занимает важное место18.

    Государство, будучи заинтересованным в поддержании  устойчивых социальных отношений, должно видеть в благотворительности один из важнейших рычагов управления и решения социальных проблем и, таким образом, способствовать развитию благотворительной деятельности, создавая благоприятные политические, экономические, правовые и организационные условия для ее развития. В середине 90-х годов были приняты Законы Российской Федерации "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" и др. Согласно существующему законодательству основными целями благотворительной деятельности были определены следующие: социальная защита и поддержка малообеспеченных граждан, социальная реабилитация безработных и инвалидов, помощь пострадавшим в результате стихийных бедствий, жертвам репрессий, беженцам, содействие деятельности в области образования, науки, культуры, спорта, здравоохранения, охраны памятников, защиты окружающей среды и т.д. Очевидно нарастающее противоречие между необходимостью создания более эффективной системой социальной защиты и развитием социальной благотворительности, с одной стороны, и игнорированием исторического опыта, отечественных традиций благотворительной деятельности - с другой.

    В условиях реформирования экономики  и развития различных форм собственности  требуют серьезной реорганизации управленческие структуры социальной сферы, системы социальных учреждений и служб. Научные исследования, международные и российские научно-практические конференции, сессии, которые проводят различные ассоциации (менеджеров России, социальных работников и др.), профессиональные союзы и объединения, свидетельствуют о том, что ученые и практики ведут огромную работу по изучению опыта российской благотворительности и социальной ответственности бизнеса. Так, в конце 2000 г. в Москве прошел учредительный съезд российских меценатов, где были представители 237 благотворительных организаций из 55 субъектов Российской Федерации и где было решено создать Союз благотворительных организаций России (СБОР). Подобная попытка уже предпринималась в 1910 г., но спустя четыре года Союз благотворительных организаций распался. О значение подобного события для возрождения традиций и современного развития благотворительности в России говорят следующие факты. По данным Британского благотворительного фонда CAF, совокупный бюджет всех российских некоммерческих организаций (куда входят, по их классификации, и благотворительные организации), в 1996 г. составлял 300 млн. долларов. Это Благотворительный фонд Владимира Потанина, Фонд Дмитрия Зимина "Династия", Благотворительный фонд "Открытое сердце" и др. Создаются формальные и неформальные объединения различных фондов и организаций, способных оказывать значительную помощь в решении социально значимых проблем: Союз благотворительных организаций России, Национальная ассоциация благотворительных организаций и многие другие.

    Большое развитие на рубеже веков получила благотворительная деятельность отдельных  компаний. По данным Союза благотворительных  организаций России, российские компании ежегодно расходуют до 11% чистой прибыли  на корпоративные социальные программы, благотворительную деятельность. Общий ежегодный объем пожертвований в стране на 2005 г. достиг 1,5 млрд. долл., что сопоставимо с объемами направляемых в эту сферу бюджетных средств. В Москве и регионах действует более 250 российских и зарубежных благотворительных фондов и организаций. Ежегодно проводятся всероссийские конкурсы "Российская организация высокой социальной эффективности", число его участников постоянно возрастает.19

    В докладе, подготовленном Ассоциацией  менеджеров России совместно с Программой развития ООН (ПРООН), представлен анализ роли бизнеса в общественном развитии и его взаимоотношений с властью, а также обзор современных тенденций в партнерских отношениях власти, бизнеса и общественных объединений. Документ основан на результатах опроса, в котором приняли участие более 200 представителей крупных российских компаний, государственной власти и экспертного сообщества. Исследование показало, что стимулы, побуждающие бизнес к социальному участию в России, отличаются от западных стандартов: 73% опрошенных предпринимателей основным мотивом социальных инициатив компаний назвали "административное давление". Такого же мнения придерживаются 75% чиновников и 60% экспертов, участвовавших в опросе. Среди приоритетов участия бизнеса в жизни общества предприниматели назвали поддержку учреждений культуры (40%), независимых инновационных фондов (35%) и гражданских организаций (33%). При этом 75% чиновников также считают, что необходимо поддерживать инновационные фонды, а 36% экспертов отдают предпочтение "строителям гражданского общества". Функции государства и бизнеса в развитии общества респонденты оценивают как взаимодополняющие. По их мнению, бизнесу принадлежит роль творческого начала, которое несет модернизацию и инновацию. При этом государство берет на себя охранительные, стабилизирующие и мобилизующие функции. Поэтому закономерно, что с 2006 г. в России начал действовать новый проект национальной инициативы - "Год благотворительности".20

Информация о работе Благотворительность как основа социальной работы