Благотворительность как основа социальной работы

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:43, курсовая работа

Описание работы

Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации отмечена рядом существенных для общественного развития неблагоприятных факторов, связанных с проявлением негативных тенденций, касающихся увеличения социальной дифференциации, масштабов и глубины бедности, недостаточной значимости в структуре доходов населения, оплаты труда

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1. Благотворительная деятельность как субъект социальной работы…………5
1.1 Благотворительная деятельность: понятие, сущность, законодательная база…………………………………………………………………………………6
1.2. История развития благотворительной деятельности в России ………….16
2 Современные тенденции благотворительности в России………………..…20
Заключение……………………………………………………………………….30Список использованных источников…

Работа содержит 1 файл

курсовая работа - 3 курс (2).doc

— 188.50 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..3

1. Благотворительная деятельность как субъект социальной работы…………5

1.1 Благотворительная деятельность: понятие, сущность, законодательная база…………………………………………………………………………………6

1.2. История развития благотворительной деятельности в России ………….16

2 Современные тенденции благотворительности в России………………..…20

Заключение……………………………………………………………………….30Список использованных источников……………………………………..……33 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

     Современная социально-экономическая ситуация в Российской Федерации отмечена рядом существенных для общественного развития неблагоприятных факторов, связанных с проявлением негативных тенденций, касающихся увеличения социальной дифференциации, масштабов и глубины бедности, недостаточной значимости в структуре доходов населения, оплаты труда. В таких условиях увеличивается численность социально незащищенных групп населения, нуждающихся в социальной помощи в виде различных мер поддержки со стороны государства и общества. В оказании такой помощи одним из значимых институтов гражданского общества выступают благотворительные организации, создание которых в последнее десятилетие  активизировалось. поэтому особого внимания требует благотворительная деятельность и оценка социально-экономических ресурсов этой деятельности в аспекте оказываемых социальных услуг населению.

       Благотворительность в России обусловлена характером сложившихся социальных отношений, ролью государства в общественной жизни, историческими традициями. Когда государственные структуры в достаточной мере не в состоянии справиться с теми или иными социальными проблемами, при том, что в связи с этими проблемами число нуждающихся в социальной помощи значительно, то возрастает роль благотворительной деятельности и благотворительных организаций

     Развитие  благотворительной деятельности сегодня  – актуальный вопрос, в связи  с тем, что в условиях перехода России к рыночным экономическим отношениям резко ухудшилось положение основной части населения, усилился кризис во всех сферах жизнедеятельности, социальная работа приобретает более индивидуализированный характер, обусловленный глубокими личностными интересами в решении социальных проблем. Справиться с этими проблемами только силами государственных структур не представляется возможным, поэтому возникает необходимость развития и поддержания благотворительной деятельности. Большинство исследователей сегодня изучают историю и национальные традиции российской благотворительности. Анализ закономерностей развития благотворительной деятельности, а также форм и методов эффективного привлечения частного капитала для оказания социальной поддержки населению может стать историческим ориентиром для определения новых принципов управления благотворительностью, решения достаточно больших и сложных проблем в ходе становления гражданского общества. Все выше сказанное показывает актуальность данной курсовой работы, целью которой является изучение благотворительной деятельности как основы становления социальной работы. Для раскрытия цели

необходимо  решить следующие задачи:

  1. Рассмотреть историю становления благотворительности в России.
  2. Раскрыть основные формы организации благотворительной деятельности.
  3. Изучить современные тенденции благотворительной деятельности.

      При написании данной курсовой работы были использованы нормативно-правовые акты, а также методическая и специальная литература. Исследованием по данной проблеме занимались и занимаются Е.Костина, Т.Арефьева, Н. Захарова, К. Кузьмин, Б.Сутырин и другие.

Предмет исследования: благотворительная деятельность

Объект  исследования: благотворительность как основа становления социальной работы.

      Курсовая  работа состоит из двух глав, введения, заключения. В первой главе рассматривается  благотворительная деятельность как субъект социальной работы (включены следующие разделы «Благотворительная деятельность: понятие, сущность, законодательная база», «История развития благотворительной деятельности в России»). Во второй главе курсовой работы представлена современные тенденции благотворительности в России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1 Благотворительная деятельность как объект социальной работы 
     

    1. Благотворительная деятельность: понятие, сущность,

    законодательная база 

     Благотворительная деятельность как социальный феномен  характеризуется целенаправленным вниманием к людям, не способных в силу субъективных или объективных причин обеспечить себе своими собственными силами минимально соответствующие уровню цивилизованного общества условия существования, оказание помощи людям в сохранении и организации своей жизнедеятельности, их материальной и духовной поддержки. В своем историческом развитии благотворительная деятельность приобретала различные формы – от милостыни к общественному призрению и далее к организованной государственной системе социальной защиты, сочетающиеся с различными видами общественной и частной благотворительной деятельностью. Общественное развитие вносило свои коррективы в содержание и трактовку понятий «милосердие», «благотворительность». Они исторически менялись, как изменялись масштабы и формы милосердной практики. Но неизменным было понимание того, что беды и немощи постигают человека, которым не каждый может самостоятельно противостоять и не до каждого в нужное время доходит забота государства. Поэтому им необходимо милосердное содействие со стороны тех, кто в состоянии (материально и духовно) добровольно осуществлять благотворение. Становится очевидным, что благотворительность является важной составной частью милосердной деятельности, направленная на оказание материальной помощи неимущим, это – добровольная и бескорыстная передача денег, имущества, услуг нуждающимся.

     Часто синонимом благотворительности выступает филантропия. В западных странах ее обычно называют каритативной деятельностью (от латинского языка caritas – любовь к ближнему). Значение этих понятий близко, но не одинаково. Филантропия – (переводится с греческого как любовь к людям) сначала определялась как благосклонность, благожелательное отношение к человеку, в новое время под филантропией стали понимать индивидуальную благотворительность. Большой энциклопедический словарь указывает, что это то же, что и благотворительность. Очень многие исследователи не дают различий между понятиями благотворительность и филантропия, считая их полностью идентичными. Благотворительность или филантропия – идентичные понятия, означающие оказание помощи как отдельным лицам, так и организациям; сострадание, сердечное участие в жизни больных, немощных, нуждающихся, материальное или иное поощрение общественно-значимых форм деятельности (защита окружающей среды, охрана памятников культуры, развитие образования, здравоохранения, спорта).1 Составной же частью благотворительности можно считать меценатство, то есть материальную, в первую очередь, а также организованную поддержку искусства лицами, обладающими значительными средствами и влиянием в обществе. В качестве мотива благотворительной деятельности многие ученые - исследователи отмечают милосердие. Милосердие – это сострадание, сочувствие; благосклонность, особое расположение, любовь. Милосердие это больше эмоционально-чувственный отклик на сострадания другого человека, нежели практическая помощь ему2. Сфера милосердия гораздо шире той области, где проявляется благотворительность. Милосердие проявляется и в семье, и в дружеском общении и между врагами и на войне. Милосердие означает смысловую интенцию субъекта благотворительности - способность к сочувствию, эмпатии и выражению его готовности к оказанию помощи, поддержке страдающего, а благотворительность выступает производным понятие, фиксирующим социальное действие по реализации определенных общественных и частных усилий в оказании этой помощи, поддержки.

     Современное общество диктует новые правила  социального взаимодействия, социальной помощи, в связи с чем появляются и новые формы благотворительности. Одной из таких форм является социальная поддержка – это содействие человеку в преодолении его жизненных трудностей. Она может оказываться как возмездной, так и безвозмездной формах. Кроме того, диапазон возможных жизненных трудностей, вызывающих, необходимость в социальной поддержке, гораздо шире тех, которые «обслуживаются» благотворительностью3 Отметим, что социальная поддержка бывает не только материальной, но и физической, социально-бытовой, правовой, психологической, педагогической.

     Таким образом, всякая благотворительность является социальной поддержкой, но не всякая социальная поддержка является благотворительностью. Благотворительность – это особая форма социальной поддержки, заключающаяся в безвозмездном оказании материальной помощи нуждающимся. Помимо социальной поддержки, сегодня развивается ещё одна форма благотворительной деятельности – это спонсорство. Данное понятие совпадает с термином дарения или пожертвования. Под спонсорством понимается осуществление юридическим или физическим лицом вклада (в виде предоставления имущества, результатов интеллектуальной деятельности, оказания услуг, проведения работ) в деятельность другого юридического или физического лица на условиях распространения получателем спонсорской помощи рекламы о спонсоре, его товарах4. Спонсорская деятельность способствует формированию и повышению имиджа спонсора в глазах его потенциальных клиентов. На спонсорскую помощь заключается договор, в котором оговаривается какую помощь оказывает спонсор, и какие виды рекламы ему за эту помощь предоставляет получатель помощи. В отличие от спонсорства благотворительное пожертвование не требует договора и обязательной ответной реакции благополучателя.

     Таким образом, рассмотрев основные формы благотворительной деятельности, стоит обратиться к самому понятию благотворительность.

     Благотворительность – оказание безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам; безвозмездная деятельность по сохранению и передаче материальных и духовных благ.5 Также благотворительность понимается в узком смысле как – оказание частным лицам или организациям безвозмездной помощи нуждающимся людям или социальным группам населения. В широком смысле – безвозмездная деятельность по созданию и передаче финансовых, материальных и духовных ценностей (благ) для удовлетворения насущных потребностей человека, социальной группы или более широких общностей, попавших в трудную жизненную ситуацию.6 Более широким по своему содержанию представляется определение, даваемое в федеральном законе «О благотворительности и благотворительных организациях»7. Благотворительная деятельность – это добровольная деятельность граждан и юридических лиц по бескорыстной (безвозмездной или на льготных условиях) передаче гражданам или юридическим лицам имущества, в том числе денежных средств, бескорыстному выполнению работ, предоставлению услуг, оказанию иной поддержки.

     Из  всего выше изложенного следует, что благотворительность во многом отличается от профессиональной социальной работы, которая выросла из неё. Но она строится на других организационных началах. Социальная работа четко регламентирована нормативно-правовой базой, организационно-управленческой структурой специально созданных учреждений и организаций. С социальной работой благотворительность в ее современном понимании сближает относительная институированность – наличие правового статуса, специальных организационных форм, участие в благотворительной деятельности не только частных лиц, но и коллективных субъектов.8 В тоже время благотворительная деятельность не так жестко регламентирована, что позволяет ей более гибко реагировать на возникающие социальные проблемы. Социальная помощь государству обязательна, все граждане имеют право на защиту государства и его социальных институтов. Благотворительная помощь не обязательна и четко не регламентирована, это добровольная помощь нуждающимся. Гончарова А.Н. описывает основные формы взаимодействия благотворительности с социальной работой следующим образом: во-первых, благотворительность как форма социальной работы, направленная на непосредственное оказание социальной и материальной помощи нуждающимся через различные благотворительные организации; во-вторых, благотворительность как дополнительный источник финансирования различных социальных программ, реализуемых социальными службами; в-третьих, социально-педагогическая деятельность, направленная на воспитание культуры благотворительности.

     Мотивация социального поведения (в том  числе и благотворительной деятельности) зависит от системы социальных диспозиций личности, ее готовности к определенному способу действий, которая включает, во-первых, общую систему ценностных ориентаций личности, во-вторых, система ее общественных социальных установок на определенные социальные объекты, в-третьих, система ситуационных социальных установок.

Система мотивов благотворительной деятельности включает в себя все три уровня. Высший уровень генеральный диспозиций, регулирующих общественную направленность социального поведения личности к альтруистическим поступкам и благотворительной деятельности. Доминирование диспозиций других уровней, определяют поведение в той или иной сфере деятельности, направлять поступков в отношение определенных социальных объектов и ситуаций – детерминируют выбор объекта благотворительности и форму благотворительной деятельности. Однако доминирующие мотивы благотворительной деятельности определяются системой ценностных ориентаций общества, особенностями социально-культурных условий, господствующих общественных идей9.

     Исследователи, изучающие развитие благотворительной  деятельности в истории России, пытались выделить основные мотивы, которые заставляют людей совершать благотворительные деяния. Но у некоторых авторов интерпретация мотивов благотворительной деятельности сознательно заужена. Так, марксисты, основным и единственным мотивом считают, стремление получить социальные дивиденды и налоговые льготы, чтобы улучшить свое положение. Ученые, ориентированные на поиск духовных корней социальной активности, склонны указывать только на религиозные, патриотические и культурно-эстетические причины благотворительности. Они считают, что нравственность может быть только в религиозных заповедях и не в чем ином.

Считается, что в основе стремления помочь другому человеку лежит – жалость и альтруизм. В своей нравственной философии добра Соловьев В.С. доказывает взаимосвязанность понятий жалость, милосердие и альтруизм. «Как стыд выделяет человека из прочей природы и противопоставляет другим животным, так жалость внутренне связывает его со всем миром живущих. Внутренним основанием нравственного отношения к другим существам может быть только жалость, или сострадание, а не сорадование, или сонаслаждение»10. Но жалость сама по себе не является еще достаточной основой всей нравственности, поскольку сердечная доброта к живым существам совместима с безнравственностью в других отношениях. Очень важно, чтобы оказывающий помощь осознавал и воплощал в своей деятельности идею: что другие люди похожи на него и относиться к ним нужно как к себе. То есть, необходимо на деле подтверждать основной принцип современной социальной политики и социальной работы: «уважение человеческого достоинства независимо от состояния его физического и психического здоровья, возраста, пола, вероисповедания и социального положения». Альтруизм – это нравственный принцип, заключающийся в бескорыстном служении другим людям, готовность жертвовать для их блага личными интересами; противоположен эгоизму. Альтруизм — заинтересованность в благосостоянии скорее других, нежели в собственном. Альтруистическое поведение противоположно эгоистическому и включает в себя стремление помочь другим.

Информация о работе Благотворительность как основа социальной работы