Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:05, реферат
Целью моей работы было ознакомиться и проанализировать различные подходы к изучению отклоняющегося поведения: биологические, психологические и социологические. Найти рациональное зерно в каждом из них, а также понять, какие теории наиболее действенны и популярны в настоящее время.
Существует утверждение, что с помощью анализа какой-либо одной психологической черты, конфликта нельзя объяснить сущность любого вида девиантного поведения. Вероятно, девиация возникает в результате совместного действия многих факторов (психологических, культурных, социальных).
Важная роль «Эго» в процессе развития личности отражена в понятии «сила Эго». Сила Эго – это способность личности к восприятию реальности, даже когда она чрезвычайно неприятна (без привлечения примитивных защит, подобных отрицанию). Сила Эго проявляется, как указывает О. Кернберг, в хорошей толерантности к тревоге, в контроле импульсов и сублиматорной деятельности. Проблемы личности (в том числе поведенческие) появляются тогда, когда защиты неадекватны или недостаточны для нормальной адаптации.
Согласно Фрейду, вследствие особого характера взаимоотношений с родителями у некоторых детей не вырабатываются самоограничения, и, соответственно, отсутствует основное чувство моральности. Некоторые ученые данного направления так же предположили, что у небольшого числа людей развивается аморальный или психопатический тип личности. Такие личности – это замкнутые в себе, лишенные эмоций личности, действующие импульсивно и редко испытывающие чувство вины. Они находят удовольствие в насилии как таковом. Однако почти все исследования, рассматривающие людей, обладающих подобными характеристиками, проводились среди осужденных в тюрьмах, что неизбежно влияло на изображение таких личностей в негативном свете. Если описать те же самые черты характера с положительной стороны, то получится совершенно иной тип личности, и не будет оснований утверждать, что люди такого типа имеют врожденную склонность к преступлениям.
В 60-е годы проводились исследования людей с чрезвычайно агрессивным поведением. Было обнаружено, что человек, систематически разбойничающий, имеет очень слабое чувство самооценки. Малейшая критика и замечание, особенно в присутствии посторонних, вызывают у него возмущение. Это проистекает из-за боязни потерять престиж. Для них характерен поразительно низкий уровень здравого смысла. Другой причиной повышенной агрессивности личности может быть слишком большой контроль. Очень пассивные люди с мягким характером, которые долго сдерживают свой гнев, особенно когда их провоцируют, могут, в конце концов, взорваться. Если бы такие люди меньше себя контролировали, они просто выпустили пар раньше и дело не дошло бы до крайности. Как говорят, «в тихом омуте все черти водятся». Однако чаще всего правонарушения являются импульсивными актами.
З. Фрейд ввел понятие о потенциальных “преступниках с чувством вины”- речь идет о людях, которые желали бы, чтобы их поймали и наказали потому, что они чувствуют себя виноватыми. Ими владеют побуждения к разрушению, и, по-видимому, они, считают, что тюремное заключение в какой-то мере помогло бы преодолеть их. Чувство вины вызывают действия, совершенные вопреки голосу совести. Личностные проблемы в равной степени могут быть как следствием недостаточно сформированного, так и проявлением слишком жесткого «супер-Эго».
Становление личности рассматривалось 3. Фрейдом как стадии психосексуального развития. Это последовательное прохождение стадий, на которых внимание оказывается направленным преимущественно на определенный участок тела – от оральной фазы через анальную и фаллическую к генитальной. Классическая теория драйвов (психических проявлений инстинктов) постулировала: если ребенок чрезмерно фрустрирован или получает чрезмерное удовлетворение на какой-либо стадии своего психосексуального развития, то он будет фиксирован на данной стадии.
Характер понимался как выражение подобной фиксации. Нарушения характера, а, следовательно, и поведения человека также объяснялись такой фиксацией. Например, если человеком пренебрегают в возрасте примерно полутора лет (оральная фаза) либо чрезмерно потворствуют на этой стадии, то это может вызвать формирование депрессивного склада личности. В зависимости от того на чем был фиксирован человек и что кажется в нем центральным, его характер описывали как оральный, анальный или фаллический.
Внутри психоаналитического течения и подходов, вышедших из психоанализа (неофрейдизм), существует еще несколько теорий, оказавших существенное влияние на современное понимание характера и поведение человека. Они включают идеи: аналитической психологии К. Юнга; индивидуальной психологии А. Адлера; теории травмы рождения О. Ранка; трансактного анализа Берна. Для объяснения отклонений поведения личности наиболее полезной оказалась теория Адлера.
Индивидуальная психология А. Адлера (1878-1937) помогает понять психологические причины многих форм отклоняющегося поведения. А. Адлер считал основным фактором, определяющим развитие индивидуальности, – главную жизненную цель. В общем виде – это цель достижения превосходства над другими. Ее конкретное содержание может быть чрезвычайно многообразно: стремление к власти, красоте, богатству, силе, известности, образованности и т. д. Цель достижения превосходства возникает в первые годы жизни как реакция на чувство неполноценности, которое в свою очередь вызывается переживанием своей слабости. Чувство неполноценности, по мнению Адлера, впервые возникает в 4-5 лет. Его усиливают два основных фактора. Во-первых, это врожденные дефекты (ослабленность здоровья, физические недостатки, слишком маленький рост). Во-вторых, это неправильное воспитание ребенка в семье (сверхпотворство, недостаток любви к ребенку). Чувство неполноценности обратно пропорционально тому, как ребенок справляется с требованиями среды.
В норме направленность на цель достижения превосходства гармонично сочетается с направленностью на сотрудничество с другими людьми (на основе чувства общности), так что личные достижения человека служат улучшению общественной жизни людей в целом. Любому нормальному человеку не чужд внутренний конфликт между чувством неполноценности и порождаемым им стремлением к самоутверждению (совершенству, превосходству).
Люди используют различные
пути для компенсации чувства
неполноценности. Одни пытаются подавлять
других или используют насилие. Другие
прибегают к «легальным»
При недостаточной или
извращенной компенсации
В случае нарушенного поведения
комплекс неполноценности сочетается
с неадекватной жизненной установкой
и неразвитым социальным чувством.
У аномальной личности доминирующей
жизненной направленностью
Итак, психодинамические концепции, раскрывающие глубинные механизмы личностного функционирования, прежде всего, позволяют ответить на вопросы: почему люди ведут себя определенным образом, какова мотивация их поведения и как она сформировалась?
Психологические теории преступления
имеют, в отличие от биологических,
рациональное зерно. Однако они в
лучшем случае могут объяснить лишь
некоторые аспекты
Сущность девиации нельзя объяснить только на основе анализа психологических факторов. В настоящее время большинство психологов и социологов признают, что особенности личности и ее мотивы, вероятно, оказывают важное влияние на ее виды девиантного поведения. Но, по-видимому, на основе анализа какой-то одной психологической особенности, конфликта нельзя объяснить сущность преступности или любого другого типа девиации. Более вероятно, что девиация происходит на основе сочетания многих социологических и психологических факторов.
Социологические теории отклоняющегося поведения
Процесс социализации (процесс
усвоения индивидом образцов поведения,
социальных норм и ценностей, необходимых
для его успешного
Одним из важнейших факторов обучения моральным ценностям и поведенческим нормам служит семья. Когда ребенок социализируется в условиях счастливой, крепкой и здоровой семьи, он обычно развивается как уверенная в себе и в окружении, хорошо воспитанная личность, воспринимающая нормы окружающей культуры как справедливые и само собой разумеющиеся. Ребенок ориентирован определённым образом на свое будущее. Если семейная жизнь в чём-то неудовлетворительна, то дети часто развиваются с пробелами в воспитании, в усвоении норм и с отклоняющимся поведением. Многочисленные исследования молодёжной преступности показали, что около 85% молодых людей с отклоняющимся поведением воспитывались в неблагополучных семьях.
Американскими исследователями в области социальной психологии, было, выявлено пять основных факторов, определяющих семейную жизнь как неблагополучную: сверхсуровая отцовская дисциплина (грубость, сумасбродство, непонимание); недостаточный материнский надзор (равнодушие, беззаботность); недостаточная отцовская привязанность; недостаточная материнская привязанность (холодность, враждебность); отсутствие сплочённости в семье (скандалы, враждебность, взаимная неприязнь). Все эти факторы оказывают значительное влияние на процесс социализации ребенка в семье и, в конечном счёте, на воспитание личности с отклоняющимся поведением.
Однако многочисленны также случаи проявления отклоняющегося поведения в совершенно благополучных семьях. Дело в том, что семья – это далеко не единственный (хотя и важнейший) институт в обществе, участвующий в социализации личности. Нормы, воспринятые с детства, могут быть пересмотрены или отброшены в ходе взаимодействия с окружающей действительностью, в частности с социальным окружением.
Когда нравственные нормы запрещают совершать некоторые действия, которые многие личности желают совершить, возникает другой феномен отклоняющегося поведения – нормы оправдания. Это культурные образцы, с помощью которых люди оправдывают осуществление каких-либо запретных желаний и действий без открытого вызова существующим моральным нормам.
Одним из наиболее важных аспектов социологического подхода является подчеркивание взаимосвязи конформности и отклонений в различных социальных контекстах.
Во-первых, в современных обществах существует множество субкультур, и поведение, считающееся нормой в одной субкультуре, может расцениваться как отклонение в другой.
Во-вторых, в обществе есть сильные различия между богатыми и бедными, и эти различия чрезвычайно сильно влияют на склонность к преступности представителей различных социальных групп. Одни виды преступлений – такие как карманные кражи или кражи со взломом – совершаются в основном людьми из беднейших слоев населения. Другие виды преступлений – растраты или уклонения от уплаты налогов – по определению совершаются людьми, имеющими, наоборот, высокое благосостояние.
В-третьих, само понимание того, что следует считать преступным поведением, может сильно меняться.
Рассмотрим различные
1. Теория аномии Э. Дюркгейма(1858-1917) подчеркивает роль нормативной неопределенности и дезориентации, вследствие чего жизненный опыт людей перестаёт соответствовать социальным нормам общества.
Вероятно, впервые социологическое
объяснение девиации нашло отражение
в теории аномии, предложенной Э. Дюркгеймом.
Он использовал эту теорию в своем
классическом исследовании сущности самоубийства.
Он считал одной из причин самоубийства
явление, названное аномией (буквально
“отсутствие регуляции”, “безнормность”).
Объясняя это явление, он подчеркивал,
что социальные правила играют важную
роль в регуляции жизни людей.
Нормы управляют их поведением, и
они знают, что следует ожидать
от других, а также, что другие ожидают
от них. Их жизненный опыт (т. е. их удовольствия
и разочарования) более или менее
соответствует ожиданиям, обусловленным
социальными нормами. Однако во время
кризисов или радикальных социальных
перемен, например в связи со спадом
деловой активности и безудержной
инфляцией, жизненный опыт людей
перестает соответствовать
Чтобы наглядно показать воздействие аномии на поведение людей, Дюркгейм выявил, что во время неожиданных экономических спадов и подъемов уровень самоубийств, как правило, становится выше обычного. Он считал, что неожиданные упадок и процветание связаны с “нарушениями коллективного порядка”. Социальные нормы разрушаются, происходит дезориентация людей – все это способствует девиантному поведению.
Информация о работе Биологические, психологические и социологические теории отклоняющегося поведения