Биологические, психологические и социологические теории отклоняющегося поведения

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 23:05, реферат

Описание работы

Целью моей работы было ознакомиться и проанализировать различные подходы к изучению отклоняющегося поведения: биологические, психологические и социологические. Найти рациональное зерно в каждом из них, а также понять, какие теории наиболее действенны и популярны в настоящее время.
Существует утверждение, что с помощью анализа какой-либо одной психологической черты, конфликта нельзя объяснить сущность любого вида девиантного поведения. Вероятно, девиация возникает в результате совместного действия многих факторов (психологических, культурных, социальных).

Работа содержит 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 66.13 Кб (Скачать)

Введение

Во все времена общество пыталось подавлять, устранять нежелательные  формы человеческой жизнедеятельности  и их носителей. Методы и средства определялись социально-экономическими отношениями, общественным сознанием, интересами правящей элиты. Проблемы социального «зла» всегда привлекали внимание ученых. Философы и юристы, медики и педагоги, психологи и биологи рассматривали и оценивали различные виды социальной патологии: преступность, пьянство и алкоголизм, наркотизм, проституцию, самоубийства и т. п.

Целью моей работы было ознакомиться и проанализировать различные подходы  к изучению отклоняющегося поведения: биологические, психологические и социологические. Найти рациональное зерно в каждом из них, а также понять, какие теории наиболее действенны и популярны в настоящее время.

Существует утверждение, что с помощью анализа какой-либо одной психологической черты, конфликта  нельзя объяснить сущность любого вида девиантного поведения. Вероятно, девиация возникает в результате совместного  действия многих факторов  (психологических, культурных, социальных).

Так это или нет, я попытаюсь  выяснить в ходе работы. Обзор различных  теорий, на мой взгляд, дает возможность  получить относительно целостную картину  изучаемого явления в свете современных  знаний о нем.

 

 

 

 

 

 

 

 

Отклоняющееся поведение

Нормативные системы общества не являются застывшими, навсегда данными. Изменяются сами нормы, изменяется отношение к ним. Отклонение от нормы столь же естественно, как и следование им. Полное принятие нормы выражается в конформизме, отклонение от нормы – в различных видах девиации, девиантного поведения. Во все времена общество пыталось подавлять нежелательные формы человеческого поведения. Резкие отклонения от средней нормы, как в положительную, так и в отрицательную стороны грозили нарушением стабильности общества, которая во все времена ценилась превыше всего.

Социологи называют (в широком понимании) отклоняющееся поведение девиантным (франц. deviation от лат. deviare – сбиваться с пути). Оно подразумевает любые поступки или действия, не соответствующие писаным или неписаным нормам.

В узком понимании под девиантным поведением подразумеваются такие отклонения, которые не влекут за собой уголовного наказания. Иначе говоря, не являются противоправными. Совокупность противоправных поступков, или преступлений, получила в социологии особое название – делинквентное (буквально – преступное) поведение.

Отклоняющееся поведение  – собирательный термин, охватывающий три формы – девиантное, делинквентное и криминальное поведение, представляющие собой, по нарастающей, три степени нарушения социальных норм.

Оба значения – широкое и узкое – одинаково употребляются в социологии.

Отклоняющееся поведение  – это чрезвычайно широкий класс явлений: от безбилетного проезда до вандализма. При такой постановке следует говорить о формах и размерах отклонения. К основным формам девиантного поведения в широком смысле относят: пьянство и алкоголизм; наркоманию;  преступность; самоубийство; проституцию; гомосексуализм. Иногда к ним добавляют азартные игры, психическое расстройство, а также уголовные преступления.

Следует отметить, что отклоняющееся поведение может иметь для общества и позитивное значение. Социальные отклонения могут стать средством прогрессивного развития, преодоления консервативных стандартов поведения. Границы между отклоняющимся и неотклоняющимся поведением подвижны во времени и пространстве.

 

Биологические теории отклоняющегося поведения

Важным фактором, влияющим на поведение личности, несомненно, выступают внутренние, биологические, условия – та природная почва, с которой взаимодействуют любые  внешние условия. Биологические  предпосылки включают: наследственно-генетические особенности, врожденные свойства индивида (приобретенные во время внутриутробного  развития и родов), импринтинг (запечатление на ранних этапах онтогенеза).

Биологический фактор регулирует следующие характеристики индивидуального  бытия: индивидуальное своеобразие  процесса онтогенеза (в том числе  темпы созревания/старения); гендерные (половые) различия; возрастные особенности; физическую конституцию; здоровье и выносливость; состояние и типологические свойства нервной системы.

Некоторые из первых попыток  объяснения отклоняющегося поведения (в конце XIX - начале XX вв.) были по своему характеру преимущественно биологическими. Причину склонности к различным  девиациям видели во врожденных свойствах  человека. То есть основная предпосылка  всех теорий физических типов состоит  том, что определенные физические черты  личности предопределяют совершаемые  ею различные отклонения от норм. Сама по себе эта идея так же стара, как  человеческая история. В обществах  давно укоренились выражения: "лицо убийцы", "порочные черты лица" и т.п.

В XIX веке итальянский врач-психиатр и криминалист Ч.  Ломброзо (1836-1909) в 1870-х пришел к заключению, что некоторые люди рождаются с преступными наклонностями. Он предложил теорию физических типов, в которой связал преступное поведение человека с его анатомическим строением. Объектами пристального внимания были: череп, мозг, нос, уши, цвет волос, татуировка, почерк, чувствительность кожи преступника. Используя антропометрический метод, исследователь выделил примерно 37 характеристик «врожденного преступного типа», в их числе: выступающая нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая борода, приросшие мочки ушей, длинные руки, пониженная чувствительность к боли, что является признаками деградации к более ранним стадиям человеческой эволюции.

Ломброзо признавал, что  социальные условия могут влиять на развитие криминального поведения, но считал большинство преступников дегенеративными и умственно  отсталыми. Именно потому, что они  якобы не достигли полного развития как человеческие существа, их действия обычно не соответствуют установлениям  человеческого общества. Но ошибка Ч. Ломброзо заключалась в том, что он исследовал заключённых и не произвел обмеры обычных людей. Это сделал британский врач Ч. Горинг и нашел такие же физические отклонения у людей, которые не были никогда преступниками.

Теория физических типов Ч. Ломброзо, хотя и вошла в историю научной мысли, но была признана научно несостоятельной. Прежде всего, потому, что не прослеживались до конца причинно-следственные связи: было не ясно, то ли наследственность определяет склонность к девиантности, то ли другие, внешние факторы, влияющие, в том числе и на наследственность. Всем известны многочисленные случаи, когда индивиды с лицом херувимов совершали тягчайшие преступления, а индивид с грубыми, «преступными» чертами лица не мог и муху обидеть.

Отдельно можно рассматривать  такое продолжение «линии Ломброзо», как попытки связать девиантность со строением тела человека. Наиболее известными из этих попыток считаются типологии личности, разработанные Кречмером (1925) и Шелдоном (1954). Согласно представлениям этих авторов, людей можно разделить на три типа по их психофизической конституции: мезоморфный (атлетический) тип, эктоморфный (тонкий, хрупкий) и эндоморфный (тучный) тип.

Мезоморфы в большей степени  склонны к доминированию, активности, агрессии и насилию. Эктоморфы описываются, как робкие, чувствительные, нервозные, склонные к самоанализу и умственной деятельности. Эндоморфам свойственны умение ладить с людьми, добродушие и потворство своим желаниям; они обладают живым и веселым характером.

У. Шелдон сделал вывод, что наиболее склонны к девиантному поведению, нарушению законов люди со строением  мезоморфов. Несмотря на то, что эти представления отчасти подтверждались фактами, их критиковали за явное упрощение. В частности, не ясным остается вопрос, насколько указанная типология обусловлена собственно биологическими факторами, а насколько – тем, как сам человек воспринимает себя и тем, как его воспринимают окружающие. И если даже допустить, что существует общая связь между физическим строением человека и склонностью к правонарушениям, то это не проясняет вопрос о влиянии наследственности.

Другое направление биологических  теорий агрессии связано с исследованием  роли гормональных влияний на преступное и агрессивное поведение. Еще в 1924 американский ученый М. Шлапп, изучавший эндокринную систему преступников, выяснил, что треть обследованных им заключенных страдают эмоциональной неустойчивостью, связанной с заболеваниями желез внутренней секреции.

Особое место среди  биологических теорий занимает эволюционный подход, основанный на предложенных Ч. Дарвином законах естественного отбора и наследственности. Сторонники эволюционного подхода рассматривают различные аспекты человеческого поведения как проявление видовых наследственных программ, в то время как критики эволюционного подхода считают необоснованным перенос законов поведения животных на психологию человека. 
      Этологический подход К. Лоренца (1903-1989), развивающий идеи Дарвина, объясняет различные феномены человеческого поведения, например, агрессию, прежде всего врожденным инстинктом борьбы за существование. «Агрессия, проявления которой часто отождествляются с проявлениями инстинкта смерти, - это такой же инстинкт, как и все остальные, и в естественных условиях так же, как и они, служит сохранению жизни и вида». Данный инстинкт развился в ходе эволюции как биологически целесообразный. Сила агрессии, по мнению исследователя, зависит от количества накопленной агрессивной энергии и силы специфических стимулов, запускающих агрессивное поведение. У людей в отличие от животных широко распространено насилие в отношении представителей своего собственного вида. Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных, и, доказывая это на множестве убедительных примеров, К. Лоренц приходит к следующему выводу: «У нас есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурно-исторического и технического развития».

Современные исследования биологических  детерминант поведения человека активно осуществляются в нескольких отраслях: биологии, медицине, криминологии, физиологии и особенно – генетике.

Одним из немногих исключений являются исследования экстраверсии и нейротизма, проведенные во многих странах мира. Например, изучение 15 тыс. пар родственников в Америке, Австралии и Европе (1992) методом поперечных срезов, предпринятое шведским ученым Н. Петерсон, позволило сделать два основных вывода: свойства нейротизма и экстраверсии характеризуются генетической обусловленностью на протяжении всего онтогенеза; с увеличением возраста показатели наследуемости снижаются (особенно в случае нейротизма). 
      Поскольку нейротизм и экстраверсия влияют на различные виды поведения человека, можно считать отклоняющееся поведение генетически обусловленным (хотя и опосредованно). Например, Г. Айзенк, изучая связь поведения с индивидуально-типологическими особенностями заключенных, сделал вывод, что экстраверты более чем интроверты, склонны к совершению преступлений, что, по его мнению, детерминировано биологически. Другие исследователи отмечают устойчивую связь между химической зависимостью и такими характеристиками, как повышенная чувствительность и пониженная способность переносить стресс.

Во второй половине XX века делались попытки связать криминальные наклонности с определенным набором хромосом в генетическом коде. Известно, что нормальная женщина обладает двумя хромосомами типа X, а мужчины ХУ. Но у отдельных людей имеются дополнительные хромосомы типов Х или У. У мужчин, имеющих дополнительную хромосому типа У, наблюдается тяжелая психопатичность и для них характерна повышенная девиантность. Все они отличаются относительно низким интеллектуальным уровнем. Одним из доказательств данной связи считаются результаты генетических исследований У. Пирса, проведённые в середине 60-х гг. XX в. В ряде исследований, проведенных в тюрьмах усиленного режима, был получен результат, показывающий, что такое отклонение имел один из сотни заключенных, в сравнении с одним человеком на тысячу для обычного населения. Однако вскоре у исследователей появилась догадка, что этот результат объясняется малым размером выборок. Исследования на более крупных массивах населения показали, что мужчины с нестандартным набором хромосом не более склонны к совершению насильственных актов, чем с обычным набором.

Несмотря на то, что ген, отвечающий за какой-либо конкретный вид поведения, еще не выявлен, корреляция между  наследственностью и поведением признается многими специалистами. Среди других биологических факторов отклоняющегося поведения называют влияние гормонов (в частности, тестостерона). Даббс и Моррис (1990) на примере 4 тыс. ветеранов войны пришли к выводу о наличие связи между уровнем тестостерона и склонностью к антиобщественному поведению.

Попытки оценить влияние наследственности на различные формы поведения  людей применялись неоднократно. В Дании изучалось поведение 3500 близнецов мужского пола. Были исследованы  уголовные дела каждой пары. Результаты оказались более чем впечатляющими. Если один из моноклеточных близнецов, развившихся из одной яйцеклетки и имеющих абсолютно одинаковый набор хромосом, совершил серьезное  уголовное преступление, то в 50 процентах  случаев и другой совершал подобное. У двухклеточных двойняшек шансы  для другого совершить аналогичное  преступление снижались до 21 процента. А если учесть, что близнецы воспитываются  всегда в одной семье и окружающей обстановке, то можно сделать вывод: чем больше генетическое сходство, тем больше сходен тип правонарушения. Есть такие наблюдения в отношении  усыновления:  поведение усыновленных детей, совершивших впоследствии уголовные  преступления, больше походит на то, как ведут себя их биологические  родители, чем те, кто их усыновил.

Однако большинство социологов и психологов не поддерживают идею о том, что тенденция к отклоняющемуся поведению, совершению преступлений коренится  в генетике.

Информация о работе Биологические, психологические и социологические теории отклоняющегося поведения